Автор: Трошина Анна Андреевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ "Спортивная школа "ДИНАМО" НМР РТ"
Населённый пункт: Нижнекамск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение специализированных игровых комплексов в подготовке юных дзюдоистов"
Раздел: дополнительное образование
ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИГРОВЫХ
КОМПЛЕКСОВ В ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ
Аннотация. Данная статья посвящена методике подготовки дзюдоистов
начального уровня. Проведен обзор научной литературы по данной теме,
вследствие
которого
были
определенны
подвижные
игры,
наиболее
подходящие для развития физических качеств юных дзюдоистов, так же
было определенно какие именно качества в наибольшей степени развиваются
в различных играх и в соответствии с изученными данными проведена
классификация данных игр по их направленности.
Актуальность. Дзюдо - это вид спортивной борьбы, культивируемый в
большинстве стран мира. В России дзюдо является одним из популярных
видов спорта. На сегодняшний день дзюдо является олимпийским видом
спорта.
Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и
духовное
совершенствование
личности
на
основе
совершенствования
техники, тактики и философии дзюдо.
В процессе подготовки дзюдоистов юного возраста, тренер должен
стараться избегать монотонности и однообразия, так как рутинность
тренировочного
процесса
может
привести
к
психологической
перетренированности, которая будет вызывать у спортсмена чувство вялости,
сонливости, нежелание тренироваться. В своих трудах К.В. Градополов
утверждает, что перетренированность бывает не только от перенапряжения –
часто она появляется в результате однообразности тренировок.
Избежать рутины в тренировочном процессе помогают подвижные
игры, вызывающие множество положительных эмоций у спортсменов. В
играх, в основе которых лежат активные двигательные действия, у играющих
совершенствуются естественные движения, воспитываются двигательные
навыки, подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, ловкости,
выносливости, необходимых для дзюдоиста. С точки зрения В.Г. Яковлева
играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, в
тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем.
Цель
исследования:
проанализировать
и
классифицировать
подвижные игры, используемые в процессе подготовки дзюдоистов.
Результаты
исследования
и
их
обсуждение:
проанализировав
научную литературу по данной теме, были определены игры, наиболее
подходящие для развития физических качеств дзюдоистов, которые были
классифицированы по развиваемым ими физическим качествам.
В таблице 1 указана классификация подвижных игр, которую мы
сформировали исходя из данных определений физических качеств и
содержанию спортивных игр.
Таблица 1 – Классификация подвижных игр, используемых в подготовке
боксеров, по физическим качествам
Быстрота
Сила
Выносливость
Координация
«Вызов номеров»
«Перетягивание»
«Выбивалы»
«Рыболовная
верша»
«Волки и овцы»
« Кто сильнее»
«Регби»
«Тигробол»
Игры, направленные на развитие быстроты.
Методические
указания
к
проведению:
обеспечить
привлечение
внимания занимающихся к быстроте и высокому темпу движений.
1. «Вызов номеров»
Подготовка: каждая группа рассчитывается по порядку номеров.
Ведущий громко называет число. Игрок под этим номером из каждой
команды
сразу
же
стартует,
пробегает
обозначенную
дистанцию
и
возвращается на своё место.
Описание игры: группы выстраиваются в колоны по одному рядом. По
сигналу нужно пробежать до отметки поворота.
2. «Волки и овцы»
Подготовка: назначается водящий, он располагается в середине
площадки.
Все
остальные
–
свободные
игроки
занимают
место
на
противоположной стороне поля.
Описание игры: свободные игроки - «овцы», стараются перебежать на
другую сторону площадки, стараясь убежать от «волка».
В это время контрольная группа выполняет пробегания по прямой
столько же раз.
Игры направленные на развитие силы.
Методические
указания
к
проведению:
обеспечить
привлечение
внимания занимающихся к проявлению силы и силовой выносливости; при
этом следить, чтобы соперницы в парах существенно не отличались по
уровню силы.
1. «Перетягивание»
Подготовка: по два занимающихся стоят в круге диаметром 2-4 м, взяв
один другого за правую или левую руку.
Описание игры: каждый старается перетянуть соперника за линию
позади себя.
В это время контрольная группа выполняет подтягивания на низкой
перекладине.
2. « Кто сильнее»
Подготовка: по два игрока стоят между двумя чертами, проведенными
2-4 м одна от другой, уперевшись друг другу в предплечья.
