Автор: Шахлович Анна Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №7
Населённый пункт: ст. Полтавская, Красноармейский район, Краснодарский край
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности эколого-географической направленности
Тема: "Зеленый мир"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр муниципального образования
Красноармейский район
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУДОД ДЭБЦ
М.Ф.Краснобородько___________
Протокол педагогического совета
От « _____» ______________ 20___ №__
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА)
Наименование объединения: «Зеленый мир»
Направленность эколого-биологическая
Срок реализации программы 3 года
Вид программы авторская
Возраст обучающихся 11-13 лет
Составитель , педагог дополнительного образования: Шахлович А.Н.
Ст.Полтавская
2011 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические
знания
–
важная
часть
экологического
образования,
без
которого
человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле.
Многие вопросы эколого-географического образования целесообразно осуществлять не
только на уроках, но и во внеклассной работе. Это способствует формированию нравственных
качеств
личности,
воспитывает
ответственность
за
порученное
дело,
развивает
творческие
способности, такие. Как изобретательность, воображение, отзывчивость, бережное отношение к
природе.
Цель программы – привитие экологической культуры личности, как совокупности практического и
духовного опыта взаимодействия и развития.
Задачи _ формирование знаний учащихся о своем крае, районе, станице, умение оценивать
природные условия и ресурсы края с точки зрения жизненных потребностей человека и его
хозяйственной
деятельности.
Уметь
оценивать
экологическую
ситуацию
и
последствия
воздействия
хозяйственной
деятельности
на
окружающую
человека
среду.
Воспитание
потребностей поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни,
стремление к распространению экологической культуры поведения, участию в практических делах
по защите окружающей среды.
Предлагаемая программа построена на основе регионального материала. Она рассчитана
на три года обучения для детей от 12 до 14 лет. В ней выделены 3 блока. В которые включены
практические задания, беседы и диспуты, экскурсии, конкурсы, и пропагандистская работа.
- 10 - й год обучения – «Фенология» - 72 часа ( 2 часа в неделю)
- 2-й год обучения – «Экологические проблемы и охрана природы» - 72 часа ( 2 часа в неделю)
- 3 –й год обучения – «экология человека» - 72 часа ( 2 часа в неделю)
Блок «Фенология» учит наблюдать сезонные особенности развития природы. Эти знания
необходимы для многих отраслей народного хозяйства. Очень важно вовремя посеять и убрать
сельскохозяйственные культуры, для этого надо знать фенологические особенности текущего года.
У учащихся формируются понятия о взаимосвязях живой и неживой природы, о биологических
явлениях, о роли человека в природе, а так же комплекса практических применений:
- наблюдать и сопоставлять простейшие явления;
- фиксировать результаты наблюдений и сопоставлять их.
На экскурсиях дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, находят места с плохой
экологией, устанавливают причины этого, проводят мониторинг состояния природных объектов.
В блоке «Экологические проблемы и охрана природы» материал программы связан с теми
знаниями , которые ребята получают по биологии, географии, химии, физике. Большое внимание
уделяется
изучению
экологических
проблем
России.
Для
решения
экологических
проблем,
стоящих
перед
страной,
необходимо
знание
основ
охраны
природы
и
рационального
природопользования.
Блок «Экология человека» содержит знания о том, что человек биосоциален по своей
сущности, происхождению, эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным
законам экологии. Исследование экологии человека убеждает в том, что физическое и духовное
здоровье человека в условиях гуманизации общества наряду с профессией, общей культурой,
потребностями и мотивами личности приобрело статус национального богатства, трудового и
творческого потенциала страны. В основу программы раздела положено знакомство с влиянием
окружающей
среды
на
организм
человека,
с
основами
правильного
питания
и
экологией
генофонда и нации.
Реализация данной программы предлагается в процессе занятий кружка, в учреждении
дополнительного образования. Формы и методы, используемые на занятиях различны: экскурсии,
викторины, наблюдения, экспериментально-исследовательские и поисковые практикумы, встречи
со специалистами, лектории, конкурсы и т.д. Чередование этих приемов способствует развитию
творческих способностей личности и стимулирует познавательную деятельность ребенка.
