Напоминание

Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубочек»


Автор: Чаленко Светлана Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: ст. Ольгинская
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Дополнительная образовательная программа «Волшебный клубочек»
Раздел: начальное образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Аксайского района

средняя общеобразовательная школа № 1

ст. Ольгинской

Принято на заседания

педагогического совета

Протокол №____

от « ___» ______________ 20____г

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 1

ст. Ольгинской

______________ Воробьев

М.М.

Приказ №

от «___»____________20___г

Дополнительная образовательная программа

Дополнительная образовательная программа

«Волшебный клубочек»

«Волшебный клубочек»

Направленность: художественно-эстетическая

Уровень программы: возраст обучающихся 9-11 лет

Количество часов в неделю: 1 час

Срок реализации: 2020-20201 у.г.

Составитель: Чаленко Светлана Федоровна

Рабочая программа разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего

образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в

Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, авторской

программы «Азбука вязания» Маргариты Максимовой ЭКСМО Москва, 2014г.

2020г

Введение

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая

свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и

фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие

творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно

из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного

производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого

спектра

человеческих

способностей,

развития

неповторимых

индивидуальных

физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в

образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию

творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче

формирования личности ребенка может отвечать организация кружка вязания на спицах

«Волшебный клубочек».

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе следующих нормативных документов и

методических рекомендаций:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

2.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

3.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р;

4.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №

1726 - р);

5.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования приказ № 1897 от 17.12.2010 года

6.

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 – 1844 «О примерных

требованиях к программам дополнительного образования детей»;

7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172

– 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного

образования детей»;

8.

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных

общеобразовательных (общеразвивающих) программ;

9.

Устав МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской

Ручное вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия.

Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному

вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из

клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей.

Веками отточенное мастерство вязания спицами актуально и по сей день. Владение им

даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть

собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества

характеризуется красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки,

скатерти, одежду и элементы её украшения, игрушки и предметы быта.

2

Ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой

активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи.

Программа кружка «Волшебный клубочек» носит практико-ориентированный характер.

Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых

умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала

обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.

Программа разработана на основе авторской программы «Азбука вязания»

Маргариты Максимовой, расширенное издание 2014 года.

Образовательная программа «Волшебный клубочек» предназначена для учащихся

младшего школьного возраста (9-11 лет). Программа рассчитана на 1 год обучения.

Объем программы – 22 часа (с 01.12.2020). Режим занятий: 1 час в неделю.

Предусмотрена групповая форма проведения занятия.

Цель

программы

развитие

творческих

способностей

и

нравственно-

эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В

процессе

достижения

поставленной

цели

необходимо

решить

следующие задачи:

1. Образовательные:

Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, крючком,

современными тенденциями в моде вязаных вещей;

Обучить

правильному

положению

рук

при

вязании,

пользоваться

инструментами;

Научить четко выполнять основные приемы вязания;

Обучить вязать узоры, используя схемы для вязания;

Познакомить с основным условным обозначениям;

Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

Привить интерес к данному виду творчества;

Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение

довести

дело

до

конца,

взаимопомощь

при

выполнении

работы,

экономичное отношение к используемым материалам;

Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус;

Прививать основы культуры труда.

3. Развивающие:

Развивать творческие способности;

Развивать произвольность психических процессов;

Развивать образное мышление;

Развивать воображение и фантазию;

Развивать моторные навыки.

Программа кружковой работы вязания основана на единых подходах и принципах:

- использование разнообразных форм организации занятий;

- развивающий характер обучения;

- обеспечение психологического комфорта ребёнка;

- формирование у учащихся адекватной самооценки своей деятельности

3

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия.

Практическая часть - включает в себя навыки изготовления образцов вязания и

изделий.

Большое внимание следует уделять изготовлению декоративных изделий,

украшающих быт, и сувениров. В них с наибольшей полнотой проявляется

индивидуальный вкус хозяйки, теплота её рук.

Построение занятия, основывается на следующие структурные элементы:

Организационный момент.

Проверка выполнения работ

Изучение нового материала:

- теоретические сведения

- практическая работа

Рефлексия

Содержание программы (22 ч).

Занятие 1. Вязание - старинный вид рукоделия. Из истории вязания. Правила ТБ при

работе с вязальными инструментами.

Материалы и инструменты для вязания. Положение рук.

