Напоминание

"Психологическое здоровье подростка в зеркале образования" презентация


Авторы: Царева Зинаида Владимировна, Савостьянов Юрий Борисович
Должность: педагог-психолог, начальник отдела сопровождения
Учебное заведение: РСПЦ
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Психологическое здоровье подростка в зеркале образования" презентация
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологическое здоровье

Психологическое здоровье

подростка в зеркале

подростка в зеркале

образования

образования

Актуальность.

Одна из проблем сохранения психологического

здоровья – нарушение баланса различных

психических свойств и процессов подростков в

образовании. При этом проблема обостряется,

когда на внешние особенности ситуации развития

накладываются специфические возрастные

.

Основной целью психологической службы

образования является обеспечение

психического и психологического

здоровья детей.

Выявление и профилактика трудностей в обучении и

Выявление и профилактика трудностей в обучении и

развитии;

развитии;

Создание благоприятных условий для сохранения здоровья;

Создание благоприятных условий для сохранения здоровья;

Развитие самопознания и рефлексии;

Развитие самопознания и рефлексии;

Диагностика эмоционального отношения к учению;

Диагностика эмоционального отношения к учению;

Формирование коммуникативных умений и навыков;

Формирование коммуникативных умений и навыков;

Воспитание культуры взаимоотношений и общения;

Воспитание культуры взаимоотношений и общения;

Разрешение проблем и конфликтов;

Разрешение проблем и конфликтов;

Психолого-педагогическая помощь детям, родителям и

Психолого-педагогическая помощь детям, родителям и

учителям.

учителям.

Задачи

Задачи

Здоровье – это такое состояние человека, которому

свойственно не только отсутствие болезней или физических

дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное

благополучие.

Факторы определяющие здоровье человека:

Окружающая среда (природная среда и социальная

среда)

Генетическая предрасположенность

Образ жизни

Здравоохранение

Психическое здоровье

традиционно интерпретируется как собственная

жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным

развитием и функционированием психического аппарата;

как умение выживать, приспосабливаться и расти в

изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для

большинства условиях.

Психическое здоровье является предпосылкой здоровья

психологического.

Психологическое здоровье

,

в свою очередь, характеризует

индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя

душевных сил и способностей.

Состояние психологического здоровья

-

личностная

устремленность человека, его жизненная позиция.

Психология здоровья подростка

*

Психические процессы;

* Психические состояния;

* Свойства личности

.

Поведенческие факторы здоровья подростка

􀂄

самооценка здоровья

􀂄 медицинская информированность

􀂄 место здоровья в системе жизненных ценностей

􀂄 наличие вредных привычек

􀂄 экологические факторы

􀂄 стрессогенные факторы

􀂄 физическая активность

ПОДРОСТОК В ОБРАЗОВАНИИ

Социальные

причины

Физиологические

причины

Психологические

причины

ОБРАЗОВАНИЕ

Познавательная

сфера

Эмоционально-волевая

сфера

Мотивационная

сфера

Анализ результатов

Анализ результатов

обследования

обследования

эмоционального отношения к

эмоционального отношения к

учению:

учению:

Мотивация достижений

Мотивация достижений

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

7 "а"

8 "а"

7 "б"

8 "б"

продуктив

позитив.

диффузн

диф.фр.п.

чр.пов.э.

шк.трев.

Компоненты эмоционального отношения к учению:

* Познавательная активность

* Познавательная активность

*Тревожность

*Тревожность

* Негативные переживания

* Негативные переживания

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

познав.а.

тревож.

нег.переж

высокий

средний

низкий

Выводы:

неблагоприятные условия в образовательной среде

способствуют неудовлетворению ведущих социогенных потребностей. В

результате происходит снижение качества обучаемости, как следствие

зеркального отражения эмоционального дискомфорта на уроках. Что не

может способствовать сохранению и укреплению здоровья подростка.

* внедрение методов работы, способствующих снятию

эмоционального напряжения ;

* внедрение оптимальных для школы программ по обучению

здоровью;

* Применение традиционных и нетрадиционных подходов для

укрепления здоровья подростков (арт-терапия, муз-терапия,

танцетерапия, изотерапия, «ручная» хатха-йога, аутотренинг

и др.);

* тренинговые занятия, направленные на снятие

эмоционального напряжения, стабилизацию эмоционального

фона;

* индивидуальные беседы с подростками, работа в малых

группах, направленные на адаптацию и социализацию

учащихся;

* использование комплексного подхода всех структур

образовательного процесса.

