Напоминание

"Проблемы культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями"


Авторы: Сидорова Анна Андреевна, Рылова Наталья Дмитриевна
Должность: студентка тиу
Учебное заведение: ФГБОУВО ТИУ
Населённый пункт: Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы культуры толерантности в отношении людей с ограниченными возможностями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблема культуры толерантности в отношении людей с

ограниченными возможностями

Рылова Наталья Дмитриевна, Сидорова Анна Андреевна

ТИУ, Тюмень

Инвалидность – это социальное явление, избежать которого не может

ни

одно

общество

в

мире.

Люди

с

ограниченными

возможностями

составляют в среднем более 10 процентов населения большинства стран. В

современной России, по официальной статистике, таких людей уже более 13

миллионов.

Ограничение здоровья не означает ограничение способностей, таланта,

стремления к самовыражению, к активной жизни. Имеется бесчисленное

множество

примеров

выдающихся

достижений

людей

с

ограниченными

возможностями в науке, творчестве, спорте. Этих успехов они добиваются

ценой огромных усилий, преодолевая недуг, проявляя высочайшее мужество,

силу духа и воли, часто на пределе человеческих возможностей.

Права

людей

с

ограниченными

возможностями

давно

являются

предметом пристального внимания со стороны Организации Объединенных

наций

и

других

международных

организаций.

Одним

из

направлений

социальной политики России в настоящее время также является решение

проблем людей с ограниченными возможностями на цивилизованном уровне.

В

соответствии

с

законом,

принятым

11.12.1990г.

«Об

основных

началах социальной защищённости инвалидов в СССР» инвалидом является

лицо,

которое

в

связи

с

ограничением

жизнедеятельности,

вследствие

наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной

помощи и защите.

Ограничение

жизнедеятельности

лица

выражается

в

полной

или

частичной

утрате

способности

осуществлять

самообслуживание,

передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также

заниматься трудовой деятельностью.

Социальная

политика

нашего

государства

направлена

на

создание

необходимых условий для реализации и соблюдения прав и свобод людей с

ограниченными

возможностями,

устранение

ограничений

и

создания

благоприятных условий для ведения полноценного образа жизни.

Однако,

несмотря

на

работу

государства

по

интеграции

людей

с

ограниченными

возможностями

в

социум,

такие

люди

достаточно

часто

чувствуют себя обделёнными, ненужными и забытыми.

Зачастую

это

связано

с

проблемой

недостаточной

обеспеченности

людей

с

ограниченными

возможностями

техническими

средствами,

облегчающих

их

жизнедеятельность,

также

и

общество

может

препятствовать социальной интеграции таких людей. Это связано с низким

уровнем культуры толерантности, в частности по отношению к людям с

ограниченными возможностями.

Мы провели социологический опрос среди людей с ограниченными

возможностями. Полученные данные подтвердили наше предположение, о

том,

что

уровень

культуры

толерантности

в

отношении

таких

людей

действительно является недостаточно высоким.

100% опрошенных когда-либо испытывали интолерантное отношение к

себе

со

стороны

окружающих.

Среди

показателей

низкой

культуры

толерантности, с которой они столкнулись лично, респонденты выделяют:

агрессивность, бестактность, равнодушие.

Проведённое

нами

социологическое

исследование,

путём

экспресс-

опроса

среди

учащихся

старших

классов

и

педаагогического

коллектива

одной из общеобразовательных школ г.Тюмени показало:

Значимая

часть

45%

считают,

что

людям

с

ограниченными

возможностями

обязательно

нужно

оказывать

помощь

и

поддержку,

но

решением данной проблемы должно заниматься государство. Кроме того,

респонденты полагают, что люди с ограниченными возможностями должны

жить и общаться исключительно с такими же, как они, что демонстрирует их

низкий уровень восприятия людей с ограниченными возможностями.

Другие 30% респондентов вполне адекватно воспринимают людей с

ограниченными

возможностями,

готовы

к

общению

и

взаимодействию

с

ними. Как правило, так отвечали люди, имевшие опыт общения с людьми с

ограниченными

возможностями,

в

силу

своей

профессиональной

компетенции и деятельности, «соседского расположения», обучения в одном

классе, и, имевшие непосредственно опыт семейных отношений с ними.

Ещё

20%

респондентов

относятся

к

людям

с

ограниченными

возможностями достаточно терпимо, однако они предпочли бы не вступать в

контакт с такими людьми.

Оставшиеся 5% опрошенных занимают равнодушную позицию, считая

для себя не нужным и не интересным обсуждение этой проблемы, так как она

их не коснулась.