Контроль знаний и умений
1 год обучения: по окончанию изучения каждого раздела проводятся викторины, конкурсы, а в
конце первого года обучения – праздник «День Земли».
2
год
обучения:
итоги
первого
полугодия
проводятся
смотром
рефератов.
В
апреле-мае
проводится
просветительская
работа
по
пропаганде
экологической
культуры
и
знаний
среди
учащихся своей школы.
3 год обучения: первое полугодие – организация и проведение конференции по теме «Экология
человека». Второе полугодие – составление и защита экологических проектов.
Перспективность данной программы заключается в следующем:
- полученные ребенком знания помогут ему вести здоровый образ жизни;.
-сохранение своего здоровья и окружающих;
- выявление интереса к профессии, связанной с этой областью знаний.
Воспитательный потенциал программы заключается в том, что в процессе обучения формируется
и развивается личность, неравнодушная к окружающему миру, к себе, личность, стремящаяся
жить в гармонии с природой.
Для
осуществления
выполнения
программы
разработаны
методические
и
дидактические
материалы.
Материально-техническое обеспечение программы:
наглядные пособия, технические средства
обучения, лабораторно-практическое оборудование, литература.
ФЕНОЛОГИЯ
Первый
год
обучения
ВВЕДЕНИЕ (2)
Понятие о науке метеорология, организация гидрометеорологической службы в России.
Раздел 1. Неживая природа. (36)
Тема 1. Солнечная система и её свойства. (6)
Земля – планета Солнечной системы. Суточное и годовое движение Земли. Смена времен года.
Смена дня и ночи. Истинный полдень. Гномон.
Солнце – раскаленное небесное тело, звезда. Значение солнечного света и тепла для жизни на
Земле. Демонстрация модели Солнечной системы, изменения освещения полушарий Земли в
течение года(теллурий), нагревание тел за счет излучения Солнцем; работы с гномоном.
Практические работы
1.
Наблюдение за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Гномон.
2.
Выявление осенних изменений растений и животных.
Экскурсии:
1.
В осенний парк
2.
К водоему нашей местности.
Тема
2.
Погода
. (10)
Народный
календарь
.
Народные
приметы
предсказания
погоды
.
Взаимосвязь
элементов
и
явлений
погоды
и
причин
её
изменчивости
в
течение
суток
.
Ментеоприборы
.
Главная
причина
изменчивости
погоды
в
своей
местности
–
смена
воздушных
масс
.
Преобладающие
воздушные
массы
в
своей
местности
зимой
ми
летом
.
Типы
погоды
.
Значение
погоды
для
человека
.
Практические
работы
:
1.
Описание
погоды
за
сутки
.
2.
Предсказание
погоды
по
местным
признакам
.
3.
Составление
«
Календаря
погоды
»
4.
Обработка
материалов
наблюдений
за
погодой
в
течение
месяца
.
Сравнение
преобладающих
типов
погоды
одного
и
того
же
месяца
за
разные
годы
.
(
Обзор
научных
статей
,
периодической
печати
)
5.
Работа
на
школьном
участке
.
Сбор
семян
,
посадка
и
уход
за
кустарником
.
Тема
3.
Атмосфера
. (10)
Атмосфера
–
воздушная
оболочка
Земли
.
Воздух
–
смесь
газов
.
Свойства
кислорода
и
углекислого
газа
.
Температура
воздуха
.
Атмосферное
давление
.
Термометры
.
Барометр
.
Значение
определения
величины
атмосферного
давления
в
предсказании
погоды
.
Загрязнение
воздуха
.
Охрана
воздуха
от
загрязнения
.
Демонстрация
горения
лучины
в
кислороде
,
помутнения
известковой
воды
от
углекислого
газа
.
Практические
работы
:
1.
Оформление
таблицы
условных
знаков
явлений
погоды
.
2.
Построение
графика
изменения
хода
температуры
воздуха
за
месяц
,
год
.