Описание игры: каждый старается вытолкнуть соперника за его линию.
Варианты:
игроки стоят спиной к друг другу, сцепившись руками, полусогнутыми
в локтях;
игроки сидят спиной к друг другу;
игроки занимают положение в упоре лежа, упираясь в друг друга
правым или левым плечом.
В это время контрольная группа выполняет сгибание и разгибание в
упоре лежа.
Игры направленные на развитие выносливости.
Методические указания к проведению: обеспечить длительное участие
занимающихся в игре при сниженной интенсивности и отсутствии перерывов
игре, ЧСС на уровне 120-130 уд/мин.
1. «Выбивалы»
Подготовка:
игроки
делятся
на
две
команды.
Одна
команда
располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.
Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков
другой команды, разыгрывая, мяч между собой.
2.«Регби»
Подготовка: на площадке две команды по 5 человек, 6-й в воротах.
Описание игры: мяч устанавливается в центре. Обе команды стараются
за мячом от линии своих ворот. Каждая команда старается доставить мяч за
линию ворот соперника.
В это время контрольная группа выполняет бег в медленном темпе,
столько времени сколько длится игра.
Игры, направленные на развитие координации движений.
Методические
указания
к
проведению:
обеспечить
привлечение
внимания занимающихся к нестандартным двигательным решениям в
игровой ситуации; обеспечить частую смену игр для предотвращения
выработки стереотипа в игре.
1. «Рыболовная верша»
Игроки становятся в круг; держась за руки, они образуют «рыболовную
вершу». Два игрока - «рыбы» входят в круг.
По сигналу они пытаются выбраться из «верши», пройдя под руками
своих товарищей или перепрыгивая. В свою очередь, эти игроки стараются
помешать «рыбам»: они могут сближаться, опускать руки, приседать. Если
одной из «рыб» удастся проскочить, заменяют обоих игроков.
Примечание: избегать грубых приемов.
2.«Тигробол»
Подготовка: игроки образуют круг 8 м, несколько «тигров» находятся в
середине круга.
Описание игры: занимающиеся разыгрывают мяч между собой,
«тигры» стараются коснуться мяча. Кто позволил «тигру» коснуться мяча
становится на его место.
В это время контрольная группа бежит в медленном темпе по кругу, по
сигналу (хлопку) тренера меняет направление бега на 180 градусов, 2 хлопка
прыжком на 360 градусов и бежит дальше.
Заключение: исходя из проанализированный нами литературы, мы
можем сделать вывод о том, что физические качества для дзюдоиста играют
очень важную роль в соревновательной деятельности и тренеру следует
обращать внимание на развитие физических качеств начиная с начального
уровня подготовки, при этом тренер должен строить тренировочный процесс
так, что бы спортсмены на ранних этапах подготовки были заинтересованы в
тренировочном процессе, в этом помогают подвижные игры, развивающие
как физические качества так и волевые.
Список литературы:
1. Абрамов Н.А., Ащеулов Д.И., Ахатов А.М., Болтиков Ю.В.,
Зиннатнуров
А.З.
Внедрение
инновационных
технологий
в
систему
специальной физической подготовки дзюдоистов (на примере "скоростно-
силового тренажера дзюдо") Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т.
21. № 4 (21). С. 55-59.
2. Градополов, К.В. Бокс: Учебник для институтов физической
культуры. – М.: издательство «Инсан», 2010. – 317с.
3. Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст] : Учебник для студентов пед.
вузов; – М.: издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
4. А.О. Акопян, В.В. Кащавцев, Т.П. Клименко «Примерная программа
спортивной
подготовки
для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского
резерва»;
допущенной Федеральным агентством по физической культуре и спорту в
2008г.
5. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и
спорта: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК, 1996. - 47 с.
6. Аккуин, Д. Ю. Модель построения тренировки юных дзюдоистов на
начальных этапах подготовки//Ученые записки университета имени П.Ф.
Лесгафта. –СПб.: 2012. -№ 1. -С
7. Шулика, Ю.А. Дзюдо. Базовая технико-тактическая подготовка для
начинающих. / Ю.А. Шулика, Я.К. Коблев, Ю.М. Схаляхо и др. – Ростов-на-
Дону: Феникс, 2006.