Автор: Панфилушкина Валентина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ № 76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Психологическое воспитание школьников
Раздел: среднее образование
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Процесс воспитания начинается с определения его целей.
Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка
как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми
ей для
жизни
в обществе.
Цель
и задачи
воспитания
не могут
устанавливаться
раз
и навсегда
в любом
обществе.
Изменение
общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению
и целей
воспитания.
Они
задаются
каждый
раз
в виде
требований,
предъявляемы новыми тенденциями развития общества к личности человека.
Общая
цель
современного
воспитания
—
сделать
детей
высоконравственными,
духовно
богатыми,
внутренне
свободными
и ответственными личностями. Задачи воспитания на всех этапах социальной
истории
определяются
в первую
очередь
так
называемыми
общечеловеческими
и нравственными
ценностями.
К ним
мы относим
понятие
добра
и зла,
порядочности,
туманности
и любви
к природе,
духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней
и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью
мы понимаем
приоритет
нравственных
идеалов
над
сиюминутными
влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности
к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности
к внутренней и внешней независимости. Ответственность мы определяем как
внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства
за судьбу других людей и общество в целом.
Средствами воспитания, например, могут быть личный пример
педагога, образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми.
Средства
воспитания
по характеру
воздействия
на человека
делятся
на прямые и косвенные.
Прямые
средства
воспитания
предполагают
непосредственно
личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется
в прямом общении друг другом.
Косвенные
средства
воспитания
содержат
воздействия,
которые
реализуется с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг
с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр
кинофильмов,
телевизионных
и видеофильмов,
ссылка
на мнение
авторитетного человека).
Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит
перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.
Неосознанные
средства
воспитания:
воспитуемые
принимает
воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны,
а воспитатель
также
не производит
преднамеренного
воздействия
на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания
направлены
воспитательные
воздействия,
его
средства
делят
на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще
всего являются комплексными, т. е включает разные стороны личности
воспитуемого.
Воспитательные
воздействия
наиболее
эффективны,
если
они
проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т. е. включает
когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).
Мы работаем
совместно
с социальном
педагогом
и психологом
воспитанников,
которые
используют
средства
методы
психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это,
например, социально-психологический тренинг. Групповые индивидуальные
занятия со школьниками. Основной целью которого является научить
человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать
деловые и личные проблемы.
Всегда интересно наблюдать из каких кирпичиков складываются
отношения в семье. Может быть принятым развлечением, традиционными
и деловым общением, как протекает общение, и что сближает детей
и взрослых.
Ребята, учась в школе, становятся самостоятельными, и педагог должен
подготовить ребят к будущей самостоятельной жизни, к профессии. Главная
цель - сплочение коллектива, воспитание чувства семьи, ответственности
и гордости за семью. Чтобы сформировать коллектив и развитие личности
ребенка
возникают
конфликты,
конфликты
разрешаются
путем
самовоспитания в окружающим мире, с целью избавиться от неприятных
переживаний, конфликты возникают делать уроки, отрицательные оценки,
поведение в семье, в техникуме.
Провожу беседы, так как беседы должны помочь ребенку в будущей
самостоятельной жизни.
Провожу беседы: «Я, и моя семья», «Я, ты, он она — вместе дружная
семья», «Здоровый образ жизни», «Профилактика курения», «Профилактика
ранней половой жизни», «Профилактика правонарушений».
В беседе сравниваю ребят с «маленькими песчинками», которые сами
по себе и если подует ветер, то раскинет песчинки. Такое бывает в семьях-
коллективах, где все вместе, и в то же время каждый отдельно. Что нет того,
что сцепляло ребят. Мало знают друг друга или не желают пойти на встречу
друг другу.
Если ребята, поймут, что дружба, товарищество помогают человеку,
то в будущей жизни они будут в своей семье поддерживать любовь
и дружеское отношение к своим родным.
Ребята, понимают, что, живя в коллективе, нужно заботиться не только
о себе, но и о ребятах которые учатся с тобой.
Провожу классные часы «Познай себя», «Мы помним, мы не забыли»,
«Что ты сделал для своей семьи».
Вывод:
«Коллектив
не плохой,
есть
отрицательное,
но и многое
положительное в отношениях друг с другом. Ребята радуются и переживают
за свой класс в целом».
Я стараюсь приучать детей к радости победы на длительном пути.
Когда у ребенка нет цели — любая награда, подарок могут усилить
недостатки ребенка. И чтобы они видели счастье в том, чтобы радоваться
с другими.