Автор: Москвитина Екатерина Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ СПКУ
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития личности
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность как средство развития личности
В начале XXI века важнейшей педагогической проблемой стало внедрение
в образовательный процесс средств и методик, которые помогают детям
«открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности
подростка становится не столько результативность в изучении школьных
предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного
познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Сейчас в нашем образовании наблюдаются следующие тенденции:
совершенствование традиционных методик и методов работы с учащимися,
поиски и разработка новых альтернативных технологий, более эффективных,
оптимальных, результативных, чем те, что существовали в прошлом.
Педагоги выполняют основную задачу, переходя к личностно-
ориентированным технологиям обучения. Изменяется содержание процесса
получения образования: это уже не процесс передачи суммы знаний или
информации, не повторение готовых результатов, а формирование
компетенций, опыта, самореализация на основе природных данных и
развития способностей ребенка.
Все чаще внедряются инновационные методы, новые образовательные
проекты, учебные курсы и даже образовательные программы. Благодаря
этому наше образование быстро обогащается новым опытом, подходами,
образовательными технологиями и методами. В результате - улучшение
качества обучения в наших школах, знания молодежи становятся
конкурентоспособными. Одним из таких методов, что существенно
обогащает учебный процесс современной школы, является метод проектов,
как «способ организации процесса познания учебного материала».
Необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность
в реализации ФГОС нового поколения.
1.
Основное отличие нового Стандарта заключается в
изменение результатов, которые мы должны получить на выходе
(планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
2.
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные
учебные действия (программы формирования УУД);
3.
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,
является системно-деятельностный подход;
4.
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного
подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично
вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью
соответствует заложенному в нем основному подходу.Проектная методика
относится к личностно-ориентированному обучению.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных
потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и
субъект приоритетный; она является целью образовательной системы
(разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством
достижения какой-либо отвлечённой цели.
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности
учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс
базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность
выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения
(индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной
деятельности.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным
достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и
ценности.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение
уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы
учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование
своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Поиск и внедрение инновационных педагогических технологий обучения,
отвечающих потребностям сегодняшнего дня - основная задача метода
проектов.
А.С.Макаренко в результате своей новаторской педагогической деятельности
пришел к выводу о проектировании личности как субъекта педагогического
труда. Такое мнение не раз высказывал В. Сухомлинский, многогранное
педагогическое наследие которого пронизывает идея проектирования
человека.
Целью проектной деятельности является понимание и применение
учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении
различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель,
описать основные шаги по достижению поставленной цели,
концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее
использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять
план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен
проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в
соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к
технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются
следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения
поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия,
привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в
информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя,
консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность также связана с учебно-исследовательской
деятельностью школьников, но по ряду признаков она отличается тем, что:
во-первых, в отличие от последней, проектная технология имеет целью
всестороннее тематическое исследование проблемы и разработку
конкретного конечного результата; во-вторых, главным результатом учебно-
исследовательской работы является исследование истины, тогда как работа
над проектом предполагает, прежде всего, получение практического
результата; в-третьих, проект является результатом прежде всего
коллективных усилий исполнителей, потому что на завершающем этапе
деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ ее
полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада
каждого участника.
Таким образом, если учебно-исследовательская деятельность является
индивидуальной по своей сути и направленная на получение новых знаний,
то целью проектирования является выход за рамки отдельного исследования,
развитие чувства ответственности, самодисциплины, способности к активной
общественной роли и самоорганизации, умение планировать свою работу и
время, желание делать свое дело качественно и умение представить
результаты своей работы. Такой процесс осуществляется как в процессе
обучения, так и в ходе специально организованной внеклассной и
внешкольной деятельности учащихся.
Заслуживает внимания при организации проектной деятельности создание
мотивационной ситуации и поддержание его в процессе работы. Согласно
«теории жизненного опыта» Дж. Дьюи действие, которое выходит по
собственной инициативе, приносит больше доказательства и значительно
повышает вероятность ее повторения, нежели действие, выполняемое
принудительно. Таким образом, мотивация школьника является очень
важной чертой проектной технологии.
Формируя мотивацию достижения успеха в процессе проектировочной
деятельности как основу для создания позитивной атмосферы, педагог может
использовать различные варианты мотивации учащихся для работы над
проектом, а именно: возможность получить интересную информацию и
самостоятельно выполнить задание; получить уважение сверстников; быть
лучшим; осознать полезность своей деятельности для других людей;
знакомство с новыми людьми.
Как правило, учащиеся имеют положительную мотивацию для
исследования в том случае, когда они получают не только учебный, но и
социальный опыт. Это происходит при следующих условиях: если их
исследование направлено на решение важной социальной проблемы; тема
исследования для учащихся является лично интересной, а процесс
исследования захватывающим. В то же время, важным в процессе
проектировочного исследования и то, что ученики должны чувствовать себя
в безопасности (физической эмоционально) автономными (независимыми)
успешными (компетентными, творческими, профессиональными и
знающими) чувствовать, что их ценят и о них заботятся.
Основа проектной технологии на уроках литературы - стимулирование
интереса учащихся к проблеме осознанного выбора жизненных ориентиров,
определяющих будущее, а стратегические направления деятельности
учеников - учиться быть умными, здоровыми, полезными людям, быть
гражданами своей Родины, научиться составлять и реализовывать
собственные жизненные проекты в сложных условиях современности.
Метод проектов на уроках литературы должен рассматриваться как
реализация проблемного обучения и соответствовать уровням
самостоятельной и творческой активности учащихся, поэтому логично
рассматривать проектную технологию на уроках литературы как имеющую
определенное «практическое значение для современного процесса
обучения». Кроме того, это позволяет создать «наилучшие условия для
максимальной реализации личностного потенциала учащихся, самопознания
и усвоения способов саморазвития, самоутверждения, самореализации
личности».
Проектная технология на уроках литературы позволяет применять
активные и интерактивные методы ориентации учащейся молодежи на
духовные ценности народа («героическая история народа, выдающиеся
исторические фигуры, обычаи и обряды и т.д.»).
Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для
проектной деятельности.
На мой взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5-ом
классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие
проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися
художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть
совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника,
драматизация и т.д.
Применяя метод проектов, учу детей ставить цели к заданиям,
упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать
устно. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты:
написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в
картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по
теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.Элементы
проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в
этом есть педагогическая целесообразность.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность
почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным
творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи
помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление
кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания
по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало
каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что
нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем.
Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя
и обсуждать результаты своей деятельности.
Современность предъявляет серьезные проблемы развития и
совершенствования образования. От качества, глубины и объема знаний,
которыми овладевает подрастающее поколение, во многом зависит прогресс
общества.
Неоспоримым является тот факт, что в современной школе, кроме сугубо
традиционного обучения, все больше практикуются методы, приемы, задачи,
формы занятий, позволяющие ученику не репродуктивно воспринимать
новое, а побуждают, развивая приобретенные ранее умения и навыки,
самостоятельно приобретать новые знания, информацию, творчески все это
обрабатывать.
Поэтому цель, которая была поставлена в работе, трансформируется и
ведет к переосмыслению содержания и задач образования. И заключается в
том, чтобы воспитать личность, способную к взаимодействию со средой.