Напоминание

"Внеурочная деятельность как способ повышения интереса обучающихся к занятиям на фортепиано"


Авторы: Парфенова Марина Петровна, Юркова Эмилия Арсеньевна
Должность: преподаватели и концертмейстеры
Учебное заведение: МБУ ДО детская школа искусств имени Г.И Бабко
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Внеурочная деятельность как способ повышения интереса обучающихся к занятиям на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья

«Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации и интереса

обучающихся к занятиям на фортепиано»

Сегодня мы будем говорить о внеурочной деятельности фортепианного отделения

детской школы искусств города Кирово-Чепецка Кировской области. Начать хочется с

сообщения о том, как возникла эта тема.

В детской школе искусств обучаются дети, обладающие разными музыкальными

способностями. В конкурсах и концертах, выходящих за рамки школьного уровня

могут участвовать лишь единицы – это наиболее талантливые и трудолюбивые

учащиеся. Как же проявить себя остальным ребятам, как педагогу поддержать и

развить их заинтересованность в обучении?

Ответ на этот вопрос очень прост.

Грамотно организованная внеурочная

деятельность

стимулирует

желание

учащихся

продолжать

обучение

и

демонстрировать свои навыки и умения, которые они получили в процессе обучения.

Кроме

того,

разнообразная

внеурочная

деятельность

способствует

более

разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает ему в

самореализации, повышении самооценки и уверенности в себе.

В различных формах внеурочной деятельности дети не только проявляют свои

личностные качества, но и учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом,

заботиться о товарищах, ставить себя на место другого человека.

Фортепианное отделение школы искусств существует с момента открытия школы.

Это значит, что на сегодняшний день ему уже 69 лет. Мы бережно храним традиции

отдела, переданные нам от первого поколения пианистов. Но время не позволяет

стоять на месте. За последние 20 лет внеурочная деятельность фортепианного

отделения расширилась, обогатилась новыми проектами, идеями и творческими

находками. Созрела необходимость поделиться этим опытом, чтобы те музыканты-

преподаватели, которые будут работать после нас могли использовать его в своей

работе с детьми и совершенствовать дальше.

И так, под внеурочной воспитательной работой подразумевается организация

различных видов деятельности обучающихся во внеурочное время, обеспечивающих

необходимые условия для социализации личности ребенка.

Целью внеурочной деятельности является мотивация учащихся к обучению и

формирование заинтересованной творческой личности.

Задачи внеурочной деятельности состоят в следующем:

Активизировать позитивную мотивацию к учебному процессу

Интенсивно развивать музыкальные способности

Развивать творческий потенциал

Расширять кругозор

Предоставить каждому ребенку максимальную возможность реализовать свои

музыкальные интересы, потребности, влечения

Развивать коммуникативные качества личности

Формы

внеурочной работы могут быть довольно многообразны, но они

обязательно должны быть наполнены глубоким, богатым внутренним содержанием.

1

Важно не принуждать детей к участию в мероприятиях. Они должны добровольно

включаться в творческий процесс, чувствовать себя комфортно и свободно.

На

нашем

фортепианном

отделении

сложилась

целая

система

внеурочных

мероприятий. Хочу отметить, что каждый преподаватель отдела периодически

отвечает за подготовку и проведение какого-либо занятия.

Внеурочные мероприятия можно классифицировать следующим образом:

Познавательные

Соревновательные

Концертная деятельность

Досуговая деятельность

Работа с родителями

Познавательные мероприятия

В наше время технического прогресса и всеобщей компьютеризации, время

прагматичного зарабатывания денег, стремительно падает интерес к искусству. Реалии

современного мира меняют вкусы, пристрастия, музыкальный язык и музыкальную

атмосферу, в которой живут наши дети.

В связи с этим, мы как преподаватели, непосредственно связанные с музыкой,

просто обязаны сохранить и передать будущим поколениям наши духовные ценности.

В том числе и музыкальную культуру, т.к. музыка является одним из активных

средств воздействия на современного ребёнка. Сейчас я точно знаю, что кроме нас

этого никто не сделает, потому что кроме преподавателей музыки, мало кто в этом

заинтересован.

Не

важно,

что

после

окончания

музыкальной

школы

дети

не

станут

музыкантами, главное, что они поднимутся на новый культурный уровень, разовьют

свой вкус и эстетическое восприятие, научатся различать хорошую и плохую музыку,

научатся ценить красоту в искусстве и жизни.

