Автор: Шобоева Эржена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГОБУ ИО "Усть-Ордынская гимназия - интернат"
Населённый пункт: п. Усть-Ордынский Эхирит-Булагатского района Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Чудеса числа ПИ"
Раздел: среднее образование
Мастер-класс районного конкурса «Учитель года – 2021»
Шобоевой Э.А. – учителя математики ГОБУ ИО
«Усть-Ордынская гимназия – интернат»
«Чудеса числа Пи»
Добрый день уважаемые коллеги и члены жюри! Для положительного настроя на
работу и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наше
мероприятие вот с такого упражнения:
- поднимите, пожалуйста правую руку, откройтесь , покажите свою ладонь.
Помашите мне. Сейчас я буду говорить фразы, и если вы согласны со мной, загните
палец. Загибать начинаем с мизинца.
- Проверим как у нас с русским языком. Жи-Ши пиши с буквой и? ( мизинец
загнули)
- Проверим как у нас с математикой. Дважды 2два? ( безымянный загнули)
- Проверим как у нас с географией. Столица России -Москва? (средний палец
загнули)
- Проверим как у нас с литературным чтением. Сказку о рыбаке и рыбке написал
А.С.Пушкин? (указательный палец загнули)
- Проверим, как у нас с физикой. Физика это наука о растениях? (нет)
-У всех так получилось? ( большой палец не загнули)
Уважаемые коллеги, я хочу чтобы у нас с вами сегодня настроение было вот
только такое.
Сегодня Вашему вниманию я представляю разработанный в 80-е гг. XX века
англичанином
Эдвардом
де
Боно метод
шести
шляп,
в
основу
которого
заложена идея параллельного мышления. Параллельное мышление – это мышление
конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а
сосуществуют.
Метод «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на любом этапе
урока любой предметной области. Этот метод позволяет сделать урок красочным и
увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой
легко научить и которую легко применять.
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета
нельзя надеть или снять так быстро и легко.
Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты носят специальные каски.
Милиционеры носят фуражки, судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая
шляпу
мышления,
мы
принимаем
на
себя
роль,
на
которую
эта
шляпа
указывает, учимся думать в заданном направлении. Это универсальный метод,
применить его может каждый учитель-предметник. В методе шести шляп мышление
делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего
цвета.
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Цифры. Непредвзятость.
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется
давать обоснование чувствам.
Желтая Шляпа. Позитивное суждение. Преимущества. Оптимистическое видение,
поиск позитива в информации.
Черная Шляпа. Негативное суждение. Осторожность. Оценка. Критика. Правда ли
это? Что здесь неправильно? Где подвох? В чём проблема?
Зеленая Шляпа. Творчество. Новые идеи. Возможные предложения. Альтернативный
выход.
Синяя Шляпа. Организация процесса и координация действий. Чего мы достигли?
Что нужно сделать дальше?
Цель использования метода на уроках:
Развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на творческой основе.
Обеспечение максимального включения школьников в учебную деятельность.
Реализация принципа сотрудничества на уроке.
Предлагаю вам сегодня «примерить» одну из шляп. Материалом для работы станет
одна удивительная константа.
Сегодня на мастер классе
Я хочу про число вам рассказать –
Без него не летают ракеты,
Без него не плывет пароход,
Будет полный бардак на планете,
Если это число пропадет.
Перестанут крутиться колеса,
Перестанет вертеться Земля,
И охватит Галактику хаос –
И для нано-частиц, для огромных планет,
Для Вселенных и разных там атомов,
Постоянно всегда, постоянно везде –
Не зависит оно от диаметров.
Готовы хором крикнуть мы:
«Да здравствует великая константа Пи»!
Начинаем примерять шляпы. Из предложенного кейса, нужно собрать кластер.
1. Участники в белой шляпе – аналитики, они будет искать в кейсе только факты.
Никаких эмоций и чувств, только факты. Белая шляпа мышления – это режим
фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры
про великую константу ПИ.
2.
Участники в жёлтой шляпе – оптимисты, они будут искать только всё самое
хорошее, выявить положительные ресурсы числа пи.
3.
Участники в чёрной шляпе – пессимисты, они попытается найти только
отрицательные стороны числа пи. Черная шляпа - полная противоположность
желтой. Побудьте немного пессимистом.
4. Участники в красной шляпе – тонко чувствующий человек, они опишут чувства
выражающие человеком константе пи. Это – эмоциональная шляпа, шляпа чувств и
интуиции. Грусть, радость, интерес, раздражение, обида, агрессия, удивление, страх,
негодование, восхищение и т. д..
5. Участник в зелёной шляпе – творческий человек, он попытается уйти от
стереотипов и стандартного мышления и предложит нам креативные идеи.
6. Участник в синей шляпе – это координатор, дирижёр оркестра. Это –
философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается
обобщить сделать общие выводы. Этим участником буду я и за собой оставляю
последнее слово.
На выполнение работы даётся 5 минут.
Учитель:
Пока идёт работа в группе, я хочу поработать с залом. Пока я исполняю
песню, наши участники должны начинать «примерять» эти шляпы.
ВЫВОД
(Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты на каждую
группу):
Почему же наша зелёная шляпа осталась ….
– творческий человек, он попытается уйти от стереотипов и стандартного
мышления и предложит нам креативные идеи. Примерив эту шляпу, я предлагаю
послушать музыку числа ПИ.
Видеоролик МУЗЫКА ЧИСЛА ПИ
Ведущий. А теперь. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте
шляпы, коллеги!
Применение метода на этапе РЕФЛЕКСИИ:
Белая: На мой взгляд, больше всего удалось….. (факты, информация).
Красная: Меня удивило….. (эмоции, интуиция).
Чёрная: Я думаю, что ……. (критика, оценка).
Жёлтая: Для меня было открытием то, что………….. (логический позитив,
оптимизм).
Зелёная: На будущее я учту…………. (креатив, новая идея).
Синяя: Я могу похвалить за….. (обобщение).
ВЫВОД: Метод «Шести шляп мышления» позволяет отстраниться от ситуации
принятия решения и посмотреть на происходящее с другой стороны. Особенно он
эффективен для людей, склонных мыслить узко. Применение данной методики в
школе даёт возможность не только передавать обучающимся сумму тех или иных
знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения
новых познавательных задач, развивать критическое мышление, способность к
адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других.