Разнообразие спиц (стальные, деревянные, пластмассовые, костяные),

разнообразие их по толщине и их использование в вязании.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

Занятие 2. Вязание спицами. Набор петель. Технология набора петель

перекрещиванием.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

Занятие 3. Лицевые петли. Лицевая петля или гладкая – самая простая в

исполнении. Технология выполнения лицевой петли и схематическое

обозначение и краткая запись (л. п.).

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

Занятие 4. Квадрат лицевыми петлями. Выполнение квадратного полотна

лицевыми петлями с ровными краями размером 10 х 10 см. Понятие ряд,

4

высота ряда. Закрепление петель.

Практическая работа: квадрат.

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания.

Занятие 5-6. Изнаночные петли. Технология выполнения изнаночной

петли и схематическое обозначение и краткая запись (изн. п.).

Квадрат изнаночными петлями. Выполнение квадратного

полотна изнаночными петлями с ровными краями размером 10 х 10 см. Технология

изготовления бахромы.

Практическая работа: квадрат

Материал: спицы, пряжа для ручного вязания

Занятие 7-8. Лицевая вязка. Технология выполнения лицевой вязки и ее применение в

изделиях. Изделие «Кошелёк». Выполнение полотна

лицевой вязкой. Определение размера изделия. Определение

горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель.

Занятие 9-11. Многоцветное вязание. Понятие об орнаменте. Сочетание цветов.

Понятие о холодном, тёплом и нейтральном цвете.

Упражнения: разноцветные полосы, смена цвета по диагонали, орнамент.

Изделие «Кошелёк». Выполнение полотна лицевой вязкой.Материал: спицы, пряжа для

ручного вязания, журналы.Сборка изделия. Украшение.Практическая работа: изделие

«кошелёк».

Материал: игла, нить для сшивания.

Занятие 12-14. Убавление и прибавление петель.

Различные

приемы

убавления

и

прибавления

петель.

Накиды.

Снятые

петли.

Провязывание 2-х петель вместе лицом и 2 петли вместе первую повернуть.

Способы оформления кромочных петель. Вязание образцов с помощью условных

обозначений. Разбор схем вязания.

Упражнения: «вставка-сетка», «мелкий рис», «двойной рис», убавление петель,

прибавление петель, способы вывязывания 2-х петель вместе.

Данными рисунками по желанию учащегося могут быть связаны мелкие изделия

(браслеты, чехлы для мобильника, карандашницы и пр.).

Технология соединения двух концов изделия крючком. Оформление готового изделия.

Практическая работа: вывязывание полотна.

Занятие 15-18. Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.

Схема узора. Обозначение петель.

Узор «Резинка». Узор «Шахматка». Узор «Путанка»

Данными рисунками по желанию учащегося могут быть связаны мелкие изделия

(браслеты, чехлы для мобильника, карандашницы и пр.).

5

Занятие 19-21. Жгуты. Особенности вязания.

Особенности вязания жгутов. Перемещение петель. Вывязывание из одной петли

несколько петель. Практическое вязание жгутов по схемам и образцам.

Упражнения: жгут из 6 лицевых петель, жгут «косичка». Отработка данных образцов

учащимися может производиться на вязании мелких изделий, например: прихватка,

сумочки-зверята.

Обратить внимание на правильную посадку и правильное положение рук при вязании.

Вязание изделия. Самостоятельная работа по схеме и описанию. Консультации.

Контроль качества. Декоративная отделка изделия.

Материал: спицы, разноцветная пряжа для ручного вязания.

Занятие 22. Итоговое занятие.

Организация выставки работ учащихся. Подведение

итогов.

Учебно-тематический план

Тема

Количеств

о часов

Всего

Теория

Практика

I.

Вводное занятие

1

1

-

1

Знакомство с планом работы кружка.

Техника безопасности. История техники

вязания на спицах

Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как

выбрать хорошую пряжу»

1

1

-

II.

Основные приемы вязания спицами

20

6

14

2-3

Вязание спицами. Набор петель. Технология

набора петель перекрещиванием. Лицевые

петли. Лицевая петля или гладкая – самая

простая в

исполнении. Технология

выполнения лицевой петли, схематическое

обозначение и краткая запись (л.

2

1

1

4

Квадрат лицевыми петлями. Выполнение

квадратного полотна

лицевыми петлями с

ровными краями размером 10 х 10 см.

