Автор: Чаленко Светлана Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: ст. Ольгинская
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубочек»
Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Аксайского района
средняя общеобразовательная школа № 1
ст. Ольгинской
Принято на заседания
педагогического совета
Протокол №____
от « ___» ______________ 20____г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 1
ст. Ольгинской
______________ Воробьев
М.М.
Приказ №
от «___»____________20___г
Дополнительная образовательная программа
Дополнительная образовательная программа
«Волшебный клубочек»
«Волшебный клубочек»
Направленность: художественно-эстетическая
Уровень программы: возраст обучающихся 9-11 лет
Количество часов в неделю: 1 час
Срок реализации: 2020-20201 у.г.
Составитель: Чаленко Светлана Федоровна
Рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, авторской
программы «Азбука вязания» Маргариты Максимовой ЭКСМО Москва, 2014г.
2020г
Введение
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая
свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и
фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.
Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие
творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно
из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного
производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого
спектра
человеческих
способностей,
развития
неповторимых
индивидуальных
физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в
образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию
творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче
формирования личности ребенка может отвечать организация кружка вязания на спицах
«Волшебный клубочек».
Пояснительная записка
Рабочая программа курса составлена на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
3.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;
4.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №
1726 - р);
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года
6.
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172
– 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
8.
Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ;
9.
Устав МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской
Ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия.
Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному
вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из
клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей.
Веками отточенное мастерство вязания спицами актуально и по сей день. Владение им
даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть
собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества
характеризуется красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки,
скатерти, одежду и элементы её украшения, игрушки и предметы быта.
2
Ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой
активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи.
Программа кружка «Волшебный клубочек» носит практико-ориентированный характер.
Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых
умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала
обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.
Программа разработана на основе авторской программы «Азбука вязания»
Маргариты Максимовой, расширенное издание 2014 года.
Образовательная программа «Волшебный клубочек» предназначена для учащихся
младшего школьного возраста (9-11 лет). Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы – 22 часа (с 01.12.2020). Режим занятий: 1 час в неделю.
Предусмотрена групповая форма проведения занятия.
Цель
программы –
развитие
творческих
способностей
и
нравственно-
эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.
В
процессе
достижения
поставленной
цели
необходимо
решить
следующие задачи:
1. Образовательные:
Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, крючком,
современными тенденциями в моде вязаных вещей;
Обучить
правильному
положению
рук
при
вязании,
пользоваться
инструментами;
Научить четко выполнять основные приемы вязания;
Обучить вязать узоры, используя схемы для вязания;
Познакомить с основным условным обозначениям;
Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
Привить интерес к данному виду творчества;
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение
довести
дело
до
конца,
взаимопомощь
при
выполнении
работы,
экономичное отношение к используемым материалам;
Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус;
Прививать основы культуры труда.
3. Развивающие:
Развивать творческие способности;
Развивать произвольность психических процессов;
Развивать образное мышление;
Развивать воображение и фантазию;
Развивать моторные навыки.
Программа кружковой работы вязания основана на единых подходах и принципах:
- использование разнообразных форм организации занятий;
- развивающий характер обучения;
- обеспечение психологического комфорта ребёнка;
- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности
3
Обучение проводится в двух направлениях:
- усвоение теоретических знаний;
- формирование практических навыков.
Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия.
Практическая часть - включает в себя навыки изготовления образцов вязания и
изделий.
Большое внимание следует уделять изготовлению декоративных изделий,
украшающих быт, и сувениров. В них с наибольшей полнотой проявляется
индивидуальный вкус хозяйки, теплота её рук.
Построение занятия, основывается на следующие структурные элементы:
Организационный момент.
Проверка выполнения работ
Изучение нового материала:
- теоретические сведения
- практическая работа
Рефлексия
Содержание программы (22 ч).
Занятие 1. Вязание - старинный вид рукоделия. Из истории вязания. Правила ТБ при
работе с вязальными инструментами.
Материалы и инструменты для вязания. Положение рук.
Разнообразие спиц (стальные, деревянные, пластмассовые, костяные),
разнообразие их по толщине и их использование в вязании.
Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.
