Напоминание

Психологическое воспитание школьников


Автор: Панфилушкина Валентина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ № 76
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Психологическое воспитание школьников
Раздел: среднее образование





Назад




ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Процесс воспитания начинается с определения его целей.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка

как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми

ей для

жизни

в обществе.

Цель

и задачи

воспитания

не могут

устанавливаться

раз

и навсегда

в любом

обществе.

Изменение

общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению

и целей

воспитания.

Они

задаются

каждый

раз

в виде

требований,

предъявляемы новыми тенденциями развития общества к личности человека.

Общая

цель

современного

воспитания

сделать

детей

высоконравственными,

духовно

богатыми,

внутренне

свободными

и ответственными личностями. Задачи воспитания на всех этапах социальной

истории

определяются

в первую

очередь

так

называемыми

общечеловеческими

и нравственными

ценностями.

К ним

мы относим

понятие

добра

и зла,

порядочности,

туманности

и любви

к природе,

духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней

и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью

мы понимаем

приоритет

нравственных

идеалов

над

сиюминутными

влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности

к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности

к внутренней и внешней независимости. Ответственность мы определяем как

внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства

за судьбу других людей и общество в целом.

Средствами воспитания, например, могут быть личный пример

педагога, образцы поведения демонстрируемые окружающими людьми.

Средства

воспитания

по характеру

воздействия

на человека

делятся

на прямые и косвенные.

Прямые

средства

воспитания

предполагают

непосредственно

личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется

в прямом общении друг другом.

Косвенные

средства

воспитания

содержат

воздействия,

которые

реализуется с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг

с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр

кинофильмов,

телевизионных

и видеофильмов,

ссылка

на мнение

авторитетного человека).

Осознанные средства воспитания: воспитатель сознательно ставит

перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее.

Неосознанные

средства

воспитания:

воспитуемые

принимает

воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны,

а воспитатель

также

не производит

преднамеренного

воздействия

на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания

направлены

воспитательные

воздействия,

его

средства

делят

на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще

всего являются комплексными, т. е включает разные стороны личности

воспитуемого.

Воспитательные

воздействия

наиболее

эффективны,

если

они

проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т. е. включает

когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).

Мы работаем

совместно

с социальном

педагогом

и психологом

воспитанников,

которые

используют

средства

методы

психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это,

например, социально-психологический тренинг. Групповые индивидуальные

занятия со школьниками. Основной целью которого является научить

человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать

деловые и личные проблемы.

Всегда интересно наблюдать из каких кирпичиков складываются

отношения в семье. Может быть принятым развлечением, традиционными

и деловым общением, как протекает общение, и что сближает детей

и взрослых.

Ребята, учась в школе, становятся самостоятельными, и педагог должен

подготовить ребят к будущей самостоятельной жизни, к профессии. Главная

цель - сплочение коллектива, воспитание чувства семьи, ответственности

и гордости за семью. Чтобы сформировать коллектив и развитие личности

ребенка

возникают

конфликты,

конфликты

разрешаются

путем

самовоспитания в окружающим мире, с целью избавиться от неприятных

переживаний, конфликты возникают делать уроки, отрицательные оценки,

поведение в семье, в техникуме.

Провожу беседы, так как беседы должны помочь ребенку в будущей

самостоятельной жизни.

Провожу беседы: «Я, и моя семья», «Я, ты, он она — вместе дружная

семья», «Здоровый образ жизни», «Профилактика курения», «Профилактика

ранней половой жизни», «Профилактика правонарушений».

В беседе сравниваю ребят с «маленькими песчинками», которые сами

по себе и если подует ветер, то раскинет песчинки. Такое бывает в семьях-

коллективах, где все вместе, и в то же время каждый отдельно. Что нет того,

что сцепляло ребят. Мало знают друг друга или не желают пойти на встречу

друг другу.

Если ребята, поймут, что дружба, товарищество помогают человеку,

то в будущей жизни они будут в своей семье поддерживать любовь

и дружеское отношение к своим родным.

Ребята, понимают, что, живя в коллективе, нужно заботиться не только

о себе, но и о ребятах которые учатся с тобой.

Провожу классные часы «Познай себя», «Мы помним, мы не забыли»,

«Что ты сделал для своей семьи».

Вывод:

«Коллектив

не плохой,

есть

отрицательное,

но и многое

положительное в отношениях друг с другом. Ребята радуются и переживают

за свой класс в целом».

Я стараюсь приучать детей к радости победы на длительном пути.

Когда у ребенка нет цели — любая награда, подарок могут усилить

недостатки ребенка. И чтобы они видели счастье в том, чтобы радоваться

с другими.



В раздел образования