Понятие ряд,

высота ряда. Закрепление

петель

1

-

1

5-6

Изнаночные петли. Технология выполнения

изнаночной

петли и схематическое

обозначение и краткая запись (изн. п.).

Квадрат изнаночными петлями. Выполнение

квадратного

полотна изнаночными петлями с

ровными краями размером 10 х 10 см.

Технология изготовления бахромы.

2

1

1

6

7-8

Лицевая вязка. Технология выполнения

лицевой вязки и ее применение в изделиях.

2

-

2

9-11

Многоцветное вязание.

Понятие об орнаменте. Сочетание цветов.

Понятие о холодном, тёплом и нейтральном

цвете.

Схема орнамента.

3

1

2

12-14

Убавление и прибавление петель.

Различные приемы убавления и прибавления

петель.

Накиды.

Снятые

петли.

Провязывание 2-х петель вместе лицом и 2

петли вместе первую повернуть.

Способы

оформления

кромочных

петель.

Вязание

образцов

с

помощью

условных обозначений. Разбор схем вязания.

Упражнения:

«вставка-сетка»,

«мелкий рис», «двойной рис», убавление

петель,

прибавление

петель,

способы

вывязывания 2-х петель вместе.

3

1

2

15-18

Виды узоров их лицевых и изнаночных

петель.

Схема узора. Обозначение петель.

Узор «Резинка»

Узор «Шахматка»

Узор «Путанка»

4

1

3

19-21

Жгуты. Особенности вязания.

Особенности

вязания

жгутов.

Перемещение петель. Вывязывание из одной

петли

несколько

петель.

Практическое

вязание жгутов по схемам и образцам.

Упражнения: жгут из 6 лицевых

петель, жгут «косичка». Отработка данных

образцов учащимися может производиться

на

вязании

мелких

изделий,

например:

прихватка, сумочки-зверята.

3

1

2

22

Итоговое занятие. Выставка изделий,

изготовленных учащимися

1

1

-

Итого:

22

22

8

14

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Дата

I

Вводное занятие

1

1

Техника безопасности. История техники вязания на

1

02.12

7

спицах. Виды пряжи. Виды спиц.

II

Основные приемы вязания спицами

20

2

3

Вязание спицами. Набор петель. Технология набора

петель перекрещиванием.

Лицевые петли. Технология выполнения лицевой

петли, схематическое обозначение и краткая запись

(л. п.).

1

1

09.12

16.12

4

Квадрат лицевыми петлями.

Понятие ряд, высота ряда. Закрепление петель.

1

23.12

5

6

Изнаночные петли. Технология выполнения

изнаночной петли и схематическое обозначение и

краткая запись (изн. п.).

Квадрат изнаночными петлями. Технология

изготовления бахромы.

1

1

13.01

20.01

7-8

Лицевая вязка. Технология выполнения лицевой

вязки и ее применение в изделиях.

2

27.01

9

10

11

Многоцветное вязание.

Понятие об орнаменте. Сочетание цветов. Понятие о

холодном, тёплом и нейтральном цвете.

Схема орнамента.

1

1

1

03.02

10.02

17.02

12

13

14

Убавление и прибавление петель.

Накиды. Снятые петли. Провязывание 2-х петель

вместе лицом и 2 петли вместе первую повернуть.

Способы оформления кромочных петель.

Вязание

образцов

с

помощью

условных

обозначений. Разбор схем вязания.

1

1

1

24.02

03.03

10.03

15

16

17

18

Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.

Схема узора. Обозначение петель.

Узор «Резинка»

Узор «Шахматка»

Узор «Путанка»

1

1

1

1

17.03

07.04

14.04

21.04

19

20

Жгуты. Особенности вязания.

Особенности вязания жгутов. Перемещение

петель. Вывязывание из одной петли несколько

петель.

1

1

28.04

12.05

8

21

Практическое вязание жгутов по схемам и

образцам.

1

19.05

22

Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных

учащимися

1

26.05

Итого:

22 ч

Планируемые результаты:

Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Предметные:

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

К концу первого года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила

безопасности

при

работе

с

колющими и режущими инструментами,

утюгом.

Соблюдать

правила

безопасности

при

работе

с

колющими

и

режущими

инструментами, утюгом.

Название

и

назначение

различных

материалов

(различные

виды

нитей,

синтепон, вата).

Самостоятельно подобрать крючок, нитки

для изделия.