Психологическое сопровождение участников

образовательного процесса предусматривает:

При высокой тревожности необходимо снизить

При высокой тревожности необходимо снизить

субъективную значимость ситуации и перенести акцент на

субъективную значимость ситуации и перенести акцент на

осмысление деятельности и формирование чувства успеха

осмысление деятельности и формирование чувства успеха

При повышенной эмоциональности, гнева, рекомендуется

При повышенной эмоциональности, гнева, рекомендуется

оценивать знания учащихся, а не личность.

оценивать знания учащихся, а не личность.

Для учащихся с низким уровнем познавательной

Для учащихся с низким уровнем познавательной

активности необходимы дополнительные способы

активности необходимы дополнительные способы

стимуляции познавательного интереса к учению.

стимуляции познавательного интереса к учению.

Необходимо учитывать возрастные и индивидуально-

Необходимо учитывать возрастные и индивидуально-

типологические особенности учащихся.

типологические особенности учащихся.

Рекомендации педагогам:

Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка:

Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка:

- бытовые: хорошее питание, режим, полноценный сон,

- бытовые: хорошее питание, режим, полноценный сон,

спокойную обстановку;

спокойную обстановку;

- эмоциональные: верьте в возможности ребенка, радуйтесь

- эмоциональные: верьте в возможности ребенка, радуйтесь

малейшим достижениям;

малейшим достижениям;

- культурные: обеспечьте ребенка всем необходимым для

- культурные: обеспечьте ребенка всем необходимым для

развития, вместе с ним смотрите учебно-познавательные

развития, вместе с ним смотрите учебно-познавательные

программы, читайте и обсуждайте и т.п.

программы, читайте и обсуждайте и т.п.

Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими;

Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими;

Приучайте подростков совместно выполнять работу по дому.это

Приучайте подростков совместно выполнять работу по дому.это

повышает ответственность.

повышает ответственность.

Рекомендации родителям:

Традиционные и нетрадиционные подходы

Традиционные и нетрадиционные подходы

Тренинг

Тренинг

АРТ-ТЕРАПИЯ

АРТ-ТЕРАПИЯ

В основном арт-терапия специализируется на

В основном арт-терапия специализируется на

изобразительном искусстве, но существуют и другие

изобразительном искусстве, но существуют и другие

ее разновидности. Например, музыко-терапия,

ее разновидности. Например, музыко-терапия,

сказко-терапия, телесно ориентированная терапия и

сказко-терапия, телесно ориентированная терапия и

др. Они также эффективны, но самой популярной

др. Они также эффективны, но самой популярной

сегодня является именно изобразительная. Она

сегодня является именно изобразительная. Она

помогает прийти в себя, расслабиться и обрести

помогает прийти в себя, расслабиться и обрести

внутреннее равновесие.

внутреннее равновесие.

ИЗОТЕРАПИЯ

ИЗОТЕРАПИЯ

И уже много лет спустя человечество стало

И уже много лет спустя человечество стало

осознанно применять древние методики, возникшие

осознанно применять древние методики, возникшие

спонтанно, пытаясь нащупать связи между

спонтанно, пытаясь нащупать связи между

состояниями сознания и цветами, формами и

состояниями сознания и цветами, формами и

психическими состояниями. Люди заметили

психическими состояниями. Люди заметили

многостороннее

многостороннее

влияние искусства на жизнь и

влияние искусства на жизнь и

здоровье

здоровье

(как психическое, так и физическое), и

(как психическое, так и физическое), и

человечество неоднократно стало обращаться к

человечество неоднократно стало обращаться к

изотерапии

изотерапии

с надеждой на исцеление.

с надеждой на исцеление.

"Душа не может

думать, не рисуя"

Аристотель

Изотерапия" - идея, предложенная профессором

Изотерапия" - идея, предложенная профессором

Сухановым. Медики считают, что этот

Сухановым. Медики считают, что этот

нетрадиционный метод лечения улучшает здоровье

нетрадиционный метод лечения улучшает здоровье

пациентов. Первая художественная выставка

пациентов. Первая художественная выставка

разместилась в хирургическом корпусе. На ней

разместилась в хирургическом корпусе. На ней

представлены дары художников города, в том числе

представлены дары художников города, в том числе

и известных.

