Напоминание

заключения психолога


Автор: Татаринова Лилия Васильевна
Должность: психолог
Учебное заведение: МКУ "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: заключения психолога
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологи часто пишут характеристики, представления, заключения для ПМПК,

органов опеки, МВД, суда. Не всегда можно найти методические материалы.

Я представляю свой опыт написания заключений для суда по детско –

родительским отношениям, жестокому обращению с детьми. Думаю, данная

статья будет полезна начинающим психологам.

Заключение №1: определение места жительства подростка , 12 лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

по результатам психологического исследования

№______ "___" __________2021 г.

ФИО, год рождения исследуемых

… Илья Вадимович, 22.01.2009 г.р.

… Людмила Леонидовна, 08.07.1979 г.р., мать

….Вадим Юрьевич, 13.01.1985 г.р., отец

Основание для проведения исследования

Запрос Междуреченского городского суда.

Дата, время начала и окончания исследования

…Илья Вадимович:

17.05. 2021 г., 14.00 - 17.05.2021 г., 15.00

24.05. 2021 г., 14.00 - 24.05.2021 г., 15.00

… Вадим Юрьевич:

18.05.2021 г., 09.00 - 18.05.2021 г.,11.00

… Людмила Леонидовна:

14.05.2021 г., 09.00 - 14.05.2021г.,10.00

19.05.2021 г., 15.00 - 19.05.2021 г.,16.00

Вопросы, поставленные для исследования:

1.

Каково отношение ребенка к каждому из родителей?

2.

Каково отношение матери, отца к ребенку?

3.

С кем из родителей ребенок себя чувствует комфортнее?

4.

Проживание

с кем из родителей наиболее благоприятно для

психологического развития подростка?

Методы, используемые в исследовании:

1.

Тест «Кубики Коса»: определение уровня интеллектуального развития

подростка, способности к установлению причинно-следственных связей,

изучение эмоциональных реакций испытуемого в деятельности.

2.

Э.Г.Эйдемиллер

«Семейная

социограмма»:

проективная

методика,

определяющая

положение

испытуемого

в

системе

межличностных

отношений в семье, отношение к членам семьи и их

характер

взаимоотношений.

3.

Тест Е.Бене – Е.Антони «Эмоциональные отношения в семье» (вариант

для подростков):

определение позиции ребенка в семье, определение его

чувств к членам семьи, восприятие их отношения к себе.

Методика

состоит из фраз – утверждений, которые исследуемый соотносит с

каким – либо членом семьи. Например: «этот член семьи очень добрый»,

«этот член семьи иногда ругает меня».

4. Структурированная беседа с каждым участником исследования: изучение

взаимоотношений в семье, участия каждого родителя в жизни ребенка.

5.

Тест А.Я.Варга и В.В.Столина «Опросник родительского отношения»:

выявление эмоционального отношения родителей к ребенку, поведенческих

стереотипов, практикуемых в общении с ним.

Содержит пять шкал,

отражающих различные аспекты родительского отношения:

-принятие/отвержение ребенка (общее эмоционально-положительное или

эмоционально-отрицательное отношение к ребенку);

-кооперация

(стремление

взрослых

к

сотрудничеству

с

ребенком,

проявление искренней заинтересованности и участие в его делах);

-симбиоз

(стремление

к

единению

с

ребенком

или

сохранение

психологической дистанции)

-контроль (демократичный, попустительский или авторитарный стиль

воспитания);

-отношение к неудачам ребенка (отношение к способностям ребенка, его

достоинствами недостаткам, успехам и неудачам).

Описание исследования

:

Поведение Ильи во время психологического обследования адекватное. Он

взволнован, встревожен новой ситуацией и общением с незнакомым человеком.

Проявляются невротические реакции: частое моргание, подергивание носом,

суетливые движения руками. На вопросы отвечает открыто, не уклоняется от

обсуждения темы взаимоотношений с родителями.

Интеллектуальное развитие мальчика соответствует хорошему уровню

возрастной нормы. Устанавливает причинно - следственные связи, действует

обдуманно, рационально.

