Автор: Ахрупова Юлия Евгеньевна
Должность: преподаватель домры
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" г. Спасск-Дальний
Населённый пункт: Спасск-Дальний, Приморский край
Наименование материала: методическая работа
Тема: Основные приемы и способы звукоизвлечения на домре
Раздел: дополнительное образование
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» го Спасск-Дальний
Основные приёмы и способы
звукоизвлечения на домре
Методическая работа
Преподавателя
Ахруповой
Юлии Евгеньевны
Спасск - Дальний
2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................................3
К вопросу домрового исполнительства............................................5
1. Основные приёмы и способы звукоизвлечения на домре...........................5
2. Специфика «культуры звукоизвлечения» при игре на домре...................9
Заключение...........................................................................................................12
Список литературы.............................................................................................13
Введение
В середине 40-х годов прошлого столетия, домра предстала перед
слушателем
как
сольный
инструмент
профессионально-академического
плана. В наше время исполнители–домристы представляют разнообразные
сольные программы, включающие произведения различных жанров и
направлений, поражая слушателей глубоким чувством стиля, виртуозностью
исполнения, теплотой и благородством звучания. В последние десятилетия,
прослеживается тенденция неумолимого роста уровня профессионального
мастерства
домристов–виртуозов.
Этому
способствует
не
только
непрерывное шлифование музыкантов своей техники исполнения, но и
появления
репертуара
для
домры,
требующего
от
исполнителей
значительной профессиональной подготовки. Произведения А. Цыганкова,
А. Тихомирова, Ю. Шишакова, Н. Пейко, В. Пожидаева, Е. Подгайца и
других композиторов ставят перед домристом серьёзные задачи, касающиеся
воплощения образной концепции произведений и расширения технических
возможностей инструмента. Академизация домрового репертуара заострила
вопрос и о культуре звукоизвлечения в домровом исполнительстве.
Цель методической работы: изучить специфические особенности
культуры звукоизвлечения на домре.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать основные приёмы звукоизвлечения и
способы игры на домре;
2. Проанализировать специфику культуры звукоизвлечения игры на домре;
Особое значение для становления профессионального исполнительства на
трехструнной домре внесли разработки и педагогическая деятельность таких
ведущих исполнителей на инструменте как
Р. Белов, Т. Вольская, В.
Круглов, А. Цыганков, В. Чунин, И. Шитенков, Е. Янковская, С. Лукин и
другие.
В области современной исполнительской практики заметна
тенденция расширения интеллектуального багажа домристов, осмысление
накопленных знаний и опыта, установок и ценностей.
Определение цели и задач исследования определило его структуру.
Работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
включающее в себя несколько составляющих, среди которых – способы
звукоизвлечения, приёмы звукоизвлечения и штрихи.
Способы звукоизвлечения представляют собой технологию атаки
звука. Таким образом, основными способами звукоизвлечения являются
нажим, толчок и бросок.
Нажим исполняется следующим образом:
медиатор лежит на струне и
без какого - либо замаха, под влиянием веса руки, с минимальным
К вопросу домрового исполнительства
1. Основные приёмы и способы звукоизвлечения на домре
Культура звука является одной из актуальных проблем в рамках домрового
исполнительства. Это сложное и многокомпонентное понятие,
физическим усилием исполнителя выжимает струну.
При атаке звука вес
кисти
и
предплечья
переходит
в
кончик
медиатора,
который
при
соприкосновении со струной рождает звук. В процессе исполнения нажима
следует отметить проблему беглости и аппликатуры.
Крепкие, цепкие
пальцы левой руки являются важнейшим аспектом беглости и техничности
исполнения
произведения.
Ведущая
роль
в
успешном
техничном
исполнении быстрых, виртуозных пассажей принадлежит при этом правой
руке, которая является пульсом, ритмической основой.
Игра нажимом обеспечивает хорошее ощущение струны, экономию усилий
играющего.
Техника игры толчком отличается наличием замаха и направленного
усилия, устремленного к струне. При этом, атака звука твердая. Также
учитывается степень сжатия медиатора. При исполнении толчком, «с
воздуха», как правило, появляются определенные призвуки, медиатор не так
рельефно касается струн как при игре нажимом. Такая техника применяется
при исполнении различных видов домровой техники – одноголосие, двойные
ноты, аккорды, тремоло.