Занятие 2. Вязание спицами. Набор петель. Технология набора петель
перекрещиванием.
Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.
Занятие 3. Лицевые петли. Лицевая петля или гладкая – самая простая в
исполнении. Технология выполнения лицевой петли и схематическое
обозначение и краткая запись (л. п.).
Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.
Занятие 4. Квадрат лицевыми петлями. Выполнение квадратного полотна
лицевыми петлями с ровными краями размером 10 х 10 см. Понятие ряд,
4
высота ряда. Закрепление петель.
Практическая работа: квадрат.
Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.
Занятие 5-6. Изнаночные петли. Технология выполнения изнаночной
петли и схематическое обозначение и краткая запись (изн. п.).
Квадрат изнаночными петлями. Выполнение квадратного
полотна изнаночными петлями с ровными краями размером 10 х 10 см. Технология
изготовления бахромы.
Практическая работа: квадрат
Материал: спицы, пряжа для ручного вязания
Занятие 7-8. Лицевая вязка. Технология выполнения лицевой вязки и ее применение в
изделиях. Изделие «Кошелёк». Выполнение полотна
лицевой вязкой. Определение размера изделия. Определение
горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель.
Занятие 9-11. Многоцветное вязание. Понятие об орнаменте. Сочетание цветов.
Понятие о холодном, тёплом и нейтральном цвете.
Упражнения: разноцветные полосы, смена цвета по диагонали, орнамент.
Изделие «Кошелёк». Выполнение полотна лицевой вязкой.Материал: спицы, пряжа для
ручного вязания, журналы.Сборка изделия. Украшение.Практическая работа: изделие
«кошелёк».
Материал: игла, нить для сшивания.
Занятие 12-14. Убавление и прибавление петель.
Различные
приемы
убавления
и
прибавления
петель.
Накиды.
Снятые
петли.
Провязывание 2-х петель вместе лицом и 2 петли вместе первую повернуть.
Способы оформления кромочных петель. Вязание образцов с помощью условных
обозначений. Разбор схем вязания.
Упражнения: «вставка-сетка», «мелкий рис», «двойной рис», убавление петель,
прибавление петель, способы вывязывания 2-х петель вместе.
Данными рисунками по желанию учащегося могут быть связаны мелкие изделия
(браслеты, чехлы для мобильника, карандашницы и пр.).
Технология соединения двух концов изделия крючком. Оформление готового изделия.
Практическая работа: вывязывание полотна.
Занятие 15-18. Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.
Схема узора. Обозначение петель.
Узор «Резинка». Узор «Шахматка». Узор «Путанка»
Данными рисунками по желанию учащегося могут быть связаны мелкие изделия
(браслеты, чехлы для мобильника, карандашницы и пр.).
5
Занятие 19-21. Жгуты. Особенности вязания.
Особенности вязания жгутов. Перемещение петель. Вывязывание из одной петли
несколько петель. Практическое вязание жгутов по схемам и образцам.
Упражнения: жгут из 6 лицевых петель, жгут «косичка». Отработка данных образцов
учащимися может производиться на вязании мелких изделий, например: прихватка,
сумочки-зверята.
Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение рук при вязании.
Вязание изделия. Самостоятельная работа по схеме и описанию. Консультации.
Контроль качества. Декоративная отделка изделия.
Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания.
Занятие 22. Итоговое занятие.
Организация выставки работ учащихся. Подведение
итогов.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количеств
о часов
Всего
Теория
Практика
I.
Вводное занятие
1
1
-
1
Знакомство с планом работы кружка.
Техника безопасности. История техники
вязания на спицах
Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как
выбрать хорошую пряжу»
1
1
-
II.
Основные приемы вязания спицами
20
6
14
2-3
Вязание спицами. Набор петель. Технология
набора петель перекрещиванием. Лицевые
петли. Лицевая петля или гладкая – самая
простая в
исполнении. Технология
выполнения лицевой петли, схематическое
обозначение и краткая запись (л.
2
1
1
4
Квадрат лицевыми петлями. Выполнение
квадратного полотна
лицевыми петлями с
ровными краями размером 10 х 10 см.
