Напоминание

Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста


Автор: Шувалиева Медина Мамедьяевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКДОУ "Детский сад № 154" Минобороны России
Населённый пункт: г.Оленегорск-2 Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: Пескография как инновационная технология в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Ум ребенка находится на кончике его пальцев» В.А.Сухомлинский.

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего

особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с

помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы.

Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны

для психического здоровья и развития детей. На пороге нового тысячелетия складываются

новые психолого-педагогические подходы и технологии работы. Традиционное

переплетается с нетрадиционным. И во главу угла ставится принцип личностно —

ориентированного обучения и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не

только развитие личности и социальную интеграцию ребенка, но и профессиональное и

личностное совершенствование педагога.

Что же такое пескография?

Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и

окружающий мир.

Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок,

появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой,

песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.

Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых

умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто

привык строго оценивать себя.

Рисуя песком, как будто погружаешься в мир фантазий и сказок, причудливых

образов и форм - это увлекательный процесс, который затрагивает все сферы чувств,

пробуждает творчество, одновременно вдохновляет и расслабляет. Прикасаясь к песку,

можно почувствовать его сыпучесть, его движение и тепло. Погружение в приятное

текучее состояние необыкновенной техники, соприкосновение с природной материей

снимает стресс, любое напряжение и страхи. С помощью песка можно нарисовать и

пейзажи, и портреты, и натюрморты, и абстракции.

Проблема: я

из

наблюдений

за

работой детей во

время

непосредственно-

образовательной деятельности (изобразительная деятельность) выявила недостаточный

уровень развития фантазии, проявления творческого воображения.

Новизна моей работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и

развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для

ребенка – игру с песком. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то,

чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе занятий,

целью которых является развитие его творческих способностей.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в

работе с дошкольниками. Хочу поделиться своим опытом использования технологии

рисования песком. Всем нам хорошо знаком песок, но на самом деле это таинственный,

удивительный материал. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма

взаимодействия, преобразования окружающего их мира.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему

интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы

можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является

интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.

Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования

песком.

Задачи:

- создать условия для развития творческого потенциала;

- осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой

деятельности;

- способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков,

пространственного мышления и воображения воспитанников;

-

создать

благоприятную

социальную

ситуацию развития каждого

ребёнка

в

соответствии с его особенностями и склонностями.

В настоящее время большое внимание

уделяется развивающей предметно-

пространственной среде группы детского сада. Предметно-пространственная среда в

образовательной

организации

согласно

ФГОС

ДО

выполняет

образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную,

коммуникативную

функции.

Но

самое

главное

-

она

работает

на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Для развития творческой, гармоничной, интеллектуальной, инициативной личности

все

большее

распространение

получает инновационная

технология

пескография (рисование песком). В моей группе создан центр «Рисование песком»,

рисование песком осуществляется

на

столе-планшете

со

встроенной

разноцветной

подсветкой, специальным цветным песком. Дети проявляют самостоятельность в выборе

цвета подсветки для реализации своих творческих замыслов. Стол-планшет в нашей

группе установлен в доступном для детей месте, наряду с другими материалами (бумагой,

красками, пластилином и т. п.). Дети играют как сидя, так и стоя. При этом ребенок

может ходить вокруг стола-планшета, либо оставаться на одном месте. Дети могут

подходить к столу-планшету в любой момент, когда им этого захочется.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный

сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая

среда, и широкие возможности применения в пяти образовательных областях (социально-

коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и

физическое развитие).

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• психических процессов у детей;

• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя.

Приёмы рисования песком:

Ладонью;

Кулаком;

Ребром большого пальца;

Ребром ладони;

Щепотью;

Мизинцами;

Одновременное использование нескольких пальцев;

Симметрично двумя руками;

Отсечение лишнего;

Насыпание из кулачка;

Воспитатель: Ярусова Яна Валерьевна

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №125» открытого

акционерного общества «Российские железные дороги», г.Екатеринбург (ЧДОУ «Детский

сад №125» ОАО РЖД)

Цель:

Распространение педагогического опыта работы среди воспитателей по развитию

у детей мелкой моторики рук по средством песка.

