Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: дань моде или жизненная необходимость?!


Автор: Матяшова Галина Андреевна
Должность: учитель математики, физики, информатики
Учебное заведение: МКОУ Побединская ООШ
Населённый пункт: Воронежская область, Острогожский район, поселок 1-го отд.с-за "Победа"
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: дань моде или жизненная необходимость?!
Раздел: среднее образование





Назад




«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:

дань моде или жизненная необходимость?!»

Нельзя человека

научить на всю жизнь,

его надо научить

учиться всю жизнь!

К.Д. Ушинский

В рамках реализации указа Президента РФ от 07 мая 2018 года «О

национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на

период до 2024 года», определена одна из важнейших задач современной школы –

воспитание и обучение функционально-грамотных людей, т.е. специалистов,

готовых к работе в конкурентных условиях.

Уже сегодня востребованы выпускники, умеющие гибко адаптироваться в

меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно получать актуальные знания;

грамотно

использовать

полученную

информацию;

критически

мыслить;

осознавать, где и какие компетенции могут быть применены в окружающем мире.

Актуальна проблема поиска людей, умеющих «выдавать» новые идеи,

креативно мыслить; коммуникабельных, контактных в различных социальных

группах.

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял. Практические дела всегда

говорят громче, чем слова» – наставлял мудрый учитель своих учеников в старой

мудрой притче под названием «Чайная церемония», подчеркивая значимость

практических знаний, обучая в сотрудничестве, превознося самостоятельную

работу на занятиях в ранг первостепенного метода обучения.

Притча «Чайная церемония» - не столько о знаниях, сколько об умении

применять

их

в

жизненных

ситуациях,

говоря

современным

языком

о

«функциональной грамотности школьников».

Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100.

Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую

начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А человек, владеющий лишь

сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. У

одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Большинство

наших

школьников,

изучающих

иностранный

язык

по

действующим ФГОС второго поколения со второго класса, именно с этими

компетенциями имеет большие проблемы. И таких примеров можно приводить

множество, на примере любого учебного предмета.

Введенные впервые в 2015 году Всероссийские проверочные работы вызвали

бурю негодований в родительской среде, да, что греха таить, и в учительской тоже.

В 2015 году в школах мало кто слышал об международных исследованиях,

проводимых PISA, международной программе по оценке образовательных

достижений учащихся.

Наибольшие затруднение при выполнении упражнений из ВПР вызвали

номера, содержащие большой объем текста, практико-ориентированные задания.

Сегодня эти проблемы сформулированы в одном обобщенном понятии –

функциональная грамотность.

Что ж такое функциональная грамотность?

Сегодня много можно встретить определений данному понятию:

Функциональная грамотность

— степень владения человеком навыками

письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить

дальнейшее развитие человека.

Функционально

-

грамотный

человек

-

это

человек,

думающий

и

действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий

добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения

жизненно необходимых задач.

А если по сути - функциональную грамотность объясняют очень просто:

Функциональная грамотность – это способность человека использовать

навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом: оформить счет

в банке; прочитав инструкцию к оборудованию, настроить его на рабочий ритм;

заполнить анкету обратной связи на портале; правильно интерпретировать данные

по диаграмме роста или снижения заболеваемости Covid-19; оформить титульный

лист реферата по учебному предмету, содержание доклада с включением в него

примечаний и гиперссылок;

оплатить электронную версию квитанции ЖКХ;

записаться на прием к врачу и т.д. То есть, это тот уровень грамотности, который

дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально

быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки

чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой

информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других

сообщений.

Как показали результаты международного исследования PISA, Россия

уступает

развитым

странам

по

уровню

формирования

функциональной

грамотности. Среди прочих низок уровень компьютерной, информационной,

финансовой грамотности наших обучающихся.

Учитывая все это, на своих уроках информатики– в нашей школе в учебном

плане введены часы информатики с 5 класса – уделяю особое внимание этим

направлениям.

Знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств

компьютера помогает моим старшеклассникам выбрать нужную компьютерную

технику самостоятельно, помочь определиться с выбором родственникам. Этому

способствуют

практические

работы,

практико-ориентированные

задания,

например, на сборку оптимального набора компьютерной техники для дома. При

проведении данных работ обязательно работаем и с экономической составляющей

данного набора.

В настоящее время все больше профессий связано с использованием

вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых

поколений

технических

и

программных

средств.

Знание

пользовательских

интерфейсов различных прикладных программ, умение производить поиск,

хранение и обработку различных видов информации формируется также на

практических занятиях на уроках информатики.

Сегодня

возникло

и

особо

остро

ощущается

противоречие

между

стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными

возможностями их усвоения

в рамках периода обучения. На своих уроках

стараюсь

большое

внимание

уделять

формированию

информационной

грамотности, а именно:

рациональным способам поиска информации,

критическому её оцениванию, фильтрации ненужной, неактуальной

информации,

использованию исходных данных для создания новой информации,

навыкам интерпретирования информации, (работа с диаграммами,

таблицами, графиками).

В результате самостоятельного выполнения практических работ происходит

реальное понимание роли информации в современном мире.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ученики не могут перенести

знания, полученные в одной предметной области, для решения задач в рамках

другого предмета. Считаю, что это также является элементом функциональной

грамотности учащихся. Я работаю учителем математики, физики и информатики,

считаю, что мне это помогает адаптировать знания обучающихся применительно

своих предметов и не только.

Например, уделяю большое внимание средствами всех своих предметов

формированию экономической грамотности, в частности решению задач с

экономическим

содержанием.

