Автор: Ковалева Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 13
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по литературному чтению по ФГОС
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК «Школа России»
Учитель: Ковалева Надежда Николаевна МБОУ СШ № 13, г. Красноярск
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Ознакомление
Технологическая карта изучения темы: Анализ отрывка из стихотворения И. Бунина «Листопад».
Тема
Анализ стихотворения И. А. Бунина «Листопад»
Задачи
1.
Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».
2.
Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
3.
Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
4.
Развивать образное мышление, речь, воображение.
5.
Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
6.
Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
Планируемый
результат
Предметные:
Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного,
правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.
Личностные:
Проявлять интерес к поэзии.
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и
одноклассниками.
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
Работать в паре и оценивать товарища.
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Межпредметные связи
Окружающий мир, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы
Литературное чтение 4 класс Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, презентация, памятка «как
прочитать стихотворение выразительно», Ожегов Толковый словарь, видеоролик «Наступила осень», дерево с
кленовыми листочками.
Организация
пространства
Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Технология
проведения
Деятельность
учащихся
Деятельность учителя
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1.Оргмомент
Проверяет готовность
учащихся к уроку.
Создаёт положительный
эмоциональный
настрой.
2. Актуализация
знаний.
Постановка
проблемы.
Определение
темы урока.
1.Поочереди выходят к
дереву, срывают листок,
на котором написано
начало стихотворения,
вспоминают его
продолжение и автора.
2. Слушают рассказ
заранее
подготовленного
ученика о жизни и
творчестве И. А.
Бунина.
3. Учашиеся работают
со словарями С. И.
Ожегова, находят
определение слова
«Листопад», читают его
вслух.
4.Просматривают
видеоролик об осени,
листопаде.
3. Формулирую тему
урока.
1.Предлагает вспомнить
поэтов, с творчеством
которых знакомились
на предыдущих уроках
и их стихотворения.
2. Предлагает
познакомиться с
жизнью и творчеством
И. А. Бунина.
3.Предлагает
поработать со словарём
Ожегова и найти
определение слову
листопад.
4. Предлагает
посмотреть видеоролик
про листопад и осень.
5. Помогает учащимся
сформулировать тему
урока.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД),
высказывать предположения, обсуждать проблемные
вопросы
(Познавательные УУД),
воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения,
описывать объект: передавать его внешние
характеристики, используя выразительные средства языка;
(Коммуникативные УУД)
Преобразовывать информацию из одной формы в другую
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других.
Доносить свою позицию до других
(Коммуникативные УУД)
умение совместно работать с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
3.Знакомство с
произведением.
Постановка
учебной задачи.
Слушают
стихотворение с
предварительно
поставленной целью,
Читает стихотворение
(или хорошо читающий
ученик), ставит перед
учащимися задачу
Осознанное
чтение
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью
учителя (Регулятивные УУД)
Осуществлять взаимоконтроль (Регулятивные УУД)
высказывать предположения, обсуждать проблемные
обращают внимание на
краски, которые
использует поэт.
Высказывают своё
впечатление:
понравилось ли
стихотворение,
отвечают на вопросы
учителя.
Определяют учебную
задачу.
обратить внимание на
краски, которые
использует поэт.
Просит высказать соё
впечатление после
прочтения
стихотворения. Задаёт
вопросы на первичное
восприятие.
Предлагает определить
учебную задачу.
вопросы (Познавательные УУД)
4. Словарная
работа.
Постановка
проблемы.
Самостоятельно читают
произведение,
отмечают, если есть
непонятные слова.
Затем в словаре
Ожегова находят
определение
непонятных слов.
Предлагает прочитать
ещё раз самостоятельно,
отметив непонятные
слова и затем найти их
значение в словаре
Ожегова.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с
учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их
устранения (Регулятивные УУД)
высказывать предположения, обсуждать проблемные
вопросы,
(Познавательные УУД)
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее
решения, описывать объект: передавать его внешние
характеристики, используя выразительные средства языка;
(Коммуникативные УУД)
5.Анализ
стихотворения.
Читают первые 4
строчки стихотворения.
Называют краски,
которые поэт
использует, чтобы
передать восхищение
осенним лесом. Если
встретились
незнакомые цвета,
называют.
Высказывают мнения о
том какой цвет оказался
неожиданным.
Читают следующие 10
Предлагает прочитать
первые 4 строчки
стихотворения. Назвать
краски, цвета, которые
поэт использует, чтобы
передать восхищение
осенним лесом.