Задачи:

1.

Передать способы методических приёмов в развитии у детей мелкой моторики

посредством песка.

2.

Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

План мастер-класса:

1.

«Пескография» как инновационная деятельность по развитию мелкой моторики детей

дошкольного возраста.

2.

Методические рекомендации для педагогов в работе с песком.

3.

Общие условия организации инновационной деятельности «Пескография»

4.

Практическая часть с педагогами по инновационной деятельности «Пескография».

«Пескография» как инновационная деятельность по развитию мелкой

моторики и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего

особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с

помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы.

Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны

для психического здоровья и развития детей. На пороге нового тысячелетия складываются

новые психолого-педагогические подходы и технологии работы. Традиционное

переплетается с нетрадиционным. И во главу угла ставится принцип личностно —

ориентированного обучения и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не

только развитие личности и социальную интеграцию ребенка, но и профессиональное и

личностное совершенствование педагога.

Что же такое пескография?

«Пескография» или «sand art» – это самостоятельный вид искусства который, существует

наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино,

театром, и так далее. Как и любой вид искусства, пескография имеет характерные

особенности и стили. У искусства рисования песком множество названий — песочные

картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин.

Sand Аrt (песочная анимация) родилось не так давно. Родоначальница этого искусства

канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Sand Art, родившись на Западе,

быстро завоевало сердца многих художников по всему миру. В Россию это искусство

пришло всего несколько лет назад.

«Sand art» — дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы,

научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление

и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой

моторики и повышение тактильной чувствительности.

Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками

сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками.

Данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому

что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто

попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими

руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии.

Поэтому мы можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий.

Занятия по развитию и коррекции мелкой моторики позволяет интегрировать различные

образовательные области. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той

деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с

окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Такое построение занятий

способствует более успешному освоению образовательной программы дошкольного

образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.

Васильевой.

Методические рекомендации для педагогов в работе с песком.

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению,

письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о

многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; игры с песком

позволяют открыть потенциальные возможности ребенка, развивать творчество и

фантазию ребенка.

Игры с песком:

развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

снимают мышечную напряжённость;

помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;

развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой

для ребёнка форме (принцип доступности информации);

стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;

позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти

способы решения проблемной ситуации;

преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из

песка при помощи готовых фигурок;

развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения,

приводящие к успешному результату;

совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;

способствуют расширению словарного запаса;

помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Для педагога действует три правила обучения:

1.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую

информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его

проблемы.

2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами,

разворачивающимися в песочнице.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило

является одновременно и обязательным условием Педагог не может в присутствии

ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или

высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и

только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста

могут защитить ребенка от психической травмы.

Общие условия организации инновационной деятельности «Пескография»

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный

его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина).

Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного

восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Для групповой работы мы рекомендовано использовать песочницу размером 100 х 140 х 8

см.

В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не

«дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и

борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет.

Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на

человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая»

песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом

восприятии.

Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с

разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько

цветов.

Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и

просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от

времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в

месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных

предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной

терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе

создания песочных картин.

Наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

Летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

Обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски,крабы);

Жилища (дома, дворцы, замки, другие постройки);

Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и

военного назначения, фантастические транспортные средства);

Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

Естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла,

семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

Фантастические предметы и персонажи мультфильмов,

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в

коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить

из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для

размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Приёмы рисования песком:

Кулаком;

Ладонью;

Ребром большого пальца;

Ребром ладони;

Щепотью;

Мизинцами;

Одновременное использование нескольких пальцев;

Симметрично двумя руками;

Отсечение лишнего;

Насыпание из кулачка;

— Ситом, формочками для пластилина, наборы для песочницы с целью создания

всевозможных отпечатков;

— Использование шаблонов и трафоретов, с помощью предметов манипуляторов.

Технические элементы рисования

:

Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени». Существует

несколько способов рисования на песочном столе. — Самый простой: светлым по

тёмному. Сначала готовим фон: тонкий, равномерный слой песка.

Техника засыпания

— используется для создания затемненных поверхностей. Данная

техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка.

Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но

сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки.

Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности,

аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте;

Техника насыпания

— взяв песок в кулак (ситом), сжимаем его и держим вертикально,

чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких

сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен

высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой

сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и

изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов

рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием.

Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти они

напоминают штрихование карандашом;

Техника отпечатка

— помогает добиваться имитации различных фигур и материалов.

В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все

ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для

пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи

с шипами и т.д. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры

пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают,

разгребают по фону.

Техника тёмным по светлому (насыпание).

Он немного сложнее. На чистый

«световой» лист можно сыпать песок любым образом: линиями тонкими, толстыми,

фигурными.

Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

Воспитанники моей группы включаются в игру с песком всем своим существом –

эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для

проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также

релаксации. Релаксация в заключительной части физкультурных занятий позволяет мне

регулировать

степень

психического

возбуждения

воспитанников,

ослабить

психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Песок мы используем и на занятиях. Так на занятиях по познавательно-исследовательской

деятельности

дети

рисуют

на песке геометрические

фигуры,

цифры,

исследуют

свойства песка.

Часто практикуем игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать

отпечаток

ладоней,

кулачков,

ребрами

ладоней

всевозможные

узоры

на

поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.

Дети придумывают удивительные сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты.

Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

Развитие речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время

создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая

его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать,

добиваться результата, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Образы, созданные из песка, мимолётны и неповторимы. Зато некоторые наиболее

удачные работы мы фотографируем и создаем фотогалерею. Сюжет из сказки «Колобок»,

раскидистое дерево, наряженная новогодняя ёлка с подарками, город, транспорт,

персонажи из мультфильмов, животные, люди, вымышленные персонажи, абстракция,

пейзажи… Возможно, пока это ещё не шедевры, но ведь все когда-то начинали с азов.

Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональной и социальной

адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в

повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или

вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую

становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя

в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с

ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая

поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя

с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», создают различные изображения.

Это

помогает развитию

у

детей моей

группы эстетического

и

художественного

восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация

движений, пространственное восприятие.

Осваивая технологию пескографии, мы с детьми решили заинтересовать родителей и

провели для них мастер-класс.

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму.

Детям нравится экспериментировать с написанием букв и слов. Дети очень гордятся тем,

что могут написать печатными буквами своё имя под нарисованной ими картинкой, для

такого случая у нас в группе есть заготовки – карточки с именами детей. Дети обучаются

путем копирования и подражания. Моторные навыки, необходимые для письма,

приобретаются

и

закрепляются

при

повторении

упражнений.

Невозможно

сдержать творческие порывы ребёнка, который решил научиться писать. И стол-

планшет

с песком предоставляет

ему

прекрасные

возможности

для

работы

по

достижению

этой

цели.

Рисуя песком,

ребёнок

становится

более

усидчивым,

внимательным.

Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и

изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая

свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё

выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то

неправильно, так как всё поправимо - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на

бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много

самых разных вещей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом работы явилось повышение творческого потенциала дошкольников.

Рисование песком способствовало развитию мелкой моторики, фантазии, творческих

способностей, образного мышления.

Я пришла к выводу, что игры с песком:

- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;

- развивают воображение, творческий потенциал;

- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;

- повышают самооценку и уверенность в себе;

- улучшают взаимоотношения со сверстниками;

-

формируют

коммуникативные

навыки

сотрудничества

в

общении

со

сверстниками.

В

дальнейшей

работе

планирую

заняться

созданием

мультфильмов,

применяя технологию рисования песком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный

перевод с англ. ] – М.: ИНТ, 2010 -94с.:ил. Редактор русского издания И. А. Качанова.

2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для

педагогов дошкольных

учреждений,

преподавателей

и

студентов

педвузов

и

педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

3. Сапожникова О. Б, Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.:

ТЦ Сфера, 2014-64с.

4. Толстикова О. В., Савельева О. В. Разработка основной общеобразовательной

программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические

рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф.

педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.

5. Федосеева М. А «Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы

средствами песочной терапии». Волгоград: Учитель 2014-122с.



В раздел образования