Напоминание

«Система работы преподавателя-организатора ОБЖ по формированию культуры безопасного поведения учащихся»


Автор: Пивоварчик Александр Викторович
Должность: преподаватель - организатор ОБЖ
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Система работы преподавателя-организатора ОБЖ по формированию культуры безопасного поведения учащихся»
Раздел: среднее образование





Назад




Пивоварчик А.В.,

преподаватель–организатор ОБЖ,

ГБОУ школы №258

Колпинского района

Санкт- Петербурга

Статья «Система работы преподавателя-

организатора ОБЖ по формированию культуры

безопасного поведения учащихся»

«Самые строгие законы и правила не помогут уменьшить количество людских потерь

от чрезвычайных ситуаций, других негативных и опасных факторов, если не будут

созданы система и условия для формирования культуры безопасной личности. В этой

работе должны принимать участие все без исключения органы исполнительной

власти, и начинаться она должна с детского возраста» -

Сергей Кужугетович

Шойгу

Здоровье учащихся, представляет собой одно из требований, которое одинаково

представлено в ожидании всех заказчиков образовательных услуг.

В ходе образовательной деятельности целесообразно формирование культуры

безопасности.

Культура безопасности – это, во-первых, способы разумной жизнедеятельности человека в

области обеспечения безопасности; во-вторых, результаты этой жизнедеятельности и

степень развитости личности и общества в этой области; в-третьих, процесс сохранения и

развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества, а также

обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от

неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.

Культура безопасности жизнедеятельности ребенка – совокупность трех компонентов:

осознанного отношения человека к жизни и здоровью, знаний человека о безопасности

жизнедеятельности и умений оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье.

Содержание образовательной деятельности направлено на формирование личности

безопасного типа – человека, ориентированного на добро и способного к продуктивной

деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите

окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных

качеств, навыков и умений.

В целом проектирование и реализация программы формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни учащихся базируется на пяти блоках:

1. Здоровьесберегающая инфраструктура (образовательная среда).

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.

3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

4. Реализация дополнительных образовательных программ.

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

В свете реализации поддержки становления личности безопасного типа можно выделить

несколько базовых направлений деятельности педагога:

1) воспитание у учащихся мотивации к безопасности;

2) формирование у учащихся:

системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;

компетенций безопасного поведения;

физической готовности к преодолению опасных ситуаций;

готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;

психологической готовности к безопасному поведению;

качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.

В направлении психологической подготовки учащихся к преодолению опасных ситуаций

важны следующие направления в организации воспитательной работы:

формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю;

коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.

Система работы образовательной организации по формированию культуры безопасного

поведения учащихся включает ряд многочисленных задач, а именно:

пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников

образовательных отношений;

обучение навыкам личной безопасности;

профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ;

совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем

социально-нравственных ценностей (формирование ответственного отношения к себе и

собственной безопасности);

повышение компетентности педагогов, родителей и учащихся в области специальных

научных знаний, психологии;

обеспечение учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять

личную безопасность;

формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни;

развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.

В своей статье я хочу показать на примере нашего образовательного учреждения, как

преподаватели-организаторы ПМК ОБЖ и основ военной подготовки осуществляют свой

вклад в формирование культуры безопасного поведения учащихся в ходе своей

педагогической деятельности.

В ходе проведение мероприятий в рамках курса «Основы безопасности

жизнедеятельности» мы используем теоретический и эмпирический методы обучения, в

которых применяем следующие формы и подходы:

1. Теоретические:

лекции;

изучение специальной литературы;

2. Эмпирические:

тесты;

практические занятия;

анализ и моделирование ситуаций;

ролевые игры;

беседы, дискуссии;

соревнования;

конкурсы;

олимпиады.

А также проводим совместные мероприятия с участием представителей МЧС России,

ГИБДД МВД России.

Самыми результативными я считаю такие формы эмпирического метода обучения, как

практическое занятие, моделирование учебных ситуаций, соревнования, конкурсы и

олимпиады, т.к. они формируют необходимые навыки безопасного поведения учащихся в

различных жизненных ситуациях.

Практические занятия и моделирование учебных ситуаций мы в основном применяем в

урочной деятельности при прохождении следующих разделов курса:

добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде, где

отрабатываем практически такие вопросы как - ориентирование человека на местности

различными способами, основные правила поведения и обеспечения жизнедеятельности

человека при проведении различных походов и выездного туризма, порядок действий

человека для сохранения своей жизни при вынужденной автономии в природной среде;

основы медицинских знаний, где на практике учащиеся получают навыки в оказании первой

помощи пострадавшему при получении различных травм, при остановке сердца, дыхания;

чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, где мы моделируем по

возможности учебные ситуации, а суворовцы учатся правильно действовать в них для

сохранения своей жизни;

правила дорожного движения, на данных занятиях мы отрабатываем порядок действий

учащихся в дорожных ситуациях, в которых они могут оказаться как участники дорожного

движения.

В ходе внеурочной деятельности мы в основном применяем такие формы обучения, как

соревнования, конкурсы, олимпиады, моделирование учебных ситуаций и совместные

учебные мероприятия с привлечением представителей органов МЧС России и ГИБДД МВД

России. На данных внеурочных мероприятиях учащиеся также получают основные навыки

культуры безопасного поведения, а именно:

учащиеся ежегодно принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница», где они

получают навыки - ориентирования на местности, оказания первой помощи, организации

бивачных работ, защите от отравляющих веществ;

принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ, где они

показывают свои знания и умения полученные на уроках, и за счет выполнения

практических заданий, таких как – ориентирование на местности с помощью компаса,

спасение утопающего, оказание первой помощи, выполнение нормативов по РХБ защите,

неоднократно занимали призовые места;

отработка порядка действий при моделировании учебных ситуаций во внеурочное время,

осуществляется на таких мероприятиях, как тренировки по эвакуации при пожаре или

другом стихийном бедствии в составе училища;

каждый год проводится военно-патриотический конкурс «Патриот», среди учащихся

учебных курсов, на котором они также показывают свои навыки в области безопасного

поведения;

на совместных учебных мероприятиях с привлечением представителей органов МЧС России

и ГИБДД МВД России, получают, от специалистов в этих областях, навыки безопасного

поведения при различных стихийных бедствиях (пожары, землетрясения, наводнения и т.д.)

и в различных дорожных ситуациях.

В заключении своей статьи я хочу подвести небольшой итог: система работы

преподавателей-организаторов ПМК ОБЖ и основ военной подготовки является одним из

составляющих элементов работы школы по формированию культуры безопасного

поведения учащихся и направлена на формирование в них личности безопасного типа –

человека, способного к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и

физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне

высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.



В раздел образования