Большие

возможности

для

формирования

финансовой грамотности предоставляются при изучении темы «Электронные

таблицы». При использовании вычислительных таблиц ученики видят, что можно

произвести большие математические и физические расчеты, затрачивая при этом

значительно меньше времени и сил, если бы они выполняли все это вручную. При

решении задач с экономическим содержанием с помощью электронных таблиц

ребята обучаются расчетам, оцениваю сравнительной выгоды той или иной

покупки, сделки, предпринимательской деятельности. Происходит формирование

бережливости,

предприимчивости,

расчетливости.

Правильная

профориентационная работа на уроке информатике дает осознание реальном

значимости получаемых знаний и умений, что мотивирует их на сознательное

усвоение основных физических и математических формул, которые пригодятся им

в ближайшей перспективе для успешной сдачи ОГЭ в 9 классе, в будущей

профессиональной деятельности в дальнейшем.

При изучении на уроке алгебры в 8 классе темы «Построение квадратной

функции» многие ученики затрудняются производить преобразования графиков,

устанавливать зависимости между коэффициентами. Однако легко справляются с

такими заданиями после изучения сходных тем, в частности «Моделирование», на

уроках, учебных курсах по информатике, оформив построения и преобразования

графиков на компьютере при выполнении практической работы.

Такая же ситуация и с построением столбчатых и круговых диаграмм на

уроках математики в 6 классе. Еще могу привести более наглядный пример

формирования функциональной грамотности, а именно, умению рационально

применять полученные знания на практике, на уроке информатики при работе в 8

и 9 классах по темам «Основы программирования». При составлении учебных

программ, в частности на языке Паскаль, некоторые ребята впервые осознают

алгоритм решения линейных и квадратных уравнений, сравнения чисел, попутно

понимая значимость знаний, полученных на других учебных дисциплинах, их

метапредметность.

Систематическая работа в этом направлении, особенно при работе в классах,

где математику, физику и информатику преподает один учитель, и (или) в тех

классах,

где

установлено

сотрудничество

между

учителями

информатики,

математики, физики и других смежных предметов, постепенно дети начинают

воспринимать знания и умения в качестве метапредметных.

Уроки информатики по сути своей функционально-ориентированы: в каждом

классе большое количество практических работ, выполняемых непосредственно на

компьютере. Для формирования функциональной грамотности, в частности

компьютерной, на своих уроках использую компьютерные программы-тренажеры.

Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки

приобретенных ранее навыков: при изучении темы «Клавиатура, ее назначение»

использую программы «Клавиатурный тренажер», «Руки солиста» и др.

Неоценимый вклад в формирование функциональной грамотности на уроках

информатики вносит работа над учебными проектами. В ходе данной работы дети

постигают

всю

технологию

решения

задач:

от

постановки

проблемы

до

представления

результата.

Наиболее

актуально

и

выигрышно

в

плане

представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью

современных

компьютерных

информационных

технологий

(электронные

учебники,

буклеты,

визитные

карточки,

презентации

с

элементами

интерактивности, видеоролики, базы данных и т.д.). Стараюсь, чтобы проекты

имели социальную значимость,

были связаны с имеющимися духовными и

нравственными потребностями учащихся (проектно - исследовательская работа

«История одного храма», буклет «Народный календарь», видеоролики «С любовью

мамочке моей», «Пригласительный билет», база данных «Школа»

и другие).

Особую значимость и мотивацию данная работа приобретает, если проектные

работы размещаются на сайте школы, представляются на конкурс. Работа над

проектами способствует формированию

креативного мышления,

логического мышления,

метапредметных результатов (коммуникативные способности учащихся,

работа с информацией, самоконтроль, базовые исследовательские действия,

общение, сотрудничество (при работе в группах), самоконтроль и др.).

Что

характеризует

ученика,

у

которого

сформированы

навыки

функциональной грамотности?

Важными индикаторами функциональной грамотности являются:

знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений,

составляющих познавательную основу решения стандартных задач в

различных сферах жизнедеятельности;

умения адаптироваться к изменяющемуся миру;

решать конфликты,

работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила

личной безопасности в жизни;

готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных

запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности,

умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым,

ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и

понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и

данному виду текстов.

Подводя итог вышесказанному, хочу констатировать, что у предмета

«Информатика»

большие

возможности

для

формирования

функциональной

грамотности. Сегодня назрела острая необходимость, в свете выполнения решений

обозначенного выше указа президента РФ о вхождении нашей страны в десятку

ведущих стран мира, формировать конкурентно способных выпускников учебных

заведений,

Положительным результатом своей работы считаю, что многие ученики с

удовольствием

участвуют

во

всевозможных

конкурсах

и

олимпиадах

по

информатике, в уроках Цифры, все ученики имеют по информатике 100

процентную успеваемость, наблюдается положительная динамика знаний, многие

выпускники

выбирают

профессиональную

деятельность,

связанную

с

компьютерными технологиями.

Профессию учителя часто сравнивают с мифологической птицей Феникс –

символом вечного обновления. Для учителя информатики это особенно актуально,

т.к. очень быстро устаревает техника и программное обеспечение к ней.

Формировать функциональную грамотность учителя сегодня также актуально, как

и формировать

функциональную

грамотность учащихся.

Что я и

делаю:

систематически участвую в различного рода и уровня методических семинарах,

повышаю профессиональные компетенции на курсах, участвовала в апробации

механизмов непрерывного повышения педагогического мастерства педагогических

работников

«Реализация

индивидуального

образовательного

маршрута»

как

учитель информатики в 2021 году.



В раздел образования