Напоминание

Литературное чтение. Рассказы о животных. Б.Житков "Томка"


Автор: Наталья Николаевна Панина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ "ООШ 55"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Литературное чтение. Рассказы о животных. Б.Житков "Томка"
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения в 1 «А» классе

по теме «Книги о природе и животных»

Учитель: Панина Наталья Николаевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет, УМК

Литературное чтение , УМК «Перспектива»

Класс

1

Тема урока

Книги о природе и животных.

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Знакомство с творчеством Е.И. Чарушина на примере

рассказа «Томка»

Задачи

образовательные

формировать умение характеризовать героя, умение к

совместной познавательной деятельности

развивающие

развивать умение чувствовать изменения

эмоционального состояния героя по мере развития

сюжета

воспитательные

воспитывать бережное отношение к животным,

ценностное отношение к литературе

Планируемые результаты

личностные

развивать умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой

ситуацией;

формировать мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности;

воспитывать нравственного чувства, этического

сознания и готовности совершать позитивные поступки,

в том числе речевые;

предметные

создать условия для формирования навыка

правильного,

осознанного чтения на примере рассказа Е. Чарушина

«Томка»,

активизировать учащихся и вовлекать в процесс

анализа

художественного текста,

учить определять характер рассказа, мнение автора,

продолжить знакомство с жанром «рассказ»,

учить понимать смысл произведений данного жанра,

развивать связную речь

метапредметные:

o

регулятивные УУД

развивать умение высказывать своё предположение на

основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей;

прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.

o

познавательные УУД

развивать умения извлекать информацию из схем,

иллюстраций, текстов; представлять информацию в

виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

ориентироваться на развороте учебника;

находить ответы на вопросы в иллюстрации.

o

коммуникативные УУД

развивать умение слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

умение работать в паре и в группах.

Формы работы для достижения

результатов обучения

работа в малых группах (парах), фронтальная,

индивидуальная

Необходимое оборудование

ноутбук, проектор, интерактивная доска (экран)

Дидактическое обеспечение

карточки для индивидуальной и парной работы, тексты

для чтения, презентация к уроку

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельнос

ть

учащихся

Формируем

ые ууд

Организаци

онный

(самоопреде

ление)

Цель:

создание

эмоциональ

ного

настроения,

включение в

учебную

деятельност

ь

Здравствуйте, дети!

Как настроение? К уроку готовы?

Я желаю вам отличной работы на уроке и

настроения!

И вы друг другу пожелайте удачи с помощью

пальчиков (начинаем с большого):

Желаю…

Успеха…

Большого…

Во всем…

На уроке…

Дети

скрепляют

пальчики

друг друга

поочередно

, начиная с

большого и

проговарив

ают слова.

В конце

стих.

произносят

все вместе:

«Начинаем

Коммуникат

ивные ууд

Личностные

познаватель

ные

Тебе…

Актуализац

ия знаний

Цель:

актуализаци

я ситуации,

в которой

дети

актуализиру

ют нужные

для

последующе

го открытия

знания.

Какой раздел открыл нам мир литературы? (слайд)

Мы уже успели познакомиться с некоторыми из

них, а с какими…?

Я буду читать отрывки произведений, а вы

постарайтесь вспомнить названия произведений и

их авторов)

1. «Не мое, - говорит, - дело книги читать; я дом

стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да

волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу…»

2. «Принес я щенка домой и выпросил у матери

молочка. Но щенок не видит молока и

тычется во все стороны головой. Мать сунула

щенка мордочкой в молоко. Щенок стал

лакать и перестал плакать.»

3. «Были брат и сестра – Вася и Катя, и у них

была кошка. Весной кошка пропала. Дети

Раздел

«Ребятам о

зверятах»

Дети

внимательн

о слушают

отрывки

произведен

ий.

Называют

произведен

ие и его

автора.

Познаватель

ные

Коммуникат

ивные

Предметные

личностные

искали её везде, но не могли найти. Один раз

они играли под амбаром и услыхали над

головой что-то мяучит тонкими голосами.»

4. «Радостно снял я шапку и, помахав ею,

крикнул:

- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной

засмеялись.

- Чего вы смеётесь, глупыши? – сказал я ребятам.

- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро…

Снимайте живо все шапки, кричите: «До

свидания!»

Что объединяет все эти произведения?