3.
Биоиндикаторы
загрязнения
атмосферы
(
растения
).
Тема
4.
Ветер
.
Влажность
воздуха
,
облачность
,
атмосферные
осадки
. (10)
Ветер
.
Причины
возникновения
ветра
.
Направление
и
скорость
ветра
.
Типы
ветров
.
Приборы
для
определения
направления
,
силы
,
скорости
ветра
(
флюгер
) .
Приспособленность
животных
к
движению
в
воздухе
.
Влажность
воздуха
.
Понятие
о
влажности
воздуха
.
Испарение
,
абсолютная
и
относительная
влажность
.
Образование
тумана
и
росы
.
Приборы
для
измерения
влажности
воздуха
. «
Живые
»
барометры
–
растения
,
птицы
,
животные
.
Облачность
.
Образование
облаков
.
Основные
формы
облаков
.
Атмосферные
осадки
.
Образование
осадков
.
Виды
осадков
на
Земле
.
Роль
и
значение
осадков
в
жизни
человека
и
природы
.
Демонстрация
приборов
:
термометров
,
барометра
,
психрометра
,
флюгера
;
Распространение
плодов
и
семян
ветром
;
таблиц
с
изображением
полета
птиц
,
насекомых
.
Практические
работы
:
1.
Определение
направлений
и
скорости
ветра
.
Условные
обозначения
.
Построение
«
розы
ветров
»
за
месяц
ми
год
.
2.
Наблюдение
за
различными
видами
осадков
.
Наблюдение
за
животными
перед
дождем
,
грозой
.
3.
Наблюдение
за
облаками
и
предсказание
по
ним
погоды
.
Раздел
2.
Живая
природа
. (34)
Тема
1.
Живые
организмы
на
планете
Земля
. (16)
Понятие
о
биосфере
.
Многообразие
живых
организмов
на
планете
Земля
(
растения
,
грибы
,
животные
,
человек
).
Понятия
о
растениях
,
как
живых
организмах
.
Питание
,
дыхание
,
рост
,
размножение
растений
.
Распространение
живых
организмов
(
понятие
о
зональном
распространении
живых
организмов
) .
Основные
причины
их
зонального
распространения
.
Холодные
зоны
земли
;
лесные
зоны
земли
;
пустыни
;
морские
сообщества
.
Природные
зоны
Краснодарского
края
.
Экскурсия
Изучение
разнообразия
растений
и
животных
,
их
взаимосвязей
и
условий
обитания
(
музей
природы
).
Тема
2.
Роль
растений
в
природе
Использование
растений
человеком
. (8)
Роль
растений
в
природе
.
Использование
растений
человеком
.
Родина
культурных
растений
.
Редкие
и
исчезающие
растения
планеты
.
Охрана
растений
.
Лекарственные
и
ядовитые
растения
Краснодарского
края
.
Практические
работы
:
1.
Озеленение
класса
.
Уход
за
комнатными
растениями
.
2.
Сочинение
на
тему
6 «
Какой
я
вижу
свою
планету
»
3.
Выпуск
стенгазеты
«
Родной
край
», «
Это
надо
знать
»
Тема
3.
Роль
животных
в
природе
. (4)
Использование
животных
человеком
в
сельском
хозяйстве
и
быту
.
Болезни
,
вызванные
ядовитыми
животными
.
Практическая
работа
:
1.
Фенологические
наблюдения
за
изменением
погоды
весной
,
распусканием
листьев
,
цветением
,
прилетом
птиц
,
появлением
насекомых
.
Тема
4.
Связь
человека
с
природой
. (6)
Человек
–
разумная
часть
природы
.
Связь
человека
с
природой
.
Значение
минеральных
,
климатических
,
земельных
,
биологических
богатсв
планеты
для
жизни
и
хозяйственной
деятельности
человека
.
Охрана
природы
.
Заповедники
.
Памятники
природы
.
Международная
Красная
книга
.
Экология
как
основа
охраны
природы
.
Охрана
растений
и
животных
в
Краснодарском
крае
.
