Автор: Тимофеева Луиза Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова
Населённый пункт: МР «Горный улус», Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Система подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ГИА по русскому языку: подготовка к итоговому сочинению
Тема: Подготовка к итоговому сочинению
Раздел: среднее образование
Система подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ГИА по русскому языку
:
подготовка к итоговому сочинению
I
Начиная с 2014 года ежегодно в начале декабря одиннадцатиклассники сдают так
называемый допускной экзамен – сочинение.
То, что написание сочинения – процесс сложный, творческий, знают все. Чтобы научить
человека
писать
сочинение,
требуется
многолетняя,
систематическая,
слаженная
деятельность учителя и обучающегося. И, как правило, в 11 классе учитель должен
работать с детьми с уже сформировавшимися общеучебными умениями. Но бывает так,
что и в выпускном классе встречаются дети с проблемами в обучении. Это
слабоуспевающие и низкомотивированные.
При подготовке к итоговому сочинению немаловажной проблемой является то, что у
наших детей, у детей саха, наблюдается бедность в употреблении красочных средств для
выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной
речи,
недостаточный
уровень
сформированности
логического
обоснования
своих
утверждений и выводов.
И еще другая проблема - дети сегодня не читают и не хотят читать. Они почти все
увлечены всевозможными гаджетами. Это тоже глобальная проблема. Но тем не менее
перед учителем русского языка и литературы стоит задача - создание условий для
успешного индивидуального развития ученика, чтобы он получил зачет по сочинению и
был допущен к ЕГЭ.
Что же необходимо в работе со слабоуспевающими?
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие моменты:
— изменить формы и методы учебной работы на уроках русского языка и
литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в
активный субъект деятельности.
— освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию
свободного выбора и успеха;
— ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания,
культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;
Учителю необходимо провести:
1.
работу по улучшению самооценки обучающегося
2.
алгоритмизацию действий
3.
предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками
4.
удержание интереса
5.
постоянное повторение
6.
фиксирование результатов, диагностирование
7.
создание ситуаций успехов
8.
Формирование мотивации к обучению
II
После объявления направлений итогового сочинения на подготовку остается совсем мало
времени, около 3 месяцев. В подготовке к итоговому сочинению слабоуспевающих детей
я предлагаю метод «конструктора». Суть метода состоит в следующем. Из отдельных
деталей составляем цельный объект. Работу можно распределить на следующие этапы:
1 этап. Ознакомление учащихся с общими требованиями (слайды 2-7)
Критерии оценивания сочинения:
Структура сочинения
Содержание отдельных частей сочинения
2 этап. В начале работы необходимо дать установку, что эта работа посильна, что они
должны перед собой видеть конкретную цель – зачет.
Уточняется список произведений, соответствующих направлениям. Чтение можно
организовать в классе. Это может быть громкая читка с комментариями учителя.
Одновременно можно провести словарную работу и исторический комментарий.
Произведения можно читать в подлиннике, или отдельные фрагменты, или эпизоды, ярко
иллюстрирующие
те
или
иные
ключевые
понятия.
Особенно
важные
места
перечитываются. Возможен подробный пересказ и еще пересказ с элементами анализа
(даются карточки с клише). Тут нужно заметить, что одно и то же произведение можно
использовать в качестве аргумента в нескольких направлениях.
Контроль: учащиеся сдают зачет: 1) пересказ, 2) карточка №1 («автор - название
произведения - главный(ые) герой(и) произведения, цитата»)
Зачёт
№
Название
произведения
Автор
Главные герои
Цитата
Честь и
бесчестие
1
2
3
4
5
Бывает, что ученики часто путают имена авторов, названия произведения. На этом
этапе нужно научить не только подбирать цитатный материал, но и грамотно цитировать.
Цитаты детям предстоит выучить наизусть.
3 этап. Работа над вступительной частью. Знакомство со структурой экзаменационного
сочинения. Пользуясь толковым словарем, каждый ученик самостоятельно пишет
вступление к одному направлению. Учитываются раскрытие ключевых понятий, а также
структура вступления:
1) Ключевые слова темы (дать определение)
2) Общие рассуждения о значимости данных понятий
3) Главный вопрос темы
Если ученику трудно, то учитель помогает ему или он сам может обратиться к
готовым работам. После нескольких попыток, после редакции он получает универсальное
вступление.
Учитель
предлагает
выучить
это
вступление
наизусть.
Конечно,
в
зависимости от формулировки темы оно будет меняться. Но это будет основа – шаблон
вступления.
Контроль – зачет: письменно сдают универсальные вступления (повторяется до полной
сдачи).
В
работе
со
слабоуспевающими
стратегия
домашней
заготовки
вполне
оправдывает себя так же, как и натаскивание.
Зачёт: направление «Честь и бесчестие»
4 этап. Работа над основной частью. В этой части экзаменуемый должен дать прямой
ответ
на
поставленный
в
названии
темы
вопрос.
Нужно
объяснить
структуру
аргументирующей части:
1) Обращение к произведению
2. Интерпретация фрагмента
3. Промежуточный вывод
Учитель знакомит с понятиями ТЕЗИС и АРГУМЕНТ. Удобно на примере готовых
сочинений показать привязку понятий тезис-аргумент. Большая и кропотливая работа
предстоит с формулировкой тем. Здесь необходимо напомнить, что раскрытие темы – это
критерий №1. Можно привести возможные формулировки тем и проанализировать
особенности работы по каждой теме, необходимо объяснить в них ключевые слова.
Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса)
и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию. Дальше идет работа по
аргументации. Необходимо напомнить, что аргументы должны быть четко связаны друг с
другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе. Аргументацию можно строить
как на одном произведении, так и на нескольких.
Контроль – 1)зачет «Аргументация»; 2) зачет на составление тезиса по формулировке тем
сочинения.
Аргументация по направлению «Честь и бесчестие»
«Судьба человека» М.А. Шолохова, «Живи и помни» В. Г. Распутина, «Капитанская
дочка» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова,
«Студент» А.П. Чехова
Формулировка тезисов
Темы
Тезисы
Человек без друзей, что сокол
без крыльев
И дружить уметь нужно
«Дружба кончается там, где
начинается недоверие» Сенека
5 этап.
Связка между частями сочинения.
Предлагается связка-клише, которая
выучивается наизусть. На примере готового сочинения удачно показать, как могут быть
связаны между собой части сочинения.
Связка-клише:
1)
Эта точка зрения была близка…
2)
Этого же мнения придерживались многие русские писатели.
3)
Вспомним…..из романа….
4)
Пример…..мы видим в главном герое…..
5)
Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где…
6)
В русской литературе можно найти немало примеров, раскрывающих тему…
6 этап. Заключение. Заключение содержит краткий и точный ответ на вопрос темы.
Следует напомнить, что нельзя продублировать то, что уже сказано. Заключение – это
еще сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли
сочинения. Указываются
два способа закончить сочинение: 1) призыв 2) выражение
надежды. Лучше, конечно, приготовить шаблон.
Можно показать наглядно структуру сочинения вот так:
Согласны ли вы с тем, что победа над слабым подобна поражению?
Вступление - ключевые
слова темы (раскрытие
значений понятий «победа»
и «поражение»)
Когда мы слышим слова «победа» и «поражение», перед
глазами обычно всплывают образы военных действий или
спортивных
состязаний.
Но
сами
эти
понятия,
разумеется, гораздо шире и сопровождают нас ежедневно.
Победа
или
поражение
всегда
предполагают
противостояние с кем-либо или чем-либо. Наша жизнь,
хотим мы этого или нет, представляет собой борьбу с
обстоятельствами, проблемами, конкурентами. И чем
серьёзнее соперник, тем победа над ним значительнее,
важнее для нас. Одержать победу в изнурительной борьбе
с могучим врагом — значит стать лучше, сильнее. Но если
противник заведомо слабее, можно ли назвать такую
победу настоящей?
Основная
часть
Тезис (прямой
ответ на
поставленный
вопрос)
Мне кажется, что победа над слабым — это всё-таки
поражение.
Более
того,
если
человек
вступает
в
противостояние с тем, кто не сможет дать отпор,
показывает свою моральную слабость.
Аргумент 1
Этого
же
мнения
придерживались
многие
русские
писатели. Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» мы
видим помещика Троекурова, который из чувства обиды
лишил имения своего давнего друга Андрея Гавриловича.
Властный самодур Кирила Петрович, пользуясь своим
влиянием и богатством, разорил семью Дубровских. В
результате
Андрей
Гаврилович,
пораженный
таким
предательством, сходит с ума и вскоре умирает, а его сын
Владимир становится благородным разбойником. Можно
ли назвать Троекурова, воспользовавшегося слабостью
своего соперника, настоящим победителем? Конечно же,
нет.
Истинную
нравственную
победу
в
романе
одерживает младший Дубровский, который отказался от
мести, полюбив Машу, дочь своего врага.
Аргумент 2
А в повести Н.В. Гоголя «Шинель» мы встречаем ещё
одного героя, победу над которым можно считать
поражением. Бедный чиновник Башмачкин, существо,
никем не защищенное, никому не дорогое», лишившись
самого дорогого, что у него было — шинели, обращается к
значительному лицу за помощью. Генерал, желая показать
приятелю, как он наводит страх на подчинённых, не
выслушал просьбы Акакия Акакиевича и накричал на
жалкого просителя. Башмачкин без памяти вернулся
домой, простудился и умер. Победил ли значительный
человек Башмачкина? Точно нет. И это убедительно
показывает
Николай
Васильевич,
закончив
повесть
фантастическим эпизодом, в котором призрак Акакия
Акакиевича срывает шинель с перепуганного генерала.
Происшествие так сильно повлияло на значительное лицо,
что он изменился в лучшую сторону, перестав без нужды
«распекать» подчинённых.
Заключение
Вступать в борьбу со слабым соперником — это занятие
для морально слабых людей. Сильная личность должна
помогать слабым, а не противостоять им. Человек,
желающий
стать
настоящим
победителем,
всегда
противостоит
силе
равной
или
даже
более
могущественной.
А связь между частями сочинения можно так:
Может ли честь быть дороже жизни?
Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что
жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды
появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли
хоть что-то дороже жизни?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас
найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за
спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за
свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть,
выберет последнее.
Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений
слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает
лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе:
чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность.
Для человека, которому до
́
роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее
смерти.
Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе «Капитанская дочка»
писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное
нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и
офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика
Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги
императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее
жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью
смыл бесчестную клевету со своего
рода.
А спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе «Судьба человека» создаст образ
настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского
шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе
и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене
с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он
понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит
мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага,
поэтому Мюллер отказывается от
идеи убить бесстрашного пленника.
Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть?
Наверное, они понимают, что человеческая жизнь — это не только удивительный дар,
но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью
так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.
Тимофеева Луиза Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова»
МР «Горный улус»,
Республика Саха (Якутия)