Напоминание

« Творительный падеж имён существительных»


Автор: Кущева Ирина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №2
Населённый пункт: р.п. Залари, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: « Творительный падеж имён существительных»
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока русского языка

Дата: 15.02.2022г.

Класс 3б

Тема урока: « Творительный падеж имён существительных»

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока: формирование умения определять творительный падеж по вопросу и предлогу;

формировать сознательное

употребление в речи существительных в творительном падеже;

Задачи:

Образовательные: создание условий для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён

существительных; организация практической деятельности, в ходе которой дети могут научиться распознавать

дательный падеж имен существительных, развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создание условий для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать,

обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и

доказательств.

Воспитательные: создание условий для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности,

адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных;

организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена

существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Личностные:

создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к

одноклассникам.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть, автор: Канакина В. П.

Наглядный материал: листы самооценки, раздаточный материал (таблица: знаю / не знаю, хочу узнать, узнал), части

кластера, снежинки

белого, синего и красного цвета, картинка на тему «Зима».

№ Этап урока

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Организационный

момент

-

Наш урок предлагаю начать такими словами

Прозвенел звонок -

Начинается урок!

За работу взялся класс -

Всё получится у нас! (Слайд 2)

- Запишите число, классная работа.

Приветствуют

учителя.

Личностные:

положительное

отношение к школе и

учебной деятельности

Регулятивные:

- нацеливание на

успешную работу.

Чистописание

- Прочитайте предложение

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

- Какая буква чаще других повторяется в

предложении?

Отвечают на

вопросы

Познавательные:

- уметь

ориентироваться в

своей системе знаний

-Что можете сказать про букву з? Пропишите

сочетание этих букв по образцу (Слайд 3)

_________________

Зз_______________

- Угадайте слово, которое я задумала.

- Парный согласный на конце слова мороз (з),

- Непроверяемая безударная гласная в слове улица

(и),

- Удвоенная согласная в слове килограмм (м),

- Первая буква алфавита (а)

- Какое слово я задумала? (зима)

- Обратимся к слову зима.

- Какую орфограмму проверим в слове зима?

- Какое слово является проверочным? (зимы)

- Этому замечательному времени года посвятили

свои произведения поэты, художники, композиторы.

(Слайд 4)

- Что представили под звуки этой прекрасной

мелодии?

-Это прозвучал вальс композитора Георгия

Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

- Пропишите слово зима в тетрадях по образцу (на

доске)

- В листах самооценки отметьте выполнение этого

задания.

Прописывают

сочетание в

тетрадях

Записывают

буквы

Называют

получившееся

слово

Прослушивают

отрывок

Заполняют лист

самооценки

по данному вопросу.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои

мысли в устной речи и

понимать речь других.

2

Актуализация

знаний

Блиц – опрос (Слайд 5 – 11)

1. Часть речи, обозначающая предмет

и отвечающая на вопросы кто? что?

Отвечают на

вопросы,

вставляют

Коммуникативные:

- умение слушать

других,

2. Существительные, отвечающие на вопрос кто?,

называются…

3. Существительные, отвечающие на вопрос что?,

называются…

4. Имя существительное изменяется…

- А по родам?

5. Как называется изменение имён существительных

по падежам?

6. Сколько падежей в русском языке?

- Молодцы!

- В листах самооценки отметьте выполнение этого

задания.

нужные слова

Проверяют по

эталону,

исправляют

ошибки.

Самооценка.

- при необходимости

исправить, дополнить,

уточнить озвученный

ответ,строить

высказывания,

понятные для других.

Регулятивные:

- осуществлять

самоконтроль,

взаимоконтроль.

3.

Постановка и

решение учебной

задачи

Частично-

поисковый

-сравнение

-обобщение

-формулирование

выводов

- Что мы знаем об именительном падеже? (Слайд 12-

16)

Существительное в именительном падеже отвечает

на вопросы кто? что?, употребляется без предлогов.

Слово – помощник – есть, в предложении является

подлежащим.

Что знаем о родительном падеже? Существительное

в родительном падеже отвечает на вопросы кого?

чего?, употребляется с предлогами у, около, от, без,

из, до, для, вокруг, с, после. Слово – помощник –

нет, в предложении является второстепенным

членом.

- Что узнали про дательный падеж?

Существительные в дательном падеже отвечают на

Отвечают на

вопросы

Регулятивные:

контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности.

Познавательные:

умение

ориентироваться в

системе своих знаний.

вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами

по, к. Слово -помощник – дать.

- Что знаем о винительном падеже?

Существительные в винительном падеже отвечают на

вопросы кого? что?. Существительные в

винительном падеже употребляются с предлогами

через, про, на, за, под, о, во, в. Слово - помощник –

вижу.

- Какой падеж следует за винительным?

Работа с таблицей

- Вспомните, что вы уже знаете о творительном

падеже и заполните таблицу

(Существительные в творительном падеже отвечают

на вопросы: кем? чем?)

