Автор: Чекушкина Надежда Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Малояушская СОШ"
Населённый пункт: Вурнарского района Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: "Культура речи в современной школе"
Раздел: среднее образование
Культура
речи
в нашей школе
Автор:Иванова Регина, МБОУ
Малояушская СОШ, 10 класс
Научный руководитель:
Чекушкина Надежда
Михайловна
Цель: определение уровня владения нормами
речевой культуры учащихся Малояушской
школы
Задачи исследования:
1)Расширить и уточнить представление о
речевой культуре, изучив и проанализировав
литературу по данной теме.
2)Провести социологическое исследование
среди учеников 6-10 классов Малояушской
школы.
3)Проанализировать результаты опроса.
4)Сделать выводы по теме исследования.
5)Выполнить компьютерную презентацию,
представить результаты на научно-
практической конференци
Русский
писатель
Константин
Паустовский
говорил,
что
«по
отношению
каждого
человека
к
своему языку можно совершенно
точно
судить
не
только
о
его
культурном
уровне,
но
и
о
гражданской ценности. Истинная
любовь
к
своей
стране
немыслима
без
любви
к
своему
языку».
Паронимы
Правильно
Неправильно
ОДЕТЬ-НАДЕТЬ;
ВЕЛИКИЙ-
ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ;
ТУРИСТСКИЙ-
ТУРИСТИЧЕСКИЙ;
ЗАЧИНАТЕЛЬ-ЗАЧИНЩИК;
АДРЕСАТ-АДРЕСАНТ;
ВЕКОВЫЕ-ВЕЧНЫЕ;
ДОЖДЛИВЫЙ-
ДОЖДЕВОЙ;
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ-
ЭКОЛОГИЧНЫЙ;
ЗЛОСТНЫЕ-ЗЛЫЕ;
ПАМЯТЛИВЫЙ-ПАМЯТНЫЙ:
ПРЕДСТАВИТЬ-
ПРЕДОСТАВИТЬ;
ПЕСОЧНЫЙ-ПЕСЧАНЫЙ:
Определи род несклоняемых
существительных
Кофе,
метро,
салями,
пони,
такси,
цеце,
кино,
пальто, леди, Сочи, фрау,
кольраби,
торнадо,
Онтарио,
кенгуру,
сулугуни,
кашне,
реле,
шоссе.
Выбери правильную форму
(именительный падеж множественного
числа)
Бухгалтер-(бухгалтеры, бухгалтера)
Редактор-(редакторы, редактора)
Свитер-(свитера, свитеры)
Слесарь-(слесари, слесаря)
Тренер-(тренеры, тренера)
Шофёр-(шофера, шофёры)
Торт- (торты, торта)
Снайпер-(снайперы, снайпера)
Лектор-(лекторы, лектора)
Конструктор-(конструктора, конструкторы)
Принтер-(принтеры, принтера)
Прожектор-(прожектора, прожекторы)
Наибольшие затруднения были
связаны с вопросами о нормативном
ударении.
Учащимся было предложено расставить
ударения в словах, в которых чаще всего, по
моему наблюдению, делаются ошибки:
ЗвонИт, жалюзИ, гренкИ, баловАть, тОрты,
бАнты, шкафЫ, новорОждЁнный, апострОф,
деньгАми, мизЕрный, фОрзац, каталОг,
слИвовый, квартАл (в городе), квартАл (часть
года), творОг, свЁкла, грунтовАя, дефИс,
зАнятый, кУхонный, мУскулИстый,
нАчатый, Отнятый, пОднятый, повторИшь,
подрОсткОвый, прИнятый, цЕнтнер,
договОр, докумЕнт, шофЁр.
жалюзи, апостроф, форзац 90
%
гренки, квартал 80%
банты, сливовый 70%
баловать50%
Частотность ошибок
Нередко нарушались и
грамматические нормы : с кином, за
пальтой, ихний, еённый, евонный,
обоих девочек, пятерых школьниц,
около сто семнадцати яблонь и т.д.
Нормы орфоэпии в основном
соблюдались, хотя встречались
нарушения, связанные с
ошибочными вставными звуками.
Например, инциНдент,
дермаНтин, пиНджак
Письменная речь учащихся.
Ошибки: немотивированные повторы,
тавтология, неправильный выбор синонимов,
невыразительность использованной лексики.
Ученики умно слушали
учителя. Вчера
случился такой случай.
Посреди двора был
воздвигнут снеговик.
Ошибки,связанные с
употреблением
деепричастных и причастных
оборотов.
Например, Смотря на эту
картину «Мокрый луг», чувствуется
необычная свежесть.В рассказе описывается
путешествие к замку, находящегося на
самой вершине холма. Мы дошли до луга,
поросший клевером. Входя в лес, под ногами
шуршала листва. Росшие яблони в саду уже
зацвели.
Ошибки, связанные с нарушением
границ предложений.
Например,Маша
осталась одна.Потому
что у неё не было ни отца, ни матери.
Юноше-горцу тяжело жить в неволе.
Потому что Мцыри руководит любовь
к свободе, жажда деятельности.
Речь школьников во внеурочное время
наиболее популярно слово «блин».
ну
вот
как бы
в общем
это
короче
прикольный, клёво
больной
дурак
заколебал
гонишь
прикинь
офигел
ё-моё
зашибись
Многие школьники имеют
привычку, подбирая нужное
слово, тянуть
э-э-э, ну-у-у, а-
а-а или м-м-м.
Вывод.
Увы, мы не знаем русский язык – мы
только им пользуемся. Речевая
культура – один из компонентов
общей культуры человека. Как и
другие слагаемые культуры, она
прививается, воспитывается и требует
постоянного совершенствования.
Таким образом, русский язык
нуждается в охране и защите от всего,
что грозит ему уничтожением.
Спасибо за внимание!