Автор: Москвитина Екатерина Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФГКОУ СПКУ
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по подготовке к основному государственному экзамену по русскому языку (устная часть)
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку
(устная часть)
В настоящее время на уроках русского языка и литературы все чаще
становится востребованной комплексная работа с текстом. Это связано с
подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации, единому
государственному экзамену по русскому языку, в которых наряду с
заданиями базового уровня, проверяющими языковую компетенцию
экзаменуемых (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли
расставлены знаки препинания в предложении и т.п.), содержит задания
повышенного и высокого уровня сложности, которые проверяют
лингвистическую компетенцию выпускника (способность опознавать
языковые единицы и классифицировать их), а также его коммуникативную
компетенцию (способность понимать высказывание, связно и логично
строить текст). Поэтому научить учеников грамотно анализировать,
интерпретировать текст – одна из важнейших задач учителя словесника. Не
случайно в рекомендациях по совершенствованию методики обучения
русскому языку в старшей школе указано, что именно работа с текстами
различных типов и стилей должна стать основополагающей.
Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное
рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики,
орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и
пунктуации. Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе
значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов,
морфем, звуков). Комплексная работа с текстом позволяет ученику проявить
знания, вырабатывает умение ориентироваться в языковом материале.
Трудную задачу (подготовить учеников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ) поможет
решить использование на уроках русского языка комплексного анализа
текста с 5 по 11классы. И считаю, что комплексный анализ текста на уроках
русского языка является не только главным средством подготовки к ГИА и
ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным
способом проверки знаний учащихся.
В своей работе над комплексным анализом текста с учащимися я в первую
очередь руководствуюсь возрастными особенностями детей, потому что эта
работа ведется мною с обучающимися 5-11 классов. Соответственно возрасту
составляю текст и подбираю задания к нему.
Само слово «текст» (лат. textus) означает ткань, сплетение, соединение.
Поэтому важно установить и то, что соединяется, и то, как и зачем
соединяется. В любом случае текст представляет собой объединенную по
смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами
которой являются связанность и цельность. Следовательно, тексты, с
которыми работают учащиеся, должны отвечать основным дидактическим
принципам.
Основные дидактические принципы текста
Общедидактические
Частнодидактические
- опора на общее развитие личности:
развитие трёх сфер –
интеллектуальной, эмоциональной,
волевой (учащийся должен уметь
преодолевать трудности).
- развитие познавательного процесса:
память, восприятие, внимание,
воображение, мышление, речь.
- отбор текста с позиций гуманизма:
текст должен быть выверен с чисто
лингвистической точки зрения на всех
ярусах: лексика, фонетика, орфоэпия,
орфография, морфология, синтаксис.
- текст должен привлекать с
эстетической точки зрения.
Текст должен отвечать следующим требованиям:
- информационная насыщенность текстового материала;
- отсутствие «привязки» к содержанию разных образовательных областей,
представленных в школьном курсе;
- соответствие возрастным особенностям восприятия ученика;
- соответствие читательским и жизненным интересам учеников;
- возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе данного
текстового материала
Проблема грамотности, являясь одной из злободневных в наше время,
должна нацелить учителя на подбор такого дидактического материала,
который на основе текста с помощью сближения многих языковых единиц
поможет научить учащихся грамотно общаться, используя письменную и
устную формы речи. В связи с этим любая работа, которая проводится на
уроках русского языка, наряду с языковой и лингвистической компетенциями
должна обеспечивать компетенцию коммуникативную. Использование текста
для решения данной задачи является одним из важнейших условий, так как
ушло в небытие выполнение обучающимися заданий с выбором только
одного правильного ответа, что совершенно не позволяло формировать
читательскую грамотность и смысловое чтение. В настоящее время в курсе
изучения русского языка работе с текстовым материалом должно уделяться
большое внимание и не только для того чтобы ликвидировать возникшие
проблемы, но и для того, чтобы обучающиеся и выпускники школы успешно
справлялись с различного рода диагностическими работами.
