Автор: Величкина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Ступино, Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная гостиная. Цветаева.
Раздел: полное образование
Литературная гостиная
«Красною кистью рябина зажглась…», посвященная жизни и творчеству М.
Цветаевой (Слайд №1)
(Ноябрь 2015 г)
1.Звучит фонограмма песни «Аве Мария»
Занавес закрыт, под музыку занавес открывается , на сцене три столика со свечами,
девочки сидят в вечерних платьях, мальчики стоят за ними в строгих костюмах.
2.Студеникина Н 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, (слайд
№2)профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя
Музея изящных искусств, и пианистки Марии Александровны Мейн ( слайд №3)
родилась дочь Марина.(Слайд №4)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
3.Глеб. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника
превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких
глаз.( Слайд №5) Интерес к музыке, который с детства привила ей мать, постепенно
угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая страсть – книги. С
шести лет Муся ( так звали ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому
творчеству захватывает ее целиком.( Слайд №6)
4.Вергун С. «В зале»
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и крадется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица,—
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни…
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
5. Мазанов Н « Музыка обернулась лирикой»,- писала поэтесса. Стихотворения
Цветаевой напоминают маленькие пьесы, романсы.( Слайд №7)
Студеникина Н, Брыкина Д.(Маленький концерт « Под лаской плюшевого пледа», «
Настенька»)
6. Сорокова Н. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:
«В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны
Бернацкой, умершей очень рано—в двадцать семь лет.( Слайд №8) Увеличенная
фотография — темноокое, с тяжёлымивеками, печальное лицо с точно
кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью
тронутым ртом...»
Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушке»:
7. Соколова Н
Продолговатый и твёрдый овал, .
Чёрного платья раструбы...
Юная бабушка! — Кто целовал '
Ваши надменные губы?,
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица —
Локоны, в виде спирали.
Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
С
КОЛЬКО
возможностей вы унесли,
И невозможностей — сколько? —
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
— Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моём — не от вас ли?..
8. Брыкина Д
Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь- уж рвешься прочь,
Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть –
Как сами себе верны. ( Звучит песня «Милый друг»)
9. Брыкина Д. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошел Пушкин и стал
постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Великому русскому поэту
Цветаева посвятила цикл стихотворений.( Слайд №9)
10. Филатов К
Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен,
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного? — он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?
Критик — ноя, нытик — вторя:
«Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры?» Чувство — моря
Позабыли — о гранит
Бьющегося? Тот, солёный
Пушкин — в роли лексикона?
Две ноги свои — погреться —
Вытянувший, и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце
Африканский самовол —
Наших прадедов умора-
Пушкин — в роли гувернера?
Черного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурён российский классик,
Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым!
— Пушкин — в роли русопята?
Ох, брадатые авгуры!
Задал, задал бы вам бал
Тот, кто царскую цензуру
Только с дурой рифмовал.
11. Мазанов Н
Преодоленье
Косности русской —
Пушкинский гений?
Пушкинский мускул
На кашалотьей
Туше судьбы —
Мускул полета,
Бега,
Борьбы.
С утренней негой
Бившийся — бодро!
Ровного бега,
Долгого хода —
Мускул. Побегов
Мускул степных,
Шлюпки, что к брегу
Тщится сквозь вихрь.
Не онедужен
Русскою кровью —
О, не верблюжья
И не воловья
Жила (усердство
Из-под ремня!) —
Конского сердца
Мышца — моя!
Больше балласту —
Краше осанка!
Мускул гимнаста
И арестанта,
Что на канате
Собственных жил
Из каземата —
Соколом взмыл!
Пушкин — с монаршьих
Рук руководством
Бившийся так же
Насмерть — как бьется
(Мощь — прибывала,
Сила — росла)
С мускулом вала
Мускул весла.
Кто-то, на фуру
Несший: «Атлета
Мускулатура,
А не поэта!»
То — серафима
Сила — была:
Несокрушимый
Мускул — крыла.
12.Студеникина Н Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее
поэтическому кумиру, Александру Блоку.(Слайд №10)
(Звучит песня «Благославляю вас»)
13. Брыкина Д
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё,— ах, нельзя! —
Имя твоё — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
(Зазвучала музыка «Я тебя отвоюю»)
14. Мазанов Н. В 1911 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеев Эфроном,
( Слайд №11) ставшим впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому мужу, другу будут
посвящены лучшие стихи Цветаевой.( Слайд №12)
(Продолжается музыка «Я тебя отвоюю»)
15.Сорокова Н
Как живется Вам с другою,
Проще ведь? Удар весла!
Линией береговою
Скоро ль память отошла?
Обо мне, плавучем острове
(По небу - не по водам)!
Души, души! Быть вам сестрами,
Не любовницами - Вам!
Как живется Вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед)?
Как живется Вам - хлопочется?
