Автор: Султанова Валерия Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО СОШ 635
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дифференциация понятий "звук"-"буква".
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия по программе дополнительного образования в
подготовительной к школе группе. (Составила педагог дополнительного
образования Султанова В.Н., С-Пб, 2022г.)
Тема: Звук-буква. Дифференциация понятий.
Использованные образовательные технологии: ТРИЗ, ИКТ.
Цель: Цель: научить отличать звук от буквы.
Задачи:
1.
Образовательная:
познакомить с понятиями «звук» и «буква», научить их различать.
2.
Развивающая:
способствовать развитию навыка звукового анализа и синтеза.
3.
Воспитательная:
совершенствование коммуникативных навыков, умения работать в
коллективе.
Оборудование:
Карточки с заданиями;
Предметные картинки;
Интерактивная доска, проектор, компьютер;
Сигналы с цифрами от 2 до 5.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Педагог:
Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас сегодня. Давайте
вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Сядет тот, кто назовет
какой-нибудь неречевой звук.
II. Вводная часть.
Задание №1. Объяснение разницы между звуком и буквой.
Педагог: Что такое звук речи? Это звук, который мы произносим и слышим.
Как же обозначить речевой звук на письме?
Дети: буквами.
Педагог: Что же такое буквы? Это то, что мы видим и пишем.
Педагог пишет букву на доске.
Что я сделала?
Дети: Написали букву.
Педагог: А вы что сделали?
Дети: Увидели, прочитали.
Педагог: Итак, чем же буква отличается от звука?
Дети
отвечают,
педагог
вывешивает
на
доску
схемы
«Звук-буква».
(Приложение №1, презентация слайды №2-4)
Педагог: Как же появились буквы? Послушайте стихотворение Измайловой Е.,
и вы сами все поймете.
Как появились буквы?
Палочки, крючочки, закорючки, точки
Бегали толпою и поодиночке.
Ссорились, мирились, прыгали без дела.
Наконец без дела жить им надоело.
И сказал им кто-то умный и серьезный:
- Взяться за работу никогда не поздно.
Слышим мы повсюду много разных звуков,
Но для них покуда нету знаков-букв.
Эй, крючки и точки, черточки, кружочки!
Собирайтесь вместе, становитесь в строчки!
Ссориться не нужно, живите, буквы, дружно.
И шагайте слаженно по листу бумажному!
Черточки послушались, прекратили драки,
Превратились в нужные, правильные знаки.
Стали всем понятными буквами печатными
И тогда вприпрыжку побежали в книжку.
III. Основная часть.
Задание №2.Определение количества звуков в слове.
Педагог: Поднимите такую цифру, сколько звуков в слове услышите.
Слова: день, сад, пень, лиса, река, печка, лампа, кран…
Задание №3. Звуковой синтез.
Педагог: Я сейчас каждому скажу несколько звуков по порядку, а вы составьте
из них слово и произнесите его. А я запишу слово на доске. (Слова из 3-5
звуков)
Что я вам говорила?
Дети: Звуки.
Педагог: Из чего я составляла и записывала слова на доске?
Дети: Из букв.
Физкультминутка.
(Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении)
Озорной цыпленок жил,
Головой весь день крутил,
Влево, вправо повернул.
Ножку левую согнул
И на обе снова встал.
Начал крыльями махать,
Поднимать и опускать.
Повернулся влево, вправо.
Хорошо на свете, право!
Упражнение №4. Составление слов из первых звуков-названий картинок.
Работа по карточкам. (Приложение №2, презентация слайд №5).
Педагог: Посмотрите на карточки. Вам надо выделить первый звук в названии
картинки и записать его в окошке снизу. У вас получатся слова.
Упражнение №5. Звуковой и слоговой анализ. Работа у доски. (Приложение №3,
презентация слайд №6)
Педагог: Посмотрите на картинку. Кто нарисован? Сколько звуков в этом слове?
Сколько букв? Сколько слогов? Нарисуйте схему этого слова. (Особое внимание
уделяется звукам, которые произносятся не так, как пишутся.
Упражнение №6. Игра с мячом.
Педагог: Ребята, встаньте в круг.
Кидайте
друг
другу
мяч,
а
тот,
кто
ловит,
придумывает
слово на последний звук того слова,
который
сказал
ваш товарищ.
IV. Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Мы с вами сегодня хорошо поработали. Вы показали, что
многое умеете, столько заданий выполнили!
Что мы сегодня учились различать?
Чем отличаются звуки и буквы?
Вам понравилось занятие?
Что вам больше всего понравилось?
Нарисуйте своё настроение.
Мне было приятно с вами работать. Буду ждать новой встречи. Занятие
окончено. До свидания.