Лингвистический анализ текста даёт возможность подготовить учеников к
выполнению части В в ГИА и задания А1 – А26 в ЕГЭ.
В 9 классе большое внимание уделяю обучению создания творческих работ
(сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание
собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках
лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся
анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в
речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте
создаваемого высказывания.
Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает
следующие возможности:
- учащиеся овладевают новой областью языкознания –лингвистикой текста,
структурой его компонентов;
- создается единство развития речи, ее культуры;
- на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных
творческих работ;
- методика, ориентированная на текст, интегративна в том смысле, что в ней
взаимодействует грамматика, стилистика, психология речи, риторика.
На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных
предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление
текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание
текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов
(картинного, словесного), наложение готового плана на текст, определение
темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором
выражается основная мысль, отношение автора к
предмету речи),озаглавливание, анализ авторского заголовка, собирание
текста на кубиках, сравнение разных планов к одному тексту, выделение
структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по
данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным
словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной
теме. Понятие «текст» традиционно предлагаю вводить при сравнении
отдельных предложений и предложений, связанных по смыслу и
грамматически.
На уроке комплексный анализ текста использую по-разному. Комплексная
работа с текстом на уроках русского языка предполагает 2 этапа: анализ и
синтез. Работа на этапе синтеза способствует формированию важнейшего
коммуникативного умения – создавать собственный текст. Ведь именно
комплексный анализ текста позволяет произвести информационную
обработку (переработку) текста. А конечная цель обучения русскому языку –
создание учащимися собственного оригинального связного текста.
Урок русского языка в 11 классе, проводимый 1 раз в неделю, носит
повторительно-обобщающий характер. В 9 классе количество уроков – 2, но
на этом этапе обучения кроме подготовки к ГИА необходимо изучать
материал по синтаксису сложного предложения. Здесь мне на помощь
приходят микротексты. На основе комплексного анализа микротекста
происходит усвоение нового и закрепление уже известного материала. Но
начинать подготовку к выпускным экзаменам по русскому языку необходимо
с 5 класса, вводя элементы комплексного анализа текста.
Это может быть и 10-15 минут урока и целый урок, на котором изучается
новый материал, или урок повторения, или урок обобщения полученных
знаний, урок развития речи, а также урок контроля. К примеру, после
изучения определенной темы иногда вместо контрольного диктанта
использую именно комплексный анализ текста, который позволяет на одном
материале проконтролировать усвоение учащимися разных разделов
языкознания. Применяя данный метод, использую индивидуальную работу
учащихся с текстом и работу в группах через различные средства обучения:
мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Комплексный анализ текста использую и в качестве домашнего задания, но
это уже тогда, когда навык анализа текста с данным учащимся достаточно
хорошо отработан.
Таким образом, текст является мощным дидактическим материалом, с
помощью которого у учащихся формируются языковая, лингвистическая и
коммуникативная компетенции, проверяемые в ходе итоговой аттестации
(ОГЭ и ЕГЭ). Идея комплексного анализа текста не нова. Многие педагоги
этот вид работы не используют в своей практике, так как не считают
инновацией. Однако я придерживаюсь того, мнения, что все новое – это
хорошо забытое старое. А любой текст всегда будет оставаться текстом –
основной лингвистической единицей языка. В связи с этим, если мы возьмем
за основу комплексный анализ текста, о котором мы узнали благодаря Т. М.
Пахновой в прошлом столетии, и адаптируем его к новым условиям
образования, запросы общества и государства, то будем получать достаточно
хороший результат. Об этом я говорю с большой уверенностью, так как мои
обучающиеся и выпускники показывают высокие результаты, выполняя те
или иные диагностические работы и проходя государственную итоговую
аттестацию. Уже много лет комплексный анализ текста является тем видом
упражнений, по уровню выполнения которых определяют степень усвоения
учащимися материала учебной дисциплины «Русский язык» в основной
школе.