Проективная методика «Семейная социограмма», в которой ребенок в

кругу изображает кружками себя и членов своей семьи, показала, что

эмоционально связан Илья с отцом, … В.Ю., бабушкой, … З.А.. Кружки,

символизирующие этих людей, наслаиваются один на другой, как бы

слепляются с кружком Ильи. Третьим кружком, прикрепленным к своему,

изображает старшую сестру Лину.

Это

свидетельствует о том, что

взаимоотношения

в

диаде

брат-сестра

сохраняют

положительный

эмоциональный след. По наводящим вопросам вводит бабушку Валю, мать, …

Л.Л. и отчима, … Р.С., но круги этих членов семьи изображает в отдалении от

себя. Исходя из интерпретации данной методики, так проявляется его желание

избежать контактов с этими людьми, свидетельствует о чувстве эмоциональной

отверженности мальчика. Отношения с матерью и отчимом воспринимаются

мальчиком как травмирующие.

Методика Бене – Антони «Эмоциональные отношения в семье» дает

возможность понять, какие чувства испытывает исследуемый к членам семьи,

какие получает в ответ. По инструкции на первом этапе определяются все

значимые члены семьи. Таким образом, в круг семейных отношений Илья

включил отца, мать, бабушку Зину, бабушку Валю, сестру Лину, отчима

Рамила. (мальчик словесно обозначает «мамин муж Рамил»). По условиям теста

включён

персонаж

«Никто»,

он

соотносится

с

характеристиками,

не

соответствующими никому из членов семьи.

На втором этапе исследуемый соотносит предлагаемые утверждения с

каким-либо членом семьи. По итогам тестирования наибольшее количество

положительных выборов-утверждений получил отец Ильи, … В. Ю. Мальчик

по

отношению

к

отцу

испытывает

чувство

симпатии,

принятия,

удовлетворенности отношениями. От отца он получает, так осознается

подростком,

сильные положительные эмоции, чувство любви, понимания.

Отец, получает следующие характеристики: «никогда не подведет тебя»,

«много шутит», «очень любит меня», «внимателен ко мне», «забавляется со

мной», «понимает меня», «любит баловать». Значимым человеком в жизни

Ильи является его бабушка, … З.А. Она получает такие характеристики: «этот

член семьи очень хороший», «всегда помогает», «этот член семьи добр ко

мне», «тактичен со мной», «готов помочь мне», «всегда выслушает меня»,

«хочет всегда быть со мной», «заботится обо мне больше, чем о ком другом».

Мать, … Л.Л. получила следующие выборы – утверждения: «не всегда

соглашается помочь мне, когда у меня трудности», «иногда ворчит на меня»,

«этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время»,

«заставляет меня чувствовать себя несчастным». Так психическая реальность

подростка воспринимает эмоции, идущие от матери. Они не совпадают с

ожиданиями мальчика, он не удовлетворен эмоциональными отношениями в

диаде мать – сын, переживает чувство ненужности, чувство эмоционального

отчуждения.

К

отчиму

Р.О.

Илья

испытывает

сильные

отрицательные

(враждебные) эмоции. Отчим

получает такие выборы:

«иногда у меня

возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь», «я был бы счастливей,

если бы этого человека не было в семье», «иногда я ненавижу этого члена

семьи»,

«этот

человек

недостаточно

любит

меня».

Эти

выборы

свидетельствуют, что мальчик не чувствует себя любимым, нужным в семье …

Л.Л., он переживает чувства обиды и ревности, не принимает новой семейной

ситуации.

Персонаж «Никто» соотносится с характеристиками, демонстрирующими

жестокое обращение с ребенком: «намеренно портит мне жизнь», «иногда

слишком зол», «смотрит неодобрительно», «может иногда ударить меня».

Таким образом, положительные чувства мальчика, его эмоциональный

комфорт

связаны с семьёй … В.Ю. и … З.А..

Физическое насилие и

психологическое давление по отношению к Илье не выявлено.

Из беседы установлено, что Зинаида Александровна принимает активное

участие в судьбе мальчика: помогает в выполнении домашних заданий,

осуществляет уход. Илья утверждает, что и в период отсутствия отца (июнь

2020 – январь 2021) он проживал с ней. Вот как он говорит: «После школы

заходил к маме, а потом ехал домой», т.е. понимание дома у подростка связано

с

семьей

бабушки

и

отца.