Знаю / не

знаю

Хочу

узнать

Узнал

вопрос

+

предлог

-

+

Вспомогательное

слово

-

+

- В чём проблема? (Не знаем предлогов, с которыми

употребляются имена существительные в форме

творительного падежа).

- Сформулируйте тему урока, цели и задачи.

(Слайд 17- 18)

Тема: Творительный падеж

Цель

:

узнать, какие предлоги употребляются с

Заполняют

таблицу

Учащиеся

формулируют

тему, цель и

задачи урока.

Коммуникативные:

умение использовать

речь для регуляции

своего действия,

строить понятные для

окружающих

высказывания.

Личностные: оцениван

ие усваиваемого

материала.

существительными в творительном падеже.

Задачи: находить в предложении имена

существительные в творительном падеже, быстро

определять падеж имён существительных.

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

- Прочитайте предложения (Слайд 19)

- Определите падеж выделенных имён

существительных

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит; …

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою, …

- Кто автор этих строк?

А.С. Пушкин – великий русский поэт, родоначальник

новой русской литературы, создатель современного

русского литературного языка.

- Что заметили? Существительные в творительном

падеже могут употребляться без предлога.

-

Сделайте вывод, на какие вопросы отвечают имена

существительные в творительном падеже, с какими

предлогами употребляются? (Слайд 20)

-Проверим ваши предположения.

-Откройте учебники на странице 53. Прочитайте

сведения о языке.

Правильный вывод вы сделали?

Учащиеся

определяют

падеж по

алгоритму.

Вспоминают

названия

произведений и

их автора.

Делают вывод.

- Выполним упражнение 94 на странице 52.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать в

упражнении?

- Определите падеж выделенных имён

существительных в каждом предложении.

- Назовите предлоги, с которыми употреблены имена

существительные в творительном падеже.

- Какие окончания имеют имёна существительные в

творительном падеже?

- Выполните письменное задание к упражнению

(фронтальная проверка)

- Каким членом предложения являются

существительные в творительном падеже?

(Слайд 21 – 23)

- В листах самооценки отметьте выполнение этого

задания.

Чтение вывода по

учебнику с. 53 .

Учащиеся

отвечают на

вопросы.

Выполняют

разбор

предложения.

Взаимопроверка.

Взаимооценка (по

эталону)

4

Физкультминутк

а

А сейчас мы отдохнём и поможет нам в этом весёлый

краб (Слайд 24)

Выполняют

движения под

музыку

5

Закрепление

изученного

материала

- А сейчас вы поработаете самостоятельно (Слайд

25- 26) Природа подарила нам прекрасное время года

- зиму. Подул ветер и закружились снежинки в

веселом хороводе

,

а снежинки - волшебные, они

взяли

и

закрыли

окончания

существительных.

Запишите словосочетания с существительными в

творительном падеже.

Что

надо

сделать,

чтобы

правильно

написать

Ученики

работают в паре,

записывают

словосочетания,

вставляют

окончания имён

существительных

.

Коммуникативные:

- аргументировать свою

позицию, проявлять

активность в решении

познавательных задач.

Регулятивные:

- уметь вносить

необходимые

окончание?

1.Пришла (с чем?) с (метель, ветер, вьюга). Занесло

(чем?)

(снег)

Украсила

(чем?)

(серебро,

узор).

Укрыла (чем?) (ковер). Летел (над чем?) над (лес,

поле, город) Любовались (чем?) (снежинка, ель).

-Какая часть слова изменяется? (Окончание).

-

В листах самооценки отметьте выполнение этого

задания

.

Участвуют в

беседе, делают

вывод.

Уточняют свои

знания по теме.

Выделяют

окончания.

Заполняют лист

самооценки.

коррективы в действие

после его завершения

на основе его оценки и

учета характера

сделанных ошибок.

6

Итог урока

Приём ТРКМ

«Кластер»

- Что узнали об именах существительных в

творительном падеже? (Отвечают на вопросы кем?

чем?, употребляются с предлогами с, со, перед, под,

над, за, между, вспомогательные слова - доволен или

творю)

- Чему научились? (Научились находить имена

существительные в творительном падеже, определять

падеж имен существительных.)

- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

(Слайд 27)

Участвуют в

беседе, делают

выводы,

составляют

кластер.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

- осуществлять

взаимный контроль.

7

Домашнее

задание

Упражнение 96, стр.53 (Слайд 28)

Записывают

задание в дневник

Т.п.

кем?(где?)

с, со, за, перед

чем?(куда?)

под, над, между

доволен,

творю

8

Рефлексия

- Сегодня мы вспомнили такое замечательное время

года, как зима.

-Вам понравился урок? Оцените свою работу.

- Кому сегодня всё удавалось, подарите – белую

снежинку.

-Кому ещё нужно потрудиться, подарите – синюю.

- А кому было очень трудно и требуется помощь,

подарите красную снежинку.

(Слайд 29-30)

Спасибо за урок! (Слайд 31)

Оценивают свою

работу,

прикрепляя

снежинку на

картинку «Зима»

Регулятивные:

- осуществлять

пошаговый и итоговый

контроль

- уметь оценивать

правильность

выполнения действий.



В раздел образования