Результаты проведённого нами исследования говорят о низкой культуре

толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями.

Среди показателей низкого уровня культуры толерантности нами были

выделены

следующие:

1)

низкий

уровень

коммуникабельности

по

отношению к людям с ограниченными возможностями; 2) низкий уровень

общетеоретических

представлений

о

проблеме

инвалидности;

3)

низкий

уровень

информированности

о

жизни

людей

с

ограниченными

возможностями; 4) нежелание взаимодействовать с людьми с ограниченными

возможностями,

по

причине

испытываемого

чувства

психологической

дискомфортности и чувства вины; 5) нежелание испытывать эмпатию.

Одной

из

причин

низкого

уровня

толерантности

по

отношению

к

людям

с

ограниченными

возможностями

является

с оциа льно-

психологический барьер, неразвитость толерантной среды в образовательных

учреждениях; недостаточность учебных программ и занятий, направленных

на формирование и развитие толерантного сознания именно в отношении к

людям

с

ограниченными

возможностями,

а

не

только

в

направлении

национальной толерантности.

Нетерпимость

свойство

присущее

индивиду

на

низших

стадиях

личностного развития. Не принимая, отторгая всё, с точки зрения субъекта,

ему

не

свойственное,

он,

таким

образом,

пытается

сохранить

своё

мировоззрение.

По

мере

личностного

роста

(расширения

кругозора,

развития

и

укрепления представлений о себе и окружающем мире) человек становиться

более терпимым. Этому естественному процессу противостоит ряд факторов.

Одним

из

таких

факторов

является

отсутствие

в

жизни

индивида

условий для развертывания рефлексии, мыслительных процессов, связанных

с самонаблюдением, самопознанием. Это может сложиться спонтанно, быть

обусловлено

трудностями

выживания.

Однако

в

процессе

многовековой

истории

человечества

были

выработаны

и

социокультурные

механизмы

удержания человека на низшей стадии развития с целью сохранения лёгкой

возможности манипулирования им.

Ещё

одной

причиной

недостаточной

культуры

толерантности

в

отношении

людей

с

ограниченными

возможностями

является

уровень

социализации

таких

людей

в

обществе.

Тесное

знакомство

с

жизнью

представителей

иных

групп,

в

том

числе

людей

с

ограниченными

возможностями,

и

реальное

общение

с

ними

приводит

к

снижению

нетерпимости, её переосмыслению. Сегодня создание без барьерной среды,

введение инклюзивного образования в России как раз направлено на решение

данной проблемы.

Важнейшая

общечеловеческая

ценность,

на

которой

основывается

сегодня

социальное

развитие

во

всём

мире,

-

это

доброжелательное

отношение к людям, не похожим на остальных, адекватное восприятие людей

с ограниченными возможностями. Это, в свою очередь требует соблюдения

ряда

условий:

предоставление

людям

с

ограниченными

возможностями

равных

прав

и

особых

условий

для

развития,

обучения

их

навыкам

независимости, самостоятельной жизни, умению отстаивать свои права.

К

числу

социальных

факторов

низкой

культуры

толерантности

по

отношению

к

людям

с

ограниченными

возможностями,

относится

нетерпимость по отношению к «нестандартным детям».

Проблема состоит в том, что даже специалисты, работающие с детьми,

зачастую

проявляют

интолерантность

по

отношению

к

детям

с

ограниченными возможностями: они не так быстро усваивают программный

материал, имеют отклонения в поведении и внешности. И первым желанием

бывает

изолировать,

избавиться

от

них,

направив

в

какое-либо

специализированное

учреждение.

Однако

не

каждый

ребёнок

с

ограничениями

в

развитии

должен

воспитываться

в

специальном

учреждении.

Более

того,

необходимо

способствовать

контактам

«нестандартных» детей со сверстниками, чтобы сформировать у последних

правильные, реальные представления о проблемах таких детей.

Родители детей с особыми нуждами помимо переживаний событий и

ситуаций,

свойственных

большинству

семей,

испытывают

воздействие

и

других факторов, многие из которых являются стрессорными, имеющими

хронический характер.

Интолерантное

отношение

и

наличие

многочисленных

социальных

барьеров

не

позволяет

людям

с

ограниченными

возможностями

активно

включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что

она прошла сложный путь – начиная от физического уничтожения, изоляции

«неполноценных» членов, до признания необходимости интеграции лиц с

различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами,

психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной

среды.

Необходимо

формировать

установку

на

толерантный

путь

развития

личности. Высокий уровень культуры толерантности общества, безусловно,

необходим

для

успешной

социализации

людей

с

ограниченными

возможностями в нем.



В раздел образования