С

отцом

связывает

интересное

времяпрепровождение: велосипедные прогулки, посещение спортплощадки,

кинотеатра.

По вопросам о совместном досуге в семье … Л.Л. Илья вспоминает о

событиях

2018 - 2019 годов:

поездке в Новосибирск и летнем сплаве.

Рассказывает о совместных походах по магазинам, о том, что купила мама.

Какие-либо семейные игры, совместный семейный досуг отрицает. Говорит:

«Я бы запомнил такое». Признает, что уклоняется от общения с матерью, чтобы

избежать травмирующих его разговоров о проживании в её семье. Высказывает

обиду: «Не очень – то я ей и нужен, она озабочена своей жизнью с Рамилом».

Чувствовал себя мальчик счастливым в полной семье. «Когда мы все вместе

жили», - не раз об этом говорит Илья в беседе. Положительный

эмоциональный след сохраняется и по настоящее время.

… Людмила Леонидовна во время диагностической беседы подробно

рассказывает о воспитании сына, участии в его делах, совместном досуге. Саму

себя характеризует как заботливого, ответственного, любящего родителя.

Подчеркивает, что не запрещала общение Ильи с отцом и бабушкой, понимая

важность участия этих людей в жизни сына. Ей не понятна настойчивость …

В.Ю. в определении места жительства Ильи через суд. Говорит о своих

чувствах,

жизненных

ситуациях,

судебных

разбирательствах,

избегая

оценочных суждений.

Не вызывает сомнения факт участия матери в

воспитании Ильи. Она знает друзей сына, имена учителей, верно называет

любимые и не очень школьные предметы, не ошибается в перечислении

вкусовых предпочтений.

Речь Людмилы Леонидовны

взволнованная,

интонации искрение.

Из результатов теста

А.Я. Варга и В.В. Столина

«Опросник родительского отношения» следует: мать адекватно оценивает

способности и потенциал ребенка, средние значения по шкале «контроль»,

«отношение к неудачам» интерпретируются как понимание родительской

ответственности за развитие ребенка и разумное управление его жизнью.

Получены

высокие значения по шкале «принятие

- отвержение»: мать

понимает

и

принимает

ребенка,

что

является

важным

условием

благоприятного

психологического развития. Высокие значения по шкале

«симбиоз» отражают стремление Людмилы Леонидовны ощутить себя с

ребенком единым целым, оградить его от трудностей и неприятностей.

Позиция

Л.Л.

как

родителя

конструктивна

и

благоприятна

для

психологического развития мальчика.

… Вадим Юрьевич сопровождал Илью на диагностические встречи. Был

пунктуален.

В

исследовании участвовал охотно, отвечал развернуто,

подробно. В общении доброжелательный, уравновешенный. Фон настроения

ровный, спокойный, манеры сдержанные.

Позицию определения места

жительства через суд объясняет так: «Почему он должен жить не со мной,

родным отцом, а с чужим дядей?» Из беседы следует, что Вадим Юрьевич

принимает участие в воспитании своего сына: отвозит ежедневно по утрам в

школу, проводит с ним выходные. Его ответы на вопросы о друзьях, школе,

любимой еде и досуговом времяпрепровождении соотносятся с ответами

Ильи.

Определение стиля взаимоотношений с ребенком, взгляды отца на

воспитание исследовались по тесту

А.Я.Варга и В.В.Столина «Опросник

родительского отношения». По результатам теста высокие значения получены

по шкалам

«принятие – отвержение», «кооперация». Родитель принимает

своего ребенка таким, какой он есть, высоко оценивает потенциал ребенка,

стремится проводить с ним время, одобряет его интересы, считается с его

желаниями. Получены низкие значения по шкале «контроль».

Данные

свидетельствуют о попустительском стиле воспитания. Отец чрезмерно

нацелен на интересы ребенка, на его «хочу – не хочу», что не является

конструктивной родительской позицией. Соответствуют норме значения по

шкалам «симбиоз», «отношение к неудачам ребенка». Отец в общении

выстраивает адекватную психологическую дистанцию, уважает личностное

пространство подростка, старается удовлетворить его разумные потребности,

ему

не свойственно психологическое насилие, может быть неплохим

наставником для своего сына.