Понятие ряд,
высота ряда. Закрепление
петель
1
-
1
5-6
Изнаночные петли. Технология выполнения
изнаночной
петли и схематическое
обозначение и краткая запись (изн. п.).
Квадрат изнаночными петлями. Выполнение
квадратного
полотна изнаночными петлями с
ровными краями размером 10 х 10 см.
Технология изготовления бахромы.
2
1
1
6
7-8
Лицевая вязка. Технология выполнения
лицевой вязки и ее применение в изделиях.
2
-
2
9-11
Многоцветное вязание.
Понятие об орнаменте. Сочетание цветов.
Понятие о холодном, тёплом и нейтральном
цвете.
Схема орнамента.
3
1
2
12-14
Убавление и прибавление петель.
Различные приемы убавления и прибавления
петель.
Накиды.
Снятые
петли.
Провязывание 2-х петель вместе лицом и 2
петли вместе первую повернуть.
Способы
оформления
кромочных
петель.
Вязание
образцов
с
помощью
условных обозначений. Разбор схем вязания.
Упражнения:
«вставка-сетка»,
«мелкий рис», «двойной рис», убавление
петель,
прибавление
петель,
способы
вывязывания 2-х петель вместе.
3
1
2
15-18
Виды узоров их лицевых и изнаночных
петель.
Схема узора. Обозначение петель.
Узор «Резинка»
Узор «Шахматка»
Узор «Путанка»
4
1
3
19-21
Жгуты. Особенности вязания.
Особенности
вязания
жгутов.
Перемещение петель. Вывязывание из одной
петли
несколько
петель.
Практическое
вязание жгутов по схемам и образцам.
Упражнения: жгут из 6 лицевых
петель, жгут «косичка». Отработка данных
образцов учащимися может производиться
на
вязании
мелких
изделий,
например:
прихватка, сумочки-зверята.
3
1
2
22
Итоговое занятие. Выставка изделий,
изготовленных учащимися
1
1
-
Итого:
22
22
8
14
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество
часов
Дата
I
Вводное занятие
1
1
Техника безопасности. История техники вязания на
1
02.12
7
спицах. Виды пряжи. Виды спиц.
II
Основные приемы вязания спицами
20
2
3
Вязание спицами. Набор петель. Технология набора
петель перекрещиванием.
Лицевые петли. Технология выполнения лицевой
петли, схематическое обозначение и краткая запись
(л. п.).
1
1
09.12
16.12
4
Квадрат лицевыми петлями.
Понятие ряд, высота ряда. Закрепление петель.
1
23.12
5
6
Изнаночные петли. Технология выполнения
изнаночной петли и схематическое обозначение и
краткая запись (изн. п.).
Квадрат изнаночными петлями. Технология
изготовления бахромы.
1
1
13.01
20.01
7-8
Лицевая вязка. Технология выполнения лицевой
вязки и ее применение в изделиях.
2
27.01
9
10
11
Многоцветное вязание.
Понятие об орнаменте. Сочетание цветов. Понятие о
холодном, тёплом и нейтральном цвете.
Схема орнамента.
1
1
1
03.02
10.02
17.02
12
13
14
Убавление и прибавление петель.
Накиды. Снятые петли. Провязывание 2-х петель
вместе лицом и 2 петли вместе первую повернуть.
Способы оформления кромочных петель.
Вязание
образцов
с
помощью
условных
обозначений. Разбор схем вязания.
1
1
1
24.02
03.03
10.03
15
16
17
18
Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.
Схема узора. Обозначение петель.
Узор «Резинка»
Узор «Шахматка»
Узор «Путанка»
1
1
1
1
17.03
07.04
14.04
21.04
19
20
Жгуты. Особенности вязания.
Особенности вязания жгутов. Перемещение
петель. Вывязывание из одной петли несколько
петель.
1
1
28.04
12.05
8
21
Практическое вязание жгутов по схемам и
образцам.
1
19.05
22
Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных
учащимися
1
26.05
Итого:
22 ч
Планируемые результаты:
Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Предметные:
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу первого года обучения дети должны:
Знать (теория)
Уметь (практика)
Правила
безопасности
при
работе
с
колющими и режущими инструментами,
утюгом.
