Напоминание

Деформация и силы упругости


Автор: Давыдова Ирина Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: с. Спиридоновка, Волжский район,Самарская область.
Наименование материала: конспект урока
Тема: Деформация и силы упругости
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная)

школа при исправительно- трудовых учреждениях Самарской области

Конспект урока 10 «А» классе по теме

«Деформация и силы упругости»

Подготовила и провела:

Давыдова Ирина Николаевна,

учитель физики и математики филиала № 3

2021-2022 учебный год

Конспект урока 10 «А» классе по теме «Деформация и силы

упругости»

.

« След на Земле»

Цели урока:

образовательные: продолжить формирование понятия деформации, ознакомить

учащихся с видами и особенностями деформации,встречающихся в

технике,природе,методами борьбы с некоторыми из них,обеспечить усвоение и

закрепление нового материала;

развивающие:выделять главное в большом объеме информации при помощи опорного

конспекта,сопоставлять виды деформации между собой и природными процессами на

основе моделей и аналогий,делать выводы,развивать познавательный интерес;

воспитательные: продолжить формированиепредставлений о связи природы и

духовного мира человека, учить,находить и воспринимать прекрасное в

природе,искусстве и трудовой деятельности,применять полученные знания.

Оборудование: укрупненный вариант опорного конспекта,плакат«Начало всему»,

«Архитектурные сооружения», прибор для демонстрации деформации,губка,резиновый

шнур, лампочка в коробке,консервная банка,кость, часть стебля,пружина,гири,резиновая

игрушка, куриное яйцо;

(ученикам)- лист с заготовкой опорного конспекта,пластилин,губка,перо,резиновый

шнур,лист бумаги.

К концу урока обучающийся должен

Знать:

- понятие деформации, прочности, хрупкости, упругости;

- виды деформации;

- влияние деформаций на прочность конструкций.

Уметь:

- определять вид деформации;

-проводить эксперимент по определению деформаций;

- предложить способы увеличения или уменьшения нагрузки на тело.

Ход занятия

1.Оргмомент: приветствие и актуализация знаний.

«Строитель не может произвести истинно художественной работы, не понимая

законов представляемых им явлений»

- Вступительное слово учителя Давыдовой И.Н.:

- Я вас попрошу ненадолго отвлечься от реальности и вспомнить самое приятное время из

школьной жизни.(Каникулы)

- Да, конечно же, каникулы. Зимние, летние- не важно.

А где лучше всего проводить время на каникулах? (На рыбалке)

- Представьте, что вы идёте ранним летним, или зимним утром.

- Оглянитесь. Что вы видите? ( Следы)

- Да. За вами остаются следы. О следах и будем говорить на сегодняшнем уроке.

- Чтение стихотворения заранее подготовленным учащимся.

А ты? Входя в дома любые-

И в маленькие и в большие,

Прислушиваясь к звуку клавиш,

Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед?

Или незримый прочный след

В чужой душе намного лет?

- Что же такое след с точки зрения физики?

-Это деформация - ответы учащихся и формулировка темы урока.

Сегодняшний урок так и назовем « След на земле» и разговаривать будем о деформации.

II. Целеполагание.

- Как вы думаете, что нам предстоит сегодня изучить , на какие вопросы мы должны

найти ответ?

1)

вспомнить что такое

деформация;

2)

исследовать её различные

виды;

3) попробовать изобрести несколько способов увеличения прочности строительных

конструкций;

4) объяснить,почему лампочки продаются в гофрированных коробках (и консервы).

III. Работа по основной теме урока.

- Что такое деформация?

-Изменения формы тела.

(Продемонстрировать на пластилиновом шарике). Что стало причиной изменение его

формы?

Ответ и уточнение учащихся.

- Действующая на него сила. (Уточнить и дополнить определение явления деформации).

( Продемонстрировать тоже- самое с пластилиновым шариком и губкой или резиновой

игрушкой)

Одинаков ли конечный результат?

-В чем разница?(На пластилине остается след, а на губке нет, она приняла прежнюю

форму)

Определения вводит учитель.

-Деформации, которые не исчезают после прекращения действия в ней силы, называются

пластическими.

