Автор: Ванькова Ольга Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия №20"
Населённый пункт: г.о. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема: "Урока русского языка в 7 классе"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 7 классе
Тема: повторение и обобщение орфограммы «Правописание НН и Н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных».
Цели и задачи: систематизировать полученные знания об орфограмме; продолжить
работу
по
отработке
орфографических
и
пунктуационных
навыков
правописания
причастий
и
отглагольных
прилагательных;
развивать
умение
пользоваться
теоретическим
материалом
на
практике;
воспитывать
способность
сопереживать,
понимать и воспринимать поэзию слова.
Ход урока.
1.
Слово учителя.
- Тема «Причастие» - одна из самых сложных в русском языке. До сих пор
среди
языковедов
нет
единого
мнения
относительно
того,
чем
является
причастие: самостоятельной частью речи или особой формой глагола.
Очень
метко о причастии сказал В.И.Даль: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе
прилагательного».
Изучая причастие, мы столкнулись с рядом интересных и в то же время трудных
орфограмм, наиболее сложной из которых является орфограмма «Правописание
НН и Н…»
Сегодня на уроке мы попытаемся систематизировать все знания, полученные об
этой
орфограмме
и
продолжить
работу
по
отработке
орфографических
и
пунктуационных навыков.
2.
Проверка домашнего задания.
3.
Орфоэпическая работа.
- Орфограмма
«Правописание НН и Н» является трудной не только при
написании, но и в при произношении. В этом мы можем убедиться, выполняя
следующее задание.
4 .
Синтаксический разбор предложения. Дифференцированная работа по
карточкам.
- Итак, орфоэпические нормы некоторых страдательных причастий достаточно
сложны. Для того чтобы не ошибиться при произношении следует обращаться к
словарю. А какова синтаксическая функция страдательных причастий? В этом нам
поможет разобраться следующее задание. Некоторые ребята будут работать по
индивидуальным карточкам.
5. Диктант по памяти. И.А.Бунин «Листопад».
- Вставьте пропущенные буквы.
- Почему в слове багряный пишется одна Н?
- Что влияет на выбор НН и Н?
6. Работа с таблицей.
А) Заполнение 1 пункта правила.
- Мы разобрались, что влияет на выбор НН и Н и заполнили 1 часть таблицы. А
сейчас я предлагаю распределительный диктант.
7. Распределительный диктант.
8. Работа с текстом.
-
Перед
вами
неполный
текст.
Необходимо
распространить
предложения
причастиями и отглагольными прилагательными, пользуясь словами для справок.
9. Исследование текста.
- Всегда ли в словах, где есть сочетания -ованный, -еванный пишется две Н?
Кованый – ковать; жеваный – жевать. Морфемы ков- и жев- являются корнями.
- Заполнения 2 пункта таблицы.
10. Опережающее задание. Работа со словарем.
11. Повторение правописания кратких причастий.
- Как образуются кр.причастия? (От полных
прич. с
помощью усеченного
суффикса).
12. Проверочный тест.
13. Сочинение-миниатюра. «Весна идет! Весне навстречу…»
14. Рефлексия.
- Чем был полезен урок?
- Какие пробелы в знаниях помог восстановить?
15. Домашнее задание.
А) Закончить сочинение;
Б)
Дополнить
таблицу
правило
«Н
и
НН
в
суффиксах
отыменных
прилагательных».