Автор: Таджибаева Лира Римовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Тенькинский центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: п. Усть-Омчуг
Наименование материала: Программа
Тема: Театр танца "Самородки"
Раздел: дополнительное образование
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора МБУДО «ТЦДОД»
______________Е.В. Сутормина
«02» июня 2021 г.
Рассмотрено на
Педагогическом совете, протокол № 8
от «02» июня 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«САМОРОДКИ»
Преподаватель:
Таджибаева Лира Римовна
Срок реализации: 7 лет
п.Усть-Омчуг
2021 год
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………3-9
Раздел I. Особенности программы кружка «Самородки»
1.1 Основные возрастные особенности обучающихся…………10-11
1.2 Структура и режим занятий……………………………………12-15
1.3 Прогнозируемые результаты…………………………………16-17
1.4. Содержание учебного плана
Раздел IV Учебный (тематический) план
1.5. Младшая возрастная группа, 1 год обучения (стартовый уровень)……18-19
1.6 Младшая возрастная группа, 2 год обучения (базовый уровень)………20-21
1.7 Младшая возрастная группа, 3 год обучения (базовый уровень)………22-23
1.8 Младшая возрастная группа, 4 год обучения ( базовый уровень)…… 24-25
1.9 Старшая возрастная группа, 5 год обучения ( продвинутый уровень)…26-27
2.1 Старшая возрастная группа, 6 год обучения (продвинутый уровень)……28-29
2.2 Старшая возрастная группа, 7 год обучения (продвинутый уровень)………30-31
Раздел V Методическое обеспечение программы…………………………32
Список литературы…………………………………….33
Пояснительная записка.
I.Пояснительная записка
1.1.
Информационные материалы и литература:
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Хореография»
(далее – программа) составлена на основе программ:
-
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и
хореография»
-
образовательная программа хореографического коллектива «Самородки» (автор
Таджибаева Лира Римовна), утверждена на заседании методического совета МБУДО
ТЦДОД . (дополнена и исправлена в 2019г).
При составлении программы были использованы материалы Интернет-ресурсов.
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере
образования:
-
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ;
-
СанПиН 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ №41 от 04.07.2014 г.
1.2.
Направленность программы: художественная.
1.3.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В современной системе образования и воспитания важное место занимает искусство,
являющееся неотъемлемой частью человеческой деятельности. Приобщение детей к
искусству на любом качественном уровне (восприятие, познание, творческая
деятельность) развивает эмоционально-нравственную и духовную культуру растущего
человека, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту.
Занятия искусством создаёт благоприятные условия для творческого развития ребёнка,
среди которых, хореография занимает особое место. Хореография как синтетическое
искусство представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания детей
на основе слияния музыки и пластики, а также интеграции различных видов искусств
(литература, живопись, театр, поэзия, музыка). Поэтому занятия танцем служит хорошей
основой для успешного развития не только специальных художественных способностей,
но и всеобщей универсальной способности к творчеству. Танцевальные занятия,
наполненные красотою музыки и радостью движения, стимулируют духовные силы и
творческий потенциал личности, несут положительную энергию, что в целом даёт
хорошую базу для успешного гармоничного развития личности ребёнка.
Занятия хореографией в целом повышают творческую активность и фантазию
школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность. Постепенно
ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои
действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под
музыку. С использованием элементов костюма и декорации.
Первым этапом освоения хореографии является ритмика, которая дает детям
первоначальную хореографическую подготовку, развивает музыкальность, чувство ритма
и сформировывает у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для
занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем. В настоящее
время дети проявляют желание к хореографическому искусству.
1.4.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа отличается от программ предпрофессиональной подготовки в
области искусств тем, что её содержание адаптировано к условиям дополнительного
образования детей. Содержание данной программы комплексное: развитие
хореографических умений и навыков и общая физическая подготовка.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но и
физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она
обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и
эмоциональным выражением. Особенность заключается в том, что в минимуме
физических затрат должен отразиться по максимуму сценический образ. Поэтому важно
учитывать фактор – использование минимума танцевальных элементов при максимуме
возможности их сочетаний.
Программа, в отличие от других подобных программ, является универсальной. В ней
содержится необходимый комплекс танцевальных дисциплин, необходимых для занятий в
вокальной студии по мере его творческого роста.
1.5.
Цель и задачи программы:
Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка, его художественно-творческих
умений, нравственных качеств и творческих способностей средствами хореографического
искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
1.
Познакомить:
-
с основами хореографии;
-с положением рук, ног, головы, корпуса во время танца;
-
с классическим и современным танцами.
2.
Формировать музыкально-ритмические навыки: восприятие общего характера
музыкальных произведений, развитие музыкальной памяти, чувства музыкальной
формы, ритма, способность различать музыкальные размеры, темпы, динамику.
2. Обучить умению свободно двигаться и ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
Воспитывать:
-
нравственно-коммуникативные качества у учащихся: умения вести себя в группе во
время движения (танцевальный этикет); чувство такта и культурных привычек в процессе
группового общения со сверстниками и взрослыми, дружелюбности;
-
аккуратность и трудолюбие;
-
чувство ответственности и уверенности;
-
стремление к здоровому образу жизни;
-
волевые качества: работоспособность, инициативность, ответственность,
доброжелательность.
По уровню освоения и сложности программа реализуется на трех уровнях. Стартовый
уровень (1 год обучения, 306 часов в год), возраст обучающихся 5-7 лет. На стартовый
уровень принимаются все дети, без отбора, главное условие – желание ребенка танцевать.
В силу физических и психологических особенностей детей этого возраста, сменяемость в
группе может достигать до 50%. Программа содержит материал минимальной сложности,
является первой ступенью к переходу на базовый уровень общеразвивающей программы.
Базовый уровень (3 года обучения, 306 часов в год), возраст обучающихся 8- 11 лет.
Базовый уровень предполагает освоение специализированных знаний в рамках
содержания учебного тематического плана. При переходе на базовый уровень
учитывается качество освоения программы стартового уровня и желание ребенка. Состав
группы основной. Но могут добавляться новые участники. Перед принятием решения по
их зачислению в группу, каждый новый обучающийся проходит обязательный просмотр.
В этот момент выявляются его умения и навыки, после чего он может продолжить занятия
в той или иной группе. Продвинутый уровень (3 года обучения, 306 часов в год), возраст
обучающихся 12-17 лет. Продвинутый уровень программы разработан с учетом групповой
работы. В рамках учебного тематического плана дети получают материал к сложным и
специфическим знаниям и навыкам в данном виде деятельности.
