Автор: Пивоварчик Александр Викторович
Должность: преподаватель - организатор ОБЖ
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: Статья
Тема: «Система работы преподавателя-организатора ОБЖ по формированию культуры безопасного поведения учащихся»
Раздел: среднее образование
Пивоварчик А.В.,
преподаватель–организатор ОБЖ,
ГБОУ школы №258
Колпинского района
Санкт- Петербурга
Статья «Система работы преподавателя-
организатора ОБЖ по формированию культуры
безопасного поведения учащихся»
«Самые строгие законы и правила не помогут уменьшить количество людских потерь
от чрезвычайных ситуаций, других негативных и опасных факторов, если не будут
созданы система и условия для формирования культуры безопасной личности. В этой
работе должны принимать участие все без исключения органы исполнительной
власти, и начинаться она должна с детского возраста» -
Сергей Кужугетович
Шойгу
Здоровье учащихся, представляет собой одно из требований, которое одинаково
представлено в ожидании всех заказчиков образовательных услуг.
В ходе образовательной деятельности целесообразно формирование культуры
безопасности.
Культура безопасности – это, во-первых, способы разумной жизнедеятельности человека в
области обеспечения безопасности; во-вторых, результаты этой жизнедеятельности и
степень развитости личности и общества в этой области; в-третьих, процесс сохранения и
развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества, а также
обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от
неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов.
Культура безопасности жизнедеятельности ребенка – совокупность трех компонентов:
осознанного отношения человека к жизни и здоровью, знаний человека о безопасности
жизнедеятельности и умений оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье.
Содержание образовательной деятельности направлено на формирование личности
безопасного типа – человека, ориентированного на добро и способного к продуктивной
деятельности по сохранению своего духовного и физического здоровья, защите
окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне высокоразвитых духовных
качеств, навыков и умений.
В целом проектирование и реализация программы формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни учащихся базируется на пяти блоках:
1. Здоровьесберегающая инфраструктура (образовательная среда).
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.
3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
4. Реализация дополнительных образовательных программ.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
В свете реализации поддержки становления личности безопасного типа можно выделить
несколько базовых направлений деятельности педагога:
1) воспитание у учащихся мотивации к безопасности;
2) формирование у учащихся:
системы знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
компетенций безопасного поведения;
физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
психологической готовности к безопасному поведению;
качеств, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
В направлении психологической подготовки учащихся к преодолению опасных ситуаций
важны следующие направления в организации воспитательной работы:
формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю;
коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.
Система работы образовательной организации по формированию культуры безопасного
поведения учащихся включает ряд многочисленных задач, а именно:
пропаганда знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности среди участников
образовательных отношений;
обучение навыкам личной безопасности;
профилактика правонарушений, употребления и зависимости от психоактивных веществ;
совершенствование общей культуры педагогов, учащихся в соответствии с уровнем
социально-нравственных ценностей (формирование ответственного отношения к себе и
собственной безопасности);
повышение компетентности педагогов, родителей и учащихся в области специальных
научных знаний, психологии;
обеспечение учащихся необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять
личную безопасность;
формирование знаний, норм и правил поведения безопасного образа жизни;
развитие у педагогов и учащихся способностей к рефлексии своего образа жизни.
В своей статье я хочу показать на примере нашего образовательного учреждения, как
преподаватели-организаторы ПМК ОБЖ и основ военной подготовки осуществляют свой
вклад в формирование культуры безопасного поведения учащихся в ходе своей
педагогической деятельности.
В ходе проведение мероприятий в рамках курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» мы используем теоретический и эмпирический методы обучения, в
которых применяем следующие формы и подходы:
1. Теоретические:
лекции;
изучение специальной литературы;
2. Эмпирические:
тесты;
практические занятия;
анализ и моделирование ситуаций;
ролевые игры;
беседы, дискуссии;
соревнования;
конкурсы;
олимпиады.
А также проводим совместные мероприятия с участием представителей МЧС России,
ГИБДД МВД России.
Самыми результативными я считаю такие формы эмпирического метода обучения, как
практическое занятие, моделирование учебных ситуаций, соревнования, конкурсы и
олимпиады, т.к. они формируют необходимые навыки безопасного поведения учащихся в
различных жизненных ситуациях.
Практические занятия и моделирование учебных ситуаций мы в основном применяем в
урочной деятельности при прохождении следующих разделов курса:
добровольное и вынужденное автономное существование человека в природной среде, где
отрабатываем практически такие вопросы как - ориентирование человека на местности
различными способами, основные правила поведения и обеспечения жизнедеятельности
человека при проведении различных походов и выездного туризма, порядок действий
человека для сохранения своей жизни при вынужденной автономии в природной среде;
основы медицинских знаний, где на практике учащиеся получают навыки в оказании первой
помощи пострадавшему при получении различных травм, при остановке сердца, дыхания;
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, где мы моделируем по
возможности учебные ситуации, а суворовцы учатся правильно действовать в них для
сохранения своей жизни;
правила дорожного движения, на данных занятиях мы отрабатываем порядок действий
учащихся в дорожных ситуациях, в которых они могут оказаться как участники дорожного
движения.
В ходе внеурочной деятельности мы в основном применяем такие формы обучения, как
соревнования, конкурсы, олимпиады, моделирование учебных ситуаций и совместные
учебные мероприятия с привлечением представителей органов МЧС России и ГИБДД МВД
России. На данных внеурочных мероприятиях учащиеся также получают основные навыки
культуры безопасного поведения, а именно:
учащиеся ежегодно принимают участие в военно-спортивной игре «Зарница», где они
получают навыки - ориентирования на местности, оказания первой помощи, организации
бивачных работ, защите от отравляющих веществ;
принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по ОБЖ, где они
показывают свои знания и умения полученные на уроках, и за счет выполнения
практических заданий, таких как – ориентирование на местности с помощью компаса,
спасение утопающего, оказание первой помощи, выполнение нормативов по РХБ защите,
неоднократно занимали призовые места;
отработка порядка действий при моделировании учебных ситуаций во внеурочное время,
осуществляется на таких мероприятиях, как тренировки по эвакуации при пожаре или
другом стихийном бедствии в составе училища;
каждый год проводится военно-патриотический конкурс «Патриот», среди учащихся
учебных курсов, на котором они также показывают свои навыки в области безопасного
поведения;
на совместных учебных мероприятиях с привлечением представителей органов МЧС России
и ГИБДД МВД России, получают, от специалистов в этих областях, навыки безопасного
поведения при различных стихийных бедствиях (пожары, землетрясения, наводнения и т.д.)
и в различных дорожных ситуациях.
В заключении своей статьи я хочу подвести небольшой итог: система работы
преподавателей-организаторов ПМК ОБЖ и основ военной подготовки является одним из
составляющих элементов работы школы по формированию культуры безопасного
поведения учащихся и направлена на формирование в них личности безопасного типа –
человека, способного к продуктивной деятельности по сохранению своего духовного и
физического здоровья, защите окружающих людей и природы от внешних угроз на уровне
высокоразвитых духовных качеств, навыков и умений.