Ни в семье … Л.Л., ни в семье … В.Ю. ситуаций физического насилия,

пренебрежения нуждами ребенка не выявлено.

Выводы по поставленным вопросам:

1.Каково отношение ребенка к каждому из родителей?

По

отношению

к

отцу

Илья

испытывает

чувство

любви

и

эмоционального единения, стремится к контактам с ним. По отношению к

матери чувствует обиду, ревность к её новым отношениям.

2.Каково отношение матери, отца к ребенку?

По отношению к ребенку и мать, и отец

испытывают

любовь,

ответственность за его судьбу.

3. С кем из родителей ребенок себя чувствует комфортнее?

Эмоционально комфортнее Илье с отцом, … В.Ю и бабушкой … З.А.

4. Проживание

с кем из родителей наиболее благоприятно для

психологического развития подростка?

… Л.Л., … В.Ю. правильно понимают свою родительскую

ответственность.

В

воспитании не выявлено угрозы жизни и здоровью

ребенку.

Со стороны … В.Ю. отмечается попустительский стиль воспитания.

Рекомендуется обеспечить сыну среду, направленную на развитие сферы

интересов подростка; вовлечь, на основе способностей, интересов, в городские

студии, секции, кружки.

Проживание в семье … Л.Л. обеспечит Илье конструктивный

контроль

за

его

жизнедеятельностью,

организованность

и

целенаправленность в воспитании, что благоприятно для психологического

развития подростка.

Заключение №2: противоправное поведение подростка, 16 лет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

по результатам психологического исследования

№_______ "___" _______2020 г.

… Дмитрий Андреевич, 16.08.2004 г.р.

ФИО, год рождения исследуемого

Дата и время

24.11.2020г. 10.00 – 11.00

30.11.2020г. 13.00 – 14.00

01.12.2020г. 10.00 – 11.00

02.12.2020г. 13.00 – 14.00

04.12.2020г. 10.00 – 11.00

дата, время начала и окончания

исследования

Основание для исследования :

Запрос УВД по г. Междуреченску

Муниципальное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних», г.Междуреченск, пр. 50 лет Комсомола, 17.

наименование структурного подразделения, место проведения исследования (адрес)

Вопрос, поставленный для исследования:

Каковы причины совершения

противоправных действий? Каков характер

детско - родительских отношений?

Методы, используемые в исследовании:

1. «Тест умственного развития» (адаптированный вариант Теста Векслера);

2. Проективный тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук, Г.Берни): предназначен

для

изучения

эмоционально-личностных

особенностей,

потребностей

испытуемого;

3. Г. Айзенк «Оценка психического состояния» (компьютерный вариант):

исследование психических свойств личности, как тревожность, агрессивность,

фрустрация, ригидность;

4.

Э.Г.Эйдемиллер

«Семейная

социограмма»:

проективная

методика,

определяющая положение испытуемого в системе межличностных отношений в

семье, отношение к членам семьи и их характер взаимоотношений;

5. А.Эткинд «Цветовой тест отношений» с целью диагностики характера

отношений подростка с родителями;

6.Методика П.Трояновской «Детско-родительские отношения подростков»

(ДРОП): выявляет характер детско-родительских отношений с точки зрения

подростка;

7. Структурированная беседа с целью получения информации о жизни

подростка в семье, характере взаимоотношений, о проявлении жестокости в

детско-родительских отношениях;

8. Изучение материалов личного дела, беседы с воспитателями.

Описание исследования:

Поведение

подростка

во

время

обследования

неадекватное,

демонстрирует упрямство, отказывается отвечать на вопросы, выполнять

какие-либо задания, отказ подкрепляет действиями: отворачивается, закрывает

лицо футболкой, прячет кисти рук. Отгороженность, закрытость удается

преодолеть только с помощью

вознаграждения: сладостей, просмотра

видеороликов в телефоне. Внешний вид чудоковатый, характерна моторная

неуклюжесть, мимика отражает слабоумие, эмоциональные проявления по –

детски непосредственные, примитивные: упрямство, удовольствие. Отвечает

односложно, используя нераспространенные предложения.

