Автор: Коновалова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №116
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: урок
Тема: Излагай мысли ёмко и кратко. (Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ).
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 9 б классе. (22 февраля 2018 г.)
Учитель: Коновалова Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория.
Тема:
“Излагай мысли ёмко и кратко.” (Подготовка к написанию сжатого изложения в
экзаменационной работе ОГЭ). (слайд 1)
Цель:
1. Отработка учащимися приёмов сжатия публицистического и научно-популярного
текстов в процессе групповой работы.
Задачи:
1. Актуализировать алгоритм работы над текстом и основные способы его сжатия.
2. Организовать групповую деятельность учащихся по сжатию текстов различной
функциональности.
3. Продолжить работу над развитием у учащихся умений критериального оценивания.
4. Продолжить развитие коммуникативных навыков.
Эпиграф:
“ Будьте кратки, верное средство заставить слушать себя – сказать много в немногих
словах.” Пьер Буаст фр. Языковед (1765 – 1824)
Оборудование:
Презентация, тексты (2), ноутбуки (5), 4 группы + эксперты 2 человека оценивают работу
учащихся.
Вступительное слово учителя:
Уважаемые учащиеся, сегодня мы с вами на уроке русского языка повторим алгоритм
работы с текстом изложения, вспомним приёмы сжатия текста и отработаем их. Затем
представим по группам сжатые предложенные тексты разных стилей. Эксперты оценят
вашу работу по критериям ОГЭ.
Итак, начнём. Тема нашего урока: (слайд 1) “ Излагай мысли ёмко и кратко”, эпиграф на
слайде.
Что такое текст? Это предложения, связанные между собой по смыслу.
Ⅰ
Вспомним алгоритм работы над текстом (слайд 2).
1. Определим тему и сформируем основную мысль текста.
2. Определим структуру текста.
3. Выделяем микротемы.
4. Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию.
5. Записываем тезисы каждой микротемы. Составляем опорный конспект, план.
6. Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали, упрощаем
синтаксические конструкции.
7. Объединяем микротемы “ связующими словами”.
8. Проверяем: передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли
последовательность, логика повествования.
Учитель: Почему пункт 6 выделен?
Ⅱ
Учитель: Мы сегодня работали над 6 пунктом: сжатие текста.
Что это такое? Это извлечение основной информации без потери связанности. Чтобы
научиться передавать текст кратко, надо понимать его.
Какими способами мы можем сжать текст?
1. Исключение:
- исключение повторов слов или словосочетаний
- исключение одного или нескольких синонимов
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций
- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения
- исключение одного или нескольких предложений
- исключение предложений с описанием и рассуждением
- исключение вводных слов
- исключение цитат
2. Обобщение (замена):
- замена однородных членов обобщающих наименований.
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.
3. Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно
- замена предложения или его части указательным местоимением
- замена сложноподчинённого предложения простым
- замена фрагмента предложения синонимичным предложением
- замена прямой речи косвенной
- формулировка основных мыслей своими словами
Учитель: Повторим способы сжатия текста.
Ⅲ
Учитель: В условиях групповой работы с использованием ПК учащиеся преобразуют
предложенные тексты в краткие изложения. Представляют тексты для экспертной оценки
по критериям ОГЭ (флешки), обосновывая приёмы сжатия текста (целесообразность).
Вам даны тексты научно-популярный и публицистический (15 минут на работу). Вы их
представляете для того, чтобы оценить сжатие. (слайды текстов 4, 5)
Эксперты оценивают по критериям ОГЭ (слайд 6).
ИК2 Сжатие исходного текста
- экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия на протяжении трёх микротем текста. 3б
- экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для
сжатия двух микротем текста. 2б
- экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0б
Ⅳ
Представление группы (4) на ПК своих текстов.
Ⅴ
Оценки эксперты выставляют на ПК, обосновывают их.
Ⅵ
Рефлексия (слайд 7)
- Сегодня на уроке я узнал, повторил
- У меня получилось
- Я столкнулся со следующими трудностями
- Считаю, что мне необходимо повторить, выучить
Ⅶ
Домашнее задание (слайд 8)
Написать сжатое изложение (3 текст)
(Приложения тексты)