Авторы: Сидорова Анна Андреевна, Рылова Наталья Дмитриевна
Должность: студентка тиу
Учебное заведение: ФГБОУВО ТИУ
Населённый пункт: Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями"
Раздел: среднее профессиональное
Проблема культуры толерантности в отношении людей с
ограниченными возможностями
Рылова Наталья Дмитриевна, Сидорова Анна Андреевна
ТИУ, Тюмень
Инвалидность – это социальное явление, избежать которого не может
ни
одно
общество
в
мире.
Люди
с
ограниченными
возможностями
составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран. В
современной России, по официальной статистике, таких людей уже более 13
миллионов.
Ограничение здоровья не означает ограничение способностей, таланта,
стремления к самовыражению, к активной жизни. Имеется бесчисленное
множество
примеров
выдающихся
достижений
людей
с
ограниченными
возможностями в науке, творчестве, спорте. Этих успехов они добиваются
ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя высочайшее мужество,
силу духа и воли, часто на пределе человеческих возможностей.
Права
людей
с
ограниченными
возможностями
давно
являются
предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных
наций
и
других
международных
организаций.
Одним
из
направлений
социальной политики России в настоящее время также является решение
проблем людей с ограниченными возможностями на цивилизованном уровне.
В
соответствии
с
законом,
принятым
11.12.1990г.
«Об
основных
началах социальной защищённости инвалидов в СССР» инвалидом является
лицо,
которое
в
связи
с
ограничением
жизнедеятельности,
вследствие
наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной
помощи и защите.
Ограничение
жизнедеятельности
лица
выражается
в
полной
или
частичной
утрате
способности
осуществлять
самообслуживание,
передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также
заниматься трудовой деятельностью.
Социальная
политика
нашего
государства
направлена
на
создание
необходимых условий для реализации и соблюдения прав и свобод людей с
ограниченными
возможностями,
устранение
ограничений
и
создания
благоприятных условий для ведения полноценного образа жизни.
Однако,
несмотря
на
работу
государства
по
интеграции
людей
с
ограниченными
возможностями
в
социум,
такие
люди
достаточно
часто
чувствуют себя обделёнными, ненужными и забытыми.
Зачастую
это
связано
с
проблемой
недостаточной
обеспеченности
людей
с
ограниченными
возможностями
техническими
средствами,
облегчающих
их
жизнедеятельность,
также
и
общество
может
препятствовать социальной интеграции таких людей. Это связано с низким
уровнем культуры толерантности, в частности по отношению к людям с
ограниченными возможностями.
Мы провели социологический опрос среди людей с ограниченными
возможностями. Полученные данные подтвердили наше предположение, о
том,
что
уровень
культуры
толерантности
в
отношении
таких
людей
действительно является недостаточно высоким.
100% опрошенных когда-либо испытывали интолерантное отношение к
себе
со
стороны
окружающих.
Среди
показателей
низкой
культуры
толерантности, с которой они столкнулись лично, респонденты выделяют:
агрессивность, бестактность, равнодушие.
Проведённое
нами
социологическое
исследование,
путём
экспресс-
опроса
среди
учащихся
старших
классов
и
педаагогического
коллектива
одной из общеобразовательных школ г.Тюмени показало:
Значимая
часть
–
45%
считают,
что
людям
с
ограниченными
возможностями
обязательно
нужно
оказывать
помощь
и
поддержку,
но
решением данной проблемы должно заниматься государство. Кроме того,
респонденты полагают, что люди с ограниченными возможностями должны
жить и общаться исключительно с такими же, как они, что демонстрирует их
низкий уровень восприятия людей с ограниченными возможностями.
Другие 30% респондентов вполне адекватно воспринимают людей с
ограниченными
возможностями,
готовы
к
общению
и
взаимодействию
с
ними. Как правило, так отвечали люди, имевшие опыт общения с людьми с
ограниченными
возможностями,
в
силу
своей
профессиональной
компетенции и деятельности, «соседского расположения», обучения в одном
классе, и, имевшие непосредственно опыт семейных отношений с ними.
Ещё
20%
респондентов
относятся
к
людям
с
ограниченными
возможностями достаточно терпимо, однако они предпочли бы не вступать в
контакт с такими людьми.
Оставшиеся 5% опрошенных занимают равнодушную позицию, считая
для себя не нужным и не интересным обсуждение этой проблемы, так как она
их не коснулась.