Около 20 лет назад на фортепианном отделении зародился клуб «Юный

пианист».

Сейчас он носит статус детского творческого объединения. В рамках

«Юного пианиста» проходят все познавательные мероприятия фортепианного

отделения. Это концертные программы, приуроченные к юбилеям композиторов,

известных деятелей искусства и культуры, а также красным датам календаря. Это

тематические

занятия

на

самые

разнообразные

темы

(музыкальные

жанры,

танцевальная музыка, знакомство с детскими музыкальными альбомами русских и

зарубежных композиторов и т.д.).

Естественно, к каждому занятию объединения пишется сценарий, назначается

ответственный, обговариваются музыкальные номера. Для участия в концертной

программе приглашаются дети и преподаватели с других отделений. Таким образом,

мы

осуществляем

интеграцию

учебно-воспитательного

процесса.

Не

буду

скромничать и скажу, что очень часто музыкально-литературные композиции «Юного

пианиста» превращались в большое школьное событие, нас специально приходили

послушать коллеги с других отделений.

Арсенал наших средств, используемых

при подготовке этих занятий,

безусловно, тоже менялся со временем. Сейчас у нас есть практически всё, что нужно

2

для организации и проведения наших внеурочных мероприятий. Мы научились делать

презентации, умеем пользоваться современными техническими средствами.

Вот небольшой перечень тем занятий ДТО «Юный пианист»: «Вспоминая музыку

П.И.Чайковского», «Что даёт человеку занятие музыкой», «Как встречают Новый год

в разных странах», «Вальс о вальсе», концертная программа «От мелодии к мелодии».

Это литературно-музыкальные композиции под названием «Музыкальные страницы»

(к 115-летию А.И.Хачатуряна) и «Художник радости человеческой» (к 120-летию

И.О.Дунаевского).

Традиционным на отделе стало еще одно мероприятие. Это посвящение в юные

музыканты, которое мы назвали «Я пианистом стать хочу». Его безумно любят

дети и всегда очень ждут. На посвящении всегда присутствуют родные и друзья юных

музыкантов.

Ученики старших классов в образе сказочных героев проводят испытания и

конкурсы не только для первоклассников, но и для их

родителей. Концерт

начинающих пианистов и проверка в игровой форме знаний и умений, приобретённых

учащимися в начальный период обучения, украшают праздник и всегда получают

одобрения со стороны родителей.

Особое место в посвящении отводится клятве юных музыкантов. Наши сценаристы

постарались, чтобы принятие клятвы выглядело максимально торжественным. Дети

под звуки аккордов Первого фортепианного концерта П.И.Чайковского выходят на

сцену, кладут руку на сердце и произносят текст клятвы.

В некоторых классах дети после посвящения пишут сочинение на тему «Моё первое

выступление». Эти сочинения преподаватели хранят и, впоследствии, возвращают их

ребятам на выпускном вечере.

У нас есть преподаватель, которая поместила текст клятвы в своем классном

уголке. Время от времени, она напоминает его своим нерадивым или провинившимся

ученикам.

Другой, сравнительно молодой, но очень полюбившийся нам проект – это

музыкальный праздник для малышей «Домисолька». Обычно он проводится весной,

в канун женского дня 8 Марта. Детишки 4-6 лет имеют прекрасную возможность

первый раз выйти на сцену, сыграть на рояле, выступить перед своими самыми

близкими людьми. На празднике их также ждут различные испытания, отгадывание

музыкальных загадок, игровые аттракционы.

Доминантой праздника, на мой взгляд, является вручение мамам их портретов,

которые дети заранее рисуют на уроке специальности. Интерес заключается в том, что

мамы сами должны узнать себя на рисунке. Это всегда происходит очень весело,

забавно и трогательно!

Соревновательные мероприятия

Соревновательной формой внеурочной деятельности являются конкурсы и

фестивали.

Участие в конкурсе вполне соответствует естественной детской потребности

соревноваться. Но чтобы победить - надо потрудиться. Поэтому возможность участия

в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной систематической

3

работы на инструменте. Все мы знаем, что современные дети в общем мало

занимаются по разным причинам: большая загруженность в школе, лень, плохая

организация домашних занятий и т.д. Участие же в конкурсе ставит перед детьми

конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими и

постараться победить.

