Напоминание

Семейное воспитание


Автор: Быкова Елена Витальевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: г. Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Семейное воспитание
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семейное воспитание

Семейное

воспитание

детей

это

процесс

серьёзный

и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового

поколения.

Семейное воспитание решает судьбу и участь детей, поэтому у

родителей нет права на ошибки

Правильный

подход

к воспитанию

поможет

вырастить

сильную

и самостоятельную личность, избежать многих проблем и трудностей в

воспитании ребенка.

Существует

множество

взглядов

и

мнений

на эту

проблему.

Психологи,

педагоги,

философы,

религиозные

деятели —

все

они

высказывали различные мнения о том, как надо воспитывать детей. Зачастую

эти мнения прямо противоположны. Как же быть родителям? Что же нужно

знать родителям, чтобы не ошибиться в выборе методов, форм, принципов

воспитания своего ребенка?

Во-первых,

знания

о психофизиологических

особенностях детей

на разных возрастных этапах. Это необходимо для того, чтобы лучше

понимать

своего

ребёнка,

не предъявлять

к нему

завышенных

требований, ориентироваться в возрастных нормах развития.

Во-вторых, анализ системы воспитания в родительской семье. Что

помогло вам в жизни, а какие воспитательные меры ваших родителей

только мешали? Что бы вы могли улучшить в своей семье?

В-третьих, признание ребёнка самостоятельной личностью, а не

частью вас или вашей собственности. Да, вы дали жизнь вашему

ребёнку, но этой жизнью он будет распоряжаться самостоятельно.

Этот список можно продолжать бесконечно, но самое главное — это ваша

любовь и принятие ребенка таким, какой он есть.

Методы воспитания детей в семье

Известные российские педагоги Ю. К. Бабанский, Г. И. Щукина, В. А.

Сластенин, выделяют такие методы семейного воспитания:

убеждение;

требование;

поощрение;

наказание;

похвала;

подражание:

повторение.

1. Убеждение:

Убеждение должно быть четким, логичным и сказанным в нужный момент.

Опытные родители знают, каким образом можно затронуть сознание,

чувства и эмоции ребенка (словом, личным примером, примером любимых

героев книг, кинофильмов, собственным опытом)

2. Требование:

Без требований воспитание невозможно. Практически у всех детей есть

обязанности по дому, которые усложняются в зависимости от возраста. Отец

с матерью всегда контролируют их исполнение, помогают, если это

необходимо.

Требования

должны

быть

озвучены

спокойным,

но

категоричным тоном. Родители должны требовать одно и то же, не отменяя

и не изменяя ранее сказанное.

3. Поощрение:

Во время развития и формирования личности ребенка его надо хвалить,

одобрять и доверять ему. Умеренное количество замечаний, сказанных

одобрительным

тоном,

стимулирует

к

новым

правильным,

хорошим

поступкам и действиям.

4. Похвала:

Одобрительные слова необходимы ребенку (подростку), однако чрезмерная

похвала может

привести

к завышенной самооценке. Похвала должна

соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Здесь

важным является степень доверия к детям. Нельзя говорить ребенку, что ты

ему не доверяешь, что он не справится, что это ему не по силам - такие слова

ослабляют

волю

ребенка

(подростка),

замедляется

развитие

чувства

достоинства.

5. Наказание:

Наказания не должны быть частыми и в большом количестве;

уважать личность ребенка;

учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности;

наказывать справедливо, сперва, выяснив причины, мотив действия;

наказание должно соответствовать отрицательному поступку;

всем членам семьи принимать участие в воспитании.

Важно заметить: в качестве наказания взрослым нельзя отменять то, что они

обещали сделать ранее (сходить всей семьей в парк, кино и т. п.), иначе

доверие будет потеряно.

6. Подражание:

Главное, найти общий язык с вашим ребенком. Ребенок всегда копирует

родителей, других детей, родственников. Поэтому взрослым необходимо

следить за собственным поведением.

7. Повторение:

Этот метод способен вернуть, укрепить доверие между родителями и детьми.

Когда малыш падает, то нельзя говорить: «Не плачь!» Необходимо

выслушать его, после повторить, что он чувствует. Так он поймет, что его

понимают, успокоится, будет слушать советы, объяснения взрослого.

Правила воспитания

Безусловная любовь.

То, как родители обращаются друг с другом и со своими детьми, создает

основу восприятия отпрыском любви.. Взрослым свою любовь к детям надо

проявлять не только своими поступками, но и показывать свое отношение к

проблемам, капризам. Нужно говорить о своей любви ребенку, обнимать,

гладить, целовать. Честность, искренность, уважение – залог доверительных

отношений.

Доверие, уверенность.

Чтобы отношения складывались гармонично, надо доверять ребенку. Дети

чувствуют, что им доверяют, очень ценят это, стараются справляться с

порученными делами. При этом родителям всегда надо и во всем

подбадривать ребенка, вселять в него уверенность.

Режим. Наличие режима дает ребенку ему ощущение покоя. Режим учит

терпеть и ждать.

Слушать собственную интуицию.

