Автор: Крылова Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: УСО ПНИ №10
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование педагогических технологий на занятиях в объединении "Волшебный клубок" как средство повышения качества обучения.
Раздел: дополнительное образование
САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10» имени В.Г. Горденчука
Доклад
на тему «
И
СПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРКОЙ
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ»
(
Подготовила Крылова Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
2022
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь».
(В.Ключевский)
Сегодня
каждый
педагог
ищет
наиболее
эффективные
пути
усовершенствования
образовательного
процесса,
повышения
заинтересованности обучающихся. Внедряет в
педагогический процесс
инновации. Инновации определяют новые методы, формы, средства и
технологии. (Слайд 2)
А что же такое технология? Существует множество определений
этого термина. Мне же ближе всего определение, которое дал И.П. Волков:
Технология - описание процесса достижения планируемых результатов
обучения (Слайд 3)
Если осуществляемая обучающимся на занятии деятельность для него
не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои
способности не может. И на занятие в мастерскую в следующий раз идти не
захочет. Содержание образования должно быть направлено на:
•
развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся
•
коррекцию эмоционально-волевой сферы
•
активизацию познавательного развития (Слайд 4)
Поэтому педагогу необходимо использовать те технологии, которые
направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное
развитие обучающегося. (Слайд 5)
Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов
(возможностей обучающегося, подготовленности и готовности педагога,
наличия
различных
условий
и
т.д.).
Приоритет
следует
отдавать
продуктивным, творческим технологиям (не отрицая использования и
других).
Практика
показывает,
что
знания
педагогических
технологий
недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.
Технология
обучения
–
системная
категория,
структурными
составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического воздействия;
организация учебного процесса;
обучающийся,
педагог;
результат деятельности. (Слайд 6)
Принципиально
важной
стороной
в
педагогической
технологии
является позиция обучающегося.
Работая
над
данной
темой
на
протяжении
нескольких
лет,
я
рассмотрела
теоретические
основы
понятия
«педагогическая
(образовательная) технология», этапы внедрения педагогических технологий
в практику, ее классификационные характеристики, а также технологии
наиболее практичные для работы с контингентом Психоневрологического
интерната №10. С помощью различных диагностических методик, убедилась
в эффективности применения тех или иных педагогических технологий в
работе педагога дополнительного образования.
В
последнее
время
существенно
изменились
приоритеты
в
дополнительном образовании – на первый план выдвинулись цели развития
личности
обучающегося,
формирование
у
него
умения
достигать
определенного уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей
невозможна без точного знания педагогом
личностных возможностей
обучающегося.
Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные
аспекты и стороны развития личности:
Создать
условия
для
появления
у
обучающихся
мотива
к
самоизменению, личностному росту
Создать условия для приобретения обучающимися средств познания и
исследования мира
Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я –
могу» - «я – хочу» ) (Слайд 7)
Таким
образом,
главное
направление
развития
системы
дополнительного образования лежит на пути решения проблемы личностно-
ориентированного обучения - такого образования, в котором личность
обучающегося была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность
учения, познавательная деятельность была бы ведущей.
И
это
задача
не
столько
содержания
образования,
сколько
используемых технологий обучения.
Для успешного обучения необходимо создание определённых условий
на
занятии,
которые
способствуют
развитию
интереса
к
вязанию,
формированию мотивации и активизации творческой деятельности.
Выражение
“Личностно-центрированное”
(PERSONALITY-
CENTERED EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося
психолога и педагога гуманистического направления Карла Роджерса.
(Слайд 8)
Он
совершил
своеобразное
открытие,
что
критерии
успешной
психотерапии и успешной педагогической деятельности – одни и те же.
Чтобы
достигнуть
успеха
в
видах
деятельности,
связанных
с
взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться,
усовершенствоваться,
необходимо
по
Роджерсу:
эмпатия,
т.е.
сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное
отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких
предварительных
условий.
В
русском
языке
часто
вместо
термина
“личностно
-
центрированного”
образования
используется
термин
“личностно-ориентированное” образование, между которыми могут быть
принципиальные различия. Но в педагогическом сообществе, несмотря на
принципиальную разницу в понятиях, всё-таки более устоявшимся понятием
считают “личностно-ориентированное” и рассматривают его как такое
взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности
обучающегося, (Слайд 9)
исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта
познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-
образовательные технологии ставят в центр образовательной системы
личность обучающегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и
безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.
Личность обучающегося в этой технологии не только субъект, но субъект
приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством
достижения какой-либо отвлечённой цели. (Слайд 10)
Педагог и обучающийся совместно вырабатывают цели, содержание
занятия. Осуществляя выбор, обучающийся наилучшим способом реализует
позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от
внешнего воздействия.
Таким
образом,
личностно-ориентированные
технологии
характеризуются
антропоцентричностью,
гуманистической
и
психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее,
свободное и творческое развитие обучающегося как субъекта деятельности.
