Автор: Анна Михайловна Непеина
Должность: СП "Центр ПМСС"
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, КОРЯЖМА
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Садимся за уроки"
Раздел: начальное образование
"Садимся за уроки"
Чтобы
помочь
невнимательному
ребенку
научиться
концентрироваться
на
выполнении домашних заданий необходимо соблюдение следующих условий:
1. Ребенок должен четко понимать поставленную ему конкретную задачу. Фразы
«садись делать уроки» в данном случае будет недостаточно. Вам необходимо дать ребенку
конкретное задание (сделать упражнение 5 на стр. 8, решить задачу 2, выучить
стихотворение).
2. Создайте специальные условия для выполнения уроков, оборудуйте рабочее место
ребенка. Это настроит ребенка на соответствующий лад.
3. Создайте психологические мотивы для выполнения домашних заданий. Поощряйте
ребенка за правильное и быстрое выполнение заданий (хвалите, делайте сюрпризы,
вручайте условные призы (картинки, карточки, звездочки)).
4. Создайте благоприятную обстановку для выполнения уроков, исключите внешние
раздражители: громкие звуки, шум, запахи и т.п. Замечено, что негромко звучащая музыка,
слабые звуки (особенно природные: шум моря, шелест листьев, журчание ручья) не только
не нарушают внимание, а наоборот усиливают его.
5. Тренируйте внимательность ребенка, используя специальные игры и упражнения.
Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не
бесконтрольно.
1. Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего
задания.
2. Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а
задания на следующий день надо только повторить.
3. Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не
следует ни торопиться, ни затягивать.
4. Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в
будущем.
5. Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности.
6. Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в
трудновыполнимых заданиях.
7. Постепенно необходимо приучать ребенка к планирующей оценке своих действий
на день, два, неделю, месяц, четверть.
Как организовать дома учебный процесс?
Ни в коем случае не заставляйте ребенка давать отчет о прошедшем школьном дне
сразу, как только он переступит порог дома. Ведь его мозг перенасыщен информацией,
пусть ребенок придет в себя, отдохнет от школы, покормите его и пустите поиграть и
погулять.
Назначьте вместе с ребенком время, отводимое для уроков. Врачи считают период с трех
часов дня до пяти-шести вечера наиболее оптимальным для выполнения домашних
заданий. Время должно быть постоянным, чтобы ребенок мог планировать свои игры и
освобождаться от них к назначенному часу.
По своей длительности занятия могут быть индивидуальными, так как дети в разном
ритме усваивают материал, но не нужно подгонять ребенка и спешить расправиться со
всеми заданиями сразу. В перерывах между домашними заданиями следует дать ребенку
отдых, напоить его соком или предложить шоколад.
Стоит ли вмешиваться в процесс уроков и помогать ребенку?
Хотя бы в первый год обучения это делать надо, так как малыш еще не умеет
продуктивно планировать свое время, взрослый человек должен быть рядом и помочь ему
справиться с уроками. Ведь первоклассник может растеряться при виде задачи или
упражнения, не суметь понять задание, а вследствие этого разочароваться в своих силах и
способностях.
Если ребенок вынужден выполнять уроки один, то можно с ним договориться, что
самостоятельно он делает то, что ему понятно и легко, например, читает, учит стих, решает
примеры. Остальные трудные задания вы сделаете вместе, когда вернетесь домой.
Не настраивайте ребенка на ваше постоянное присутствие. Дайте ему понять, что у вас
тоже есть свои задания, работа, которую вам тоже необходимо сделать. Просто покажите
ему, что вы рядом, и он в любом сложном случае может рассчитывать на вашу помощь.
Не стоит осуществлять тотальный контроль над каждой буквой и цифрой ребенка, иначе вы
будете вынуждены учить с ним вместе уроки до получения аттестата. Ваша помощь должна
заключаться не в выполнении уроков за него, вам нужно научить малыша мыслить и
рассуждать, ставить правильно вопросы и уметь на них отвечать. Тогда он сможет
заниматься без вашего участия.