По

результатам

психологического

тестирования

особенностей

интеллектуального

развития

диагностирована

интеллектуальная

недостаточность. Тесты по возрасту не выполняет, с обучающей помощью

психолога справляется с заданиями для детей 10 – 12 лет. Не способен к

обобщению, выделению лишнего, не устанавливает причинно-следственные

связи, задания доступны только в визуальном варианте. Чтение нарушено,

прочитывает общеупотребительные слова, искажая звукопроизношение. При

письме допускает большое количество дисграфических и дизорфографических

ошибок, пишет буквы в зеркальном отражении, что является симптомами

неврологических

нарушений.

Графическая

деятельность

отражает

примитивность мышления и эмоционального мира. Тесты интеллектуального

содержания вызывают сильное психо-эмоциональное напряжение, которое

проявляется как в мимике (на лице

«маска» отвращения), дыхании,

расторможенных жестах, так и речевом негативизме.

Быстро наступает

истощение, ступор, ответы и действия становятся абсурдными.

Тесты, направленные на изучение эмоционально – личностной сферы,

выявляют низкий волевой контроль, высокую импульсивность, морально-

нравственную

незрелость,

развитый

инстинкт

самосохранения,

высокую

потребность

в

безопасности.

Потребность

в

безопасности

четко

прослеживается по тестам «Дом-Дерево-Человек», «Цветовой тест отношений».

По тесту Айзенка «Самооценка психических состояний» определено, что у

подростка низкий уровень тревожности, фрустрации, средний – агрессивности

в сочетании с высокой ригидностью.

Высокий показатель ригидности

свидетельствует

о

неспособности

субъекта

к

изменению

намеченной

программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.

Только в ситуации угрозы его безопасности

проявляет самоконтроль и

сдержанность.

Преобладающая

мотивация,

определяющая

интересы

и

поведение подростка, – это получение удовольствия. Дмитрий склонен к

социальной отгороженности, одиночеству.

Полученные результаты подтверждаются и наблюдением за поведением

Дмитрия. Он оживляется, проявляет интерес только при получении каких-либо

преференций, и демонстрирует агрессивное сопротивление с использованием

ненормативной лексики адекватным требованиям

воспитателя, другого

работника Центра. Необходимо отметить в его поведении такую особенность:

он циничен, груб, агрессивен по отношению к младшим детям, но безропотно

подчиняется более сильному подростку. Так,

в группе беспрекословно,

покорно

выполняет требования

более младшего подростка. Например,

умыться, постирать носки, надеть маску, тапки, не трогать маленьких детей.

Поступки

Дмитрия,

связанные

с

воровством,

обусловлены

внутренними инстинктивными побуждениями: «внутри меня что-то зовёт и

тянет», т.е. возрастает ощущение внутреннего напряжения перед совершением

кражи. После совершённого действия испытывает радость и удовольствие,

которые определяет словом «кайфово», страх не упоминает. Кражи подросток

совершает при уверенности в своей безопасности.

Он, в соответствии с

особенностями личности, действует осторожно, изучая ситуацию, стараясь

остаться незамеченным; берет карты, телефоны, деньги.

Между эпизодами, по его словам, не испытывает вины или раскаяния,

жалости к человеку, которому нанёс ущерб, поэтому события, связанные с

воровством могут быть частыми.

Подросток не способен противостоять

периодически

возникающему

внутреннему

влечению

к

совершению

определенных действий. Осознает, что кража - это противоправное деяние,

однако убежден, что наказания не последует. «Мне ещё восемнадцати нет», -

говорит он. В беседе неохотно рассказывает о кражах, утверждает, что отец

«просил», потому что «у него живот болит». Однако отрицает угрозы и

жестокое обращение со стороны отца, использует в речи глаголы «просил»,

«уговаривал». Просьбы отца совпадали с желаниями подростка, с неодолимой

потребностью пережить эйфорию, освободиться от нервно-психического

напряжения. У него сформировалась устойчивая модель поведения: украл -

пережил чувство успеха, удовлетворенности собой.

Оживляется, когда

рассказывает, как потратил.

