Напоминание

"Родной русский язык"


Автор: Гармаева Оксана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Политехнический лицей
Населённый пункт: Мирный , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Родной русский язык"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Политехнический лицей»

Начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности

«Родной Русский язык»

4 класс

Автор:Гармаева Оксана Алексеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родной язык на родном языке» разработана на основе следующих документов:

Федеральный уровень.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29. 12.2012г., принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года,

одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №

373 (с изменениями);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 года);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26 января 2016 года «О внесении изменений в федеральный перечень

учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации № 253 от 31 марта 2014 года».

Информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России о федеральном перечне

учебников № 08-548 от 29 апреля 2014 года;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных

учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014

учебный год. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва, зарегистрирован в

Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755).

Примерная основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями)

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с

изменениями;

Локальные нормативные акты МБОУ «Политехнического лицея»

Устав МБОУ «Политехнический лицей»;

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Политехнический лицей»;

Положение о порядке выбора учебников и учебных пособий в МБОУ «Политехнический лицей»

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам в

МБОУ «Политехнический лицей» ФГОС/ФКГОС (Приказ директора ОУ № 111 от 11.03. 2016 г.)

Перечень учебников для организации образовательной деятельности в МБОУ «Политехнический лицей» МО «Мирнинский район» РС (Я)

на 2020-2021 учебный год .

Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ориентирована на воспитание и развитие детей.

Программа предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 8 часов. Данная рабочая программа соответствует требованиям

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Политехнический лицей»

Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Политехнический лицей»

Авторской программы Л.Я. Желтовской, сборник: Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы.

Учебно-методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012.

Работа в рамках реализации программы осуществляется через проблемные, проектные, игровые, личностно ориентированные,

здоровьесберегающие, разноуровневые развивающие технологии, технологию сотрудничества.

Цель программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и

подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи:

обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;

раскрыть творческие способности детей;

стимулировать интеллектуальное развитие детей;

формировать эффективную речевую деятельность;

формировать ключевые компетентности учащихся;

корректировать речевые недочёты;

формировать умение самостоятельной работы с текстами;

формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;

воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;

активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;

способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.

Актуальность и назначение данной программы

Данная программа создана для активизации работы с учениками. Она призвана способствовать их опережающему развитию,

самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения. Выбор создания программы по курсу обусловлен желанием

повысить уровень форсированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно

речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей;

Метапредметные результаты

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить

речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения

рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной

избирательности, этики и этикета;

опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических

задач;

на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и

родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного

решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность

использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; анализировать уместность, эффективность реализации речевых

жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к

разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Содержание программы

Введение в язык. (1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово,

предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о

языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых

средств и развития речевых умений.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу

средств языка.

Фонетика. (1 ч.)

Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный

телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в

практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)

Орфоэпия (1ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных

перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.

Лексика (1ч.)

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.

Практические упражнения.

Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в

развитии языкового чутья, понимание кон текста.

Морфемика (1 ч.)

Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.

Морфология (1ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы —

существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д.

Практические упражнения.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых

ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (1 ч.)

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Чтение и пунктированные сплошных текстов. Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения

маленьким детям и др.).

Календарно-тематический план

№ Дата

проведения

Факт.

Тема

Примечание

Введение в язык (1 ч.)

1

5.09

Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология,

синтаксис.

Фонетика. (1 ч.)

2

12.09

Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со

словарями разных типов.

Орфоэпия (1ч.)

3

19.09

Расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими,

произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн

[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Лексика (1ч.)

4

26.09

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения

словарного запаса русского языка.

Морфемика (1 ч.)

5

3.10

Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).

Морфология (1ч.)

6

10.10

Наличие в языке частей речи как отражение основных реалий окружающего мира: предметы

— существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их

количество — числительные и т.д.

Синтаксис. Пунктуация (1 ч.)

7

17.10

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания,

рассуждения.

8

24.10

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста.

Диалог

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Книгопечатная продукция.

1.

Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ,

предусмотренных курсом русского языка.

2.

Авторская программа Л.Я. Желтовской, сборник: Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-

методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012.

1.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2.

Магнитная доска.

3.

Экспозиционный экран.

4.

Персональный компьютер.

5.

Мультимедийный проектор.

6.

Интерактивная доска.

Демонстрационные и учебно-лабораторное оборудование.

1.

таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

2.

наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

Экранно-звуковые пособия:

1.

видеофрагменты,

2.

тематические презентации к урокам,

3.

тренажёры и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка

4.

Коллекция электронных ресурсов лицея, презентации по русскому языку, классифицированные по темам

5.

WEB - ресурсы



В раздел образования