Напоминание

Излагай мысли ёмко и кратко. (Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ).


Автор: Коновалова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №116
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: урок
Тема: Излагай мысли ёмко и кратко. (Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ).
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 9 б классе. (22 февраля 2018 г.)

Учитель: Коновалова Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория.

Тема:

“Излагай мысли ёмко и кратко.” (Подготовка к написанию сжатого изложения в

экзаменационной работе ОГЭ). (слайд 1)

Цель:

1. Отработка учащимися приёмов сжатия публицистического и научно-популярного

текстов в процессе групповой работы.

Задачи:

1. Актуализировать алгоритм работы над текстом и основные способы его сжатия.

2. Организовать групповую деятельность учащихся по сжатию текстов различной

функциональности.

3. Продолжить работу над развитием у учащихся умений критериального оценивания.

4. Продолжить развитие коммуникативных навыков.

Эпиграф:

“ Будьте кратки, верное средство заставить слушать себя – сказать много в немногих

словах.” Пьер Буаст фр. Языковед (1765 – 1824)

Оборудование:

Презентация, тексты (2), ноутбуки (5), 4 группы + эксперты 2 человека оценивают работу

учащихся.

Вступительное слово учителя:

Уважаемые учащиеся, сегодня мы с вами на уроке русского языка повторим алгоритм

работы с текстом изложения, вспомним приёмы сжатия текста и отработаем их. Затем

представим по группам сжатые предложенные тексты разных стилей. Эксперты оценят

вашу работу по критериям ОГЭ.

Итак, начнём. Тема нашего урока: (слайд 1) “ Излагай мысли ёмко и кратко”, эпиграф на

слайде.

Что такое текст? Это предложения, связанные между собой по смыслу.

Вспомним алгоритм работы над текстом (слайд 2).

1. Определим тему и сформируем основную мысль текста.

2. Определим структуру текста.

3. Выделяем микротемы.

4. Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию.

5. Записываем тезисы каждой микротемы. Составляем опорный конспект, план.

6. Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали, упрощаем

синтаксические конструкции.

7. Объединяем микротемы “ связующими словами”.

8. Проверяем: передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли

последовательность, логика повествования.

Учитель: Почему пункт 6 выделен?

Учитель: Мы сегодня работали над 6 пунктом: сжатие текста.

Что это такое? Это извлечение основной информации без потери связанности. Чтобы

научиться передавать текст кратко, надо понимать его.

Какими способами мы можем сжать текст?

1. Исключение:

- исключение повторов слов или словосочетаний

- исключение одного или нескольких синонимов

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций

- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения

- исключение одного или нескольких предложений

- исключение предложений с описанием и рассуждением

- исключение вводных слов

- исключение цитат

2. Обобщение (замена):

- замена однородных членов обобщающих наименований.

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением.

3. Упрощение:

- слияние нескольких предложений в одно

- замена предложения или его части указательным местоимением

- замена сложноподчинённого предложения простым

- замена фрагмента предложения синонимичным предложением

- замена прямой речи косвенной

- формулировка основных мыслей своими словами

Учитель: Повторим способы сжатия текста.

Учитель: В условиях групповой работы с использованием ПК учащиеся преобразуют

предложенные тексты в краткие изложения. Представляют тексты для экспертной оценки

по критериям ОГЭ (флешки), обосновывая приёмы сжатия текста (целесообразность).

Вам даны тексты научно-популярный и публицистический (15 минут на работу). Вы их

представляете для того, чтобы оценить сжатие. (слайды текстов 4, 5)

Эксперты оценивают по критериям ОГЭ (слайд 6).

ИК2 Сжатие исходного текста

- экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

сжатия на протяжении трёх микротем текста. 3б

- экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для

сжатия двух микротем текста. 2б

- экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0б

Представление группы (4) на ПК своих текстов.

Оценки эксперты выставляют на ПК, обосновывают их.

Рефлексия (слайд 7)

- Сегодня на уроке я узнал, повторил

- У меня получилось

- Я столкнулся со следующими трудностями

- Считаю, что мне необходимо повторить, выучить

Домашнее задание (слайд 8)

Написать сжатое изложение (3 текст)

(Приложения тексты)



В раздел образования