Напоминание

Подготовка к итоговому сочинению


Автор: Тимофеева Луиза Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова
Населённый пункт: МР «Горный улус», Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Система подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ГИА по русскому языку: подготовка к итоговому сочинению
Тема: Подготовка к итоговому сочинению
Раздел: среднее образование





Назад




Система подготовки обучающихся с низкой учебной мотивацией к ГИА по русскому языку

:

подготовка к итоговому сочинению

I

Начиная с 2014 года ежегодно в начале декабря одиннадцатиклассники сдают так

называемый допускной экзамен – сочинение.

То, что написание сочинения – процесс сложный, творческий, знают все. Чтобы научить

человека

писать

сочинение,

требуется

многолетняя,

систематическая,

слаженная

деятельность учителя и обучающегося. И, как правило, в 11 классе учитель должен

работать с детьми с уже сформировавшимися общеучебными умениями. Но бывает так,

что и в выпускном классе встречаются дети с проблемами в обучении. Это

слабоуспевающие и низкомотивированные.

При подготовке к итоговому сочинению немаловажной проблемой является то, что у

наших детей, у детей саха, наблюдается бедность в употреблении красочных средств для

выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной

речи,

недостаточный

уровень

сформированности

логического

обоснования

своих

утверждений и выводов.

И еще другая проблема - дети сегодня не читают и не хотят читать. Они почти все

увлечены всевозможными гаджетами. Это тоже глобальная проблема. Но тем не менее

перед учителем русского языка и литературы стоит задача - создание условий для

успешного индивидуального развития ученика, чтобы он получил зачет по сочинению и

был допущен к ЕГЭ.

Что же необходимо в работе со слабоуспевающими?

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие моменты:

— изменить формы и методы учебной работы на уроках русского языка и

литературы, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в

активный субъект деятельности.

— освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию

свободного выбора и успеха;

— ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания,

культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Учителю необходимо провести:

1.

работу по улучшению самооценки обучающегося

2.

алгоритмизацию действий

3.

предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками

4.

удержание интереса

5.

постоянное повторение

6.

фиксирование результатов, диагностирование

7.

создание ситуаций успехов

8.

Формирование мотивации к обучению

II

После объявления направлений итогового сочинения на подготовку остается совсем мало

времени, около 3 месяцев. В подготовке к итоговому сочинению слабоуспевающих детей

я предлагаю метод «конструктора». Суть метода состоит в следующем. Из отдельных

деталей составляем цельный объект. Работу можно распределить на следующие этапы:

1 этап. Ознакомление учащихся с общими требованиями (слайды 2-7)

Критерии оценивания сочинения:

Структура сочинения

Содержание отдельных частей сочинения

2 этап. В начале работы необходимо дать установку, что эта работа посильна, что они

должны перед собой видеть конкретную цель – зачет.

Уточняется список произведений, соответствующих направлениям. Чтение можно

организовать в классе. Это может быть громкая читка с комментариями учителя.

Одновременно можно провести словарную работу и исторический комментарий.

Произведения можно читать в подлиннике, или отдельные фрагменты, или эпизоды, ярко

иллюстрирующие

те

или

иные

ключевые

понятия.

Особенно

важные

места

перечитываются. Возможен подробный пересказ и еще пересказ с элементами анализа

(даются карточки с клише). Тут нужно заметить, что одно и то же произведение можно

использовать в качестве аргумента в нескольких направлениях.

Контроль: учащиеся сдают зачет: 1) пересказ, 2) карточка №1 («автор - название

произведения - главный(ые) герой(и) произведения, цитата»)

Зачёт

Название

произведения

Автор

Главные герои

Цитата

Честь и

бесчестие

1

2

3

4

5

Бывает, что ученики часто путают имена авторов, названия произведения. На этом

этапе нужно научить не только подбирать цитатный материал, но и грамотно цитировать.

Цитаты детям предстоит выучить наизусть.

3 этап. Работа над вступительной частью. Знакомство со структурой экзаменационного

сочинения. Пользуясь толковым словарем, каждый ученик самостоятельно пишет

вступление к одному направлению. Учитываются раскрытие ключевых понятий, а также

структура вступления:

1) Ключевые слова темы (дать определение)

2) Общие рассуждения о значимости данных понятий

3) Главный вопрос темы

Если ученику трудно, то учитель помогает ему или он сам может обратиться к

готовым работам. После нескольких попыток, после редакции он получает универсальное

вступление.

Учитель

предлагает

выучить

это

вступление

наизусть.

Конечно,

в

зависимости от формулировки темы оно будет меняться. Но это будет основа – шаблон

вступления.

Контроль – зачет: письменно сдают универсальные вступления (повторяется до полной

сдачи).

В

работе

со

слабоуспевающими

стратегия

домашней

заготовки

вполне

оправдывает себя так же, как и натаскивание.

Зачёт: направление «Честь и бесчестие»

4 этап. Работа над основной частью. В этой части экзаменуемый должен дать прямой

ответ

на

поставленный

в

названии

темы

вопрос.

Нужно

объяснить

структуру

аргументирующей части:

1) Обращение к произведению

2. Интерпретация фрагмента

3. Промежуточный вывод

Учитель знакомит с понятиями ТЕЗИС и АРГУМЕНТ. Удобно на примере готовых

сочинений показать привязку понятий тезис-аргумент. Большая и кропотливая работа

предстоит с формулировкой тем. Здесь необходимо напомнить, что раскрытие темы – это

критерий №1. Можно привести возможные формулировки тем и проанализировать

особенности работы по каждой теме, необходимо объяснить в них ключевые слова.

