Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ, СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ"


Автор: Магомедова Саида Салимхановна
Должность: Преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: Филиал ГБПОУ РД КСУ
Населённый пункт: Г.Южно-Сухокумск
Наименование материала: Статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ, СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Магомедова Саида Салимхановна,

преподаватель информатики,

ГБПОУ РД «Колледж сферы услуг колледж»

г. Южно-Сухокумск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ, СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ

КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, —

это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих

учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Вопросы становления самоопределения и саморазвития человека находят

отражение в Государственном образовательном стандарте Российской

Федерации. Решение данной проблемы предполагает анализ содержания

образования и систематизацию наработанный практического опыта.

Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности. Он выражается в

самостоятельном изучении чего-либо и применении полученных знаний и

умений на практике.

В современной жизни и в новых образовательных стандартах приоритетной

становится проблема формирования человека, готового быть активным,

творческим, умеющим принимать решения, реализовать свои планы. И главная

цель учителя на уроке – способствовать саморазвитию личности, а значит

научить детей самостоятельности, способности включаться в любую

деятельность, творчески работать, мыслить, анализировать и делать выводы.

А это невозможно, если у учащихся не будет выработана устойчивая мотивация

к учению как к жизненно важному процессу, которая способствует

саморазвитию личности. Поэтому одно из самых важных условий,

способствующих желанию ученика учиться и саморазвиваться, - это

положительная установка ребенка. Ребенку должно быть комфортно на уроке.

Это важно для саморазвития. Он должен почувствовать, что его знания, пусть

даже не большие будут оценены положительно.

Технологии, способствующие саморазвитию учащихся: технология

продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, групповая

технология, технология проектной деятельности и технология

дифференцированного обучения.

Все перечисленные выше технологии имеют общие положения и цели:

-повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению русского языка и

литературы;

-учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями,

необходимыми для применения их в практической деятельности;

-сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые

для самостоятельного выполнения творческих заданий.

-развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению

социокультурной среды;

-актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых

проблем на деятельностной основе;

-вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом.

Рассмотрим технологии, которые способствуют саморазвитию учащихся на

уроке русского языка и литературы, а также остановимся на приемах и методах.

Технология продуктивного чтения.

Главная цель данной технологии заключается в обучении самостоятельно

понимать текст.

Так, например, при чтении учебно-научного текста (теоретического материала)

используются следующие приемы самостоятельной деятельности учащихся, под

контролем учителя:

а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);

б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;

в) выделение ключевых слов;

г) выявление деталей текста;

д) составление на доске вопросного плана к тексту;

е) составление опорной схемы, выявляющей структуру текста и взаимосвязь

частей.

Приёмы и методы:

Диалог с автором через текст и комментированное чтение

- обеспечивает понимание смысла любого текста , «погружение» в него

читателей.

Удивляй! Ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума,

как удивительное. Следовательно, учитель должен найти такой угол

зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает

удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет

открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в

урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы

будем изучать новую тему…»

Оценка текста Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем,

а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены

курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?

Составь задание. Во время работы над составлением заданий учитель

выступает в роли эксперта и консультанта. Иногда стоит

предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.

Пометки на полях вариант самостоятельного изучения нового материала.

Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии

критического мышления. Знал – узнал больше – хочу знать.

Проблемно-диалогическая технология.

Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание.

Благодаря этой технологии можно научить учеников самостоятельно решать

проблему. При проблемном введении материала методика постановки проблемы

позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы

урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и

их деятельность в этом случае можно определить как творческую. Проблемные

методы эффективнее традиционных, так как проблемная ситуация на этапе

введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной

мотивации учащихся, а самостоятельный поиск решения приводит к пониманию

материала большинством класса.

Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает

творческое усвоение знаний учениками с помощью специально организованного

учителем диалога. Здесь важно сформировать умение аргументировать свою

точку зрения и научить принимать чужое мнение.

Групповая технология.

Групповое обучение (работа в парах, работа в малых группах) организую по

следующей технологии: постановка проблемы, формирование микрогрупп (по 5-

7 человек), распределение ролей в них, обсуждение проблемы в микрогруппах,

представление результатов обсуждения перед всей учебной группой,

продолжение обсуждения и подведение итогов. Плюс этой работы заключается в

том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все

дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником,

а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу.

Примеры такой работы на уроках русского языка: обсуждение текста, взятие

интервью у одноклассника, анализ письменной работы партнёра,

взаимоконтроль, взаимопроверка, разработка вопросов к классу или ответы на

вопросы учителя и т.д.

Технология проектной деятельности.

Метод проектов позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития,

так как для педагога основным содержанием применения метода проектов

является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а

для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Метод проектов

ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем

развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих

способностей. В практике своей работы я придерживаюсь общепринятой

технологии организации проектной деятельности: определение тематики

проекта, выбор темы проекта, составление индивидуального графика работы над

проектом, подбор и анализ литературных источников, обсуждение хода

выполнения проекта, оформление проекта, предзащита в группе, доработка

проекта, защита проекта, подведение итогов проекта.

Обычно учебный проект ориентирован на изучение законченной учебной темы

или учебного раздела. Так, в процессе изучения тем по русскому языку 5-6

класса были выполнены проекты: «История слова», «Крылатые слова и

выражения», «Имя числительное»; в процессе изучения тем в 7-8 классе – «В

мире причастий», «Словосочетание», «Односоставные предложения», «В стране

вводных слов».

Самое главное, что все этапы создания проекта выполняются учеником

самостоятельно. Учитель лишь направляет его.

Технология дифференцированного обучения.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении

знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух

школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений,

поведенческих реакций, мышления и т.д. Успешность усвоения учебного

материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития

учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных

возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в

том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и

физическим развитием.

Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А.Менчинской в том, что

«эффект обучения зависит не только от содержания и методов, но и от

индивидуальных особенностей личности школьников».

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого

ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Работа с разноуровневыми заданиями создает условия для раскрытия

потенциальных возможностей каждого ученика, так как в ее основе лежит

принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность

личного саморазвития и интеллектуальной независимости.

Поводя итоги, можно сказать, что умение учиться выступает существенным

фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний,

умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых

оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием

школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение

не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на

формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами

учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной

деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у

него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить

человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И

начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения.

Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для

детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их

познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит,

прежде всего, на уроке необходимо создавать условия для формирования у

учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего

не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из

авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать

способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из

живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из почек деревьев

вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет

целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами.

Ян Амос Коменский



В раздел образования