Вывод: мы в ответе за тех, кого приручили.

К.

Ушинский

«Бишка»

Рассказ

мальчика

«Находка»

из

старинного

букваря для

народных

школ

Л. Толстой

«Котёнок»,

быль

М.

Пришвин

«Ребята и

утята»

Животные

– не

игрушки, а

живые

существа, о

которых

надо

заботиться.

Тогда они

будут

благодарны

нам, будут

для нас

друзьями,

нашими

помощника

ми…

Выявление

темы урока,

постановка

задач урока

Цель:

формирован

ие умения

целеполаган

ия

посредством

создания

проблемной

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказами

этого раздела. (слайд)

На доске выставка книг. Что объединяет эти книги

при внимательном просмотре? Правильно.

Итак, Чарушин писал рассказы о животных.

(слайд)

А чтобы узнать, о ком пойдет речь сегодня,

отгадайте загадку.

Кверху мордочку задрав,

Громко лает он: «Гав-гав!».

Это книги

о

животных.

Один

автор.

Дети

называют

автора (Е.

Чарушин)

Регулятивн

ые

Познаватель

ные

личностные

ситуации,

фиксации

новой

проблемной

задачи

Каждый догадаться смог –

Это озорной…. (щенок)

Рассказ называется «Томка»

Посмотрите на картинку и скажите: «Какой он?»

(слайд)

Дети хором

отвечают:

«Щенок!»

Дети

отвечают…

Открытие

новых

знаний:

1)работа с

текстом до

Давайте проверим наши предположения.

Я читаю текст, а вы с карандашом в руках следите

по тексту и подчеркиваете непонятные для вас

слова.

Дети

работают с

текстом

Регулятивн

ые

Познаватель

ные

Коммуникат

чтения

Цель:

открытие

нового

знания на

основе

работы с

текстом

Понравился вам текст? Чем? Какие эмоции

получили?

Назовите слова, смысл которых вам был

непонятен.

Я хочу объяснить смысл ещё некоторых слов….

Отвечают

на вопросы

учителя

ивные

Личностные

предметные

Физминутка

Цель:

формирован

ие

ценностного

отношения к

своему

здоровью.

«Правильно переходим улицу»

Очень, очень осторожно

Через улицу иди.

И налево, и направо

Обязательно гляди. (онлайн – игра)

Выполняют

стоя. Д

ети

выполняют

движения

«ходьба на

месте» с

поворотами

головы

налево и

направо,

как это

делается

Личностные

коммуникат

ивные

при

переходе

улицы.

2)Работа с

текстом во

время

чтения

Вам понравилось, как я читала?

Сейчас я хочу послушать вас, но к чтению нужно

подготовиться.

1)Сделаем дыхательную гимнастику

«Шаронадуватель»:

Ух, профессия моя – шаронадуватель!

Я вдыхаю глубоко…(глубокий вдох)

Выдыхаю смело….(выдох)

Разноцветные шары делаю умело!

Вот надую первый шар… (вдох, выдох, ещё

сильнее вдох)

Вот надую шар второй…(вдох, выдох, ещё

сильнее вдох)

А теперь и третий…. (вдох, выдох, ещё сильнее

Да

Дети

повторяют

движения

Регулятивн

ые

Познаватель

ные

Коммуникат

ивные

Личностные

предметные

вдох)

Надуваю снова…(вдох, выдох, ещё сильнее вдох)

Молодцы!

2)В тексте вам встретятся трудные для прочтения

слова, давайте потренируемся. (слайд)

3) Итак, начинаем читать. Внимательно следите по

тексту за читающим.

Читают с

доски

сначала по

слогам, а

потом все

быстрее

Словарная

работа

Читают

текст, кого

называет

учитель

Физ.минутк

а

Цель:

формирован

ие

ценностного

отношения к

своему

здоровью.

Человек – часть природы. Мы должны жить в

гармонии с природой. Давайте почувствуем это.

Слушайте и повторяйте движения.

Семечко упало в землю (сели на корточки,

склонили голову, охватили голову руками)

Тихо до весны спало. (ровно дышим – вдох и

выдох, вдох и выдох)

Встрепенулось и проснулось, (встрепенулись,

«подрожали», подняли голову)

Только солнышко взошло.