Роль
школьников
в
охране
природы
своей
местности
.
Практические
работы
:
1.
Просмотр
видеофильма
«
Бушующая
планета
» ,
«
Стихийные
природные
явления
».
2.
Чтение
и
разбор
экологических
ситуаций
.
3.
Подготовка
рефератов
«
География
отдыха
и
туризма
на
Кубани
».
4.
Экологическая
акция
«
Чистый
берег
» -
уборка
берега
Полтавского
ерика
.
Основные
требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
после
первого
года
обучения
.
Учащиеся
должны
знать
:
Программу
и
методику
наблюдений
в
природе
;
Объекты
,
над
которыми
установлены
постоянные
наблюдения
;
Правила
ведения
дневника
наблюдений
за
природой
;
Правила
поведения
в
природе
и
меры
по
её
охране
;
Отличительные
свойства
живой
и
неживой
природы
;
Место
и
роль
человека
в
природе
;
Основные
виды
облаков
Основные
виды
сезонов
и
подсезонов
;
Виды
взаимосвязей
живой
и
неживой
природы
;
Роль
культурных
и
декоративных
растений
в
природе
и
в
жизни
человека
;
Народные
приметы
и
местные
признаки
погоды
;
Примеры
растений
и
животных
местных
природных
сообществ
;
Представителей
растений
и
животных
,
занесенных
в
Красную
книгу
Кубани
;
Несколько
заповедников
и
памятников
природы
а
Краснодарском
крае
и
в
нашем
районе
;
Рекреационные
ресурсы
Краснодарского
края
Учащиеся
должны
уметь
:
Наблюдать
за
погодой
,
проводить
измерения
температуры
;
Пользоваться
данными
календаря
погоды
;
Определять
направление
ветра
,
виды
облачности
и
осадков
;
Пользоваться
метеоприборами
,
фенологическим
картами
;
Прогнозировать
природные
явления
;
Объяснять
причины
изменения
погоды
;
Наблюдать
и
фиксировать
изменения
природы
в
разные
сезоны
года
;
Определять
высоту
солнца
над
горизонтом
;
Определять
полуденную
линию
на
местности
с
помощью
гномона
;
Выращивать
комнатные
растения
и
ухаживать
за
ними
;
Узнавать
наиболее
распространенные
растения
и
животных
своей
местности
;
Участвовать
в
охране
природы
своей
местности
.
Учебный план кружка . Первый год обучения.
№ Тема раздела
Всего
часов
В том числе:
теори
я
практик
а
1
Введение
2
2
2
Раздел 1. Неживая природа
36
21
15
Т.1.Солнечная система и её свойства
6
2
4
Т.2. Погода
10
5
5
Т.3. Атмосфера
10
7
3
Т.4. Ветер. Влажность воздуха. Осадки
10
7
3
3
Раздел 2. Живая природа
34
26
8
Т.1. Живые организмы на планете Земля
16
14
2
Т.2. Роль растений в природе
8
6
2
Т.3. Роль животных в природе
4
3
1
Т.4. Связь человека с природой
6
3
3
ИТОГО
72
49
23
Экологические
проблемы
и
охрана
природы
.
Второй
год
обучения
.
Введение. (2)
Экология – наука XX века.
Тема 1. Современные проблемы использования природы. (14)
Природа земли – источник минеральных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые
минеральные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды.
Необходимость охраны природы. Экологические проблемы современного мира:
демографическая, опустынивание, энергетическая.
Экскурсия (заочная)
Рисовые системы Красноармейского района.
Практическая работа:
1. Особо загрязненные территории нашего района. Составление графиков, схем, диаграмм степени
загрязненности региона.
Тема 2. Современное состояние и охрана атмосферы. (10)
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере.
Источники загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферы на жизнь живых организмов и
на человека. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Меры по охране воздуха.
Практическая работа
1. Определение запыленности воздуха в классе и школьном коридоре.