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса)

и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию. Дальше идет работа по

аргументации. Необходимо напомнить, что аргументы должны быть четко связаны друг с

другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе. Аргументацию можно строить

как на одном произведении, так и на нескольких.

Контроль – 1)зачет «Аргументация»; 2) зачет на составление тезиса по формулировке тем

сочинения.

Аргументация по направлению «Честь и бесчестие»

«Судьба человека» М.А. Шолохова, «Живи и помни» В. Г. Распутина, «Капитанская

дочка» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова,

«Студент» А.П. Чехова

Формулировка тезисов

Темы

Тезисы

Человек без друзей, что сокол

без крыльев

И дружить уметь нужно

«Дружба кончается там, где

начинается недоверие» Сенека

5 этап.

Связка между частями сочинения.

Предлагается связка-клише, которая

выучивается наизусть. На примере готового сочинения удачно показать, как могут быть

связаны между собой части сочинения.

Связка-клише:

1)

Эта точка зрения была близка…

2)

Этого же мнения придерживались многие русские писатели.

3)

Вспомним…..из романа….

4)

Пример…..мы видим в главном герое…..

5)

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где…

6)

В русской литературе можно найти немало примеров, раскрывающих тему…

6 этап. Заключение. Заключение содержит краткий и точный ответ на вопрос темы.

Следует напомнить, что нельзя продублировать то, что уже сказано. Заключение – это

еще сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли

сочинения. Указываются

два способа закончить сочинение: 1) призыв 2) выражение

надежды. Лучше, конечно, приготовить шаблон.

Можно показать наглядно структуру сочинения вот так:

Согласны ли вы с тем, что победа над слабым подобна поражению?

Вступление - ключевые

слова темы (раскрытие

значений понятий «победа»

и «поражение»)

Когда мы слышим слова «победа» и «поражение», перед

глазами обычно всплывают образы военных действий или

спортивных

состязаний.

Но

сами

эти

понятия,

разумеется, гораздо шире и сопровождают нас ежедневно.

Победа

или

поражение

всегда

предполагают

противостояние с кем-либо или чем-либо. Наша жизнь,

хотим мы этого или нет, представляет собой борьбу с

обстоятельствами, проблемами, конкурентами. И чем

серьёзнее соперник, тем победа над ним значительнее,

важнее для нас. Одержать победу в изнурительной борьбе

с могучим врагом — значит стать лучше, сильнее. Но если

противник заведомо слабее, можно ли назвать такую

победу настоящей?

Основная

часть

Тезис (прямой

ответ на

поставленный

вопрос)

Мне кажется, что победа над слабым — это всё-таки

поражение.

Более

того,

если

человек

вступает

в

противостояние с тем, кто не сможет дать отпор,

показывает свою моральную слабость.

Аргумент 1

Этого

же

мнения

придерживались

многие

русские

писатели. Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» мы

видим помещика Троекурова, который из чувства обиды

лишил имения своего давнего друга Андрея Гавриловича.

Властный самодур Кирила Петрович, пользуясь своим

влиянием и богатством, разорил семью Дубровских. В

результате

Андрей

Гаврилович,

пораженный

таким

предательством, сходит с ума и вскоре умирает, а его сын

Владимир становится благородным разбойником. Можно

ли назвать Троекурова, воспользовавшегося слабостью

своего соперника, настоящим победителем? Конечно же,

нет.

Истинную

нравственную

победу

в

романе

одерживает младший Дубровский, который отказался от

мести, полюбив Машу, дочь своего врага.

Аргумент 2

А в повести Н.В. Гоголя «Шинель» мы встречаем ещё

одного героя, победу над которым можно считать

поражением. Бедный чиновник Башмачкин, существо,

никем не защищенное, никому не дорогое», лишившись

самого дорогого, что у него было — шинели, обращается к

значительному лицу за помощью. Генерал, желая показать

приятелю, как он наводит страх на подчинённых, не

выслушал просьбы Акакия Акакиевича и накричал на

жалкого просителя. Башмачкин без памяти вернулся

домой, простудился и умер. Победил ли значительный

человек Башмачкина? Точно нет. И это убедительно

показывает

Николай

Васильевич,

закончив

повесть

фантастическим эпизодом, в котором призрак Акакия

Акакиевича срывает шинель с перепуганного генерала.

Происшествие так сильно повлияло на значительное лицо,

что он изменился в лучшую сторону, перестав без нужды

«распекать» подчинённых.

Заключение

Вступать в борьбу со слабым соперником — это занятие

для морально слабых людей. Сильная личность должна

помогать слабым, а не противостоять им. Человек,

желающий

стать

настоящим

победителем,

всегда

противостоит

силе

равной

или

даже

более

могущественной.

А связь между частями сочинения можно так:

Может ли честь быть дороже жизни?

Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что

жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды

появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли

хоть что-то дороже жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас

найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за

спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за

свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть,

выберет последнее.

Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений

слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает

лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе:

чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность.

Для человека, которому до

́

роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее

смерти.

Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе «Капитанская дочка»

писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное

нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и

офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика

Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги

императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее

жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью

смыл бесчестную клевету со своего

рода.

А спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе «Судьба человека» создаст образ

настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского

шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе

и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене

с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он

понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит

мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага,

поэтому Мюллер отказывается от

идеи убить бесстрашного пленника.

Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть?

Наверное, они понимают, что человеческая жизнь — это не только удивительный дар,

но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью

так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.

Тимофеева Луиза Петровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова»

МР «Горный улус»,

Республика Саха (Якутия)



В раздел образования