Деформации, которые полностью исчезают после прекращение действия внешних сил,

называются упругими.

Беседа учителя с учащимися (предлагают свои версии).

-Каждый человек на Земле оставляет след своих рук, своих творений. И недаром в народе

говорят, что настоящий мужчина должен посадить дерево,

вырастить сына и построить дом. Вот и займемся строительством

домов.

А для того, чтобы дома получились просторные, экономичные,

прочные необходимо изучить деформации, которые будут

испытывать отдельные их части.

-С чего начинается строительство дома?

-С фундамента, затем возводят стены.

-Как можно назвать деформацию,которую испытывает фундамент

и стены домов?

-Сжатие.

-Как можно назвать деформацию, которой подвергаются тросы подъемных кранов?

-Растяжение.

-Исследовать и сравнить два вида деформаций ( на примере бруска и резиновой ленты).

-При сжатии сила действует перпендикулярно поверхности тела в направление к его

центру, при растяжении от центра.

-Как изменяются расстояние между частями вещества при растяжении и сжатии?

-При сжатии расстояния становятся меньше, при растягивание больше.

-Как изменяется сила взаимодействия между частицами вещества?

-Сила взаимодействия увеличивается в обоях случаях, но при сжатии это сила

отталкивания, а при растяжении – сила притяжения.

-Как изменяется форма деформируемых объектов – их длина, площадь сечения?

-При сжатии длина уменьшается, площадь увеличивается, при растяжении наоборот.

Заполнение опорного конспекта.

- Учителем вводятся понятия абсолютного и относительного удлинения.

-Растяжения и сжатия – это простые виды деформаций, есть и более сложные.

- Можно ли найти такие части дома, которые одновременно испытываются деформации

растяжения и сжатия.

Эксперимент учащихся.

Подносят ладонь ребром к груди и медленно прогибают немного пальцы.Определяют ,

какой вид деформации испытывает кожа руки сверху и с низу. Самостоятельно дают

определение.

Такой вид деформации называют изгибом с демонстрацией на модели.

Как изменяются расстояния между частицами в верхнем, среднем и нижних слоях.

- В верхнем слое расстояния между частицами становятся меньше, здесь наблюдается

деформация сжатия. В нижнем слое - расстояния увеличиваются -это деформация

растяжения. Средний слой не испытывает деформаций.

-Что можно сказать о силах взаимодействия между частицами в верхнем, нижнем и

среднем слоях?(Силы максимальны в верхнем и нижнем слоях.Минимальны - в средн.)

-Да, здесь материал не «нагружен», не «работает». Значит, можно обойтись и без него. Но

нужно как-то соединить верх и низ. Как это делают строители (демонстрация на

картинкедвутавр, швеллер, балка с коробчатыми сечениями). Чем выгодны эти

конструкции?

(Они легкие и дешевые).

Обзор слайдов.(Деформация почв над большими пустотами – пещерами, шахтами,

обвалы и землетрясения).

-Какие же части дома испытывают деформацию изгиба?

-Потолки, полы.

-Потолки и полы подвергаются ещё одному виду деформации.

-Давайте выясним, как направлена сила, с которой опора действует на потолок, и сила с,

которой Земля притягивает потолок.

-Сила реакции опоры направлена вертикально вверх, сила тяжести вертикально вниз.

-Вид деформации, который тело испытывает в данных условиях, называется сдвигом

(деформируется на модели).

Что при этом происходит с вертикальными гранями? (Они отклоняются, угол наклона

называется углом сдвига)

-Что происходит с частицами вещества в горизонтальных слоях деформируемого тела?

(Смещаются.Если угол сдвига очень большой, то сдвиг переходит в срез)

-Какие детали дома устанавливают в последнюю очередь?(Окна и двери)

-Двери подвешивают с помощью шурупов на петлях. Как назвать деформацию, которую

испытывают шурупы, когда их вывинчивают?

-Деформация кручения.

(Продемонстрировать на резиновой трубе)

- Итак, какие же виды деформаций испытывают детали нашего дома? (Растяжения,

сжатие, изгиб, кручение, сдвиг) (всё заносят в конспект).