Тема 3. Рациональное использование и охрана вод.(12)
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Испарение. Круговорот воды на планете. Дефицит
пресной воды и его причины. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в
промышленности. Мероприятия по охране воды.
Экскурсия
На берег Полтавского ерика.
Практическая работа:
1.Определение источников загрязнения воды в ст.Полтавской
2.
Определение качества питьевой воды.
3.
Тема 4. Почвенные ресурсы. Их использование и охрана. (8)
Почва – биокосная система. Компоненты почвы. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнения почв.
Эрозия почв. Значение почвы и её плодородия для человека. Причины истощения и разрушения
почв.
Экскурсия:
Наблюдение за различными видами эрозии почв.
Тема 5. Современное состояние и охрана растительности. (20)
Растения – источники кислорода. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных
ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов ( на примере отдельных регионов России). Дары
леса. Народные промыслы жителей лесных регионов России. Рациональное использование, охрана и
воспроизводство лугов и болот. Красная книга России.
Экскурсия :
Лесороща – искусственное сообщество.
Практические работы:
1.
Описание приспособленности растений разных ярусов к условиям освещенности, увлажнения,
температуры.
2.
Составление книги редких и исчезающих видов растений Красноармейского района.
Тема 6. Рациональное использование и охрана животных. (4)
Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных в настоящее время:
перепромысел, отравление ядохимикатами. Животные, занесенные в Красную книгу России.
Охрана животных.
Практическая работа :
«Определение связей в лесном сообществе»
Итоговое занятие: (2)
Основные направления в развитии рационального природопользования.
Основные
требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
после
второго
года
обучения
:
Учащиеся
должны
знать
:
Определения основных экологических понятий:
Законы биологической продуктивности ( цепи питания, экологические пирамиды);
Классификацию природных ресурсов;
Виды загрязнителей окружающей среды и каждой сферы конкретно;
Типы взаимодействия организмов;
Примеры отрицательного влияния очагов загрязнения на жизнь живых организмов;
Примеры пагубного воздействия человека на животных;
Проблемы, возникающие при загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы;
Современные проблемы охраны природы;
Мероприятия, проводимые по охране земных сфер от загрязнения;
Значение почвы и её компонентов;
Причины истощения и разрушения почв;
Законы конкурентных отношений в природе;
Роль леса в народном хозяйстве;
Представителей растений и животных Красной книги Краснодарского края;
Учащиеся должны уметь:
Решать простейшие экологические задачи;
Давать характеристику и приводить примеры состояния атмосферы, гидросферы, и
биосферы в настоящее время;
Использовать количественные показатели при обсуждении экологических демографических
вопросов;
Работать со статистическими материалами, графиками, схемами;
Самостоятельно составлять графики, диаграммы;
Определять уровень загрязнения воздуха и воды;
Определять источники загрязнения воды, почвы, воздуха;
Проводить мероприятия, направленные против эрозии почв;
Выделять и строить пищевые цепи в лесном и степном сообществе;
Охранять полезных насекомых.
Учебный план кружка . Второй год обучения.
№ Тема раздела
Всего
часов
теори
я
практик
а
1
Введение
2
2
Современные проблемы использования природы
14
12
2
3
Современное состояние и охрана атмосферы
10
8
2
4
Рациональное использование и охрана вод
12
8
4
5
Почвенные ресурсы. Их значение и охрана
8
6
2
6
Современное состояние и охрана растительности
20
18
2
7
Рациональное использование и охрана животных
4
3
1
8
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО
72
59
13
Экология
человека
.
Третий
год
обучения
.
Введение. (2)
Человек- как биологический вид в системе живой природы в окружающем мире.
Взаимосвязь общества и среды обитания. Связь экологии с другими науками.
Тема 1. Место человека в системе живой природы. (8)
Систематическое положение человека: признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные
человеку. Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице.
Происхождение и образ жизни древнейших людей. Экология питания: способы добычи
пищи, одомашнивание животных. Экология заболеваний человека. Человек в
экстремальных условиях.