Название

и

назначение

ручных

инструментов (ножницы, крючок, булавка,

сантиметровая лента и т.д.).

Правильно пользоваться инструментами.

Термины,

употребляемые

при

вязании

(воздушная петля, накид, лицевая петля,

изнаночная петля).

Оформить

готовое

изделие,

выполнить

окончательную

обработку

готового

изделия.

Простейшие

условные

обозначения,

используемые в схемах, понятие «раппорт»

Зарисовать условные обозначения и вязать

их.

Правила вязания прямого полотна, правила

прибавления и убавления петель.

Освоить технику вязания прямого полотна,

уметь прибавлять и убавлять петли, вязать

по простейшим схемам и описаниям.

Личностными результатами освоения учащимися курса вязания являются:

проявление познавательных интересов и активности в данной о• развитие

трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

овладение установками, нормами и правилами научной организации ум-

ственного и физического труда;

становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональ-

ной деятельности;

развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.

бережное отношение к ресурсам;

готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

проявление технико-технологического мышления при организации своей де-

ятельности;

9

Метапредметными результатами освоения курса вязания являются:

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

определение адекватных имеющимся организационным и материально-тех-

ническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на осно-

ве заданных алгоритмов;

комбинирование известных алгоритмов технического и технологического

творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одно-

го из них;

проявление инновационного подхода к решению практических задач в про-

цессе моделирования изделия или технологического процесса;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по

созданию изделий;

согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельно-

сти с другими ее участниками;

объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельно-

сти в решение общих задач коллектива;

диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым

критериям и показателям;

обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоре-

чий в выполняемых технологических процессах;

соблюдение норм и правил культуры труда

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельно-

сти и созидательного труда.

Контроль за реализацией программы

Важным

в

осуществлении

программы

данного

кружка

является

отслеживание

результатов.

Контроль

позволяет

определять

степень

эффективности

обучения,

проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям,

родителям,

педагогам

увидеть

результаты

труда,

создает

благоприятный

психологический климат в коллективе.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры,

кроссворды, карточки, устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и

аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению

изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения

различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами

узоров.

10

Текущие работы представляются на выставках. Выставка - форма итогового контроля,

осуществляемая

с

целью

определения

уровня

мастерства,

культуры,

техники

использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих

способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться

творческий приз.

Условия реализации программы

Работа кружка вязания на спицах «Волшебный клубочек» ведется с учетом

местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской.

Группа комплектуется с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится

следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и

психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся

у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы

и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами

техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять

внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать

занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все

задания педагога.

Учебно-методическое обеспечение

- методические пособия (статьи, рекомендации, сборники)

-презентации к занятиям: «Вязание спицами», «Вязание. Инструменты и материалы»,

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-

тематическим

планом

(по

каждой

теме),

возрастными

и

психологическими

особенностями детей, уровнем их развития и способностями.

Виды дидактического материала:

-образцы готовых вязаных изделий;

-таблицы, рисунки, схемы вязания петель, таблица «Условные обозначения»;

-тематические подборки журналов, книг;

-электронные образовательные ресурсы.

Материально-техническое обеспечение:

учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СЭС;

стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов

для вязания, образцов изделий;

доска настенная для размещения информации;

стенд для выставочных работ;

раздаточный материал для проведения занятий;

инструменты: ножницы, крючки, спицы, шило, линейки, угольники;

пряжа шерстяная и хлопковая;

11

образцы вязания крючком и спицами;

книги по рукоделию и журналы;

карандаши и ручки;

материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);

Литература для учителя

1

. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 2014г.

2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.

3. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.

4. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.

5. Журналы по рукоделию.

Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».

Журналы

«Сабрина»

-

Нижний

Новгород,

ЗАО

«ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».

Журналы

«Вязание

для

взрослых».

М.,

Изд.

дом

«Ниола

21-й

век»

Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».

6. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.

7.

Мулыги

А.Я.

Рукоделие

в

школе.

М.,

«Просвещение»,

1971.

173с.

8. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-

РОДНИК, 2011. – 128 с.

Литература для учащихся

1. Максимова М.В. Азбука вязания. Часть 3. – М., 1991г.

2. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., «Просвещение», 1992.

3. Журналы по вязанию крючком и спицами.

12



В раздел образования