Педагогическая целесообразность программы основывается на принципах воспитания и
обучения, это принцип взаимосвязи обучения и развития и принцип взаимосвязи
эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что
способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность участвовать в
постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает
становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.
Отличительные особенности программы от уже существующих состоит в том, что помимо
изучения танцев народов мира, делается акцент и на современную культуру, в которой
молодежь проводит большее количество времени. Поэтому наряду с народным танцем
идет знакомство с основами эстрадной и современной хореографии, что позволяет
сохранять интерес и желание заниматься танцевальным искусством у большей части
обучающихся. Кроме того, вся деятельность ведется для воспитания хореографической
культуры, комплексного развития и обогащения техники каждого исполнителя, а также
высокого уровня владения эмоциональной выразительностью (за счет включения этюдной
работы — коротких танцевальных номеров, исполняющихся в характере определенного
народа). В конце обучения, начиная с 13 лет, дети пробуют себя в качестве хореографа,
воплощая свои идеи в жизнь. Мощным воспитательным элементом в программе стали
условия, способствующие расширению участия семьи в образовательной деятельности
(открытые занятия, приуроченные к календарным праздникам, родительские собрания,
поездки на конкурсы и фестивали, подготовка костюмов, подготовка аудитории к
занятиям). В результате тесного взаимодействия с семьей обучающегося устраняются
возможные конфликтные ситуации, дети более мотивированы на занятия танцами,
становятся более открытыми, ведь для них очень важно поделиться с близкими людьми
своими успехами и неудачами, новыми знаниями и умениями в этом увлекательном пути
изучения танцевальной культуры.
Срок реализации программы — 7 лет. Рассчитана на детей 5-17 лет. При реализации
программы учитываются психические, возрастные и физиологические особенности детей
младшего и среднего школьного возраста.
Форма обучения: очная
1.9. Режим занятий:
Занятия проходят 6 раза в неделю по 2-3 часа.. Перерыв между занятиями – не менее 10
минут.
1.10. Особенности организации образовательной деятельности:
Образовательная деятельность организована в форме групповых занятий (в каждой группе
занимается до 15 человек).
1.1. Основные возрастные особенности обучающихся
Младший школьный возраст.
Дети 5-7лет считают взрослого своим идеалом и стремятся во всем соответствовать ему.
Наблюдая за действиями и поведением старших, ребенок пытается выполнить
определенную общественную функцию, но сталкивается с противоречием — желание
противопоставлено его реальным возможностям. Чтобы перейти этот барьер,
разделяющий детские желания казаться взрослым, он применяет игру, тем самым
примеряя на себя тот или иной образ. Особое внимание в этом возрасте уделяется
развитию двигательного аппарата: у детей продолжает формироваться мелкая и крупная
моторика, появляется координация движений, ловкость, равновесие и умение
перешагивать через не высокие предметы. Появляется четкое осознание того, какую
форму имеет предмет, находящийся перед ними, а также с легкостью определяет
синонимичные предметы. Благодаря ориентации в пространстве ребенок может без труда
запоминать танцевальные приемы переходов из одной фигуры в другую. Кроме этого
обучающиеся умело вычленяют простые формы из сложных, что делает их более
внимательными и сообразительными.
Дети 8-11 лет. В этом возрасте начинает постепенно складывается система оценки
собственной деятельности, однако оценка взрослого играет большую роль. Дети по-
прежнему зависят от мнения окружающих, нуждаются в любви и опеке родителей, задают
множество вопросов и испытывают обиду, если не получают ответов на них. Внимание
они могут сосредоточить лишь на 15-20 минут, и если в поле зрения попадает что-то еще
более интересное, тут же переключаются на него. Очень большую значимость играет
наглядный показ, поэтому педагогу требуется преподнести танцевальные движения и
манеру исполнения в красочной форме, дабы избежать потери стимула к занятиям
хореографией. Дети 9 лет очень подвижны, физически активны, но и устают гораздо
быстрее, поэтому на занятиях необходимо менять виды деятельности и между занятиями
предусмотрен перерыв 10 минут. Если говорить о социальной среде, то ребенок этого
возрастного периода чувствует себя прекрасно, так как он еще дружелюбен, стремится
принимать участие в коллективной деятельности, нуждается в поощрении. Исходя из
этого, можно сказать, что для проведения плодотворной работы необходимо обращать
больше внимания на игровую форму занятий, использовать танцевальный реквизит, а для
теоретических занятий потребуется наличие видео и аудио-оборудования, которое
позволит более детально изучить и запомнить изучаемый материал.
Подростковый возраст.
Дети 12-17 лет.
В этом возрасте дети еще более активны, но уже чаще могут пренебрегать внешним
видом, чтобы выделиться из толпы и обратить на себя внимание. Плохое поведение может
стать способом показать себя независимым, что особенно касается мальчиков. Девочки же
все больше стремятся быть в центре внимания, тщательно и старательно выполняя
требования педагога. Возрастает конкурентоспособность среди и мальчиков, и девочек.
Каждый готов отстоять свою точку зрения. Все труднее становится заставить детей
соблюдать дисциплину, так как эмоциональная сфера чересчур «расшатана», а потому
можно наблюдать за тем, как обучающиеся вначале говорят, а только потом думают.
Именно поэтому нужно обучать их самоконтролю, прививая нравственные и моральные
качества. Стоит отметить тот факт, что достигая 10 лет, дети уже отказываются быть под
контролем, и ищут тех, кто сумел бы поддержать его шутки, идеи. Идеалом служит тот,
кто способен пойти против чужого мнения, отстояв свои принципы. Отсюда зачастую
происходят конфликтные ситуации, разобраться с которыми не всегда удается без помощи
родителей.
Несмотря на такие различия в возрастных особенностях детей, главной задачей является
— вселить любовь, уверенность и надежду на успешное обучение и познание
хореографического искусства, позволить каждому испытать гордость и счастье за свои
личные достижения. Безусловно, большую часть времени обучающиеся проводят вне
дома, а потому впитывают в себя информацию, модели поведения, способы общения с
ровесниками.
1.2 Особенности организации образовательного процесса.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (посещение концертов, театров,
музеев, участие в конкурсах, праздниках, фестивалях и т.д.)
Формы организации занятий: со всем объединением, с группой, в подгруппах (творческие
группы), индивидуальные (сольные номера).
Группы по составу одновозрастные. В объединении могут быть сформированы
разновозрастные творческие группы по концертным номерам. Состав группы на
стартовом уровне допускается сменяемым, на базовом и продвинутом уровне состав
постоянный.