Экскурсия
В краеведческий музей г. Славянска- на Кубани
Практическая работа:
Изготовление макета жилища древнего человека
Тема 2. Здоровье человека и окружающая среда. (22)
Человек и среда обитания. Солнечная радиация. Влияние температуры на организм
человека. Влияние ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на здоровье
человека. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Основные требования к
помещениям ( размеры, освещенность, тепловой режим, воздух). Токсичные вещества.
Человек и город. Транспорт. Влияние шума. Бытовая химия и экологически опасные
игрушки. Электромагнитное поле. Проблема отходов и бытового мусора. Человек и вода.
Практические работы:
1.
Определение уровня загрязнения классной комнаты.
2.
Измерение шума.
3.
Измерение температуры и влажности воздуха в помещении.
Тема 3. География болезней. (14)
Здоровье и болезнь. Адаптация и акклиматизация. Природные очаги болезни.
Инфекционные болезни. Болезни, вызываемые ядовитыми животными. Миазы.
Болезни, вызываемые ядовитыми растениями. Аллергические болезни. Болезни
профессиональные, сезонные.
Практическая работа:
1.
Составление памятки «первая помощь при отравлениях, укусе ядовитыми
насекомыми, змеями».
2.
Просмотр видеофрагмента «»Энтеробиоз, аскаридоз у человека»
Тема 4. Питание человека. (10)
Химия в продуктах питания. Опасность отравлений. Режим питания. Калорийные
продукты. Витамины и БАД ы. Экологически чистые продукты.
Практическая работа:
1.
Составление меню завтрака, обеда и ужина.
2.
Исследовательская работа «Экспорт и импорт продуктов питания на территории
Краснодарского края»
Тема 5. Здоровье надо беречь. (12)
Вредные привычки человека. Курение и алкоголь. Наркомания: профилактика и борьба
с ней. Болезни века (СПИД, депрессия ). Лечебные природные ресурсы.
Здоровье социальное: активность, ответственность, интенсивный труд, занятия спортом.
Использование зеленой аптеки, фитотерапия. География отдыха и туризма в
Краснодарском крае и Южном Федеральном округе.
Практические работы:
1.
Оказание первой помощи в различных ситуациях.
2.
Составление разных видов фиточая.
3.
Составление режима дня школьников.
4.
Исследовательская работа «Составление рекламы курортов Краснодарского края»
Тема 6. Экологические проблемы своей местности: (2)
Использование химических средств защиты растений. Мусор.
Практическая работа:
Составление карты «Экологическое состояние Красноармейского района»
Итоговое занятие: (2)
Оформление альбома о работе кружка и индивидуальных результатах участия в нем.
Основные
требования
к
знаниям
и
умениям
учащихся
после
третьего
года
обучения
:
Учащиеся
должны
знать
:
Систематическое положение вида Homo Sapiens и основные критерии принадлежности
человека к типу Хордовых, классу Млекопитающих и отряду Приматов;
Роль факторов внешней среды в развитии человека и их влияние на состояние
внутренней среды организма;
Примеры некоторых болезней человека, вызванных экологической ситуацией;
Влияние экстремальных условий на здоровье человека;
О современном состоянии природной среды;
Об основных источниках загрязнения окружающей среды;
О путях охраны окружающей среды от загрязнения.
Учащиеся должны уметь:
Характеризовать причины и следствия прогрессивной эволюции человека;
Обоснованно характеризовать влияние неблагоприятных воздействий, вредных привычек
на здоровье человека;
Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и социальной среды
на здоровье отдельного человека и демографические показатели.
Учебный план кружка . Третий год обучения.
№ Тема раздела
Всего
часов
теори
я
практик
а
1
Введение
2
2
2
Т1. Место человека в системе живой природы
8
6
2
3
Т.2 Здоровье человека и окружающая среда
22
19
3
4
Т.3 География болезней
14
12
2
5
Т.4 Питание человека
10
8
2
6
Т.5 Здоровье надо беречь
12
8
4
7
Т.6 Экологические проблемы своей местности
2
1
1
8
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО
72
56
26
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
КРУЖКА
№
тема
Кол
-
во
часов
Теретич
.
