Автор: Галкина Наталья Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Синская СОШ им. В.Л. Якушева"
Населённый пункт: с.Синск Хангаласский район РС(Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Изучение разных типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся
Раздел: полное образование
Индивидуальность личности любого человека во многом определяется функциональ-
ной асимметрией мозга, которая в большой степени определяет особенности восприятия, за-
поминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. В зависимости от этого
ученые условно разделили людей на «художников» и «мыслителей», кроме них, можно вы-
делить средний тип — при относительной уравновешенности, сбалансированности полуша-
рий головного мозга. Научные данные о функциональной асимметрии больших полушарий
важны для правильной организации обучения, выбора профессии.
Актуальность
данной
работы
заключается
в
необходимости
изучения
функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе.
Учащимся 9-11 классов, предстоит определяться с дальнейшим выбором профессии, а
также сдавать выпускные экзамены.
Объект исследования:
учащиеся 5-11 классов,
функциональная асимметрия
головного мозга человека.
Предмет
исследования:
типы
личности
(в
зависимости
от
доминирования
полушарий головного мозга).
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических
рекомендаций для учащихся и учителей по выбору будущей профессии с учетом типа
личности.
Цель: определить типы личности среди учащихся и выявить, каких типов личности
больше «мыслителей» или «художников».
Задачи исследования:.
Проанализировать научно-популярную литературу по теме.
Выявить типы личности среди учащихся школы и определить преобладающий тип в зависи-
мости от доминирования полушарий головного мозга. Разработать рекомендации для уча-
щихся по выбору профессии с учетом типа личности. Составить рекомендации по психо-
лого-педагогической помощи педагогам и учащимся в образовательном процессе с учетом
психофизиологических особенностей детей.
Гипотеза: можно предположить, что среди учащихся нашей школы больше «мыслителей»,
так как большинство учащихся правши и, следовательно, у них доминирует левое полушарие
головного мозга.
Асимметрия мозга это неравенство больших полушарий головного мозга в обеспече-
нии нервно-психической деятельности человека, при котором в осуществлении одних, пси-
хических функций главенствует левое, а других — правое. Доминирование одного из полу-
шарий головного мозга определяет тип личности: «мыслитель» или «художник».
Люди с доминирующим правым полушарием - «художники» характеризуются ярко-
стью восприятия окружающей действительности, эмоциональной образностью мышления и
памяти, богатством воображения, имеют высокие творческие способности. Они более склон-
ны к гуманитарным наукам, к литературе и искусству, нередко сами пишут стихи, рисуют,
участвуют в художественной самодеятельности, становятся литераторами, художниками,
артистами. Их привлекают науки, такие, как математика, физика, философия. Из спортив-
ных игр многие из них предпочитают шахматы. Эти люди подчеркнуто, рациональны, ло-
гичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически пра-
вильную речь. При относительной уравновешенности, сбалансированности полушарий го-
ловного мозга «средний тип» (амбидекстры) умеют одновременно оперировать знаками,
символами и художественными образами, у них преобладает комбинированный способ из-
ложения материала, дифференцированное запоминание. Для таких людей характерна пла-
стичность мышления возможность реализовать себя в любом виде деятельности. Люди с та-
кими задатками могут развивать свои способности, как в области техники, так и в области
гуманитарных наук.
Для определения
ведущей руки
(левша, правша, амбидекстр) используют метод
тестирования.
Результаты работы: В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли
участие 47 учащихся 5-11 классов нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось
проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Нами получены следующие
результаты: С преобладанием правого полушария – 6 человек (12 %).С доминирующим
левым полушарием – 28 человек (60%).
Доминирующее полушарие не выявлено
(амбидекстры) – 13 человек (28%).
Среди учащихся 9-11 класса по типу развития «мыслители » (доминирует левое полушарие)
выявлено 9 учащихся, по типу личности «художники» (доминирует правое полушарие)
выявлено 2 учащихся, по смешанному типу личности (амбидекстры) - 6 учащихся.
Из протестированных нами 47 человек 28 человек (60 %) по типу личности «мыслители»
принадлежат к логическому типу мышления (доминирует левое полушарие).
По
типу
личности
«художники»
принадлежат
к
образному
типу
мышления
(доминирует правое полушарие)
6 человек (12 %).
К «смешанному типу» личности принадлежат 13 человек (28%) в равной степени
сочетающим признаки логического и художественного мышления.
Результаты исследования выявили некоторые наиболее характерных черты личности
учащихся в зависимости от доминирования полушарий головного мозга. Были выявлены
следующие наиболее часто встречающиеся сочетания: ПППП («мыслители») 7 человек (15
%) обладатели такой характеристики консервативны, предпочитают общепринятые
формы поведения
.
ПЛПП 10 человек (21%). Таким людям присущ аналитический склад,
ума, основная черта - мягкость, осторожность. Избегают конфликтов, терпимы и расчетливы,
в отношениях предпочитают дистанцию. ПЛЛП 4 человека (8,5%). Слабый тип. Характерны
подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на
конфликт. ЛПЛП 4 человека (8,5%). Это самый сильный тип характера. Настойчив,
энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко
пренебрегает чужим мнением. ЛЛПП 2 человека (4,2%).
Эмоциональность в сочетании с
решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛП 2 человека
(4,2%). Основная черта – эмоциональность в сочетании с решительностью. Энергичность и
некоторая разбросанность приводит к тому, что под влиянием эмоций принимают
необдуманные решения. ЛЛЛЛ - «художники» 1 человек (2%). Обладает способностью по-
новому
взглянуть
на
вещи.
Ярко
выраженная
эмоциональность
сочетается
с
индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Наиболее часто встречающиеся
сочетания: ПЛПП 10 человек (21%). ПППП («мыслители») 7 человек (15 %).
Из протестированных нами 47 человек 28 человек (60 %) по типу личности «мыслители»
принадлежат к логическому типу мышления . Выбор профессии: математик, физик, препода-
ватель точных наук, конструктор, организатор производства, программист, пилот, водитель,
чертежник, монтажник, инженер, механик,
слесарь, философ, лингвист.
К образному типу мышления (доминирует правое полушарие) 6 человек (12 %).
Выбор
профессии: художник, актер, архитектор. врач,
медсестра, ветеринар, воспитатель,
скульптор, дизайнер, музыкант, ювелир, парикмахер, писатель.
Доминирующее
полушарие не выявлено (амбидекстры) – 13 человек (28%).
Выбор профессии:
управленец,
лектор, полководец, испытатель сложных технических систем, кибернетик, психолог.
1.
Среди учащихся 9-11 класса по типу развития «мыслители » (доминирует левое
полушарие) выявлено 9 учащихся, по типу личности «художники» (доминирует правое
полушарие) выявлено 2 учащихся, по смешанному типу личности - 6 учащихся.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что наща гипотеза нашла свое
подтверждение. Среди учащихся нашей школы больше личностей с преобладанием левого
полушария 28 человек (60%). С преобладанием правого полушария – 6 человек (12 %),
Доминирующее полушарие не выявлено (амбидекстры) у 13 человек (28%).
Наиболее часто встречающиеся сочетания: ПЛПП 10 человек (21%). ПППП («мыслители»)
7 человек (15 %).
Исходя из наших результатов работы мы рекомендуем учащимся выбор
предметов, которые необходимо изучать более глубоко и основательно, чтобы хорошо
сдать экзамены и самое главное сделать правильный выбор будущей профессии.