Напоминание

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка


Автор: Алёна Юрьевна Мочалина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Интернациональное.
Населённый пункт: с.Интернациональное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи младших школьников на уроках

литературного чтения и русского языка

Цель моей работы: развитие речи как средство общения и сообщения,

эмоционального самовыражения и успешного обучения в школе.

Задачи работы: значительное улучшение звучащей речи (частота дикции, сила,

чистота, тембр голоса); улучшение письменной речи.

Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта

является его речь. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет

освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Одна из главных задач

начальной школы, на мой взгляд, научить детей мыслить, рассуждать, а

размышляет лишь тот, кто умеет говорить.

В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития

школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты

проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования

языковой компетенции школьников, предоставлен анализ монологической и

диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические

особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

Когда-то К.Д.Ушинский писал: «Главным результатом учения в малолетней школе

должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли

словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество

дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи:

содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой

деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в

высказывании, владение средствами языка.

В чем я вижу повышение эффективности урока для развития речи?

Во-первых, это целенаправленность. С целью обогащения словесного запаса

можно использовать нестандартное начало урока:

а) назови слова близкие (противоположные) по значению;

1 класс. Русский язык. Игра «Сочиняем наоборот».

Жил был маленький мальчуган Толик – … громадный старик Анатолий.

Он был добрый и никогда не дергал девочек за косички – Он был злой и всегда

дергал бабушек за косички.

Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой – Он был жутким неряхой и

пачкал руки после еды.

Сам гладил брюки – Сам мял чужие брюки.

Любил животных и старался накормить бездомных собак – Ненавидел животных и

старался отобрать пищу у домашних животных.

Вечером Толик пришел домой, разделся и уснул – Утром Анатолий вышел из

дома, оделся и проснулся.

2 класс. Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок».

Грамматические задания.

Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:

Разбился насмерть – вдребезги

Очень испугались – замерли от страха

Сильно разозлился – раззадориться

б) найти «лишнее» слово (дети должны выделить сходства, различия, что

обосновывают связным высказыванием).

Русский язык. 2 класс.

Из разряда словарных слов найди «лишнее»: акын, Казахстан, искусство, айтыс,

дежурный, помидор, президент. Дети выделяют:

Казахстан – имя собственное, а остальные нарицательные существительные;

дежурный – может быть одновременно вне предложения или существительным,

или прилагательным;

Литературное чтение. 2 класс.

М.Пришвин. «Ребята и утята».

Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий – школа.

Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь?

в) назови новое слово, поменяв порядок букв;

В каких значениях употребляются одинаково звучащие слова: ключ, коса, кран;

2 класс. Литературное чтение. В.Бианки. «Купание медвежат».

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке ледяной.

Дети придумывают свою загадку.

Житель лесной,

Лохматый большой.

Просыпается весной

Ходит в шубе меховой.

Разгадывание кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад.

Во-вторых, продуманность отбора материала. Если содержания всех упражнений

подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей.

Обязательно для развития речи 4учащихся необходимо вводить пословицы,

поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом

русского языка.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к

слову, языку, развивает память.

Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их,

вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли – большое

дело. И всему этому надо учиться.

На уроках литературного чтения (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и

поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей

почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»); На

языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»).

К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы

пословицы в соответствии с возможностями класса.

Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и

переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы: Труд кормит, а лень портит.

Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудиться. Кто не хочет трудиться, тот

начинает жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем, смысл

пословицы «Снег надует – хлеба прибудет». Дети отвечают: «Большой урожай

будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а

весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай.

Приведу некоторые виды работ с пословицами.

Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом.

Какие качества ценились в народе? Вместе с учащимися отмечаем: пословицы

расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах

всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться,

говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить

своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю

между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и

определить, на какую они тему, подвожу итог.

Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда

заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.

Провожу викторины о пословицах.

Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают

пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют

книжки – малышки.

Очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи

ученика.

Примеры формирования диалогической речи:

1) обучение пониманию вопроса;

2) составление ответа на него;

3) обучение постановке вопроса;

4) участие в драматизациях.

Игра «Журналисты».

Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево

мудрости (макет дерева). Остальные дети журналисты.

Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.

Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Игра «Философский стол».

– Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались

открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что

все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои

мысли.

Литературное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. «Емеля – охотник».

Примерные вопросы:

– Почему произведение называется «Емеля – охотник»?

– Какие чувства возникли у вас при чтении?

– Почему Емеля не выполнил просьбу Гришутки? Прав ли он?

– Почему внук не обиделся на деда, а понял его поступок?

– Почему, рассказывал о Емеле, о том, как он преследовал оленя, писатель

вводит картины природы?

Чтобы научить детей распределять внимание между содержанием произведения

и формой я использую такие приемы:

1) свободный диктант;

2) членение текста на предложения, выделяя законченные мысли и ограничивая

интонацию;

3) построение полного объема ответа развернутого или развернутого

высказывания, его точное формулирование, использование предложений

различного типа;

4) дополнение предложения другим, логически связанным;

5) составление высказывания по опорным словам, опорным вопросам;

6) придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета;

7) составление рассказа о случаях из собственной жизни по аналогии с

прочитанным или предложенным учителем;

8) определение основной мысли текста, деление его на части, озаглавливание;

9) воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу);

10) пересказ, близкий к тексту, сжатый;

11) ответ по плану;

12) рисование словесной картинки с использованием слов, объединенных

ситуативно;

13) нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу, дополнение

части, которой не хватает в тексте;

14) письмо герою произведения дать оценку его поступкам (А.И.Куприн «Белый

пудель» – письмо Сергею);

15) иллюстрация к произведению и рассказ по своей иллюстрации;

16) серия рисунков к одному произведению (в виде фильма) с последующим

«озвучиванием»;

17) составление рассказов по схемам. Например: весна, осень;

18) написание мини – сочинения по схемам.

Для развития речи учащихся важно использовать некоторые приемы работы над

предложением:

1) распространение;

2) дополнение неоконченных предложений;

3) изменение порядка слов;

4) восстановление деформированного;

5) составление предложений по аналогии;

6) составление ответа на вопрос.

Работа второй год над темой: «Развитие речи младших школьников», я вижу, что

мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку

зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат

монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю …», «Я

считаю …», «Я не согласен …». Появились интересные темы творческих работ,

например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала

крыша», «Художник – мороз и другие». Развитие речи в начальной школе не

может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует

постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой

работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.

Хочу закончить свою работу словами К.Д. Ушинского: «Дар слова … развивается

не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в

них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся

учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней

второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и

слова».



В раздел образования