В составе группы могут быть как мальчики, так и девочки, что позволяет проводить более
качественную работу, прививая чувство партнерских отношений, вызывая чувство
симпатии и заинтересованности противоположным полом. Работа в парах способствует
обогащению знаний учащихся, и повышению количества танцев ( массовых парных).
При наборе детей учитывается только возрастная категория, а потому все желающие
познать мир танца вне зависимости от физических данных, природных талантов, знаний и
умений, могут обучаться в группе. Этот критерий набора играет важную роль не только
для родителей, но и для самих обучающихся, которые испытывают страх перед входом в
кабинет, ожидая сложные упражнения, болезненные ощущения после занятий, а также
получение замечаний из-за отсутствия каких-либо физических данных. Это все остается за
дверью, в зале дети объединены общим стремлением научиться танцевать, и не просто
танцевать, а танцевать грамотно и со смыслом.
Набор в детское объединение по данной программе осуществляется по желанию
обучающегося и его родителей (законных представителей). Требование к
поступающим: справка от врача, о разрешение заниматься данным видом
творческой деятельности. Особого отбора нет.
Основания для отчисления: систематические пропуски занятий, без уважительной
причины, состояние здоровья и отсутствие интереса заниматься хореографией.
Занятия по программе, включают в себя танцевальные упражнения, реализуемые в разном
музыкальном темпе, ритме, отличительной амплитуде, упражнения для общего развития
учащихся, упражнения на координацию, задания на развитие музыкальности и актерского
мастерства. Занятия, построенные с использованием импровизации, позволяют детям
развивать творческое мышление и получать удовольствие от собственных достигнутых
результатов. Значительное внимание на занятиях уделяется развитию двигательным
функциям, формированию правильной осанки, ровной и подтянутой походке,
приобретению знаний о танцах народов мира и современных направлениях хореографии.
Обучающиеся совершенствуют физические умения и навыки, у них развивается
мышечное чувство, ориентирование и координация движений в пространстве, повышается
жизненный тонус.
Для успешной реализации программы необходим ряд условий:
— своевременно выявлять проблемы, возникающих в период образовательного процесса
и решать их;
— осуществлять поиск оригинальных идей для лучшего усвоения предлагаемого
материала;
— обеспечить занятия необходимым инвентарем для проведения полноценной,
интересной и слаженной работы с детьми разного возраста;
— творческий подход к организации учебного процесса;
— участие объединения в конкурсах и фестивалях разного уровня (от внутренних до
международных).
На занятиях обязательным является уважительное отношение ко всем участникам
коллектива. По необходимости проводятся беседы, выслушиваются предложения
родителей, которые с радостью готовы предложить свои способы решения возникающих
трудностей. Программа подразумевает поощрение стремлений детей задавать вопросы,
давать волю проявлениям чувств и эмоций, так как это основа артистизма, выражения
внутренних ощущений. В танцевальной сфере есть две важные задачи исполнителей:
тщательно разобрать и технически выполнить лексику постановочного номера, а вторая
задача — проявить темперамент, характер, станцевать с чувством, эмоциональной
выразительностью.
Программа основывается на двух векторах развития:
1. Обогащение опыта ребенка. Детям требуется время для того чтобы уложить в себе
необходимое количество информации, поэтому показывать исходный материал нужно не
спеша, делая акцент на том, что ребенку удается, а что нет. Если длительный период у
ребенка так и не получается выполнить танцевальный элемент, следует показать похожий
элемент, который можно понять и на его основе выполнить предыдущий. Необходимо
всегда поддерживать положительный настрой участников, помогать приобретать новые
знания, рассказывая интересные факты, предлагать загадки и даже говорить в
стихотворной форме. Дети не должны чувствовать себя ущемленными, нужно помочь им
расслабиться и внушить доверие.
2. Последовательное расширение познавательной сферы. Родителям требуется, как
можно раньше обнаружить природные способности ребенка и оказать ему поддержку в
развитии творчества, проявления себя, как активного и уверенного человека. Зная
интересы детей, взрослые используют свой опыт и помогают сделать правильный выбор:
продолжать ли ему формировать творческие умения и навыки в выбранной среде или же
стоит обратить свой взор в другую сторону. Недостаточно просто навязать свое мнение
ребенку, важно его заинтриговать. Чем сильнее интерес, тем больше желание
удовлетворить свои запросы, найти ответы на вопросы. Так произойдет постепенное
включение ребенка в совместную деятельность с взрослыми.
1.3.Прогнозируемые результаты.
После 1-3 года обучения обучающиеся должны с легкостью определять характер
музыкального сопровождения, ориентироваться в пространстве класса, знать правила
поведения и соблюдать дисциплину, различать танцевальные упражнения по характеру и
способу исполнения. Дети должны без труда выполнять требования и задания педагога,
предназначенные для повышения физической активности, здоровья, улучшения
настроения и гармоничного развития в коллективе. По окончании 2 года обучения ребята
уже привыкают к работе в парах с другими детьми, обязаны относиться с уважением к
партнеру, знать отличительные особенности в работе девочек от мальчиков. Из
теоретических занятий они должны владеть знаниями о возникновении танца, первых
древних плясках, значении движения в жизни человека, и его влиянии на здоровый образ
жизни.
Завершив 4-7 год обучения, у детей выработается свое понимание танцевальных
движений, они научатся передавать разные образы посредством хореографии, изучат
элементы народного, классического и эстрадного танца, что еще больше расширит их
кругозор. Со временем проявится легкость, выразительность и пластичность, исчезнет
зажатость и неуверенность. Танец позволит вернуть им душевное равновесие, исключит
перепады настроения и повысит иммунитет и укрепит мышечную систему. Наиболее
важным моментом станет сближение детей с их семьей, которая на протяжении всего
творческого пути должна оказывать поддержку, гордиться достижениями обучающихся.
По окончании 7 лет обучения, дети должны обладать следующими знаниями и умениями:
1. Владеть основами танцевального искусства ( грамотно исполнять элементы народного
танца, классического экзерсиса как у станка, так и на середине зала, элементы эстрадной и
современной хореографии)
2. Обладать хорошей памятью, творческим мышлением и воображением, что четко
отображается при создании собственным хореографическим номеров.
3. Работать в ансамбле, соблюдая правило синхронного исполнения движений.
4. Иметь желание исполнять сольные номера, тем самым проявляя себя, как творческую
личность (индивидуальность)
5. Обладать выносливостью, при исполнении номеров отличаться эмоциональной
выразительностью и старанием.