Нельзя сравнивать своего ребенка с

другими, это неправильно. Необходимо прислушиваться к своему малышу, а

не к чужому.

Вежливость и взаимоуважение. Учить вежливым словам нужно с раннего

возраста. Вежливость идет рука об руку с уважением. Взрослым необходимо

уважительно относиться к близким, самому отпрыску, его интересам,

желаниям, друзьям и т.д.

Личное пространство. У малыша должно быть свое место, где он будет

полноправным хозяином. Если в доме более 1 ребенка, то личный уголок

необходим каждому.

Позитив. Родители должны улыбаться, слушать бодрую музыку, танцевать,

двигаться. Ребенок должен видеть веселых и оптимистичных близких, тогда

он будет расти позитивным, приятным в общении, контактным.

Никогда не обсуждать ребенка с другими людьми в его присутствии.

Всегда обращать внимание на ребенка. Важно замечать как плохие, так и

хорошие поступки ребенка.

Методы

и

правила

для

воспитания

выбирает

каждая

семья

самостоятельно. Главное – учитывать то, что ребенок – отдельная

личность со своими интересами, эмоциями, способностями.

Основные цели воспитания ребенка в семье

Воспитание подразумевает реализацию таких целей:

создание благоприятных условий для проживания и развития;

формирование основ культуры общения;

разностороннее психическое и физическое развитие согласно возрасту,

индивидуальных особенностей;

подготовка к жизни в социуме;

формирования уважительного отношения к прошлому, традициям

семьи, народа, города, страны;

привить навыки самообслуживания, самостоятельности, гигиены;

формирование основ безопасности;

развитие интеллекта, реализация познавательно-исследовательской

деятельности;

приобщить к социокультурным ценностям;

ознакомить с миром природы;

развивать художественный вкус, приобщать к искусству.

Очень важно не потерять доверие в переходный (пубертатный) период, когда

подросток впервые влюбляется, испытывает изменения в физическом и

психологическом плане. Здесь взрослым необходимо проявить мудрость,

принимать, понимать чувства ребенка, что в будущем станет основой для

создания семьи. В старших классах подростку необходимо помочь выбрать

профессию, дать советы, ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Практически все цели показываются личным примером. Ребенок

смотрит на то, какие есть традиции в семье (совместные ужины, праздники),

видит, что все решается вместе на семейных советах, в которых они тоже

принимают участие. Благодаря таким,

незначительным событиям дети

учатся ответственности, сопереживанию. Трудовое воспитание начинается с

домашних обязанностей еще в раннем возрасте. Взрослые учат детей

ограничивать свои желания.

Цели воспитания зависят и меняются от возраста ребенка.

Проблемы семейного воспитания

1. Отсутствует четкая стратегия воспитания.

Отец с матерью

выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания

своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы,

других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей

семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы,

которые между собой не согласованы.

2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет

понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка.

Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие

игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о

деньгах, не заботятся о духовности, морали, ребенок вырастает черствым.

3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений,

отсутствуют походы в театр, музей и т.д.

4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями, не

имея

образования,

профессии,

определенного

жизненного

опыта,

психологически не готовы быть родителями.

5. Недостаток внимания.

6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум

со своими

потребностями, взглядами, мнением, характером.

7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление

эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск

начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека

подавляют самостоятельность, занижают самооценку.

8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем

общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы ребенок (не имеет значение пол) рос в

полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании.

Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка

примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит

заботу, любовь, следит за здоровьем, разделяет его интересы.

Типы семей и особенности воспитания

В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:

Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в

результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка

требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются,

критикуются,

также

оказывается

физическое,

моральное

давление

и

наказание. В результате такого воспитания ребенок становится психически

неуравновешенным, злым.

Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все

желания своего ребенка. Ограждают его от всех проблем, трудностей,

принимают все решения за него.

Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной

жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами

по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.

Противостояние. Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая

внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого

воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт,

грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.

Снисхождение.

Взрослые

мало

контролируют

детей,

дают

им

самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях мало. Один

из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно

меньше. Дети учатся школе средне, не имеют психических заболеваний,

имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.

Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные,

теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при

этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют

поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития,

потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение,

хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются

негативному влиянию.

Не ждите, что воспитание сделает из ребёнка вашу молодую копию.

Он не будет думать как вы, желать того, чего у вас в своё время не было.

Также воспитание не должно ставить цель вырастить "удобного", идеального

ребёнка, который всегда и во всём слушает вас, а в свободное время сидит

тихонечко в уголке, пока на него не обратят внимание.

Если в отношениях с ребенком что-то не устраивает, достаточно

самому измениться, чтобы изменилась вся система.

Личный пример — вот основа воспитания. Какими вы хотите видеть

своих детей? А что вам нужно сделать, чтобы они могли всем этим качествам

обучиться у вас?

Главная

задача

воспитания

помочь

стать

ребёнку собой,

раскрыть свой потенциал и выстроить свой жизненный путь.



В раздел образования