-Вы основательно исследовали виды деформаций, так что наш дом выдержит их и будет

прочным.

-Теперь обратимся к человеку. Его тело- это дом для души. Своеобразная конструкция

природы. Например, тело человека может не проследить за возникновением всех видов

деформации.

(Привести примеры самостоятельно, занести в конспект)

IV. Физкультминутка(учащиеся распределяются по группам для исследовательской

работы).

-Какая самая очаровательная деформация на теле человека?(Улыбка)

-Давайте посмотрим и улыбнёмся друг другу для хорошего настроения.

V. Работа в группах.

Теперь подойдет к практической и даже изобретательной деятельности. Вам предстоит

быть архитекторами.Команды из четырех человек ( каждая четверка представляет совет

архитекторов конкурирующих фирм)

Задание всем командам:

Взять два бруска – опоры, поставите их на небольшом расстоянии друг от друга и

положите груз. Какой вид деформации испытывает бумага?

- Изгиб

-Фирмы должны предложить способы увеличения прочности конструкции (чтобы она

выдержала вес). При этом можно: сдвигать и раздвигать опоры, изменять форму листа, но

использовать дополнительное оборудование нельзя.

1Фирма:

- Прочность зависит от толщины листа, поэтому лист можно сложить вдвое.

2Фирма:

Можно сложить бумагу в форме гармошки.

(На бутылки из-под фанты где давление жидкости больше ,поверхность гофрированная ;

форма шифера ;коробка из –под ксерокса )

В природе: листья манжетки .

В архитектуре: цирк в Москве

- Кстати жизнь человека похожа на гофрированную поверхность.

Если в жизни все гладко как лис бумаги , то при первой же большой нагрузке человек

прогибается и может сломаться .А если жизнь состоит из взлетов и падений, удач и неудач

,то человек становится крепче .

Трудности - своеобразный тест на прочность .

3 фирма:

Лист бумаги можно свернуть в трубочку ,что увеличить прочность.

-Да ,так же часто встречаются в природе .

Стебель растения ни как, кость пещерного медведя (большая берцовая кость человека

может выдержать вес машины «Волга».)

Есть еще способ?

Куриное яйцо. Почему оно не ломается,когда курица высиживает цыплят и ее тело давит

на него, а нежный цыпленок слабым ударом вскрывает скорлупу.

- Это объясняется формой.

Верно.

-Да, причина прочности в форме.

Обратите внимание на рисунок арки. Может ли камень сдвинутся под действием силы

вниз?

-Нет, его лишь придавит к соседям.

-Часть нагрузки он передаст соседним камням ,а те в сою очередь , последующим ,т. е

нагрузка распределится на всю поверхность , поэтому конструкция арки прочная.

(шахты ,тоннели, метрополитен)

-Древние сооружение Колизея, акведук,мосты.

И здесь можно провести аналогию с человеческой жизнью .

Если человек имеет много друзей, то часть трудностей и невзгод …

Дополняют учащиеся.

-Друзья возьмут на себя.

У Булата Окуджавы есть строчки:

«Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть по- одиночке»

Вернемся к плану урока. Всё ли мы выполнили?

-Вспомнили что такое деформация, исследовали ее виды, изобрели способы борьбы с

деформацией, но забыли про лампочку!

-В чем же причина ее прочности?

-В ее форме .

-Да и так еще раз к теме урока –«След на Земле».

VI. Заключение

- Мне тоже хочется оставить маленький след в вашей душе.

- Разные следы оставляют люди на земле: следы злобы и горя,следы добра и зла? любви и

ненависти.

Скажи, какой ты след оставишь?

Что ты оставишь на земле?

Где кроме горести и бед.

Любви струится мягкий след?

Какой же ты оставишь след?

-

Оставляйте после себя только добрые дела.

VII. Рефлексия – заполнение таблицы, закреплениеизученного.

След на Земле

Сжатие

Растяжение

Изгиб

Сдвиг

Кручение

1.Упругие …

2.Пластичные …

Легко

стть

От формы

Проч

ность

Деформация



В раздел образования