Результаты проведённого нами исследования говорят о низкой культуре
толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Среди показателей низкого уровня культуры толерантности нами были
выделены
следующие:
1)
низкий
уровень
коммуникабельности
по
отношению к людям с ограниченными возможностями; 2) низкий уровень
общетеоретических
представлений
о
проблеме
инвалидности;
3)
низкий
уровень
информированности
о
жизни
людей
с
ограниченными
возможностями; 4) нежелание взаимодействовать с людьми с ограниченными
возможностями,
по
причине
испытываемого
чувства
психологической
дискомфортности и чувства вины; 5) нежелание испытывать эмпатию.
Одной
из
причин
низкого
уровня
толерантности
по
отношению
к
людям
с
ограниченными
возможностями
является
с оциа льно-
психологический барьер, неразвитость толерантной среды в образовательных
учреждениях; недостаточность учебных программ и занятий, направленных
на формирование и развитие толерантного сознания именно в отношении к
людям
с
ограниченными
возможностями,
а
не
только
в
направлении
национальной толерантности.
Нетерпимость
–
свойство
присущее
индивиду
на
низших
стадиях
личностного развития. Не принимая, отторгая всё, с точки зрения субъекта,
ему
не
свойственное,
он,
таким
образом,
пытается
сохранить
своё
мировоззрение.
По
мере
личностного
роста
(расширения
кругозора,
развития
и
укрепления представлений о себе и окружающем мире) человек становиться
более терпимым. Этому естественному процессу противостоит ряд факторов.
Одним
из
таких
факторов
является
отсутствие
в
жизни
индивида
условий для развертывания рефлексии, мыслительных процессов, связанных
с самонаблюдением, самопознанием. Это может сложиться спонтанно, быть
обусловлено
трудностями
выживания.
Однако
в
процессе
многовековой
истории
человечества
были
выработаны
и
социокультурные
механизмы
удержания человека на низшей стадии развития с целью сохранения лёгкой
возможности манипулирования им.
Ещё
одной
причиной
недостаточной
культуры
толерантности
в
отношении
людей
с
ограниченными
возможностями
является
уровень
социализации
таких
людей
в
обществе.
Тесное
знакомство
с
жизнью
представителей
иных
групп,
в
том
числе
людей
с
ограниченными
возможностями,
и
реальное
общение
с
ними
приводит
к
снижению
нетерпимости, её переосмыслению. Сегодня создание без барьерной среды,
введение инклюзивного образования в России как раз направлено на решение
данной проблемы.
Важнейшая
общечеловеческая
ценность,
на
которой
основывается
сегодня
социальное
развитие
во
всём
мире,
-
это
доброжелательное
отношение к людям, не похожим на остальных, адекватное восприятие людей
с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь требует соблюдения
ряда
условий:
предоставление
людям
с
ограниченными
возможностями
равных
прав
и
особых
условий
для
развития,
обучения
их
навыкам
независимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.
К
числу
социальных
факторов
низкой
культуры
толерантности
по
отношению
к
людям
с
ограниченными
возможностями,
относится
нетерпимость по отношению к «нестандартным детям».
Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми,
зачастую
проявляют
интолерантность
по
отношению
к
детям
с
ограниченными возможностями: они не так быстро усваивают программный
материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием
бывает
изолировать,
избавиться
от
них,
направив
в
какое-либо
специализированное
учреждение.
Однако
не
каждый
ребёнок
с
ограничениями
в
развитии
должен
воспитываться
в
специальном
учреждении.
Более
того,
необходимо
способствовать
контактам
«нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних
правильные, реальные представления о проблемах таких детей.
Родители детей с особыми нуждами помимо переживаний событий и
ситуаций,
свойственных
большинству
семей,
испытывают
воздействие
и
других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими
хронический характер.
Интолерантное
отношение
и
наличие
многочисленных
социальных
барьеров
не
позволяет
людям
с
ограниченными
возможностями
активно
включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что
она прошла сложный путь – начиная от физического уничтожения, изоляции
«неполноценных» членов, до признания необходимости интеграции лиц с
различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами,
психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной
среды.
Необходимо
формировать
установку
на
толерантный
путь
развития
личности. Высокий уровень культуры толерантности общества, безусловно,
необходим
для
успешной
социализации
людей
с
ограниченными
возможностями в нем.