В какой момент стоит оставить ребенка наедине с домашними
заданиями?
Вы должны незаметно подвести его к этому моменту. Каждый школьник
индивидуален, и в разное время становиться самостоятельным. Если вы обратите внимание
на его ритм выполнения домашних уроков, то поймете, когда он будет готов для
независимости от вашей помощи.
Как правильно делать уроки
?
Многие родители задаются вопросом: как правильно делать с ребенком уроки? В
современной жизни выполнение домашнего задания является обязательным атрибутом
учебного процесса. Качество подготовки к урокам дома, так или иначе, сказывается на
общей успеваемости школьника, на его ответах в школе, степени усвоения учебного
материала. Поэтому очень важно правильно настроить ученика для выполнения домашнего
задания.
Во-первых, хочется подчеркнуть, что с первого класса школьника надо приучать к
регулярному
выполнению
домашних
заданий.
Вводить
за
обязательное
правило
добросовестное их выполнение.
Во-вторых, садиться за уроки ученик должен в одно и то же время. Это научит
ребенка организовывать свою работу и самого себя. Придя домой после школы, ученик
может час-полтора отдохнуть. Хорошо это время использовать для прогулки на свежем
воздухе. Самым оптимальным промежутком времени для подготовки уроков является
период с 15:00 до 18:00 часов.
В-третьих, выполнение уроков надо начинать с самого простого предмета. Это с
одной стороны настроит ребенка на успех и поднимет ему настроение, а с другой поможет
войти в рабочий ритм.
В-четвертых,
во время выполнения домашнего задания надо делать перерывы.
Каждые 30-40 минут ребенок должен прерываться на небольшой отдых. Делать
своеобразную переменку.
В-пятых,
чередуйте выполнение письменных заданий с устными. Смена видов
деятельности не так утомляет ребенка.
В-шестых, приучайте ребенка к самостоятельному выполнению уроков. Конечно же,
в начале учебного года, после летних каникул, присутствие родителей при выполнении
домашних
заданий
дисциплинирует
ребенка.
Взрослые
могут
своевременно
подкорректировать выполнение упражнений, акцентировать внимание ребенка на сложных
для него вопросах и настроить на рабочий ритм. В последующем присутствие родителей во
время выполнения уроков должно сводиться к минимуму. Это не значит, что надо
оставлять ребенка один на один со сложным предметом, в котором ему не разобраться.
Ученик должен чувствовать ответственность при самостоятельном выполнении домашнего
задания и при это знать, что родители всегда придут на помощь, если возникнет
затруднение в каком-либо вопросе. Многие родители предлагают ребенку выполнить
задание сначала на черновик и после проверки взрослых – переписать уже в рабочую
тетрадь. Такая практика помогает проверить уровень знаний ребенка и выявить
затруднения, с которыми он сталкивается. В любом случае, решение, к которому ребенок
пришел путем самостоятельных размышлений, наиболее прочно им усваивается, чем то,
которое
подсказано
родителями.
Есть еще несколько общих рекомендаций, которые стоит учесть перед тем,
как делать уроки:
Проветрите комнату за несколько минут до начала выполнения домашнего
задания.
Выключите телевизор, радио, компьютер, плеер. В комнате не должно быть
громких звуков.
Подготовьте рабочее место. На нем не должно быть посторонних, отвлекающих
внимание предметов.
Достаньте письменные принадлежности, необходимые для выполнения уроков,
дневник, учебник и тетрадь по предмету, домашнее задание по которому будет
выполняться первым. Все расположите на своих местах, не препятствующих
выполнению работы.
Качественная организация рабочего пространства, четкая организация рабочего
времени позволит Вашему ребенку продуктивно поработать над выполнением домашних
заданий.
С уважением Непеина А.М.