Напоминание

Изучение разных типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся


Автор: Галкина Наталья Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Синская СОШ им. В.Л. Якушева"
Населённый пункт: с.Синск Хангаласский район РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Изучение разных типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Индивидуальность личности любого человека во многом определяется функциональ-

ной асимметрией мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, за-

поминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. В зависимости от этого

ученые условно разделили людей на «художников» и «мыслителей», кроме них, можно вы-

делить средний тип — при относительной уравновешенности, сбалансированности полуша-

рий головного мозга. Научные данные о функциональной асимметрии больших полушарий

важны для правильной организации обучения, выбора профессии.

Актуальность

данной

работы

заключается

в

необходимости

изучения

функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе.

Учащимся 9-11 классов, предстоит определяться с дальнейшим выбором профессии, а

также сдавать выпускные экзамены.

Объект исследования:

учащиеся 5-11 классов,

функциональная асимметрия

головного мозга человека.

Предмет

исследования:

типы

личности

зависимости

от

доминирования

полушарий головного мозга).

Практическая значимость исследования заключается в разработке практических

рекомендаций для учащихся и учителей по выбору будущей профессии с учетом типа

личности.

Цель: определить типы личности среди учащихся и выявить, каких типов личности

больше «мыслителей» или «художников».

Задачи исследования:.

Проанализировать научно-популярную литературу по теме.

Выявить типы личности среди учащихся школы и определить преобладающий тип в зависи-

мости от доминирования полушарий головного мозга. Разработать рекомендации для уча-

щихся по выбору профессии с учетом типа личности. Составить рекомендации по психо-

лого-педагогической помощи педагогам и учащимся в образовательном процессе с учетом

психофизиологических особенностей детей.

Гипотеза: можно предположить, что среди учащихся нашей школы больше «мыслителей»,

так как большинство учащихся правши и, следовательно, у них доминирует левое полушарие

головного мозга.

Асимметрия мозга это неравенство больших полушарий головного мозга в обеспече-

нии нервно-психической деятельности человека, при котором в осуществлении одних, пси-

хических функций главенствует левое, а других — правое. Доминирование одного из полу-

шарий головного мозга определяет тип личности: «мыслитель» или «художник».

Люди с доминирующим правым полушарием - «художники» характеризуются ярко-

стью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления и

памяти, богатством воображения, имеют высокие творческие способности. Они более склон-

ны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют,

участвуют в художественной самодеятельности, становятся литераторами, художниками,

артистами. Их привлекают науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортив-

ных игр многие из них предпочитают шахматы. Эти люди подчеркнуто, рациональны, ло-

гичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически пра-

вильную речь. При относительной уравновешенности, сбалансированности полушарий го-

ловного мозга «средний тип» (амбидекстры) умеют одновременно оперировать знаками,

символами и художественными образами, у них преобладает комбинированный способ из-

ложения материала, дифференцированное запоминание. Для таких людей характерна пла-

стичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Люди с та-

кими задатками могут развивать свои способности, как в области техники, так и в области

гуманитарных наук.

Для определения

ведущей руки

(левша, правша, амбидекстр) используют метод

тестирования.

Результаты работы: В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли

участие 47 учащихся 5-11 классов нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось

проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Нами получены следующие

результаты: С преобладанием правого полушария – 6 человек (12 %).С доминирующим

левым полушарием – 28 человек (60%).

Доминирующее полушарие не выявлено

(амбидекстры) – 13 человек (28%).

Среди учащихся 9-11 класса по типу развития «мыслители » (доминирует левое полушарие)

выявлено 9 учащихся, по типу личности «художники» (доминирует правое полушарие)

выявлено 2 учащихся, по смешанному типу личности (амбидекстры) - 6 учащихся.

Из протестированных нами 47 человек 28 человек (60 %) по типу личности «мыслители»

принадлежат к логическому типу мышления (доминирует левое полушарие).

По

типу

личности

«художники»

принадлежат

к

образному

типу

мышления

(доминирует правое полушарие)

6 человек (12 %).

К «смешанному типу» личности принадлежат 13 человек (28%) в равной степени

сочетающим признаки логического и художественного мышления.

Результаты исследования выявили некоторые наиболее характерных черты личности

учащихся в зависимости от доминирования полушарий головного мозга. Были выявлены

следующие наиболее часто встречающиеся сочетания: ПППП («мыслители») 7 человек (15

%) обладатели такой характеристики консервативны, предпочитают общепринятые

формы поведения

.

ПЛПП 10 человек (21%). Таким людям присущ аналитический склад,

ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегают конфликтов, терпимы и расчетливы,

в отношениях предпочитают дистанцию. ПЛЛП 4 человека (8,5%). Слабый тип. Характерны

подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на

конфликт. ЛПЛП 4 человека (8,5%). Это самый сильный тип характера. Настойчив,

энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко

пренебрегает чужим мнением. ЛЛПП 2 человека (4,2%).

Эмоциональность в сочетании с

решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛП 2 человека

(4,2%). Основная черта – эмоциональность в сочетании с решительностью. Энергичность и

некоторая разбросанность приводит к тому, что под влиянием эмоций принимают

необдуманные решения. ЛЛЛЛ - «художники» 1 человек (2%). Обладает способностью по-

новому

взглянуть

на

вещи.

Ярко

выраженная

эмоциональность

сочетается

с

индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Наиболее часто встречающиеся

сочетания: ПЛПП 10 человек (21%). ПППП («мыслители») 7 человек (15 %).

Из протестированных нами 47 человек 28 человек (60 %) по типу личности «мыслители»

принадлежат к логическому типу мышления . Выбор профессии: математик, физик, препода-

ватель точных наук, конструктор, организатор производства, программист, пилот, водитель,

чертежник, монтажник, инженер, механик,

слесарь, философ, лингвист.

К образному типу мышления (доминирует правое полушарие) 6 человек (12 %).

Выбор

профессии: художник, актер, архитектор. врач,

медсестра, ветеринар, воспитатель,

скульптор, дизайнер, музыкант, ювелир, парикмахер, писатель.

Доминирующее

полушарие не выявлено (амбидекстры) – 13 человек (28%).

Выбор профессии:

управленец,

лектор, полководец, испытатель сложных технических систем, кибернетик, психолог.

1.

Среди учащихся 9-11 класса по типу развития «мыслители » (доминирует левое

полушарие) выявлено 9 учащихся, по типу личности «художники» (доминирует правое

полушарие) выявлено 2 учащихся, по смешанному типу личности - 6 учащихся.

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что наща гипотеза нашла свое

подтверждение. Среди учащихся нашей школы больше личностей с преобладанием левого

полушария 28 человек (60%). С преобладанием правого полушария – 6 человек (12 %),

Доминирующее полушарие не выявлено (амбидекстры) у 13 человек (28%).

Наиболее часто встречающиеся сочетания: ПЛПП 10 человек (21%). ПППП («мыслители»)

7 человек (15 %).

Исходя из наших результатов работы мы рекомендуем учащимся выбор

предметов, которые необходимо изучать более глубоко и основательно, чтобы хорошо

сдать экзамены и самое главное сделать правильный выбор будущей профессии.



В раздел образования