Автор: Гармаева Оксана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Политехнический лицей
Населённый пункт: Мирный , Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Родной русский язык"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Политехнический лицей»
Начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности
«Родной Русский язык»
4 класс
Автор:Гармаева Оксана Алексеевна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родной язык на родном языке» разработана на основе следующих документов:
Федеральный уровень.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29. 12.2012г., принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года,
одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6.10.2009 №
373 (с изменениями);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014 года);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26 января 2016 года «О внесении изменений в федеральный перечень
учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации № 253 от 31 марта 2014 года».
Информационное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России о федеральном перечне
учебников № 08-548 от 29 апреля 2014 года;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014
учебный год. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва, зарегистрирован в
Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (с изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с
изменениями;
Локальные нормативные акты МБОУ «Политехнического лицея»
Устав МБОУ «Политехнический лицей»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Политехнический лицей»;
Положение о порядке выбора учебников и учебных пособий в МБОУ «Политехнический лицей»
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам в
МБОУ «Политехнический лицей» ФГОС/ФКГОС (Приказ директора ОУ № 111 от 11.03. 2016 г.)
Перечень учебников для организации образовательной деятельности в МБОУ «Политехнический лицей» МО «Мирнинский район» РС (Я)
на 2020-2021 учебный год .
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ориентирована на воспитание и развитие детей.
Программа предназначена для учащихся 4 класса и рассчитана на 8 часов. Данная рабочая программа соответствует требованиям
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Политехнический лицей»
Учебного плана на 2020-2021 учебный год МБОУ «Политехнический лицей»
Авторской программы Л.Я. Желтовской, сборник: Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы.
Учебно-методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012.
Работа в рамках реализации программы осуществляется через проблемные, проектные, игровые, личностно ориентированные,
здоровьесберегающие, разноуровневые развивающие технологии, технологию сотрудничества.
Цель программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и
подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи:
обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;
раскрыть творческие способности детей;
стимулировать интеллектуальное развитие детей;
формировать эффективную речевую деятельность;
формировать ключевые компетентности учащихся;
корректировать речевые недочёты;
формировать умение самостоятельной работы с текстами;
формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;
воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.
Актуальность и назначение данной программы
Данная программа создана для активизации работы с учениками. Она призвана способствовать их опережающему развитию,
самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения. Выбор создания программы по курсу обусловлен желанием
повысить уровень форсированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно
речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Метапредметные результаты
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения
рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических
задач;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
различать устное и письменное общение;
различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность
использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; анализировать уместность, эффективность реализации речевых
жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к
разным ситуациям общения;
распознавать и вести этикетный диалог;
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
находить по абзацным отступам смысловые части текста;
выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Содержание программы
Введение в язык. (1 ч.)
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово,
предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о
языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых
средств и развития речевых умений.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу
средств языка.
Фонетика. (1 ч.)
Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный
телефон», узнай, чей голосок и др.).
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в
практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)
Орфоэпия (1ч.)
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных
перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.
Лексика (1ч.)
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Практические упражнения.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в
развитии языкового чутья, понимание кон текста.
Морфемика (1 ч.)
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).
Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.
Морфология (1ч.)
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы —
существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д.
Практические упражнения.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых
ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация (1 ч.)
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Чтение и пунктированные сплошных текстов. Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения
маленьким детям и др.).
Календарно-тематический план
№ Дата
проведения
Факт.
Тема
Примечание
Введение в язык (1 ч.)
1
5.09
Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология,
синтаксис.
Фонетика. (1 ч.)
2
12.09
Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со
словарями разных типов.
Орфоэпия (1ч.)
3
19.09
Расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими,
произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн
[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Лексика (1ч.)
4
26.09
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения
словарного запаса русского языка.
Морфемика (1 ч.)
5
3.10
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Морфология (1ч.)
6
10.10
Наличие в языке частей речи как отражение основных реалий окружающего мира: предметы
— существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их
количество — числительные и т.д.
Синтаксис. Пунктуация (1 ч.)
7
17.10
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания,
рассуждения.
8
24.10
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста.
Диалог
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книгопечатная продукция.
1.
Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы, необходимые для проведения проектно-исследовательских работ,
предусмотренных курсом русского языка.
2.
Авторская программа Л.Я. Желтовской, сборник: Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-
методический комплект «Планета знаний»: Программа внеурочной деятельности в начальной школе. — М.: Астрель, 2012.
1.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2.
Магнитная доска.
3.
Экспозиционный экран.
4.
Персональный компьютер.
5.
Мультимедийный проектор.
6.
Интерактивная доска.
Демонстрационные и учебно-лабораторное оборудование.
1.
таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
2.
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
Экранно-звуковые пособия:
1.
видеофрагменты,
2.
тематические презентации к урокам,
3.
тренажёры и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса русского языка
4.
Коллекция электронных ресурсов лицея, презентации по русскому языку, классифицированные по темам
5.
WEB - ресурсы