Благодаря подготовке к конкурсу и участию в нём, ребята даже со средними

данными при старании, целеустремлённости и грамотной педагогической работе,

могут добиться успехов, раскрыться и показать себя с самой лучшей стороны. Как

правило, после окончания конкурса у таких детей наблюдается значительный прогресс

и появляется большое желание заниматься на инструменте.

Именно

с

целью

вовлечения

как

можно

большего

количества

ребят

в

соревновательный процесс, на отделении фортепиано существуют два школьных

конкурса.

Первый из них называется «Звучит рояль». Как бы ни менялись условия

конкурсной программы, неизменным остается тот факт, что участие в конкурсе

освобождает обучающегося от сдачи академического концерта. Удивительно, но

почему-то дети считают, что играть на конкурсе легче, чем сдавать академ, поэтому

они стремятся к участию в конкурсе «Звучит рояль». Безусловно, привлекает и то, что

победителю вручается грамота и подарок.

В своё время заведующая фортепианным отделом предложила нам перенять опыт

одной из московских музыкальных школ, в которой зачёт этюдов проводится в форме

конкурса со слепым прослушиванием. Нам стало интересно, и мы решили

попробовать провести такой конкурс, который назвали «Кто быстрее». И вот уже

более 10 лет наши учащиеся с огромным интересом участвуют в нем.

В конкурсе соревнуются все обучающиеся 2-7 классов. Для каждой параллели

выбирается обязательный этюд. Жеребьевка конкурсантов проходит без присутствия

жюри, которое в это время занимает свои места за ширмой. Ведущий объявляет номер

участника и пропускает его в класс для игры. Всё проходит быстро и увлекательно. И

детей, и нас очень привлекает эта форма прослушивания. Но нельзя сказать, что

ребята

не

волнуются.

Скорее

даже

наоборот,

часто

их

игра

оказывается

непредсказуемой.

Результаты подводятся простым подсчетом баллов и определением мест.

Конечно,

самым

кульминационным

моментом

является

расшифровка

победителей. Интересно также бывает выяснить, насколько преподаватель смог узнать

своего ученика.

Я рассказала о школьных конкурсах, в которых может принять участие практически

любой наш обучающийся. Безусловно, способным и хорошо подготовленным ребятам

мы предлагаем участвовать в конкурсах более высокого уровня. У нас есть такие дети.

Правда, сегодня их не так много, как, скажем, лет 10 назад. Но, я считаю, что это

нормальное явление, т.к. по законам философии всё в жизни развивается по спирали.

Поэтому, мы терпеливо ждем, когда кривая начнёт свой очередной подъём.

Совсем

недавно

в

системе

музыкального

образования

появилась

новая

соревновательная форма - проектная деятельность обучающихся. В прошлом году

4

нашей школе предложили поучаствовать в работе научно-практической конференции

под названием «Культура России: вчера, сегодня, завтра»

С гордостью хочу сказать, что трое наших пианистов вместе со своими

преподавателями взялись за написание исследовательских проектов. Это совершенно

новая для нас форма деятельности направлена на развитие элементов научного

мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности

обучающихся, а также на развитие исследовательской деятельности обучающихся и

преподавателей.

Ребята с честью защитили свои проекты, получили отличную практику публичного

выступления и все стали победителями.

Концертная деятельность

Концерт – это, безусловно, очень значимая форма внеурочной деятельности.

Специфичность учебного процесса в ДШИ заключается в том, что каждый ребёнок с

детства учится выступать на сцене, для чего педагоги развивают навыки поведения

на эстраде, концертную выдержку, стабильность в исполнении музыкальных

произведений и многое другое. Эти навыки можно развить только в практической

деятельности.

Работа по формированию у юного музыканта - исполнителя сценической

устойчивости должна вестись с детских лет. Тот, кто часто успешно выступает в

детские годы, обладает большей психологической устойчивостью и в дальнейшем

проще справляется с эстрадным волнением. Детская психика направлена, прежде

всего, на выражение положительных эмоций и доставляет удовольствие от общения со

слушателем. Поэтому очень важно закрепить и развивать чувство радости от

выступления, сделать потребностью своего ученика приносить радость людям.

С давних лет в нашей школе работает «Детская филармония»,

которая

занимается

организацией

и

проведением

концертов

разной

тематики

и

направленности. На базе этой филармонии пианисты участвовали в концертных

программах для учащихся гимназий №1 и №2, школ №5 и №7.