Потянулось: утро ль это? (потянули руки вверх, «к

солнышку»)

И пошёл наверх росток (медленно встаем)

Посмотреть на лучик света

Воздуха вдохнуть глоток. (поднимаемся в полный

рост, дышим ровно и глубоко)

Распустил листочки-ручки.

Лети

повторяют

движения

за учителем

Личностные

коммуникат

ивные

Ах, прекрасное растенье! (раскинули руки в

стороны)

А потом бутон красивый

Стал готовиться к раскрытью. (покачали головой,

сделали наклоны головы вправо, влево, вперёд,

назад)

Рос, крепчал, копил все силы –

Ах!!! Открылся! Посмотрите! (резко вскинули

руки вверх, встали на цыпочки)

И качает ветерок

Первый луговой цветок! (раскачиваемся вправо,

влево, улыбаемся!!!)

3)Работа с

текстом

после

чтения

Кто главный герой рассказа? Как вы догадались?

(Родители с самого раннего детства прививали

будущему писателю любовь к природе, учили

наблюдать за природой. Дом был населен разными

животными: поросятами, кроликами, разными

птицами (их подбирали больными в лесу, лечили и

Автор, по

местоимен

ию – я

Регулятивн

ые

Познаватель

ные

Коммуникат

отпускали)

Кого он искал? Найдите в тексте подтверждение

вашим словам

Какой по мнению автора должна быть охотничья

собака?

Сколько щенков увидел автор?

Давайте вспомним, какие были щенки?

В этом вам поможет иллюстрация в тексте

Подумайте, почему автор выбрал для охоты

именно Томку (так он его потом назвал)?

Щенка для

охоты,

читают

соответству

ющее

место в

тексте

Толковой!!

!

5

ивные

Личностные

предметные

Описание

щенков с

помощью

иллюстрац

ии

учебника и

текста

Итак, каким вам показался Томка?

Чтобы вы чувствовали себя увереннее при ответе

на этот вопрос, для вас на столе приготовлены

листочки со словами. (слайд)

Из перечисленных слов, выберите слова,

характеризующие Томку:

отважный, глупый, озорной,

смелый, трусливый,

любопытный,

огромный, осторожный, маленький,

решительный.

Работа в

парах

Зачитываю

т

подчеркнут

ые слова,

объясняют,

почему

выбрали

именно это

слово

Хоровое

чтение слов

Самостоятел

ьная работа

с

самопроверк

ой по

эталону

Цель:

умение

структуриро

вать знания

(Продолжение работы с текстом после прочтения)

Как вы думаете, а другие щенки могут быть где-

нибудь полезны, когда вырастут?

А сейчас давайте вспомним все важные моменты

рассказа.

Вам надо пронумеровать предложения в

правильной последовательности: (слайд)

1. У охотника я увидел пёсика

2. Щенки небольшие, только что научились

ходить

3. Один щенок грыз деревяшку

4. И вот он стал нюхать и пошел к тому месту,

куда я её спрятал

Да,

перечисля

ют

Самостояте

Регулятивн

ые

Познаватель

ные

Коммуникат

ивные

Личностные

предметные

5. И стал растить помощника

льная

работа

Итог урока

Цель:

систематиза

ция знаний

Рефлексия

Цель:

анализ

Какую же очень важную мысль хотел до нас

донести писатель?

Е. Чарушин – писатель и художник. Он сам делал

рисунки к своим рассказам.

В его рассказах мы видим человека, который знает

и любит животных. И такие рассказы интересно

читать.

Я вам открою секрет. У Чарушина несколько

рассказов о приключениях Томки, этого забавного

щенка. Если вам захотелось прочитать, вы можете

взять такие рассказы в нашей школьной

библиотеке.

Кому очень понравился Томка, вы можете к

следующему уроку нарисовать его, каким он вам

показался. И мы устроим выставку работ.

Собака –

друг и

помощник

человека!

А мы в

свою

очередь

должны

тоже о них

заботиться.

«Мы в

ответе за

тех, кого

приручили!

»

Регулятивн

ые

Личностные

Предметные

ком

результатов

учебной

деятельност

и

Приготовили кулачки. Будем раскрывать пальчики

по очереди, если вы…

1)На уроке я работал активно!

2) Урок для меня был интересным и

поучительным!

3) Я хочу продолжить знакомство с рассказами о

животных!

4) Своей работой на уроке я доволен!

5) Мое настроение от урока отличное!

Похлопайте друг другу, если все получилось!

Спасибо за урок.



В раздел образования