6. Обладать моральными, нравственными качествами во время танца, а также показывать
культуру общения с участниками коллектива и педагогом.
7. Иметь большой запас танцевальных движений, трюковых элементов, обладать
пластичностью, высокими двигательными навыками.
8. Стремиться развивать лидерские качества в коллективе, тем самым оказывая поддержку
педагогу при организации концертов, открытых занятий. Помогать осваивать наиболее
сложные танцевальные элементы другим участникам коллектива.
9. Иметь представление о культурных ценностях своего народа, а также изучаемых
народов стран мира. Стремиться к расширению своего кругозора, постоянно
самосовершенствоваться, посещая концертные мероприятия других творческих
коллективов.
10. С легкостью отличать танцевальные направления и музыкальное сопровождение.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Азбука
танцевального
движения
30
10
20
Практическая
работа
3
Постановка корпуса
12
6
6
Практическая
работа
4
Партерная гимнастика
30
30
Практическая
работа
5
Основы
классического
танца
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Репетиционно-
постановочная
деятельность
154
77
77
Практическая
работа
306
114
192
Задачи на первый год обучения – научить участников хореографического коллектива
внимательно
слушать
и
понимать
требования
педагога,
музыкальный
материал,
познакомить детей с разнообразием привычных движений, развивать координацию
движения, чувство ритма, память, внимание, заинтересованность. В течение этого
времени обучающиеся должны научиться самостоятельно готовиться к занятиям, без
затруднений переключаться с одного вида деятельности на другой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения
1.Организационная работа ( всего 25 ч)
Теория ( 1ч.):
Знакомство учащихся с понятием «Хореография». Постановка целей и задач на текущий
год, обсуждение правил техники безопасности на занятиях. Разговор о необходимой
форме для успешной работы на занятии.
Практика ( 24 ч.):
Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки
«Познакомимся», «Вставайте в круг»
2.
Азбука танцевального движения (всего 30ч.)
Теория (10 ч):
Мелодия и движение
Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; ¾
Контрастная музыка (быстрая, медленная, веселая, грустная)
Перестроение из одних рисунков в другие
Повороты, наклоны и выпады.
Практика (20ч):
Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на
месте вокруг себя, вправо, влево; повороты на месте)
Маршевый шаг с перестроением в различные танцевальные рисунки
Танцевальные шаги ( передача образов животных)
Выделение сильной доли
3.
4.Постановка корпуса (всего 12ч.) и партерная гимнастика ( всего 30 ч.)
Теория (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика
Беседа с обучающимися о значении осанки, просмотр видеоматериала, работа с
плакатами.
Практика (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика
Выполнение комплекса упражнений, благотворно влияющих на корректировку походки,
устранение дефектов в осанке.
Партерная гимнастика и постановка корпуса изучаются совместно, что дает обучающимся
лучшее представление о значении пластики и силы мышц.
4.
Основы классического танца ( всего 30 ч.)
Теория ( 15 ч.)
Разговор с обучающимися о значении классического танца. Предоставление
видеоматериала с балетными постановками и открытыми занятиями в ведущих ВУЗах
страны. Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала
обучающимся дается информация о названии движения, его перевод ( в классическом
танце используются иностранные названия движений, поэтому детям необходимо
пояснять и помогать запоминать их)
Практика ( 15ч.)
Знакомство с позициями ног и рук (позиции ног — 1; 6; позиция рук – подготовительная,
первая)
Полуприседания (деми – плие) – по 1 позиции
Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в 1; 6 позициях
. Батман тандю ( вперед и в сторону).
. Прыжки соте ( по 6 позиции с паузами и без)
6.
Основы народного танца ( всего 25 ч.)
Теория ( 5 ч.)
Разговор с обучающимися о происхождении народного танца. Предоставление наглядного
материала. Рассказ о характерных особенностях той или иной страны. Важность
правильного исполнения и работы в ансамбле (соблюдение синхронности исполнения).
Игровые минутки ( русские народные игры)
Практика ( 20 ч.)
Русский поклон
Шаги русского народного танца ( простой, переменный, с каблука)
«Гармошка», «Елочка», «Ковырялочка», «Молоточки»
7.Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 154 ч.)
Теория ( 77ч.)
Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы. Постановка целей
и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во время массовых
мероприятий.
Практика ( 77 ч.)
. Комбинации классического и народного танца на середине зала под музыкальное
сопровождение.
К концу 1 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
— Правильно пройти в такт музыки, сохраняя осанку;
— Уверенно исполнять простейшие танцевальные движения, а также запоминать
последовательность выполнения упражнений на середине зала и на коврике ( партерная
гимнастика);
— Чувствовать характер марша и умело его исполнять под музыку;
— Уметь изобразить в танцевальном движении животных, а также настроение;
— Обладать знаниями основ классического и народного танца;
— Исполнить танцевальные номера на Отчетном концерте в конце учебного года.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Азбука
танцевального
движения
30
10
20
Практическая
работа
3
Постановка корпуса
12
6
6
Практическая
работа
4
Партерная гимнастика
30
30
Практическая
работа
5
Основы
классического
танца
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Репетиционно-
постановочная
деятельность
154
77
77
Практическая
работа
306
114
192
Задачи на второй год обучения: дальнейшее развитие чувства ритма, музыкальности,
пластики, координации движения, знакомство с новыми элементами классического и
народного танца. Включение в программу парного танца для понимания коллективной
деятельности. Разучивание танцевальных этюдов на основе русского материала как
русская пляска ,эстрадный танец .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения
1. Организационная работа. ( всего 25 ч.)
Теория ( 1ч.):
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на
занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года. Если в
коллективе присутствуют новые участники, то необходимо познакомить всех друг с
другом.
Практика ( 24 ч.):
Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки
( «Познакомимся», « Танцуй и улыбайся»)
2.Азбука танцевального движения ( всего 30 ч.)
Теория ( 10 ч.)
Особенности музыкального ритма «Марш».
. Особенности музыкального ритма «Вальс»
. Просмотр видеоматериала для наилучшего усвоения материала.
. Быстрые и медленные хороводы, плясовые ( отличительные особенности каждого ритма)
. Понятие «акцент»
Практика (20 ч.)
Акцентирование сильной доли такта в шага ( Марш, Вальс)
Вступление и финал в танце
Перестроение по линии танца ( хоровод и плясовая)
. Проведение первой проверочной работы ( зачета) для проверки усвоения полученных
знаний
3. 4. Постановка корпуса (всего 12ч.) и партерная гимнастика ( всего 30 ч.)