Ежегодно мы проводим концерты для воспитанников детских садов. Дети очень

любят выступать в дошкольных учреждениях, особенно в тех, которые они посещали.

Однажды мы даже напросились в детский сад на родительское собрание. Там,

помимо концертной программы, мы рассказывали о том, как обучение музыке влияет

на полноценное развитие ребенка.

Это очень важное направление внеурочной работы, потому что дошкольные и

средние образовательные учреждения являются базой для пополнения контингента

школы. Таким образом, мы популяризируем музыкальное образование в нашем

родном городе.

Хочу сказать, что без участия пианистов не проходит ни одно значимое событие

в школе. Мы выступали на открытии всех выставок нашего школьного Музея-клуба

«Российской культуры», часто участвуем в концертных программах в библиотеке

им. Н.Островского.

Особое место занимают концерты в «Центре социальной помощи семье и

детям» и в «Доме-интернате для престарелых и инвалидов». Все эти выступления

5

носят благотворительный характер. Концерты для ветеранов и инвалидов всегда несут

положительный заряд, как для пожилых людей, так и для юных артистов. Они

обладают большим воспитательным эффектом, так как способствуют формированию

преемственности поколений и уважительного отношения к пожилым людям.

Ну и конечно, главное место в концертной деятельности занимают отчетные

концерты школы и отделения, куда отбираются номера высокого исполнительского

уровня обучающихся. Здесь имеет значение все: яркость, оригинальность концертного

материала, качество исполнения и артистические способности выступающего.

Досуговая деятельность

Досуговая (развлекательная) деятельность крайне необходима для организации

полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, тёплой, дружеской

атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Мероприятия, которые можно

отнести к досуговой деятельности, конечно, считаются одними из самых приятных.

На нашем отделении практически все преподаватели проводят классные

чаепития по самым различным поводам: конец четверти, успешное выступление на

конкурсе или концерте, посвящение в музыканты, новогодние праздники, день 8

Марта и т.д.

Как правило, общение детей вне урока не ограничивается одним застольем. Дети

обсуждают различные волнующие их темы, готовят аттракционы и задания на

смекалку, играют, разыгрывают сценки и даже могут потанцевать. Одно время мы

устраивали новогодние дискотеки. Конечно, такие встречи не проходят и без

музицирования.

С огромным желанием наши обучающиеся принимают участие в школьном конкурсе

на лучшую ёлочную игрушку «Подарок Деду Морозу». Победителям вручаются

грамоты, а лучшие работы отправляются на городской конкурс.

Особо хочется рассказать о наших поездках. Немыслимо обучаться музыке, не

посещая концерты, не имея представления о живом звучании оркестра, органа,

фортепиано. Ещё первый директор школы (Георгий Иванович Бабко) регулярно

вывозил коллектив преподавателей и учащихся на концерты и спектакли в город

Киров. Мы бережно храним эту традицию и стараемся хотя бы раз в год посещать с

детьми интересные концертные представления в различных учреждениях культуры

города Кирова: филармония, Александровский костёл, концертный зал колледжа

искусств им. Казенина, музыкальная школа №4, театр кукол, музей А.С.Грина и др.

Горжусь тем, что на одной из программ Александровского костела нашим детям

было разрешено поиграть на органе.

Работа с родителями

Никто не будет отрицать того, что большая доля успеха в обучении детей

музыке зависит от отношения родителей к процессу обучения.

Известно, что любой учебный процесс - это есть союз трех начал: учителя,

ученика и родителей. Более того, великий Нейгауз утверждал, что «хорошие родители

важнее хороших педагогов». Поэтому союз с родителями, тесная связь с ними просто

необходимы.

6

В то же время, мы понимаем, что родители, в силу ряда объективных причин,

даже приведя ребёнка в музыкальную школу и желая обучать его музыке, до конца не

понимают важности и нужности начального музыкального образования. Они могут не

знать, как правильно организовать занятия ребёнка дома, или как поступать в

непростых ситуациях, которые неизбежно возникают между родителями и детьми,

обучающимися в музыкальной школе.

Родители остаются нашими первыми помощниками и в организации досуговых

мероприятий. Они помогают в проведении классных чаепитий, ездят с нами на

концерты, иногда даже участвуют в художественной самодеятельности. Нет сомнения

в том, что совместно пережитые впечатления остаются в памяти надолго и делают

семью крепче и духовно богаче.

