Автор: Алёна Юрьевна Мочалина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Интернациональное.
Населённый пункт: с.Интернациональное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка
Раздел: начальное образование
Развитие речи младших школьников на уроках
литературного чтения и русского языка
Цель моей работы: развитие речи как средство общения и сообщения,
эмоционального самовыражения и успешного обучения в школе.
Задачи работы: значительное улучшение звучащей речи (частота дикции, сила,
чистота, тембр голоса); улучшение письменной речи.
Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта
является его речь. Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет
освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Одна из главных задач
начальной школы, на мой взгляд, научить детей мыслить, рассуждать, а
размышляет лишь тот, кто умеет говорить.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития
школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты
проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования
языковой компетенции школьников, предоставлен анализ монологической и
диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические
особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.
Когда-то К.Д.Ушинский писал: «Главным результатом учения в малолетней школе
должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли
словесно и отчасти письменно, охота к учению, и чистая детская нравственность».
Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество
дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи:
содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой
деятельности: наличие материала для высказывания, потребность в
высказывании, владение средствами языка.
В чем я вижу повышение эффективности урока для развития речи?
Во-первых, это целенаправленность. С целью обогащения словесного запаса
можно использовать нестандартное начало урока:
а) назови слова близкие (противоположные) по значению;
1 класс. Русский язык. Игра «Сочиняем наоборот».
Жил был маленький мальчуган Толик – … громадный старик Анатолий.
Он был добрый и никогда не дергал девочек за косички – Он был злой и всегда
дергал бабушек за косички.
Он был очень аккуратный и мыл руки перед едой – Он был жутким неряхой и
пачкал руки после еды.
Сам гладил брюки – Сам мял чужие брюки.
Любил животных и старался накормить бездомных собак – Ненавидел животных и
старался отобрать пищу у домашних животных.
Вечером Толик пришел домой, разделся и уснул – Утром Анатолий вышел из
дома, оделся и проснулся.
2 класс. Литературное чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок».
Грамматические задания.
Найти в тексте слова и выражения, близкие по смыслу данным:
Разбился насмерть – вдребезги
Очень испугались – замерли от страха
Сильно разозлился – раззадориться
б) найти «лишнее» слово (дети должны выделить сходства, различия, что
обосновывают связным высказыванием).
Русский язык. 2 класс.
Из разряда словарных слов найди «лишнее»: акын, Казахстан, искусство, айтыс,
дежурный, помидор, президент. Дети выделяют:
Казахстан – имя собственное, а остальные нарицательные существительные;
дежурный – может быть одновременно вне предложения или существительным,
или прилагательным;
Литературное чтение. 2 класс.
М.Пришвин. «Ребята и утята».
Болото – уточка – шапка – кузня – прохожий – школа.
Исключи лишнее слово. Почему ты так думаешь?
в) назови новое слово, поменяв порядок букв;
В каких значениях употребляются одинаково звучащие слова: ключ, коса, кран;
2 класс. Литературное чтение. В.Бианки. «Купание медвежат».
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке ледяной.
Дети придумывают свою загадку.
Житель лесной,
Лохматый большой.
Просыпается весной
Ходит в шубе меховой.
Разгадывание кроссвордов, анаграмм, ребусов, шарад.
Во-вторых, продуманность отбора материала. Если содержания всех упражнений
подчинены одной теме – это позволит обогатить словарный запас детей.
Обязательно для развития речи 4учащихся необходимо вводить пословицы,
поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом
русского языка.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к
слову, языку, развивает память.
Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их,
вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли – большое
дело. И всему этому надо учиться.
На уроках литературного чтения (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и
поговорками, отражающими основную мысль произведения: Кто родителей
почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»); На
языке медок, а на уме ледок (сказка «Лиса и тетерев»).
К произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы
пословицы в соответствии с возможностями класса.
Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и
переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы: Труд кормит, а лень портит.
