Автор: Щепеткина Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г. Череповец Вологодская область
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Многоугольники. Пирамида"
Раздел: начальное образование
Тема: Многогранники. Пирамида
Цель урока: Ввести понятие о пирамиде как многограннике
Задачи:
1. Повторить понятие многоугольники.
2.Находить и показывать на модели боковые грани, рёбра и вершину пирамиды.
3.Отличать пирамиду от прямоугольного параллелепипеда.
4.Выделять пирамиду среди других предъявленных фигур, доказывать, что пирамида многогранник.
5.Конструировать модель пирамиды
Краткая аннотация: Урок математики в 4 классе (УМК «Начальная школа 21 в»). Раздел: Геометрические понятия. Пространственные
фигуры. На первом уроке даются основные сведения о пирамиде как многоугольнике. На следующем уроке будут предложены задания на
определение видимых и невидимых элементов, оснований пирамиды. Сделанные детьми бумажные модели могут использоваться для
подготовки к олимпиадам и ВПР(чертёж, развертка, модель). Используемая технология: системно – деятельностная.
Ожидаемые результаты: Обучающиеся смогут выделять пирамиду среди других многоугольников, отличать пирамиду от прямоугольного
параллелепипеда, показывать элементы пирамиды, конструировать модели пирамиды.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.Мотивация.
2.Актуализация.
Математическая разминка.
-Я предлагаю вам задания: построить в
координатном углу фигуры по данным координатам.
(Приложение 1)
1 ряд (группа): Какая фигура у вас получилась?
2 группа: Назовите координаты противоположных
вершин.
-Какая фигура у вас получилась?
- Как по-другому называется эта фигура?
3 группа: Какая фигура у вас получилась?
- Как можно назвать эти фигуры?
- Что нам известно про многоугольники?
- Назовите и покажите их.
- А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они?
Работают в парах
От каждой группы выходят ученики
и показывают свои результаты
1: треугольник
2: квадрат
3: шестиугольник
МНОГОУГОЛЬНИКИ
Все многоугольники имеют вершины,
стороны и углы.
(плоские)
Коммуникативные:
осуществлять взаимный
контроль в совместной
деятельности.
Познавательные:
отмечать точки с
заданными
координатами.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
- Рассмотрите представленные на демонстрационном
столе модели фигур и назовите их сходства и
различия.
- Из каких многоугольников состоит поверхность
каждой из них?
- Как назвать эти фигуры, поверхность которых
состоит из многоугольников, одним словом?
-Это все фигуры?
-Послушайте загадку.
Первые упоминания об этих фигурах ещё были
известны три тысячи лет до нашей эры в Египте и
Вавилоне. Математиков поражала их красота,
совершенство и гармония. Ученые считали эти
фигуры божественными.
О каких фигурах говорится?
Пирамида Хеопса - крупнейшая из египетских
пирамид, единственное из семи чудес света,
сохранившаяся до наших дней.
«Пирамида» - слово греческого происхождения,
означает «костер», «огонь».
Имеют вершины, их разное
количество.
Имеют стороны, они разные по
форме…
Треугольников, четырёхугольников…
МНОГОГРАННИКИ
Возможно, есть другие фигуры.
О пирамидах.
Познавательные:
узнавать многогранники.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Пирамида олицетворяла огонь, поскольку её вершина
устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени.
(Учитель демонстрирует сказанное с помощью
презентации или интерактивной доски)
3. Постановка
учебной задачи.
Какая будет тема урока?
Цель нашего урока ввести понятие о пирамиде как
многограннике.
Давайте вместе определим задачи, как мы будем
работать с многогранниками? (даны опорные слова
плана: доказать, находить, показывать, отличать,
конструировать)
Это и будет планом работы.
По каким критериям будем оценивать свою работу?
Многогранник- пирамида.
-доказать, что пирамида
многогранник
-находить пирамиду среди других
фигур
-показывать части пирамиды
-отличать от других фигур
-конструировать модель пирамиды…
-умение доказывать, что пирамида
это многогранник
-умение находить пирамиду среди
других фигур
-умение называть и показывать части
пирамиды
-умение конструировать модель
пирамиды
Регулятивные: учиться
ставить цели, задачи и
планировать свою
деятельность.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
4.Практическая
деятельность
учащихся
-Является ли пирамида многогранником? Как
можно доказать?
- А как называется каждый из многоугольников в
многограннике?
- Как называются стороны многогранника?
- Какую ещё часть не назвали?
Чем отличается пирамида от прямоугольного
параллелепипеда?
Работают в группах с разными
пирамидами, изготовленными из
стекла, дерева, проволоки
(каркасными моделями)
Пирамида-многогранник, т.к.
поверхность состоит из
многоугольников.
Грань
Рёбра
Вершина
Показывают все части пирамиды.
Выполняют задание № 3 в учебнике,
заполняют сравнительную таблицу,
отвечают на вопрос. (Приложение №
2)
Личностные:
уважительно относиться
к иному мнению.
Познавательные:
распознавать
пространственные
фигуры на моделях.
Личностные: проявлять
познавательную
инициативу.
Регулятивные:
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий.
Познавательные: учиться
сравнивать
многоугольники
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
5.Физминутка
6.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
по эталону.
Самостоятельно мы будем работать над умением
находить пирамиды на рисунке.
Выберите задания в тетрадях с.80-81 для развития
данного умения.
Какие критерии нужно соблюдать, чтобы выполнить
это задание?
Проверка: сравнивают с моделями
пирамид на демонстрационном столе.
Регулятивные:
планировать,
контролировать и
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации
7. Включение
нового знания в
систему знаний
и повторение.
Если разрезать фигуры многоугольников с вершины
до основания, то получится вот такая развёртка.
- У вас на столах лежат развёртки фигур и
инструкция с заданием.
Внимательно прочитайте инструкцию и выполните
задания. (Приложение №3)
Работают в четвёрках. Представляют
результаты.
Познавательные: уметь
показывать элементы
пирамиды, умение
заполнять таблицу и
выбирать требуемую
информацию, умение
работать по инструкции.
8.Рефлексия
учебной
деятельности
Подведём итоги урока
Работают с таблицей (Приложение
№4)
Регулятивные: оценивать
свою работу по
критериям
9. Домашнее
задание
Сделать модель пирамиды из палочек и пластилина.
Уметь показывать и пересчитывать вершины, рёбра и
грани.
Приложение 1
Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(6;5) С(3;5), Д (6;2) .
у
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
х
Приложение №2
Пирамида
Параллелепипед
Вершины
Рёбра
Грани
Форма граней
Приложение № 3
Инструкция
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника.
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Число вершин
Число рёбер
Число
граней
Инструкция
1. Соберите модель многогранника.
2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.
Число вершин
Число
рёбер
Число
граней
Приложение №4
критерии
Я знаю,
умею
Я
сомневаюсь
Я не знаю,
не умею
Умение доказать, что пирамида
многогранник.
Умение находить и показывать
вершины, рёбра и грани
многогранника.
Умение отличать пирамиду от
прямоугольного параллелепипеда.
Умение конструировать пирамиду.