Мы давно поняли, как важно говорить и общаться с родителями. Поэтому, с

ними тоже надо работать, их тоже надо обучать, развивать и расширять их кругозор.

Одной из наиболее распространённых и обязательных форм работы с

родителями остаётся родительское собрание.

Последние несколько лет мы раз в год обязательно проводим отделенческие

родительские собрания. Форма, в которой мы ведем эти встречи, я бы назвала своего

рода маленьким ликбезом. Нам всегда хотелось, чтобы родители, уходя от нас, не

просто насладились игрой своего любимого чада, но и получили что-то лично для

себя: обогатились новыми знаниями, может быть поменяли свое мнение на ту или

иную ситуацию, или просто познакомились с творчеством выдающегося композитора.

Поверьте, подготовка таких мероприятий, это очень большая и серьезная работа. Нам

приходится изучать биографии и труды выдающихся людей, работать с архивами,

знакомиться с мнением ученых и педагогов, занимающихся вопросами музыкального

воспитания. И мы видим, что наши усилия дают положительные результаты, т.к.

родители

становятся

более

грамотными,

внимательными,

терпеливыми

и

заинтересованными.

Хочу назвать темы наших последних собраний. Это: «Воспитание искусством»

(рассказывали о том, что даёт ребенку обучение музыке и как строится музыкальное

образование за рубежом),

«Как сохранить интерес к занятиям музыкой» (поднимали проблему потери

интереса к обучению).

Огромнейшая подготовка предшествовала сообщению, посвящённому истории

театральной Вятки конца 19 – начало 20 веков.

Под общим названием «От сердца к сердцу» мы провели для родителей

юбилейный концерт фортепианного отделения «Музыкальные фантазии», а также

концертные программы, посвященные творчеству А.И.Хачатуряна, И.О.Дунаевского.

Конечно же, все эти встречи с родителями сопровождаются концертными

программами, в которых принимают участие обучающиеся и преподаватели. Мы

также очень любим привлекать своих коллег с других отделений. Это придаёт нашим

программам свежесть и разнообразие.

Более простая форма встреч с родителями – это классные родительские

собрания, которые проходят вместе с детьми. Конечно же, основным событием этих

встреч является концерт обучающихся. Можно сказать, что это отчёт о проделанной за

7

полугодие или за год работе. На наш взгляд, очень важно и ценно, когда ученики

класса одного преподавателя становятся близкими людьми и друзьями. В этом мы

видим смысл проведения классных собраний. Здесь дети могут проявить себя

абсолютно с разных сторон своей творческой деятельности. Классные собрания очень

сближают детей и родителей, а также способствуют сохранению интереса и

повышению мотивации к обучению на фортепиано.

Много лет назад на моих классных собраниях очень часто выступали родители.

Например, Людмила Сергеевна Нелюбина занималась написанием прозы, она читала

нам свои рассказы. Тамара Ивановна Лыскова пела под аккомпанемент своей дочки.

Это были бесценные минуты. Если есть в классе такие родители, надо обязательно

привлекать их к участию в концертах.

Участие родителей в классных мероприятиях позволяет им лучше узнать своих

детей, открыть для себя ещё не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые

совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Помимо собраний с родителями, у нас регулярно проходят индивидуальные беседы и

консультации, для родителей также проводятся открытые уроки.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что каждый обучающийся

школы искусств, участвуя в любом внеурочном мероприятии, не только раскрывает и

совершенствует себя, но и утверждается в глазах своих одноклассников, окружающих

его сверстников и взрослых. Проявив себя в любом виде деятельности, даже самый

робкий ученик постепенно начинает чувствовать себя успешным, приобретает

уверенность в своих силах. Это ведет к тому, что он начинает по-другому относиться и

к занятиям по предмету фортепиано, проявлять повышенный интерес к процессу

обучения в школе искусств.

А задача педагога - быть добрым проводником, постараться пробудить

заложенное в ребёнке творческое начало, помочь ему понять и найти себя, сделать

первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни.

Парфенова Марина Петровна и Юркова Эмилия Арсеньевна

(преподаватели и концертмейстеры

МБУ ДО детской школы искусств имени Г.И.Бабко

города Кирово-Чепецка Кировской области)

8



В раздел образования