Ежится? Встается - как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
"Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму".
Как живется Вам с любою -
Избранному моему!?
Свойственнее и сьедобнее -
Снедь? Приестся - не пеняй...
Как живется Вам с подобием -
Вам, поправшему Синай!
Как живется Вам с чужою,
Здешнею? Ребром - люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?
Как живется Вам - здоровится?
Можется? Поется - как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется Вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой?
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной:
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется Вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?! Ну, за голову: счастливы?!
Нет? В провале без глубин:
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?
(Звучит музыка «Я тебя отвоюю»)
16.Брыкина Д ( Слайд №13)
Я с вызовом ношу его кольцо!
- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! -
Под крыльями раскинутых бровей -
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие — в роковые времена -
Слагают стансы — и идут на плаху.
Сорокова Н Песня « Мне нравится»
17. Глеб. Удачный литературный дебют, счастливый брак, рождение дочери – все, что так
или иначе составляло радость бытия, неожиданно подверглось нападению демонических
сил. Империалистическая война, уход Эфрона на фронт, предчувствие близких перемен,
без понимания – к лучшему они или к худшему. И, наконец, революция… Муж с белыми,
она в «красной» столице, где ее духовное одиночество становится невыносимым. Все
истрепала, только осталось, что «два крыла»….( Слайд №14)
(Звучит песня « В огромном городе…»)
18. Мазанов Н. Время шло. В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном
зале Политехнического музея проходил вечер «Вечер поэтесс». Одна за другой на сцене
появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика
заметно скучала. Как вдруг, словно из темноты студеной ночи явилась взору
настороженного притихшего зала женщина в черном, в стоптанных валенках, с военной
сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе
независимым. А вся она дышала каким –то внутренним протестом.( Слайд №15)
( Выходит Студеникина Н прячась в черную шаль)
19. Студеникина Н
Кто создан из камня, кто создан из глины,—
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты...
— В купели морской крещена —и в полёте
Своём — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце,
сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — весёлая пена —
Высокая пена морская!
20. Брыкина Д. В мае 1922 года Марина Цветаева вместе с дочерью покинула Россию,
направившись в Прагу, где находился Сергей Эфрон, порвавший с белым движением и
ставший студентом университета. ( Слайд № 16, 17).Начались долгие годы иммиграции.
М. Цветаева, находясь за границей, постоянно думала о России. В полной мере тоска по
Родине отразилась в стихотворениях «Рельсы», «Орфей». Здесь и горькое чувство
безысходности, и чувство сопричастности ко всему происходящему, близости к тем кого
ураган перемен разбросал по всей Европе, лишив многих надежды когда=нибудь
вернуться в Россию.
21. Ломакина В.
РЕЛЬСЫ
В некой разлинованности нотной
Нежась наподобие простынь —
Железнодорожные полотна,
Рельсовая режущая синь!
Пушкинское: сколько их, куда их
Гонит! (Миновало — не поют!)
Это уезжают-покидают,
Это остывают-отстают.
Это — остаются. Боль как нота
Высящаяся… Поверх любви
Высящаяся… Женою Лота
Насыпью застывшие столбы…
Час, когда отчаяньем как свахой
Простыни разостланы. — Твоя! —
И обезголосившая Сафо
Плачет как последняя швея.
Плач безропотности! Плач болотной
Цапли, знающей уже… Глубок
Железнодорожные полотна
Ножницами режущий гудок.
Растекись напрасною зарёю
Красное напрасное пятно!
…Молодые женщины порою
Льстятся на такое полотно
22. Глеб. Годы летят один за другим. Муж, Сергей Эфрон, разоблачен. Он
сотрудничал с НКВД и бежал в СССР вместе с дочерью Ариадной.( Слайд №18)
Цветаева , возвращается в Россию в 1939 году, чтобы быть рядом с мужем и
дочерью.Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжелые
удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери, начало
войны, высылка в далекую провинциальную Елабугу, постоянная тревога за жизнь
близких ей людей, полная духовная изоляция и думы…, думы.., испепеляющие
душу, не оставляющие места желанию жить.( Слайд №19)
31 августа 1941 года Марина Цветаева приняла решение уйти из жизни…( Слайд
№20) Как Заболоцкий, Клюев, Пильняк и другие писатели, она стала жертвой
сталинского режима.(Слайд №21)
Звучит «Реквием»( Слайд №22,23)
23. Сорокова Н «Пригвождена к позорному столбу…» Марина Цветаева
Пригвождена к позорному столбу(Слайд №24)
Славянской совести старинной,
С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё моё добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото моё? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.(Слайд №25)
Перестроение. Все встают , выходят вперед. Звучит музыка Земфиры « Я полюбила вас,
Марина Цветаева», видеоклип на песню.( Слайд №26)
Ученики отступают в глубь сцены. Занавес закрывается.