Теория (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика
В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в
очередном повторе материала «Значение осанки», а также в детальном рассмотрении
работы мышц.
Практика (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика (30 ч)
дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса изученных и новых
упражнений как на середине зала, так и на ковриках.
5.
Основы классического танца ( всего 30 ч.)
Теория ( 15 ч.)
Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала
обучающимся дается информация о названии движения, его перевод ( в классическом
танце используются иностранные названия движений, поэтому детям необходимо
пояснять и помогать запоминать их). На каждом занятии теория и практика неразрывно
связаны.
Практика ( 15 ч.)
Повторение и закрепление упражнений классического танца 1 года обучения
Полуприседание (деми-плие) – по 1 и 2 позиции
Вытягивание ноги на носок (батман тандю) – 1 позиция вперед, в сторону, с плие
. Батман тандю жете вперед и в сторону ( по 1 и 6 позиции)
Медленное поднимание ноги вперед на 90 градусов
Прыжки вверх с обеих ног (соте) – в 1 и 2 позициях
Пор де бра ( упражнения для рук, головы и корпуса)
6.
Основы народного танца (всего 25 ч.)
Теория ( 5 ч.)
Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно связаны.
Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется, приводятся примеры его
использования в танцевальных номерах ( видеоматериал, иллюстрации), а только потом
обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же
доступно объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных
этюдов той или иной народности, дети знакомятся с отличительными особенностями,
культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное представление о живущих там
людях, их характере.
Практика ( 20 ч.)
. Хороводный шаг на носочках
Шаг с притопом, тройной притоп
Подскок по кругу в парах и по диагонали
«Припадание» и «упадание»
«Молоточки» на месте и в сочетании с бегом по диагонали
Перестроение из одного круга в два и обратно, движение по часовой и против часовой
стрелки, «змейка», «снежинка»
Разучивание элементов итальянского танца «Тарантелла» ( высокие подскоки, выброс
вперед вытянутых носочков, комбинации с поворотами и хлопками, характерные для
данного танца)
7.
Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 154 ч.)
Теория (77 ч.)
Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы. Постановка целей
и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во время массовых
мероприятий.
Практика ( 77 ч.)
— Показательное занятие на основе комбинаций классического и народного танца
— Хореографические номера
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Азбука
танцевального
движения
30
10
20
Практическая
работа
3
Постановка корпуса
12
6
6
Практическая
работа
4
Партерная гимнастика
30
30
Практическая
работа
5
Основы
классического
танца
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Репетиционно-
постановочная
154
77
77
Практическая
работа
деятельность
306
114
192
Задачи на третий год обучения: последовательное повторение упражнений 1,2 года
обучения, с усложнением и добавлением темпа исполнения. Отработка техники движения,
достигая музыкальности и ритмичности, развивая логическую и мышечную память.
Введение основ исполнения эстрадного танца и последующее представление полученных
умений и навыков на отчетном концерте. Разучивание танцевальных этюдов на основе
латышского и цыганского материала, хореографических номеров: танец народов мира ( по
выбору), русский танец , эстрадный танец .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го года обучения
1.Организационная работа ( всего 25 ч.)
Теория ( 1 ч.)
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на
занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.
Практика ( 24 ч.)
Проведение игровых танцевальных минуток.
Азбука танцевального движения ( всего 30 ч.)
Теория ( 10 ч.)
Изучение динамических оттенков в музыке
Ритмический рисунок в музыке
Развитие музыкальности
Практические занятия ( 20 ч.)
Разбираются ритмические рисунки, динамические оттенки на примере поставленных
танцевальных этюдов и хореографических номеров
Создание танцевальных образов ( эмоциональная выразительность и артистизм)
3.
4. Постановка корпуса (всего 12 ч.) и партерная гимнастика ( всего 30ч.)
Теория (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика
В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в
очередном повторе материала «Значение осанки», а также в детальном рассмотрении
работы мышц. В этом учебном году обучающиеся могут самостоятельно объяснять
значение осанки и гимнастики, подготавливая плакаты (самостоятельная работа)
Практика (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика
дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса изученных и новых
упражнений как на середине зала, так и на ковриках.
5.Основы классического танца ( всего 30 ч.)
Теория ( 15 ч.)
Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической
хореографии с использованием наглядного материала.
Практика ( 15 ч.)
Повторение и закрепление упражнений 1 и 2 года обучения
Полуприседание (деми-плие) – по 1,2,5 позиции, (гран-плие) по 1,2 позиции
Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) по всем позициям.
Батман тандю, батман тандю жете назад.
. Ронд де жамб партер с паузами (en dehors -андеор)
Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра)
Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян) вперед, в сторону
Прыжки (эшаппе) из 1 позиции во 2 и обратно
6.Основы народного и эстрадного танца ( всего 25 ч.)
Теория ( 5ч.)
Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно связаны.
Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется, приводятся примеры его
использования в танцевальных номерах ( видеоматериал, иллюстрации), а только потом
обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же
доступно объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных
этюдов той или иной народности, дети знакомятся с отличительными особенностями,
культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное представление о живущих там
людях, их характере. А также идет постепенное ознакомление с эстрадным танцем, его
отличительными особенностями.
Практика ( 20 ч.)
Тройной притоп
Повороты на 3 шагах вправо, влево с пяткой и притопами
Тройной шаг с притопом вперед, назад ( в повороте)
Перескок с ноги на ногу
Кружение в парах
. Одинарная дробь, двойная дробь
Разучивание танцевальных этюдов на основе латышского и цыганского материала.
. Элементы эстрадного танца ( крестовой шаг, «пружинка», и др.)
7.
Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 154ч.)
Теория ( 77 ч.)
Подведение итогов учебного года, постановка целей и задач на открытое занятие и
отчетный концерт.
Практика ( 77 ч.)
Танцевальный этюд на основе латышского материала.
. Танцевальный этюд на основе цыганского материала.
. Танцы народов мира ( один танец по выбору).
. Эстрадный танец
. Русский танец
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Азбука
танцевального
движения
30
10
20
Практическая
работа
3
Партерная гимнастика
12
6
6
Практическая
работа
4
Основы
акробатики.
Трюки и поддержки
30
30
Практическая
работа
5
Основы
классического
танца
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Основы
современного
танца
54
54
8
Репетиционно-
постановочная
деятельность
100
50
50
Практическая
работа
306
114
192
Задачи на четвертый год обучения: последовательное повторение упражнений 1, 2 и 3
года обучения, с усложнением и добавлением темпа исполнения.