Место, где он себя чувствует комфортно и безопасно – семья. По

отношению к матери выбирает цвета, которые интерпретируются

как

симпатия, ощущение расслабленности, комфорта, удовлетворение потребности

в душевной близости,

тепле. С отцом ассоциируются негативные цвета,

которые отражают чувство зависимости, состояние постоянной обороны,

недоверия и пассивного протеста. По тесту «ДРОП» ((отношения с отцом с

позиции подростка) получены высокие значения по шкалам – эмоциональное

дистанцирование, конфликтность, поощрение автономности, авторитарность,

низкие

значения

принятие,

эмпатия,

удовлетворение

жизненных

потребностей. Данные свидетельствуют о том, что в отношениях «сын – отец»

отсутствует совместная социально-ориентированная деятельность, отношения

обусловлены

чрезмерной

авторитарностью родителя, отсутствием тепла,

эмоционального принятия и неспособностью к материальному обеспечению

сына.

Подросток замечен в эпизодах аномального сексуального поведения:

настойчиво стремится к играм с маленькими мальчиками,

усаживает на

колени, прижимает, гладит, дотрагивается до интимных частей тела, помогая

раздеваться. Пытается подглядывать, когда дети моются. Уличён сидящим

среди ночи на постели маленького мальчика, при этом рука была под одеялом.

Речь циничная, изобилует сексуальным подтекстом.

Основные выводы:

Противоправное

поведение

обусловлено

интеллектуальной

недостаточностью, высокой импульсивностью в сочетании с высоким уровнем

ригидности и морально-нравственной незрелостью. В детско-родительские

отношениях диагностируется

недостаток эмоционального тепла, принятия,

отсутствие совместной социально-ориентированной деятельности,

низкий

уровень удовлетворения материальных потребностей подростка.

Жестокое

обращение в форме физических наказаний не установлено.

Заключение №3: жестокое обращение в семье по отношению к ребенку –

инвалиду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

по результатам психологического исследования

№____ "___" _______20__г.

… Владимир Игоревич, 02.09.2007 г.р.

ФИО, год рождения исследуемого

Запрос Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по

городу Междуреченску № … от 04.02.2020г.

основания для проведения исследования

07.02.2020г. 16.00. 07.02.2020г. 17.00.

дата, время начала и окончания исследования

Вопрос, поставленный для исследования:

Установление фактов жестокого обращения по отношению к

несовершеннолетнему …В.И. со стороны его матери, … Светланы Андреевны.

Методы, используемые в исследовании:

Цветовой тест М Люшера, «Тест цветовых отношений» Эткинда:

эмоциональное состояние испытуемого;

Тест Е.Антони – Д.Бене «Диагностика эмоциональных отношений в

семье»

Описание исследования:

Несовершеннолетний … В.И. имеет статус инвалида по умственной

отсталости без нарушения социального функционирования. Обследование

затруднено из-за речевых нарушений мальчика.

Испытуемый делает в отношении …С.А. следующие выборы: «всегда

помогает», «часто целует», «люблю прижиматься», «относится ко мне лучше

всех», «не позволит обидеть». Негативные эмоциональные разрядки со

стороны матери не отрицает, отмечая «иногда кричит на меня», «бывает в

плохом настроении». Факт жестокого обращения тест Антони – Бены не

подтверждается. Между детьми диагностируются нормальные, без

враждебности и соперничества отношения. В семье преобладает благоприятная

эмоциональная атмосфера. Цветовой тест Люшера свидетельствует о

положительном эмоциональном состоянии мальчика, преобладающие эмоции

спокойствия, радости, удовольствия. «Тест цветовых отношений» Эткинда

интерпретируется положительно, т.е. между членами семьи доброжелательные

отношения, отсутствуют проявления жестокости, враждебности. Подросток

во время обследования адекватный, легко идет на контакт, действует

разумно.

Трудности семьи, антисанитария, ограниченный запас продуктов, обусловлены

низким уровнем социального функционирования матери. Жестокое обращение

можно рассматривать по варианту пренебрежения нуждами и потребностями

ребенка.

Ответ на вопрос:

Факты жестокого обращения с несовершеннолетним … В.И. со стороны

матери …С.А. не установлены.

Заключение №4 : ограничение в родительских правах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

по результатам психологического исследования

№______ "___" __________2022г.

ФИО, год рождения исследуемого

… Евгений Егорович, 03.01.2011 г.р.