и известных.

Танце-терапия

ПРИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, НЕГАТИВНЫХ

ПРИ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, НЕГАТИВНЫХ

ПЕРЕЖИВАНИЯХ

ПЕРЕЖИВАНИЯХ

МУЗЫКА:

МУЗЫКА:

Бетховен - "Лунная соната",

Бетховен - "Лунная соната",

Бах - "Кантата N 2", Итальянский концерт,

Бах - "Кантата N 2", Итальянский концерт,

Гайдн: Симфония,

Гайдн: Симфония,

Сибелиус: “Финляндия”,

Сибелиус: “Финляндия”,

Скрябин: Прелюдии для фортепиано,

Скрябин: Прелюдии для фортепиано,

Фpанк - Симфония pе миноp,

Фpанк - Симфония pе миноp,

Глюк - Танец духов.

Глюк - Танец духов.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

ПРИ ТРЕВОЖHОСТИ, ПЕЧАЛИ, СТРАХАХ

ПРИ ТРЕВОЖHОСТИ, ПЕЧАЛИ, СТРАХАХ

МУЗЫКА:

МУЗЫКА:

Шопен - мазуpки и пpелюдии,

Шопен - мазуpки и пpелюдии,

Штpаус - вальсы,

Штpаус - вальсы,

Рубинштейн - "Мелодия",

Рубинштейн - "Мелодия",

Дебюсси - "Соната для скpипки и фоpтепиано",

Дебюсси - "Соната для скpипки и фоpтепиано",

Брукнер: Месса,

Брукнер: Месса,

Барток: Концерт N5, Соната для фортепиано,

Барток: Концерт N5, Соната для фортепиано,

Бах: Концерт для скрипки (ре минор),

Бах: Концерт для скрипки (ре минор),

Шопен: Ноктюрн ре минор.

Шопен: Ноктюрн ре минор.

Вытяните руку вперед. Поверните ладонь так,

Вытяните руку вперед. Поверните ладонь так,

чтобы она «смотрела» на вас. Мысленно

чтобы она «смотрела» на вас. Мысленно

разверните большой палец на 180° вверх,

разверните большой палец на 180° вверх,

к кисти. Вот и вышел человечек! И вправду,

к кисти. Вот и вышел человечек! И вправду,

не надо обладать буйной фантазией, чтобы

не надо обладать буйной фантазией, чтобы

углядеть: большой палец напоминает голову

углядеть: большой палец напоминает голову

и шею, второй и пятый — руки, третий

и шею, второй и пятый — руки, третий

и четвертый — ноги, а сама ладонь — туловище

и четвертый — ноги, а сама ладонь — туловище

со всеми внутренними органами.

со всеми внутренними органами.

Здоровье через пальцы рук

Здоровье через пальцы рук

Мудра «ЖИЗНИ»

Мудра «ЖИЗНИ»

Полезна при быстрой утомляемости. Улучшает остроту

Полезна при быстрой утомляемости. Улучшает остроту

зрения, лечит болезни глаз. Выравнивает энергетический

зрения, лечит болезни глаз. Выравнивает энергетический

потенциал всего организма, улучшает самочувствие,

потенциал всего организма, улучшает самочувствие,

повышает жизненные силы, работоспособность, дает

повышает жизненные силы, работоспособность, дает

бодрость и выносливость.

бодрость и выносливость.

Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев

Подушечки безымянного, мизинца и большого пальцев

соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены

соединяем вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены

.

.

Мудра «энергии»

Повышает энергетический потенциал. Подушечки

среднего, безымянного и большого пальцев соединяем

вместе, оставшиеся пальцы выпрямлены.

Мудра «неба»

Обновляет силы, восстанавливает обменные

Обновляет силы, восстанавливает обменные

процессы, повышает иммунитет.

процессы, повышает иммунитет.

«Три колонны космоса»

«Черепаха»

Помогает при астении,

переутомлении, нарушениях

деятельности сердечнососудистой

системы. Сохраняет энергию,

повышает жизненный тонус.

«Раковина»

Выполнение этой мудры усиливает голос,

поэтому особенно рекомендуется певцам,

артистам, учителям.

Четырьмя пальцами правой руки обнимаем

левый большой палец. Подушечки правого

большого и левого среднего пальца

соприкасаются.

«Голова дракона»

Спасибо за внимание

!



В раздел образования