Особое внимание уделяется синхронности исполнения, работе в ансамбле. Развитие
эмоциональной выразительности и ее применение в работе над хореографическими
номерами. Разучивание танцевальных этюдов хореографических номеров: танцы народов
мира ( 1 по выбору), современный танец , хореографическая сюита на военную тематику.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4-го года обучения
1.Организационная работа ( всего 25 ч.)
Теория ( 1 ч.)
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на
занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года. При наличии
новых участников в коллективе проводится знакомство.
Практика ( 24 ч.)
Танцевальная разминка.
2. Азбука танцевального движения ( всего 30ч.)
Теория ( 10ч.)
— Знакомство с музыкальными терминами, означающими характер музыки
— Продолжение работы над развитием музыкальности.
Практика ( 20 ч.)
— Импровизация под музыкальное сопровождение ( образы в музыке)
— Работа с карточками на определение характера музыки
— Игровые минутки
3. Партерная гимнастика ( всего 12 ч.)
Теория ( 6 ч.)
Перед выполнением особо сложных упражнений детям объясняется необходимость его
изучения, область применения. Делается анализ достижений каждого обучающегося.
Практика ( 6 ч.)
Продолжение работы над растяжкой, развитием пластики и гибкости. Увеличение
времени для выполнения определенных упражнений ( «Складка», «Лягушка», «Бабочка»,
«Мостик», « Рыбка», «Самолетик», «Шпагат» продольный и поперечный).
4. Основы акробатики. Трюки и поддержки ( всего 30 ч.)
Теория
Проведение беседы с учащимися о правилах безопасности в период исполнения
акробатических элементов. Просмотр видеоматериала по изучаемым темам.
Практика ( 15 ч.)
— Разучивание трюковых элементов: «Колесо», «Кувырок вперед и назад»,
движение вперед и назад в положении «Мостик», основы исполнения трюка в народном
танце «Бедуинский» ( мальчики).
— Работа в парах по разучиванию простых поддержек.
5
.Основы классического танца ( всего 30 ч.)
Теория ( 25ч.)
Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической
хореографии с использованием наглядного материала.
Практика ( 25 ч.)
Создание комбинаций деми-плие и гранд-плие с использованием движения рук. ( На
момент 4 года обучения участники коллектива могут постепенно пробовать держать руку
в стороне)
Батман тандю с плие и дегаже по всем позициям.
Батман тандю жете с пике по всем направлениям.
. Ронд де жамб партер без пауз (en dehors -андеор и en dedans)
Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра)
. Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян) вперед, в сторону и назад
Прыжки соте и (эшаппе) из 5 во 2 и обратно
. Основы вращения (тур шене) tour chaines
6. Основы народного танца ( всего 25 ч.)
Теория (5ч.)
Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными особенностями
народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.
Практика (20 ч.)
— Простой и двойной ключ
— «Вертушка» ( у девочек), простая присядка, «мячик», хлопушка ( у мальчиков)
— Вращение «Бегунок» ( у девочек), выброска и «турчики» ( у мальчиков)
— Повторение материала за 3 год обучения для создания комбинаций
— «Веревочка» простая.
— Разучивание танцевальных этюдов на основе украинского, белорусского и осетинского
материала.
7. Основы современного танца ( всего 54 ч.)
Теория (
Знакомство с современным танцевальным направлением. Просмотр видеоматериала.
Изучение терминов, использующихся для обозначения тех или иных движений.
Практика ( 54ч.)
— Прослушивание и обсуждение характерной музыки для современного танца «Хип-хоп»
— «Пружинка» в современном танце ( основы «Хип-хоп»)
— Элементы танца «Хип-хоп» и соединение их в комбинации
— Разучивание «Дорожки» и «Подсечки»
8. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)
Теория ( 50ч.)
Беседа с обучающимися о предстоящих выступлениях, решение организационных
вопросов. Обсуждение правил поведения на массовых мероприятиях. Подготовка к
отчетному концерту или открытому занятию.
Практика ( 50 ч.)
. Танцы народов мира ( один танец по выбору)
. Современный танец
. Хореографическая сюита на военную тематику
К концу 4 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
. Владеть знаниями о музыкальных терминах ( музыкальный темп)
Уверенно исполнять упражнения и комбинации классического танца у станка, прыжки на
середине зала и вращение (шене) по диагонали.
Исполнять элементы народного танца с эмоциональной выразительностью
Знать особенности исполнения современного танца
Уверенно выполнять упражнения в партерной гимнастике 4 года обучения
Владеть основами акробатики. Стремиться без страховки исполнять элементарные
упражнения
Исполнять танцевальные этюды и хореографические номера, предусмотренные для
обучающихся 4 ступени.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Партерная гимнастика
30
10
20
Практическая
работа
3
Основы грима
12
6
6
Практическая
работа
4
Костюмное
оформление
танца
30
30
Практическая
работа
5
Основы акробатики
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Основы
современного
танца
54
54
8
Репетиционно-
постановочная
деятельность
100
50
50
Практическая
работа
306
114
192
Задачи на пятый год обучения: усложнение ранее изученных танцевальных движений и
комбинаций. Выход на середину зала для исполнения элементов классического экзерсиса,
освоенного у станка. По-прежнему, особое внимание уделяется синхронности исполнения,
работе в ансамбле. Развитие эмоциональной выразительности и ее применение в работе
над хореографическими номерами. Включение в программу основ грима и костюмного
оформления танца ( получение навыков шитья и создания элементов костюма
«Украшение ткани пайетками», «Создание кокошника»).
Разучивание танцевальных этюдов на основе молдавского танца «Бэтута», создание
хореографических номеров: танцы народов мира ( 2 по выбору), современный танец.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5-го года обучения
1.Организационная работа ( всего 25 ч.)
Теория ( 5ч.)
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на
занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.
Практика ( 20 ч.)
Танцевальная разминка.
2. Партерная гимнастика ( всего 30 ч.)
Теория (1 5 ч.)
На каждом занятии, начиная с 5-го года обучения детям необходимо напоминать о
правилах предосторожности при выполнении партерной гимнастики. Особенно, если
обучающиеся работают в парах.
Практика ( 15 ч.)
Продолжение работы над растяжкой, развитием пластики и гибкости ( усложнение
выполнения данных упражнений за счет увеличения временного интервала)
3. Основы грима ( всего 12 ч.)
Теория ( 6 ч.)