Спрашивает, какие
цвета незнакомы и
какой цвет в описании
оказался неожиданным.
Задает вопросы по
содержанию, уточняет
определение слова
Знание понятий
олицетворение,
аллитерация
Уметь делать выводы в результате совместной работы
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и
понимать речь других.
Доносить свою позицию до других.
(Коммуникативные УУД).
воспринимать речь учителя (одноклассников),
непосредственно не обращенную к учащемуся (Личностные
УУД)
строк. Отвечают на
вопросы учителя по
содержанию. Находят в
тексте сравнения.
Высказывают мнение
почему поэт написал
слово Осень с заглавной
буквы. Вспоминают
прием олицетворение.
Характеризуют
Бунинскую Осень.
Дочитывают
стихотворение да конца.
Отвечают на вопросы.
Готовятся к
выразительному
чтению, пользуясь
памяткой, читают
отрывок так, чтобы
было слышно, как
листики зашуршали.
Читают последнюю
строчку так, чтобы
обозначить
аллитерацию.
Находят в
стихотворении
предложения со словом
сегодня, рассуждают,
почему Бунин
употребил это слово
трижды.
Делятся своими
чувствами, которые
пробуждает в душе это
стихотворение.
терем и рассказывает о
теремах в Древней
Руси.
Предлагает прочитать
следующие 10 строк.
Задает вопросы по
содержанию. Просит
найти в тексте
сравнения.
Уточняет понимание
того, почему слово
Осень написано с
заглавной буквы,
подводя к понятию
олицетворение. Просит
охарактеризовать
Бунинскую Осень.
Предлагает дочитать
стихотворение до
конца. Задает вопросы
по содержанию. Просит
прочитать строки
стихотворения так,
чтобы слышно было как
зашуршали листики.
Предлагает прочитать
последнюю строчку так,
чтобы обозначить
аллитерацию.
Обращает внимание на
то, что поэт трижды
употребил слово
сегодня. Просит найти
эти предложения в
тексте и подумать
почему Бунин
подчеркнул это слово.
Предлагает поделиться
своими чувствами от
стихотворения.
6.Физкультмину
тка.
Под руководством
учителя выполняют
зарядку для глаз и
правильной осанки.
Организует выполнение
зарядки для глаз и
правильной осанки.
7.Самостоятельн
ое применений
открытых
знаний. Работа в
парах.
Вспоминают на что
надо обратить внимание
при подготовке к
выразительному
чтению. Обсуждают в
каком темпе и как тихо
или громко надо читать.
Читают вполголоса.
Затем читают друг
другу в парах.
Потом несколько
учеников читают вслух.
Оценивают свою
работу.
Предлагает вспомнить,
на что надо обратить
внимание при
подготовке к
выразительному
чтению. Спрашивает, в
каком темпе надо
читать стихотворение.
Почему.
Громко или тихо будем
читать. Почему.
Предлагает прочитать
вполголоса. Затем
прочитать друг другу в
парах.
Потом несколько
учеников читают вслух.
Предлагает оценить
свою работу.
Выразительное
чтение
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи (Познавательные УУД)
Уметь делать выводы в результате совместной работы
(Познавательные УУД)
оценивать уровень
владения
тем
или
иным
учебным
действием
Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и
одноклассниками;
Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще
усвоить; (Регулятивные УУД)
Учиться выполнять различные роли в группе.
(Коммуникативные УУД).
8. Итог.
Рефлексия.
Отвечают на вопросы
учителя. Высказывают
свое мнение о поэте, как
о человеке.
Размышляют удалось ли
нам понять чувства
поэта.
С помощью учителя
делают вывод.
Оценивают свою работу
на уроке с помощью
Подводит итог,
спрашивая, о чем же это
стихотворение, что
вдохновило Бунина
написать его, для чего
он написал. Предлагает
высказать свое мнение о
поэте, как о человеке.
Помогает сделать
вывод.
Предлагает оценить
Устанавливать связь между целью деятельности и ее
результатом. (ЛичностныеУУД) оценивать собственную
учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач;(Личностные
УУД)
анализировать эмоциональные состояния, полученные от
успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние
на настроение человека (Регулятивные УУД)
желтых и зеленых
листочков.
Пытаются
поразмышлять, что
самому в себе
понравилось на уроке.
свою работу с помощью
желтых и зеленых
листочков.
Спрашивает, что
самому ученику
понравилось в себе на
этом уроке.
Благодарит за работу.