Ребята говорят: «Тот, кто работает, тот трудиться. Кто не хочет трудиться, тот
начинает жить нечестно. Лень портит человека». Раскрываем, смысл
пословицы «Снег надует – хлеба прибудет». Дети отвечают: «Большой урожай
будет, если выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а
весной на поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай.
Приведу некоторые виды работ с пословицами.
Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом.
Какие качества ценились в народе? Вместе с учащимися отмечаем: пословицы
расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах
всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться,
говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить
своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю
между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и
определить, на какую они тему, подвожу итог.
Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда
заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.
Провожу викторины о пословицах.
Назови пословицы, чтобы в них были числа семь и один.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед – один ответ.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают
пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют
книжки – малышки.
Очень важно научить диалогу. Диалог – первая ступень развития связной речи
ученика.
Примеры формирования диалогической речи:
1) обучение пониманию вопроса;
2) составление ответа на него;
3) обучение постановке вопроса;
4) участие в драматизациях.
Игра «Журналисты».
Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево
мудрости (макет дерева). Остальные дети журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.
Игра «Философский стол».
– Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались
открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что
все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои
мысли.
Литературное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. «Емеля – охотник».
Примерные вопросы:
– Почему произведение называется «Емеля – охотник»?
– Какие чувства возникли у вас при чтении?
– Почему Емеля не выполнил просьбу Гришутки? Прав ли он?
– Почему внук не обиделся на деда, а понял его поступок?
– Почему, рассказывал о Емеле, о том, как он преследовал оленя, писатель
вводит картины природы?
Чтобы научить детей распределять внимание между содержанием произведения
и формой я использую такие приемы:
1) свободный диктант;
2) членение текста на предложения, выделяя законченные мысли и ограничивая
интонацию;
3) построение полного объема ответа развернутого или развернутого
высказывания, его точное формулирование, использование предложений
различного типа;
4) дополнение предложения другим, логически связанным;
5) составление высказывания по опорным словам, опорным вопросам;
6) придумывание небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета;
7) составление рассказа о случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным или предложенным учителем;
8) определение основной мысли текста, деление его на части, озаглавливание;
9) воспроизведение текста по плану, по вопросам, по началу (середине, концу);
10) пересказ, близкий к тексту, сжатый;
11) ответ по плану;
12) рисование словесной картинки с использованием слов, объединенных
ситуативно;
13) нахождение в тексте предложений, не подходящих по смыслу, дополнение
части, которой не хватает в тексте;
14) письмо герою произведения дать оценку его поступкам (А.И.Куприн «Белый
пудель» – письмо Сергею);
15) иллюстрация к произведению и рассказ по своей иллюстрации;
16) серия рисунков к одному произведению (в виде фильма) с последующим
«озвучиванием»;
17) составление рассказов по схемам. Например: весна, осень;
18) написание мини – сочинения по схемам.
Для развития речи учащихся важно использовать некоторые приемы работы над
предложением:
1) распространение;
2) дополнение неоконченных предложений;
3) изменение порядка слов;
4) восстановление деформированного;
5) составление предложений по аналогии;
6) составление ответа на вопрос.
Работа второй год над темой: «Развитие речи младших школьников», я вижу, что
мои ученики стали более легко и свободно говорить, отстаивать свою точку
зрения, высказывать свои мысли устно и письменно. На уроке чаще звучат
монологические ответы, размышления, начинающиеся со слов: «Я думаю …», «Я
считаю …», «Я не согласен …». Появились интересные темы творческих работ,
например, «Сказка о тучке», «Жалобы старых ботинок», «О чем рассказала
крыша», «Художник – мороз и другие». Развитие речи в начальной школе не
может ограничиться простым пересказом текста, ответами на вопросы, а требует
постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной творческой
работой над текстом, с формированием сложных речевых умений.
Хочу закончить свою работу словами К.Д. Ушинского: «Дар слова … развивается
не иначе как от упражнений … Развить в детях дар слова – значит, … развить в
них логичность мышления … Привычка к нему… дает возможность учащемуся
учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней
второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и
слова».