Автор: Дадашева Оксана Асефовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование читательской компетенции школьников или как превратить чтение в удовольствие"
Раздел: начальное образование
Мастер класс
Формирование читательской компетенции школьников или как превратить чтение в
удовольствие
Цель:
Формирование ключевых компетентностей педагога, обозначенных законом РФ «Об
образовании», как основу содержания современного образования.
Задачи:
Обзор методических приемов формирования читательской компетенции
Обеспечение информационной, научной, инновационной и методической работы
педагогов
Активное привлечение педагогов к совершенствованию методики преподавания
литературного чтения
Апробация методов работы по формированию у обучающихся системы знаний,
умений и навыков, являющихся базой для формирования и развития универсальных
учебных действий
Развитие эмоционально-смыслового восприятия мира посредством слова и
повышение речевой грамотности.
Приемы формирования читательской компетенции обучающихся с ОВЗ
Читать-это еще ничего не значит.
Что и как читать- вот суть вопроса.
К.Д. Ушинский
Слайд 1(фото класса с учебникам чтения на подставке)
В настоящее время наблюдается резкое увеличение детей с различными
интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные
классы.
Педагоги и родители жалуются на то, что ребёнок плохо читает, скорость
чтения низкая, ребёнок быстро устаёт, не понимает прочитанное.
Нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на речевое и психическое
развитие ребёнка.
У детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание
сосредоточенно на отдельных событиях. Поэтому без помощи педагога и
специальных приёмов дети не в состоянии овладеть чтением.
Слайд 2 (понятие компетенции)
Одной из ключевых компетенций, формируемых в рамках Федерального
Государственного
стандарта
начального
общего
образования,
является
читательская компетенция.
Читательская компетентность младших школьников –это
сформированная у детей способность к целенаправленному
индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после
прочтения книги.
Слайд 3 (фото учителя с детьми в библиотеке, фото с логопедом)
В
работе
по
формированию
читательской
компетентности
в
классе
задействованы учителя, работники библиотеки (школьной и городской) и логопед.
Также к этой работе привлекаются родители учащихся.
Имея в опыте работы большое количество приемов формирования грамотности
чтения и смыслового чтения, мы столкнулись с тем, что они не всегда
эффективны в работе с обучающимися с ОВЗ. Использование приемов в их
классическом варианте приводит к тому, что дети с ОВЗ выпадают из учебного
процесса, остаются в стороне не в силах на равных принимать участие в работе
класса.
Приёмы чтения адаптированы для обучающихся с ОВЗ и позволяют
осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы, как на
уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных
коррекционных занятий. Предлагаемые приёмы работы с текстом,
возможно использовать, как на различных уроках, так и во внеурочное
время, для обучающихся с разным уровнем развития.
Материал
преподносится
небольшими
частями,
с
использованием
интересных и красочных дидактических пособий, и средств наглядности.
Применение иллюстративного материала, созданного автором, поможет внести
оживление в сложный процесс чтения.
2
Прием«Вертушки»
(4 фото с детьми + карточка)
Работая в группе, дети отрабатывают необходимые каждому из них навыки:
например, один, по просьбе учителя, проверяет написание заглавных букв в
тексте на карточке, другой вставляет в этот текст безударные гласные в корни
слов и пр.
Для вертушки «Работа с предложением»: разбор по членам, частям речи,
орфограммы, проверяемые по сильной позиции, характеристику предложения.
Каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать
может либо сильный ученик, либо слабый (ребенок с ОВЗ), при этом
выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется
всей группой. Каждый ребенок отрабатывает свой «дефицит» в умениях и
знаниях. После завершения работы всеми группами учитель организует
обсуждение, если задание было одинаковым для всех групп. Либо встречаются
эксперты групп, у которых были одинаковые задания.
Прием «Крестики-нолики» (двое детей у доски + поле для игры)
- работа проводится в парах: один ученик ставит «крестик», а другой ставит
«нолик».
После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при
проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае
правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак
(нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих
знаков
(по
горизонтали
или
вертикали).
Наиболее
рациональным
для
обучающихся с ОВЗ являеся игровое поле в 9 клеток, остальным в 16 клеток.
Прием «Лови ошибку» (фото логопеда)
Найди и зачеркни все неправильные буквы.
Обучающиеся с ОВЗ испытывают затруднения в запоминании образа буквы и
его воспроизведении.
Прием «Титры» (фото ленинг апс)
Данный прием может быть использован в целях концентрации большого
объема информации. При использовании этого приема, можно проследить
сюжет какого-либо произведения.
При
пересказывании
текста
обучающиеся
с
высоким
уровнем
воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план
или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с
опорой на картинки – подписывают к ним «титры».
3
На уроках математики, окружающего мира данный приём используется
при работе с текстом. Обучающиеся читают текст и находят строчки,
поясняющие изображенное на картинке.
Прием «Ассоциативный куст" (фото учителя у доски с ребенком)
Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают
вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые
связи между понятиями.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать
познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую
работу с текстом.
Прием «Пазл» (ленин апс увеличить скорость)
Данный прием мы используем на платформе ленин апс. Мы предлагаем детям
соединить части предложений и составить осмысленный текст. Далее ведется
работа по содержанию текста.
+/-Прием «Древо мудрости»:
сначала быстро, но внимательно дети читают текст.
Затем каждый пишет записку (на яблоке), в которой задается вопрос по тексту
и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый
подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные
оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы,
дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие
знатоки.
4
Приём «Синквейн»(логопед + карточка)
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном
случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые
возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез
информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или
осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает
возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи,
чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в
качестве
средства
творческого
самовыражения.
Синквейн
может
быть
предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах;
реже как коллективное творчество. Обучащиеся с ОВЗ смысл синквейна
изображают рисунком. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
Приём"марсианские" слова и «марсианские" стихотворения (ребенок с
маской марсианина у доски с указкой, карточки крупные на доске)
Ребенок сам (на практике!) осознает одну из самых важных закономерностей
языка – систему позиционных чередований, т.к. соотносит напечатанные
буквы, их сочетания с живыми звуками. В дальнейшем это положительно
скажется на письме!
Приём «Звуковая разминка»(логопед, карточки)
1) Читаем быстро, смотрим внимательно:
2) Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на
1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА
3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда
(звуками):Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
4) Читаем цепочку слогов:
5) Читаем слова с наращиванием:
По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.
5
Приём «Написание творческих работ»(книжки-малышк, фото у доски)
Приём хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы.
Например,
детям
предлагается
написать
продолжение
понравившегося
произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта
работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития. Дети с ОВЗ с
удовольствием делают эту работу.
6
7