Напоминание

"Использование педагогических технологий на занятиях в объединении "Волшебный клубок" как средство повышения качества обучения.


Автор: Крылова Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: УСО ПНИ №10
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование педагогических технологий на занятиях в объединении "Волшебный клубок" как средство повышения качества обучения.
Раздел: дополнительное образование





Назад




САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10» имени В.Г. Горденчука

Доклад

на тему «

И

СПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРКОЙ

«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»

(

Подготовила Крылова Галина Николаевна,

педагог дополнительного образования

2022

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаёшь,

и любить тех, кому преподаёшь».

(В.Ключевский)

Сегодня

каждый

педагог

ищет

наиболее

эффективные

пути

усовершенствования

образовательного

процесса,

повышения

заинтересованности обучающихся. Внедряет в

педагогический процесс

инновации. Инновации определяют новые методы, формы, средства и

технологии. (Слайд 2)

А что же такое технология? Существует множество определений

этого термина. Мне же ближе всего определение, которое дал И.П. Волков:

Технология - описание процесса достижения планируемых результатов

обучения (Слайд 3)

Если осуществляемая обучающимся на занятии деятельность для него

не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои

способности не может. И на занятие в мастерскую в следующий раз идти не

захочет. Содержание образования должно быть направлено на:

развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся

коррекцию эмоционально-волевой сферы

активизацию познавательного развития (Слайд 4)

Поэтому педагогу необходимо использовать те технологии, которые

направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное

развитие обучающегося. (Слайд 5)

Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов

(возможностей обучающегося, подготовленности и готовности педагога,

наличия

различных

условий

и

т.д.).

Приоритет

следует

отдавать

продуктивным, творческим технологиям (не отрицая использования и

других).

Практика

показывает,

что

знания

педагогических

технологий

недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.

Технология

обучения

системная

категория,

структурными

составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического воздействия;

организация учебного процесса;

обучающийся,

педагог;

результат деятельности. (Слайд 6)

Принципиально

важной

стороной

в

педагогической

технологии

является позиция обучающегося.

Работая

над

данной

темой

на

протяжении

нескольких

лет,

я

рассмотрела

теоретические

основы

понятия

«педагогическая

(образовательная) технология», этапы внедрения педагогических технологий

в практику, ее классификационные характеристики, а также технологии

наиболее практичные для работы с контингентом Психоневрологического

интерната №10. С помощью различных диагностических методик, убедилась

в эффективности применения тех или иных педагогических технологий в

работе педагога дополнительного образования.

В

последнее

время

существенно

изменились

приоритеты

в

дополнительном образовании – на первый план выдвинулись цели развития

личности

обучающегося,

формирование

у

него

умения

достигать

определенного уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей

невозможна без точного знания педагогом

личностных возможностей

обучающегося.

Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные

аспекты и стороны развития личности:

Создать

условия

для

появления

у

обучающихся

мотива

к

самоизменению, личностному росту

Создать условия для приобретения обучающимися средств познания и

исследования мира

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я –

могу» - «я – хочу» ) (Слайд 7)

Таким

образом,

главное

направление

развития

системы

дополнительного образования лежит на пути решения проблемы личностно-

ориентированного обучения - такого образования, в котором личность

обучающегося была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность

учения, познавательная деятельность была бы ведущей.

И

это

задача

не

столько

содержания

образования,

сколько

используемых технологий обучения.

Для успешного обучения необходимо создание определённых условий

на

занятии,

которые

способствуют

развитию

интереса

к

вязанию,

формированию мотивации и активизации творческой деятельности.

Выражение

“Личностно-центрированное”

(PERSONALITY-

CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося

психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса.

(Слайд 8)

Он

совершил

своеобразное

открытие,

что

критерии

успешной

психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же.

Чтобы

достигнуть

успеха

в

видах

деятельности,

связанных

с

взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться,

усовершенствоваться,

необходимо

по

Роджерсу:

эмпатия,

т.е.

сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное

отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких

предварительных

условий.

В

русском

языке

часто

вместо

термина

“личностно

-

центрированного”

образования

используется

термин

“личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть

принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на

принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием

считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое

взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности

обучающегося, (Слайд 9)

исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта

познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-

образовательные технологии ставят в центр образовательной системы

личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и

безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.

Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но субъект

приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством

достижения какой-либо отвлечённой цели. (Слайд 10)

Педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание

занятия. Осуществляя выбор, обучающийся наилучшим способом реализует

позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от

внешнего воздействия.

Таким

образом,

личностно-ориентированные

технологии

характеризуются

антропоцентричностью,

гуманистической

и

психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее,

свободное и творческое развитие обучающегося как субъекта деятельности.

(Слайд 11)

Личностно- ориентированное обучение- способ организации обучения,

в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и

способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их

индивидуальных способностей. (Слайд 12)

Использование данных технологий требует от педагога создания ряда

условий, а именно:

разрабатываются программы обучения, моделирующие творческое

начало;

организуются занятия на основе диалога;

учебный

материал

конструируется

для

реализации

каждым

обучающимся.