Соблюдать
правила
безопасности
при
работе
с
колющими
и
режущими
инструментами, утюгом.
Название
и
назначение
различных
материалов
(различные
виды
нитей,
синтепон, вата).
Самостоятельно подобрать крючок, нитки
для изделия.
Название
и
назначение
ручных
инструментов (ножницы, крючок, булавка,
сантиметровая лента и т.д.).
Правильно пользоваться инструментами.
Термины,
употребляемые
при
вязании
(воздушная петля, накид, лицевая петля,
изнаночная петля).
Оформить
готовое
изделие,
выполнить
окончательную
обработку
готового
изделия.
Простейшие
условные
обозначения,
используемые в схемах, понятие «раппорт»
Зарисовать условные обозначения и вязать
их.
Правила вязания прямого полотна, правила
прибавления и убавления петель.
Освоить технику вязания прямого полотна,
уметь прибавлять и убавлять петли, вязать
по простейшим схемам и описаниям.
Личностными результатами освоения учащимися курса вязания являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной о• развитие
трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации ум-
ственного и физического труда;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональ-
ной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
бережное отношение к ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического мышления при организации своей де-
ятельности;
9
Метапредметными результатами освоения курса вязания являются:
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-тех-
ническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на осно-
ве заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одно-
го из них;
проявление инновационного подхода к решению практических задач в про-
цессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию изделий;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельно-
сти с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельно-
сти в решение общих задач коллектива;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым
критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоре-
чий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельно-
сти и созидательного труда.
Контроль за реализацией программы
Важным
в
осуществлении
программы
данного
кружка
является
отслеживание
результатов.
Контроль
позволяет
определять
степень
эффективности
обучения,
проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям,
родителям,
педагогам
увидеть
результаты
труда,
создает
благоприятный
психологический климат в коллективе.
С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры,
кроссворды, карточки, устные опросы.
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и
аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению
изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения
различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами
узоров.
10
Текущие работы представляются на выставках. Выставка - форма итогового контроля,
осуществляемая
с
целью
определения
уровня
мастерства,
культуры,
техники
использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих
способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться
творческий приз.
Условия реализации программы
Работа кружка вязания на спицах «Волшебный клубочек» ведется с учетом
местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской.
Группа комплектуется с учетом возраста детей.
К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится
следующее:
- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и
психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся
у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы
и книги по вязанию.
С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами
техники безопасности.
Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять
внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать
занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все
задания педагога.
Учебно-методическое обеспечение
- методические пособия (статьи, рекомендации, сборники)
-презентации к занятиям: «Вязание спицами», «Вязание. Инструменты и материалы»,
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-
тематическим
планом
(по
каждой
теме),
возрастными
и
психологическими
особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Виды дидактического материала:
-образцы готовых вязаных изделий;
-таблицы, рисунки, схемы вязания петель, таблица «Условные обозначения»;
-тематические подборки журналов, книг;
-электронные образовательные ресурсы.
Материально-техническое обеспечение:
учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СЭС;
стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов
для вязания, образцов изделий;
доска настенная для размещения информации;
стенд для выставочных работ;
раздаточный материал для проведения занятий;
инструменты: ножницы, крючки, спицы, шило, линейки, угольники;
пряжа шерстяная и хлопковая;
11
образцы вязания крючком и спицами;
книги по рукоделию и журналы;
карандаши и ручки;
материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);
Литература для учителя
1
. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 2014г.
2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.
3. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.
4. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
5. Журналы по рукоделию.
Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
Журналы
«Сабрина»
-
Нижний
Новгород,
ЗАО
«ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
Журналы
«Вязание
для
взрослых».
–
М.,
Изд.
дом
«Ниола
21-й
век»
Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».
6. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
7.
Мулыги
А.Я.
Рукоделие
в
школе.
М.,
«Просвещение»,
1971.
–
173с.
8. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-
РОДНИК, 2011. – 128 с.
Литература для учащихся
1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 1991г.
2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.
3. Журналы по вязанию крючком и спицами.
12