Игра броском осуществляется сбрасывающим движением кисти и
предплечья. Атака звука подчеркнутая, резкая. При игре исполнитель
исходит не от ощущения струны, а от чисто механического движения.
Бросок медиатора на
струну отрабатывается с
активным ускорением
легкого
падения
после
небольшого
замахового
движения.
Падение
ускоряется к моменту контакта со струной, а после его прохождения
необходимо
мгновенное
возвращение в
исходное, легкое состояние,
которое используется как подход к новому игровому движению либо
вверх, либо вниз. Звук при этом, как правило, носит жесткий характер,
сопровождается достаточно большим количеством призвуков.
Основные способы атаки звука определяют характерные для домрового
исполнительства приёмы звукоизвлечения. Их принято делить на 2 группы
– основные и колористические.
Так, основными приемами игры на домре
являются щипок, удар и тремоло.
Щипок исполняется как штрих pizzicato с помощью пальцев правой
руки и медиатором. Исполнение щипка медиатром накладывает отпечаток
на прием звукоизвлечения, так
щипок будет исполняться нажимным
способом – он осуществляется со струны, без замаха, весом руки, звук
извлекается «из струны», выжимая его.
Удары по струне производятся с помощью толчка (с замахом кисти)
и броска (с замахом кисти и предплечья). При исполнении удара броском
нужно контролировать точность удара медиатора по струне, движение
должно быть свободным. Следует избегать шлепков, ударов медиатора по
ладам и панцирю. Ударами исполняются ноты мелких длительностей в
быстром темпе при невозможности их тремолирования. В умеренном темпе
они исполняются ударом вниз, а в быстром – в обе стороны, переменные
удары.
Удар вверх более сложен для исполнения, так как это движение менее
естественно, нежели удар вниз. Чаще применяется техника в сочетании
«удар – толчок». «Удар – бросок» применяется крайне редко, в основном
при игре аккордов. Переменные удары вверх – вниз используются при игре в
быстрых темпах и при большом количестве мелких длительностей, как уже
упоминалось выше. Достаточно овладев одноголосными ударами вверх и
вниз, исполнение переменных ударов не будет составлять какой – либо
трудности, но при этом очень важно следить за ровностью, равномерностью
звукоизвлечения.
Тремоло
1
является одним из главных и красивейших исполнительских
приемов игры на домре. Данный приём применяется для непрерывной
протяженности звука. Бывает ритмическим (определенное количество ударов
на одну длительность) и
неритмическим (отсутствие определенного
количества ударов). Осваивать тремоло рекомендуется на небольшой
звучности. Вращательное движение предплечья дает импульс полусогнутой в
запястье кисти, которая вследствие этого производит мелкие колебательные
движения. Мелкие движения получаются в результате небольшого изгиба,
крупные - большого изгиба в запястье. Положение медиатора может быть
наклонным (при кистевом вращательном движении) и вертикальным (при
поступательном движении предплечья).
К колористическим приёмам игры на домре относят:
Pizzicato (пиццикато)– щипки пальцами правой руки, вниз большим
пальцем и вверх – средним;
Vibrato(вибрато) – периодическое надавливание запястьем на струны
на подставку, при этом кисть располагается за подставкой (может
исполняться как при игре медиатором, так и pizzicato); -
Гитарное тремоло – этот прием позволяет исполнителю вести
мелодию на одной струне, аккомпанируя себе на других, исполняется
без медиатора, быстро и равномерно чередуя пальцы в соответствии с
названием.
Большая дробь – арпеджированное исполнение аккордов скользящим
движением по струнам сверху вниз четырьмя пальцами, начиная с
мизинца, иногда она может завершаться ударом медиатора;
Малая дробь– исполняется тремя пальцами: мизинцем, безымянным и
средним, без применения медиатора;
1
Тремоло – (итал. Tremolo. – дрожащий) – частое последование равномерных, одинаковых
по силе ударов по струне или струнам, в результате которых создается впечатление
непрерывно льющегося звука.