С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию,

учитываются следующие особенности:

оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение

всего

занятия

(эмоциональных

радость,

досада,

весёлость

и

др.;

интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с

использованием приёма смещения мотива на цель;

выявление субъектного опыта обучающихся по предложенной теме;

подача

нового

материала

с

учётом

психолого-педагогической

характеристики группы;

использование различных сенсорных каналов при объяснении нового

материала;

использование при работе над закреплением темы разнообразного

дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные

обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной

деятельности каждого обучающегося в ходе занятия; широкое применение

самооценки и взаимооценки;

создание

условий

для

формирования

у

каждого

обучающегося

уверенности в своих силах;

В

своей

практике

я

использую

следующие

современные

педагогические технологии:

технологии личностно-ориентированного обучения;

информационно-коммуникативные технологии;

технологии проектов;

Совершенствование

структуры

и

содержания

дополнительного

образования

предполагает

переход

к

личностно-ориентированной,

развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения,

приходится

ориентироваться,

прежде

всего,

на

развитие

личности

обучающегося, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе,

оказывать

поддержку

индивидуальности

каждого

обучающегося.

Обновление требует использования нетрадиционных методов и форм

организации обучения.

Одним

из

них

является

личностно-ориентированный

подход

к

обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где во

главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, субъективный

опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием

образования. (Слайд 13)

Технологии личностной

ориентации

пытаются найти

методы

и

средства

обучения

и

воспитания,

соответствующие

индивидуальным

особенностям

каждого

обучающегося:

берут

на

вооружение

методы

психодиагностики,

изменяют

отношения

и

организацию

деятельности

реабилитантов, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в

том числе компьютер), перестраивают содержание образования.

Цель

этого

обучения

создание

условий

для

проявления

познавательной активности обучающегося.

Использование мной дифференцированных заданий в разделах рабочей

программы «Вязание» позволяет решать следующие задачи:

подготовить обучающегося к усвоению новых умений;

обеспечить возможность дальнейшей их отработки и переходу в

стадию прочных навыков;

Прежде

чем

использовать

разноуровневые

задания

в

рамках

программы, в начале учебного года провожу работу по определению общего

уровня

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся.

Учитываю

психологическую совместимость обучающихся друг с другом, интерес к

занятию вязанием. Используя данную технологию, стараюсь создать в

мастерской атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе

всей группы, оцениваю деятельность обучающегося не только по конечному

результату, а по процессу его достижения. (Слайд 14)

Дифференцированный подход позволил добиться в группе хороших

результатов. По итогам участия в выставках, различного уровня конкурсах,

фестивалях мои обучающиеся показывают достаточно высокие результаты.

И если проводятся выставки творческих работ, то к ним готовятся все

обучающиеся, выполняя свою индивидуальную работу на заданную тему.

Другой

эффективной

образовательной

технологией,

которую

использую,

является

информационно-коммуникационная

технология.

Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную

обстановку,

стимулирующую

интерес

и

пытливость

обучающегося,

усиливает мотивацию обучения. (Слайд 15)

В своей работе активно использую электронные средства обучения,

компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики.

Учить с

максимальной эффективностью в творческой мастерской

«Вязание» позволяют и электронные образовательные ресурсы.

Наши реабилитанты имеют наглядно-образное мышление, поэтому

очень

важно

строить

их

обучение,

применяя

как

можно

больше

качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия

нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя,

кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов.

Метод

проектов

как

один

из

способов

организации

учебно-

познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для

придания креативного характера процессу обучения вязанию. (Слайд 16)

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов

обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

ориентироваться в предлагаемом материале. В результате выполнения

проекта повышается мотивация обучающегося, развиваются способности к

активной практической деятельности, создаются условия для отношений

сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает

практика, работа, выполненная совместно с другими участниками группы,

приобретает особую ценность и значимость. Совместная работа развивает

творческое начало и позволяет почувствовать себя равным среди равных.

Обучающиеся с большим увлечением занимаются созданием своих

небольших или групповых проектов.

Использование

современных

образовательных

технологий

способствует формированию новых компетенций обучающихся. Понимая

значимость

личностно-ориентированной

технологии

в

рамках

работы

творческого

объединения,

я

продолжу

эту

работу

с

целью

совершенствования образовательной среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогическая технология – это такое построение деятельности

педагога, в которой все входящие в него действия представлены в

определенной

последовательности

и

целостности,

а

выполнение

предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый

характер. (Слайд 17)

Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и

удельного веса самостоятельной работы обучающегося, но и нацеленности

технологий

на

развитие

творческого

потенциала

личности,

индивидуализации

и

дифференциации

учебного

процесса,

содействие

эффективному результату обучения.

Внедрение личностно-ориентированных технологий создают условия

для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной

мотивации реабилитантов. (Слайд 18)

Результатом использования современных образовательных технологий

считаю:

Активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях различного

уровня

Результаты

диагностики

мотивационной

сферы

обучающихся

показывают преобладание познавательных мотивов над узколичностными.

Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих

каждому

обучающемуся

проявлять

инициативу,

самостоятельность,

избирательность в способах работы; предоставление возможности для

естественного самовыражения реабилитанта. (Слайд 19)

Таким образом, можно сделать вывод, что личностно-ориентированные

технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как педагогу

дополнительного

образования,

спланировать

свою

работу,

которая

направлена на достижение главной цели – развитие личности обучающегося,

выявление его творческих возможностей, сохранение мотивации успеха и

добиться хороших результатов.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с

заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для

педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет

главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся

состоянии.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Слайд 20)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный

процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2009.

Каминский

В.Ю.

Использование

образовательных

технологий

в

учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2010.

Хижнякова

О.

Н.

Современные

образовательные

технологии

в

начальной школе. – С. 2011.



В раздел образования