часть
Практич
.
част
ь
,
экскурсии
1
Первый
год
обучения
Блок
ФЕНОЛОГИЯ
72
49
23
Введение
2
2
Раздел 1. Неживая природа
36
21
15
Т.1.Солнечная система и её свойства
6
2
4
Т.2. Погода
10
5
5
Т.3. Атмосфера
10
7
3
Т.4. Ветер. Влажность воздуха. Осадки
10
7
3
Раздел 2. Живая природа
34
26
8
Т.1. Живые организмы на планете Земля
16
14
2
Т.2. Роль растений в природе
8
6
2
Т.3. Роль животных в природе
4
3
1
Т.4. Связь человека с природой
6
3
3
2
Второй
год
обучения
Блок
2.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
И
ОХРАНА
ПРИРОДЫ
72
59
13
Введение
2
Современные проблемы использования
природы
14
12
2
Современное состояние и охрана атмосферы
10
8
2
Рациональное использование и охрана вод
12
8
4
Почвенные ресурсы. Их значение и охрана
8
6
2
Современное состояние и охрана
растительности
20
18
2
Рациональное использование и охрана
животных
4
3
1
Итоговое занятие
2
2
3
Третий год обучения
Блок 3. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
72
56
26
Введение
2
2
Т1. Место человека в системе живой природы
8
6
2
Т.2 Здоровье человека и окружающая среда
22
19
3
Т.3 География болезней
14
12
2
Т.4 Питание человека
10
8
2
Т.5 Здоровье надо беречь
12
8
4
Т.6 Экологические проблемы своей местности
2
1
1
Итоговое занятие
2
2
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
КРУЖКА
№
тема
Кол
-
во
часов
Теретич
.
часть
Практич
.
част
ь
,
экскурсии
1
Первый
год
обучения
Блок
1.
ФЕНОЛОГИЯ
72
49
23
Введение
2
2
Раздел 1. Неживая природа
36
21
15
Т.1.Солнечная система и её свойства
6
2
4
Т.2. Погода
10
5
5
Т.3. Атмосфера
10
7
3
Т.4. Ветер. Влажность воздуха. Осадки
10
7
3
Раздел 2. Живая природа
34
26
8
Т.1. Живые организмы на планете Земля
16
14
2
Т.2. Роль растений в природе
8
6
2
Т.3. Роль животных в природе
4
3
1
Т.4. Связь человека с природой
6
3
3
2
Второй
год
обучения
Блок
2.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
И
ОХРАНА
ПРИРОДЫ
72
59
13
Введение
2
Современные проблемы использования
природы
14
12
2
Современное состояние и охрана атмосферы
10
8
2
Рациональное использование и охрана вод
12
8
4
Почвенные ресурсы. Их значение и охрана
8
6
2
Современное состояние и охрана
растительности
20
18
2
Рациональное использование и охрана
животных
4
3
1
Итоговое занятие
2
2
3
Третий год обучения Блок 3.
ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ. ЗООГЕОГРАФИЯ
72
60
12
Раздел 1. Экология животных
30
26
4
Введение: раздел науки «Экология животных»
и учебный предмет
2
2
Т.1 Условия существования животных
12
10
2
Т.2 Биологические экологические факторы в
жизни животных
16
14
2
Раздел 2. Зоогеография. Зоогеографические
области Земли
42
34
8
Т.3 Океаны Земли
4
3
1
Т.4 Африка. Эфиопская зоогеографическая
область
6
5
1
Т.5 Австралия и Океания (Австралийская Обл)
4
3
1
Т.6 Юж. Америка (Неотропическая область)
6
5
1
Т.7 Антарктида
2
2
Т.8 Сев. Америка (Неарктическая область)
6
6
Т.9. Евразия (Палеарктическая и Восточная обл)
8
6
2
Т.10 Численность животных
2
1
1
Т.11 Изменения в животном мире.