Обратная большая дробь – извлечение тем же способом, но снизу
вверх по струнам, четырьмя пальцами, начиная с
указательного,
можно исполнять и с медиатором;
Обратная малая дробь – исполняется тремя пальцами правой руки
скользящим движением ногтевых фаланг выпрямленных пальцев по
струнам;
Арпеджиато
– осуществляется соскальзыванием медиатора или
большого пальца правой руки непосредственно со струны вниз по
всем трем струнам, с малого или большого замаха в направлении от
третьей струны к первой;
Скольжение – исполняется
медиатором со струны, зачастую для
исполнения нот коротких длительностей, расположенных на двух или
трех струнах, при скольжении по трем струнам медиатор совершает
кругообразное движение: вниз – вперед к грифу и вверх – назад к
подставке, кисть при этом движется параллельно струнам;
Бряцание – удары по всем трем струнам указательным пальцем
правой руки поочередно вниз и вверх с участием предплечья и кисти,
остальные пальцы правой руки собраны вместе и чуть согнуты.
Сочетание в исполнительской практике домриста приёмов и способов
звукоизвлечения, умелое и техничное исполнение указанных в нотном тексте
штрихов, составляют основу понятия «культура звука» домриста.
2. Специфика «культуры звукоизвлечения» при игре на домре
Практика современного домрового исполнительства свидетельствует о
наличии ряда проблем в методике обучения. Большая часть из них касается,
прежде
всего,
развития
музыкально-исполнительских навыков,
двигательного
аппарата,
способов
звукоизвлечения
и
раскрытия
интонационно-тембровых
возможностей
инструмента.
Обращение
к методическим наработкам
инструменталистов
других
специальностей
(скрипачей,
виолончелистов,
пианистов)
способствует
некоторому
замещению методических рекомендаций домристам, однако в целом остро
стоит вопрос о систематизации технических умений и навыков домриста–
исполнителя, составляющих культуру его звука.
Важнейшим фактором эффективности учебного процесса выступает в
аспекте данной проблемы осмысление организации игровых движений для
достижения эстетически значимого результата в домровом исполнительстве.
Умение извлекать полноценный и качественный звук является важнейшей
исполнительской
задачей
каждого
музыканта.
Профессиональный
исполнитель должен уметь извлекать полноценный звук, обладающий
определёнными выразительными качествами. Извлекаемый звук должен
быть не просто красивым, а выразительным, содержательным. Однообразное,
бедное красками звучание, не может быть полноценным художественным
средством, способствующим выражению чувств и настроений во всём их
многообразии, во всех тончайших оттенках. Придать исполнению подлинно
выразительный характер значит не только овладеть динамическими и
тембровыми
средствами.
Прежде
всего,
это
умение
находить
звук
определённого качества, который в наибольшей степени соответствовал бы
стилю, характеру, содержанию, музыкального произведения. Нахождение
качества,
которое
можно
назвать
«звуковым
фоном»
произведения,
составляет одну из самых глубоких и интересных творческих задач и
определяет
культуру
звука.
Звуковой
фон
связан
с
выражением
эмоционального
состояния,
преобладающего
на
протяжении
всего
произведения и наиболее характерного для его основных образов.
Современная исполнительская практика на домре показывает, что многие
исполнители сталкиваются с несоответствием уровня их технической
подготовки и уровнем сложности репертуара для домры.
Усложнение
виртуозной стороны партии домры, увеличение объема усваиваемого
материала требуют от домриста высокого мастерства, которого трудно
достичь без пересмотра существующих методов и внедрения новых
достижений. Все составляющие исполнительского процесса и образуют
культуру звука домриста.
Основа красивого и уверенного звучания лежит в движении рук
исполнителя–домриста.
Неправильное
положение
корпуса
и
непродуманность и суетливость движений правой руки способствуют
изменению качества звука в худшую сторону. Таким образом, важным
этапом работы над произведением должно стать вырабатывание правильной
тактики движений кисти руки.
Эффективное формирование исполнительской техники домриста
обеспечивается организацией целесообразных движений пальцев левой руки,
и согласованной работой всех ее частей. Отлаженные движения кисти,
предплечья
и
пальцев
левой
руки
помогают
преодолеть
трудности,
возникающие
из-за
ширины
мензуры
инструмента,
содействуют
оперативному скольжению руки по грифу инструмента, точному попаданию
на нужные ноты при скачках.