Изучение техники нанесения макияжа перед выступлением для мальчиков и девочек, а
также правильное создание прически для тренировочного процесса и показательного
выступления.
Практика ( 6 ч.)
Проведение практической работы в парах. Выполнение проектов по созданию грима
( коллектив делится на 3-4 группы, каждая из которых выбирает тематику танца и
особенности грима, после чего выполняет эскиз макияжа на листе формата А4, а уже
затем по желанию, исполняет задумку на практике)
4. Костюмное оформление танца ( всего 30 ч.)
Занятия, направленные на развитие творчества у детей, чувства уважения к труду других
участников коллектива.
Теория ( 15ч.)
Беседа о технике безопасности при работе со швейным оборудованием, правилах
соблюдения чистоты на рабочем месте. Рассказ о характерных особенностях костюма того
или иного народа ( над которым проводится работа). Акцент делается на умении владеть
швейным мастерством для изготовления элементов костюмов, используемых для танца.
Практика ( 15 ч.)
Обучение детей аккуратности, внимательности, терпению и бережливости. В период
занятий обучающиеся знакомятся с особенностями работы с пайетками и изготавливают
какой-либо элемент костюма (кокошник в русском народном стиле, украинский венок и
т. д.) Данная работа предусмотрена для девочек. Мальчики, в свою очередь, получают
навыки правильного использования костюмов, реквизита и узнают секреты
профессиональных танцоров.
5. Основы акробатики ( всего 30 ч.)
Теория ( 10 ч.)/ Практика (20ч.)
Теория и практика неразрывно связаны, а потому перед выполнением новых трюковых
элементов проводится разговор с обучающимися, после чего они приступают к практике.
Дети продолжают работу над освоением акробатических трюковых элементов и
поддержек. Применяют изученный материал при постановке танцевальных номеров.
6. Основы классического танца ( всего 35 ч.)
Теория ( 10 ч.)
Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической
хореографии с использованием наглядного материала.
Практика ( 25 ч.)
-Создание более сложных комбинаций
- деми плие и гранд плие
- Батман тандю
- Батман тандю жете
- Ронд де жамб партер
- Изучение батман фондю ( 3 направления движения)
- Изучение батман фропе
- Адажио ( деволюпе, релевелянт)
- Гранд батман с паузами
- Шине (увеличение темпа)
- Прыжки: соте с руками, эшаппе ( в повороте), шажман депье ( 5 поз.)
7. Основы народного танца (всего 23 ч.)
Теория (5 ч.)
Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными особенностями
народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.
Практика ( 18 ч.)
. Изучение дробных выстукиваний ( у девочек), усложненные присядки и хлопушки ( у
мальчиков)
. Танцевальные комбинации с использованием реквизита (деревянные ложки, платочки)
. Разучивание танцевальных этюдов на основе молдавского танца «Бэтута», ирландского,
татарского и башкирского танца «7 девушек».
8. Основы современного танца ( всего 20 ч.)
Теория (1 ч.)
Беседа с обучающимися о танцевальном направлении, над которым будет проводиться
работа. Показ видеоматериала.
Практика ( 19 ч.)
Продолжение работы над развитием техники исполнения современного танца.
Усложнение и увеличение изучаемого материала. Включение в программу основ брейк-
данса ( в большей части для мальчиков).
9. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)
Теория ( 50 ч.)
Беседа с обучающимися о предстоящих выступлениях, решение организационных
вопросов. Обсуждение правил поведения на массовых мероприятиях. Подготовка к
отчетному концерту или открытому занятию.
Практика ( 50 ч.)
. Танцевальный этюд на основе молдавского танца «Бэтута»
. Постановка современного танца
К концу 5 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
. Наибольшие успехи в освоении партерной гимнастики
. Обучающиеся имеют представление о гриме и уверенно могут изобразить результат
обучения на практике
. Обучающиеся ( девочки) обладают навыками шитья ( работа с пайетками), а также с
аккуратностью, интересом и желанием выполняют работу по изготовлению русского
народного головного убора- кокошника, привыкая к коллективной деятельности и
сотрудничеству
. Мальчики исполняют трюковые элементы, присядки и хлопушки, предусмотренные на 5
году обучения. Девочки владеют техникой исполнения дробных выстукиваний. Все
вместе справляются с темпом занятия и внимательно следят за своей техникой
исполнения комбинаций в классическом, народном и современном танце.
. Исполнение танцевальных этюдов и хореографических номеров, предусмотренных для
обучающихся 5 ступени
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Азбука
танцевального
движения
30
10
20
Практическая
работа
3
Партерная гимнастика
12
6
6
Практическая
работа
4
Основы
акробатики.
Трюки и поддержки
30
30
Практическая
работа
5
Основы
классического
танца
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Основы
современного
танца
54
54
8
Репетиционно-
постановочная
деятельность
100
50
50
Практическая
работа
306
114
192
Задачи на шестой год обучения: совершенствование танцевальной техники в
классическом, народном и современном танце. Дальнейшее развитие тела при помощи
партерной гимнастики. Разучивание танцевальных этюдов танцы народов мира ( 2 по
выбору), современный танец ( 1-2).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6-го года обучения
1.Организационная работа (всего 25 ч.)
Теория ( 1ч.)
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на
занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.
Практика ( 24 ч.)
Танцевальная разминка.
2. Партерная гимнастика (всего 12 ч.)
Теория ( 6 ч.)
Беседа с обучающимися о правилах исполнения упражнений на гимнастическом коврике (
для новых участников коллектива). Перед каждым занятием проходит ознакомление детей
с правилами безопасности, важностью использования тех или иных упражнений. Каждый
новый изучаемый элемент партерной гимнастики сперва закрепляется на теории, только
затем участники приступают к практике.
Практика ( 6 ч.)
Усложнение ранее изученных элементов партерной гимнастики.
Создание отдельных коротких номеров с использованием упражнений на развитие
пластики, гибкости и равновесия.
3. Трюковые элементы ( всего 30 ч.)
Практика ( 10 ч.)
Мальчики продолжают совершенствовать свои умения и навыки в ранее изученных
трюковых элементах, добавляя темп и расширяя амплитуду.
Новые трюковые элементы: сложные присядки, хлопушки в русском народном характере,
исполнение «Чертика», основы исполнения трюка «коза», «Арбуз»,
«подсечка» темповая. Вращение «Турчики»
Девочки: абертас, прыжки «поджатые», вращения в различных комбинациях.
4. Основы классического танца ( всего 30 ч.)
Теория ( 15 ч.)
Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической
хореографии с использованием наглядного материала.