Итоговое занятие
4
3
1
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального
мира – одна из сложнейших задач естественнонаучного образования. Данный учебный материал
экологической направленности построен на установлении аналогий между объектами живой и
неживой природы, их сравнении и сопоставлении, их взаимосвязи и взаимозависимости. По ходу
занятий, обсуждения той или иной проблемы важно формировать у учащихся собственный взгляд
на
окружающий
мир,
умение
высказывать
своё
мнение.
В
связи
с
этим,
предлагается
чаще
высказывать свои предположения, привести конкретный пример, использовать для рассуждения
личный опыт. Вопросы стараюсь ставить в форме доверительного разговора с учениками. На
некоторые вопросы они сами ответить не смогут, но подобные вопросы поставлены не случайно:
ученики должны научиться не бояться своего незнания, так как изучение законов жизни только
начинается.
В блоке «Фенология» , при изучении сезонных явлений в природе, темы теоретических занятий
чередуются с большим количеством практических работ, экскурсий. Хорошо, если в школе есть
метеорологическая
площадка
для
проведения
этих
работ.
Во
время
практических
занятий
ученики
наравне
с
учителем
могут
привести
в
порядок
клумбу
или
закрепленный
участок
школьного
огорода.
Это
учит
детей
фенологическим
особенностям
текущего
года.
Во
время
дождливых
осенних
или
холодных
зимних
месяцев,
время,
отведенное
на
экскурсии
можно
заменить на проведение конкурсных сочинений, выпуску стенгазет на определенные темы.
В
теме «Живые организмы на планете Земля» считаю необходимым больше времени выделить на
знакомство с представителями природных зон Земли.
В
блоке
«Экологические
проблемы
и
охрана
природы»содержит
уже
больше
теоретических
занятий. Основные знания ученики получают на уроках биологии, географии и кубановедения.
Для лучшего осмысления экологических проблем мира, все они рассматриваются на примере
России и лучше - своей местности, района или станицы. В данном курсе можно просматривать
отрывки из документальных фильмов по вопросам охраны сфер Земли. Практические работы на
темы по составлению графиков, диаграмм , определение качества воды, учащиеся в силу своих
возрастных
способностей
самостоятельно
с
ними
не
справятся,
поэтому,
ведущая
роль
принадлежит учителю. Изучение Темы « Почвы» приходится на зимний период, поэтому вопрос
эрозии почв следует рассматривать или по иллюстрациям (презентациям), или эту экскурсию
перенести на весну- начало лета.
Практикум по описанию и наблюдению связей в лесном
сообществе хорошо проходит у учащихся. Можно начинать работать с учащимися по подготовке,
сбору материала к проектной деятельности.
В блоке «Экология человека » проходит знакомство с влиянием окружающей среды на организм
человека, с основами правильного питания и экологией генофонда и нации. Многие вопросы
учащимся знакомы из жизни или СМИ, но данный курс призван углубить и систематизировать все
знания. Эта программа подразумевает опять большое количество практических, лабораторных
работ.
Некоторые работы опережают их изучение в предмете «физика», но в доступной и
упрощенной
форме
их
провести
возможно.
Данная
возрастная
группа
учащихся
уже
может
усвоить
первоначальные
сведения
о
воздействии
природных
и
социально-экономических
факторов на здоровье человека, какие болезни могут возникнуть в результате этого. Не менее
важны и практикумы по оказанию первой медицинской помощи в разных случаях, составление
режима дня школьников.
Работая с учащимися, нужно акцентировать их внимание на новые понятия, термины и названия.
Можно вести словарь, можно памятки. Это позволит ученикам повысить общую эрудицию.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Новиков Ю.В. «Охрана окружающей среды» М. «Высшая школа» 1987г
2.
Миркин Б.М. Наумова Л.Г. «Экология России» М. «Юнисам» 1995 г
3.
«Экологическое воспитание детей» Краснодар 1995г
4.
Кучер Т.В. «Медицинская география» М.Просвещение 1996г
5.
Питер Фарб «Популярная экология» М.Мир 1971
6.
Ежегодник «Лес и человек» М. Лесная промышленность 1983