Современный репертуар домрового исполнительства требует от
музыканта особой культуры звука, чтобы раскрыть в полной мере тембровое
и штриховое разнообразие. Для достижения данной цели необходимо
демонстрировать новые подходы к техническому развитию домриста,
основанные
на
введении
новых
технических
средств,
расширяющих
исполнительские возможности домриста и полноценно раскрывающих
технические и выразительные возможности инструмента. Так, исполнение
любого вида туше (бросок, нажим) необходимо осуществлять «с опорой на
струну» («игра в струну»). Этот подход к звукоизвлечению в несколько иной
форме встречается в фортепианной практике (глубокое погружение в
клавишу при игре), и вокальной технике (поиск звуковой дыхательной
опоры). Данная техника игры («с опорой на струну») позволяет преодолеть
технические дефекты, среди которых – «невызвученность» нот, промахи, а
также значительно расширяет динамические возможности исполнителя,
содействуя обретению полноценного концертного звука. Данный способ
звукоизвлечения
стимулирует
мышечный
тонус,
активизирует
работу
игрового аппарата и, что не менее важно, слухового внимания музыканта,
который получает уверенность в игровых движениях, техническую точность,
лучшее усвоение и закрепление в сознании и в ощущениях музыкального
материала.
Для раскрытия концертного звукового потенциала домры, необходимо
использование всех частей руки при звукоизвлечении, их взаимодействия
друг с другом. Применение различных вариантов игровых движений правой
руки способствует расширению динамической амплитуды и звуковой
палитры исполнителя, позволяя выявлять звуковой образ, соответствующий
художественному
замыслу
самых
различных
по
стилю
и
характеру
произведений как традиционного, так и современного домрового репертуара.
Исполнителям-домристам и их педагогам при решении вопросов
интерпретации, воплощения образа музыкального произведения важно
помнить следующее правило: от характера игрового движения зависит и
характер
звучания,
тот
звуковой
результат,
который
образуется
от
произведенного действия. Ограничивая исполнительские действия, мы
получаем ограниченный набор исполнительских средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие современной музыкальной культуры открывает перед
исполнителями-домристами
новые
возможности.
Этому
способствует
обогащение домрового репертуара свежими по звучанию произведениями,
которые раскрывают новые грани технических и виртуозных возможностей
инструмента. Отход от фольклорных тенденций в домровом репертуаре, а
также включение в исполнительский фонд произведений академической
традиции (сонат, концертов и произведений программного содержания),
написанных специально для домры, ставят перед исполнителем задачу в
поиске культуры звучания своего инструмента, что является основой
воплощения образного строя произведения.
Работа адресована студентам колледжей и вузов, а также преподавателям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров А. Азбука домриста / А. Александров. – М.: Государственное
музыкальное издательство, 1963. – 57 с.
2. Александров А. Школа игры на трехструнной домре / А. Александров. –
М.: Музыка, 1990. – 175 с.
3. Вольская Т. Школа мастерства домриста / Т. Вольская . – Екатеринбург
Диамант, 1995. – 161 с.
4. Круглов В. Искусство игры на домре / В. Круглов. – М.: 2001. – 83 с.
5. Каневская С. Звукоизвлечение на домре и работа правой руки: дипломная
работа / С. Каневская; науч. рук. доцент Э. Ларионова. – Владивосток:
ДВГАИ, 2011. – 25 с.
6. Лукин С. Уроки мастерства домриста / С. Лукин. – М.: 2005. – 44 с.
7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Нейгауз. – М.: Музыка
1988. – 239 с.
8. Самбуракова Т. К вопросу о культуре звука домриста: диполомный
реферат / Т. Самбуракова ; науч. рук. Т. Обухова. – Владивосток: ДВГИИ,
1986. – 27 с.
9. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре / В. Чунин – М.:
Сов.композитор, 1986. – 160 с.
10. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре / В. Чунин. – М.: Советский
композитор. – 1990. – 144 с.