Основание для проведения исследования

Нахождение

несовершеннолетнего

на

полном

государственном

обеспечении

в

муниципальном

казённом

учреждении

«Социально-

реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Дата, время начала и окончания исследования

01.12.2021 г. 11.00 - 12.00

03.12.2021 г. 11.00 - 12.00

10.12.2021 г. 11.00 - 12.00

Наименование структурного подразделения, место проведения исследования

Муниципальное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних», г. Междуреченск, пр. 50 лет Комсомола, 17.

Вопрос, поставленный для исследования:

Какова степень эмоциональной привязанности мальчика к матери?

Методики, используемые в исследовании:

1. Полуструктурированное интервью с целью получения информации о жизни и

характере взаимоотношений в семье;

2. Методика Рене - Жиля «Эмоциональные отношения в семье»: степень

эмоциональной

близости

между

детьми

и

родителями,

другими

родственниками, выявляет тенденции социальной неадекватности поведения.

3. Д. Фелдс «Шкала психологической близости»: отношения между членами

семьи, а также значимость отдельных членов семьи для ребенка.

4. «Тест умственного развития» Л.И. Переслени:

общий уровень интеллекта.

5. Наблюдение.

Описание исследования

Поведение во время обследования адекватное, в общении открытый,

искренний. Тестовые задания по возрасту выполняет на хорошем уровне, но

быстро

утрачивает

интерес,

нуждается

в

постоянном

положительном

подкреплении взрослого. Интерес к учебе утрачен, отношение к школе

негативное. По характеру неуравновешенный, вспыльчивый, агрессивный. В

группе часто затевает драки, обижает младших детей. До поступления в Центр

в поведении Евгения отмечено раннее развитие девиаций. Он участвовал в

кражах, распитии спиртных напитков, пропускал школьные занятия, не ночевал

дома. Причина ранних деформаций обусловлена семейными отношениями. В

присутствии матери, … Татьяны Андреевны, Женя рассказывал, что «мама

выпивает», «приводит мужчин», «еды иногда не бывает». Он не помнит, чтобы

были семейные праздники, совместные прогулки, посещения каких-либо

культурно-досуговых мероприятий.

При выполнении методики Рене – Жиля ребенок делает выбор с кем из

близких людей он был бы рядом в различных жизненных ситуациях.

Показательно, что из 20 предложенных вариантов Женя выбирает мать только

дважды:

сидел

бы

рядом

в

кино

и

на

пикнике.

Такой

показатель

свидетельствует о низкой степени эмоциональной привязанности к матери и об

утрате доверия к ней. Самые значимые люди в жизни мальчика – бабушка, …

Марина Владимировна, и дедушка, … Владимир Терентьевич. Они получили

максимальное количество выборов – 13 из 15 возможных. Что означает: эти

люди авторитетны для Жени, он эмоционально привязан к ним. Методика

показывает высокий уровень социальной неадекватности подростка (11

выборов из 17). Причина в семейных отношениях, где мать не выполняет

родительских обязанностей, ведет аморальный образ жизни, не показывает

надлежащего примера.

По «Шкале психологической близости» Д.Фелдса мать получила только

отрицательные характеристики: «не стал бы обсуждать важные проблемы», «не

доверил ответственных заданий», «не стал бы вместе работать», «не выпускал

бы в общество», «запретил бы иметь детей». В беседе мальчик логично

объясняет свои выборы. Положительные характеристики Женя соотносит с

отцом, умершем несколько лет назад: «мог бы быть моим лучшим другом»,

«мог бы открыть ему душу», «мог бы проводить с ним свободное время».

Результаты свидетельствуют, что в семье мальчику не хватает положительного

образа Родителя, и положительными качествами он наделяет отца, умершего

несколько лет назад.

Ответ на вопрос:

Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод о низкой

степени эмоциональной привязанности мальчика к матери, что обусловлено её

поведением. Она не сдерживает обещаний, данных сыну, не забирает его из

государственного учреждения длительное время. Возвращение к матери

осложнит

личностное

развитие

подростка,

приведет

к

дальнейшим

деформациям характера и поведения.

Психолог в социальной сфере Л.В.Татаринова

Образование высшее профессиональное. Окончила Новосибирский государственный педагогический

университет, 1997г., по специальности «Практическая психология», квалификация «Практический

психолог». Общий трудовой стаж работы 35 года, по специальности 19 лет, в данном учреждении 15

лет.



В раздел образования