Автор: Коновалова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №116
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: урок
Тема: Интегрированный урок истории и литературы в 8 «Г» классе (историко-литературное расследование) «Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?»
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок истории и литературы в 8 «Г» классе
(историко-литературное расследование)
«Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?»
12 декабря 2019г.
Учителя: Батраков В.В. – учитель истории, Коновалова С.В. – учитель
литературы.
Цели: На основе исторических фактов и литературного образа Емельяна
Пугачева (в «Истории пугачевского бунта» и повести «Капитанская дочка»
А.С.Пушкина) выяснить, кто же Пугачев: кровавый убийца или народный
герой? Провести историко-литературное расследование.
Задачи:
1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта в повести
«Капитанская дочка».
2. Развить умение школьников видеть и оценивать смысл и знание
художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции
произведения в целом.
3. Показать историческую обоснованность и психологическую точность
характеристики Пугачева.
4. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинного
реалистичного образа Пугачева.
Оборудование: компьютерная презентация, фрагмент художественного
фильма «Русский бунт», песня И.Талькова «Россия» (аудио), карточки по
группам учащихся, задания.
I. Вступительное слово.
Учитель литературы: 10 января 1775 года морозным утром на Болотной
площади был казнен Емельян Пугачев. Личность легендарного бунтаря
неотделима от русской истории, трагедия Пугачева и пугачевского бунта
привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: А.
Пушкина в XIXв., С.Есенина XXв.
Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, мы попытаемся провести
историко-литературное расследование на основе исторических фактов,
анализа документов «Манифеста» Екатерины II и произведений Пушкина
«Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта». Нарисовать, создать
для себя образ Пугачева, определиться кто же он: народный бунтарь,
поднявший на мятеж «подлую чернь» или Емелька Пугачев, преданный
анафеме с церковного амвона, народный герой или кровавый убийца?
II. Основная часть урока.
Историческая справка.
Учитель истории: Какая обстановка сложилась в России в 60-80-е годы
XVIII века?
Царствование Екатерины II как эпоха расцвета крепостного права, мы видим,
что народный гнев, вылившийся в грандиозное восстание 1773- 1774гг. был
ответом на чудовищное экономическое, правовое, моральное подавление
народа. Непрерывное усиление крепостной зависимости и рост повиннстей
на протяжении первой половины XVIII века вызывали ожесточенное
сопротивление крестьян. Главной формой было бегство, беглые уходили в
казачьи области: на Урал, в Сибирь, на Украину, создавали разбойничьи
шайки. Известно 120 крепостных выступлений. Одним из них был бунт
Емельяна Пугачева.
- Биографическая справка о Пугачеве (учащийся).
Учитель литературы: обратимся к «Капитанской дочке», художественному
произведению А.С.Пушкина.
III. Работа по группам.
I группа: Описание Пугачева, портрет Пугачева.
Вопросы:
1. Что совпадает в том и другом описании?
2. Что не совпадает?
3. В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое
отношение? Какие слова помогают выразить отношение? Какие слова
трогают вашу душу и сердце?
II группа: Народ и Пугачев.
Вопросы:
1. Каково отношение народа к Пугачеву?
2. Чем интересен разговор на постоялом дворе хозяина и вожатого?
(«Капитанская дочка» глава 2).
3. Почему А.С.Пушкин использует иносказательную речь?
4. Какие слова в текстах затронули душу и сердце?
III группа: Место Пугачева в крестьянской войне.
Вопросы:
1. С какой целью А.С.Пушкин включает калмыцкую сказку в повесть
«Капитанская дочка»?
2. Кому принадлежат слова, объясняющие смысл сказки?
3. Как данная сказка отражает понимание Пугачевым своего места в
крестьянской войне?
4. Каково место Пугачева в крестьянской войне? Как сам Пугачев понимает
свое место в истории?
5. Ваша эмоциональная словесная оценка текста.
Перед IV группой фрагмент к/ф «Казнь Пугачева».
IV группа: Казнь Пугачева.
Вопросы:
1. Как показана сцена казни в «Капитанской дочке»?
2. На что нацеливает читателя А.С.Пушкин?
3. Каково отношение А.С.Пушкина в Пугачеву? А вас что трогает в этом
эпизоде?
4. Каково отношение власти, царицы к Пугачеву? (по «Манифесту»)
III. Итоги урока.
Выскажем свое мнение по отношению к личности Пугачева. Кто он для вас:
кровавый убийца или народный герой.
Ответы учащихся.
Вывод: Сегодня, проведя историко-литературное расследование, мы пришли
к выводу, что для большинства из вас Пугачев представлен в образе
народного героя. Но насилие и жестокость не могли решить ни одну из
назревших проблем социально-экономического развития. Вся история
крестьянских войн и их последствий – ярчайшее подтверждение гениальной
оценки А.Пушкина: «Не приведи Бог увидеть русский бунт – бессмысленный
и беспощадный…». Любое насилие способно породить насилие еще более
жестокое и кровавое.
Звучит песня И.Талькова «Россия»
V. Домашнее задание: сочинение «Образ Пугачева в моей оценке» (по
литературным и историческим материалам).