Напоминание

Интегрированный урок истории и литературы в 8 «Г» классе (историко-литературное расследование) «Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?»


Автор: Коновалова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №116
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: урок
Тема: Интегрированный урок истории и литературы в 8 «Г» классе (историко-литературное расследование) «Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?»
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок истории и литературы в 8 «Г» классе

(историко-литературное расследование)

«Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?»

12 декабря 2019г.

Учителя: Батраков В.В. – учитель истории, Коновалова С.В. – учитель

литературы.

Цели: На основе исторических фактов и литературного образа Емельяна

Пугачева (в «Истории пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка»

А.С.Пушкина) выяснить, кто же Пугачев: кровавый убийца или народный

герой? Провести историко-литературное расследование.

Задачи:

1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта в повести

«Капитанская дочка».

2. Развить умение школьников видеть и оценивать смысл и знание

художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции

произведения в целом.

3. Показать историческую обоснованность и психологическую точность

характеристики Пугачева.

4. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинного

реалистичного образа Пугачева.

Оборудование: компьютерная презентация, фрагмент художественного

фильма «Русский бунт», песня И.Талькова «Россия» (аудио), карточки по

группам учащихся, задания.

I. Вступительное слово.

Учитель литературы: 10 января 1775 года морозным утром на Болотной

площади был казнен Емельян Пугачев. Личность легендарного бунтаря

неотделима от русской истории, трагедия Пугачева и пугачевского бунта

привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: А.

Пушкина в XIXв., С.Есенина XXв.

Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, мы попытаемся провести

историко-литературное расследование на основе исторических фактов,

анализа документов «Манифеста» Екатерины II и произведений Пушкина

«Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта». Нарисовать, создать

для себя образ Пугачева, определиться кто же он: народный бунтарь,

поднявший на мятеж «подлую чернь» или Емелька Пугачев, преданный

анафеме с церковного амвона, народный герой или кровавый убийца?

II. Основная часть урока.

Историческая справка.

Учитель истории: Какая обстановка сложилась в России в 60-80-е годы

XVIII века?

Царствование Екатерины II как эпоха расцвета крепостного права, мы видим,

что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773- 1774гг. был

ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление

народа. Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повиннстей

на протяжении первой половины XVIII века вызывали ожесточенное

сопротивление крестьян. Главной формой было бегство, беглые уходили в

казачьи области: на Урал, в Сибирь, на Украину, создавали разбойничьи

шайки. Известно 120 крепостных выступлений. Одним из них был бунт

Емельяна Пугачева.

- Биографическая справка о Пугачеве (учащийся).

Учитель литературы: обратимся к «Капитанской дочке», художественному

произведению А.С.Пушкина.

III. Работа по группам.

I группа: Описание Пугачева, портрет Пугачева.

Вопросы:

1. Что совпадает в том и другом описании?

2. Что не совпадает?

3. В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое

отношение? Какие слова помогают выразить отношение? Какие слова

трогают вашу душу и сердце?

II группа: Народ и Пугачев.

Вопросы:

1. Каково отношение народа к Пугачеву?

2. Чем интересен разговор на постоялом дворе хозяина и вожатого?

(«Капитанская дочка» глава 2).

3. Почему А.С.Пушкин использует иносказательную речь?

4. Какие слова в текстах затронули душу и сердце?

III группа: Место Пугачева в крестьянской войне.

Вопросы:

1. С какой целью А.С.Пушкин включает калмыцкую сказку в повесть

«Капитанская дочка»?

2. Кому принадлежат слова, объясняющие смысл сказки?

3. Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в

крестьянской войне?

4. Каково место Пугачева в крестьянской войне? Как сам Пугачев понимает

свое место в истории?

5. Ваша эмоциональная словесная оценка текста.

Перед IV группой фрагмент к/ф «Казнь Пугачева».

IV группа: Казнь Пугачева.

Вопросы:

1. Как показана сцена казни в «Капитанской дочке»?

2. На что нацеливает читателя А.С.Пушкин?

3. Каково отношение А.С.Пушкина в Пугачеву? А вас что трогает в этом

эпизоде?

4. Каково отношение власти, царицы к Пугачеву? (по «Манифесту»)

III. Итоги урока.

Выскажем свое мнение по отношению к личности Пугачева. Кто он для вас:

кровавый убийца или народный герой.

Ответы учащихся.

Вывод: Сегодня, проведя историко-литературное расследование, мы пришли

к выводу, что для большинства из вас Пугачев представлен в образе

народного героя. Но насилие и жестокость не могли решить ни одну из

назревших проблем социально-экономического развития. Вся история

крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной

оценки А.Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный

и беспощадный…». Любое насилие способно породить насилие еще более

жестокое и кровавое.

Звучит песня И.Талькова «Россия»

V. Домашнее задание: сочинение «Образ Пугачева в моей оценке» (по

литературным и историческим материалам).



В раздел образования