(Слайд 11)
Личностно- ориентированное обучение- способ организации обучения,
в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и
способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их
индивидуальных способностей. (Слайд 12)
Использование данных технологий требует от педагога создания ряда
условий, а именно:
разрабатываются программы обучения, моделирующие творческое
начало;
организуются занятия на основе диалога;
учебный
материал
конструируется
для
реализации
каждым
обучающимся.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к занятию,
учитываются следующие особенности:
оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение
всего
занятия
(эмоциональных
–
радость,
досада,
весёлость
и
др.;
интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с
использованием приёма смещения мотива на цель;
выявление субъектного опыта обучающихся по предложенной теме;
подача
нового
материала
с
учётом
психолого-педагогической
характеристики группы;
использование различных сенсорных каналов при объяснении нового
материала;
использование при работе над закреплением темы разнообразного
дидактического материала, позволяющего ребёнку развивать различные
обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной
деятельности каждого обучающегося в ходе занятия; широкое применение
самооценки и взаимооценки;
создание
условий
для
формирования
у
каждого
обучающегося
уверенности в своих силах;
В
своей
практике
я
использую
следующие
современные
педагогические технологии:
технологии личностно-ориентированного обучения;
информационно-коммуникативные технологии;
технологии проектов;
Совершенствование
структуры
и
содержания
дополнительного
образования
предполагает
переход
к
личностно-ориентированной,
развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения,
приходится
ориентироваться,
прежде
всего,
на
развитие
личности
обучающегося, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе,
оказывать
поддержку
индивидуальности
каждого
обучающегося.
Обновление требует использования нетрадиционных методов и форм
организации обучения.
Одним
из
них
является
личностно-ориентированный
подход
к
обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где во
главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, субъективный
опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием
образования. (Слайд 13)
Технологии личностной
ориентации
пытаются найти
методы
и
средства
обучения
и
воспитания,
соответствующие
индивидуальным
особенностям
каждого
обучающегося:
берут
на
вооружение
методы
психодиагностики,
изменяют
отношения
и
организацию
деятельности
реабилитантов, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в
том числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Цель
этого
обучения
–
создание
условий
для
проявления
познавательной активности обучающегося.
Использование мной дифференцированных заданий в разделах рабочей
программы «Вязание» позволяет решать следующие задачи:
подготовить обучающегося к усвоению новых умений;
обеспечить возможность дальнейшей их отработки и переходу в
стадию прочных навыков;
Прежде
чем
использовать
разноуровневые
задания
в
рамках
программы, в начале учебного года провожу работу по определению общего
уровня
знаний,
умений
и
навыков
обучающихся.
Учитываю
психологическую совместимость обучающихся друг с другом, интерес к
занятию вязанием. Используя данную технологию, стараюсь создать в
мастерской атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе
всей группы, оцениваю деятельность обучающегося не только по конечному
результату, а по процессу его достижения. (Слайд 14)
Дифференцированный подход позволил добиться в группе хороших
результатов. По итогам участия в выставках, различного уровня конкурсах,
фестивалях мои обучающиеся показывают достаточно высокие результаты.
И если проводятся выставки творческих работ, то к ним готовятся все
обучающиеся, выполняя свою индивидуальную работу на заданную тему.
Другой
эффективной
образовательной
технологией,
которую
использую,
является
информационно-коммуникационная
технология.
Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную
обстановку,
стимулирующую
интерес
и
пытливость
обучающегося,
усиливает мотивацию обучения. (Слайд 15)
В своей работе активно использую электронные средства обучения,
компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики.
Учить с
максимальной эффективностью в творческой мастерской
«Вязание» позволяют и электронные образовательные ресурсы.
Наши реабилитанты имеют наглядно-образное мышление, поэтому
очень
важно
строить
их
обучение,
применяя
как
можно
больше
качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия
нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя,
кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов.
Метод
проектов
как
один
из
способов
организации
учебно-
познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для
придания креативного характера процессу обучения вязанию. (Слайд 16)
В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов
обучающегося, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в предлагаемом материале. В результате выполнения
проекта повышается мотивация обучающегося, развиваются способности к
активной практической деятельности, создаются условия для отношений
сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает
практика, работа, выполненная совместно с другими участниками группы,
приобретает особую ценность и значимость. Совместная работа развивает
творческое начало и позволяет почувствовать себя равным среди равных.
Обучающиеся с большим увлечением занимаются созданием своих
небольших или групповых проектов.
Использование
современных
образовательных
технологий
способствует формированию новых компетенций обучающихся. Понимая
значимость
личностно-ориентированной
технологии
в
рамках
работы
творческого
объединения,
я
продолжу
эту
работу
с
целью
совершенствования образовательной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогическая технология – это такое построение деятельности
педагога, в которой все входящие в него действия представлены в
определенной
последовательности
и
целостности,
а
выполнение
предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый
характер. (Слайд 17)
Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и
удельного веса самостоятельной работы обучающегося, но и нацеленности
технологий
на
развитие
творческого
потенциала
личности,
индивидуализации
и
дифференциации
учебного
процесса,
содействие
эффективному результату обучения.
Внедрение личностно-ориентированных технологий создают условия
для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной
мотивации реабилитантов. (Слайд 18)
Результатом использования современных образовательных технологий
считаю:
Активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях различного
уровня
Результаты
диагностики
мотивационной
сферы
обучающихся
показывают преобладание познавательных мотивов над узколичностными.
Создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих
каждому
обучающемуся
проявлять
инициативу,
самостоятельность,
избирательность в способах работы; предоставление возможности для
естественного самовыражения реабилитанта. (Слайд 19)
Таким образом, можно сделать вывод, что личностно-ориентированные
технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как педагогу
дополнительного
образования,
спланировать
свою
работу,
которая
направлена на достижение главной цели – развитие личности обучающегося,
выявление его творческих возможностей, сохранение мотивации успеха и
добиться хороших результатов.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. (Слайд 20)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2009.
Каминский
В.Ю.
Использование
образовательных
технологий
в
учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2010.
Хижнякова
О.
Н.
Современные
образовательные
технологии
в
начальной школе. – С. 2011.