Практика ( 15ч.)
. Повторение комбинаций у станка
. Экзерсис на центре зала ( комбинации из изученных движений)
. Гранд батман с паузами на середине зала
. Изучение «глиссад»
. Прыжки ( ассамбле) вперед
5.Основы народного танца ( всего 25ч)
Теория ( 5 ч.)
Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными особенностями
народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.
Практика ( 20 ч.)
.Дробные выстукивания ( девочки), присядки и хлопушки ( у мальчиков)
6. Современный танец ( всего 54 ч.)
Практика ( 54ч.)
. Повторение изученного материала и его последующее усложнение
. Изучение танцевальных комбинаций в современном характере
. Совмещение двух стилей современного танца
. Проектная деятельность ( деление участников на группы и последующая работа по
созданию танцевальных этюдов под самостоятельно выбранную музыку на основе
изученного материала)
7. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)
Теория ( 50 ч.)
Беседа с обучающимися о предстоящих выступлениях, решение организационных
вопросов. Обсуждение правил поведения на массовых мероприятиях. Подготовка к
отчетному концерту или открытому занятию.
Практика ( 50 ч.)
. Создание хореографического номера на основе материала танцев народа мира ( 1-2 )
Создание хореографического номера ( 1-2) на основе материала по современному танцу
К концу 6 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
. Умение синхронно и более профессионально исполнять танцевальные этюды и номера
. Освоение новых элементов классического и народного танца
. Освоение новых трюковых элементов и совершенствование уже изученных
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
1
Организационная работа
25
1
24
Практическая
работа
2
Азбука
танцевального
движения
30
10
20
Практическая
работа
3
Партерная гимнастика
12
6
6
Практическая
работа
4
Основы
акробатики.
Трюки и поддержки
30
30
Практическая
работа
5
Основы
классического
танца
30
15
15
Практическая
работа
6
Основы народного танца
25
5
20
Практическая
работа
7
Основы
современного
танца
54
54
8
Репетиционно-
постановочная
деятельность
100
50
50
Практическая
работа
306
114
192
Задачи на седьмой год обучения: совершенствование танцевальной техники в
классическом, народном и современном танце, а также усвоение выполнения трюковых
элементов. Подготовка программы для заключительного отчетного концерта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7-го года обучения
1.Организационная работа ( всего 25ч.)
Теория ( 1 ч.)
Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на
занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.
Практика ( 24 ч.)
Проведение танцевальной разминки, подвижных игр для детей 12-14 лет.
2.
3 Партерная гимнастика ( всего 12 ч.) и трюковые элементы ( всего 30 ч.)
Теория ( партерная гимнастика — 1 ч, трюковые элементы — 5 ч.)
Разговор с обучающимися на тему здорового образа жизни и важности правильного
исполнения трюковых элементов для предупреждения детского травматизма. Возможно
выполнение творческих работ с целью повышения результативности обучения по данной
программе.
Практика ( партерная гимнастика — 19 ч, трюковые элементы- 10 ч.)
Подготовка к открытому занятию/ отчетному концерту ( объединение разученных
трюковых элементов в комбинации)
4. Основы классического танца ( всего 30 ч.)
Теория ( 15 ч.)
Повторение изученного материала за весь период обучения. Если в период проведения
последнего зачета возникли трудности, дети вновь возвращаются к теории.
Практика ( 15 ч.)
Подготовка к открытому занятию/ отчетному концерту ( усложнение комбинаций у станка
и на середине зала). Отработка прыжков и вращения.
Деление участников на группы ( по усмотрению педагога), в случае, если будут
присутствовать отстающие обучающиеся. В таком случае это станет решением возникшей
проблемы и обучающиеся смогут успешно выступить на открытом занятии или отчетном
концерте, показав себя с лучшей стороны. Одна группа продемонстрирует освоенный
материал ( более простой), а вторая группа в- усложненный вариант.
5, 6 Основы народного (всего 25 ч.) и современного танца ( всего 54 ч .)
Теория по народному танцу ( 5 ч.) предусмотрена для тех обучающихся, которые
испытывают большее затруднение при подготовке к отчетному концерту или открытому
занятию.
Для них проводятся занятия с включением теоретической части, чтобы еще раз
восполнить пробелы в памяти и получить ответы на вопросыю
Практика (народный танец- 20 ч., современный танец — 54 ч.)
. Воспроизведение изученных танцевальных этюдов за все годы обучения
. Создание концертной программы
7. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)
Теория ( 50 ч.)
Проведение беседы с обучающимися с целью решения возникающих вопросов по
Отчетному концерту, который завершает год и демонстрирует результаты 7-летнего
обучения.
Практика ( 50 ч.)
. Работа над хореографическими постановками ( лучшими номерами, созданными за весь
период обучения, а также над постановками самих обучающихся)
. Подготовка к показательному занятию /отчетному концерту
К концу 7 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:
. Профессиональное овладение техникой исполнения классического, народного,
эстрадного и современного танца
. Успешное освоение индивидуальной работы, в парах и в коллективе
. Обучающиеся понимают значение хореографии в своей жизни и чувствуют уверенность
в себе
. Умеют понимать педагога с полуслова, следовать его советам, предлагать свои варианты
решения возникающих проблем.
. Обладают основами создания танцевального номера ( без стеснения и страха пробуют
самостоятельно создать хореографическую постановку).
Методическое обеспечение программы.
На каждом периоде обучения дети познают новую специфику и сложности
хореографического искусства. Если в первый год обучения большую роль играет
выразительность в танце, умение слушать музыку и двигаться согласно ее ритму, то в
дальнейшем знания суммируются и используются для исполнения более трудных
движений. Все внимание уже отводится манере исполнения, работе в паре и ансамбле,
осознании своей творческой деятельности, как фактора разностороннего развития.
Значительно повышается интеллектуальный уровень, художественная выразительность и
музыкальность.
Все ступени образовательного процесса содержат в себе различные методы обучения
детей в соответствии с их возрастными особенностями:
-словесные методы ( беседа с учащимися, рассказ интересных историй).
-наглядные методы ( использование иллюстраций, видео-материала на занятиях). Главный
метод проведения занятий- практическая работа, главной целью которой является не
только обучить грамотности исполнения определенных движений и комбинаций, но и
усвоить, а также по возможности углубить знания.
Для успешных занятий используется соответствующая форма: дети занимаются в
балетках или чешках (туфлях/ сапогах), при изучении современных танцевальных
направлений используются кроссовки и джазовая обувь. Одежда для девочек- купальник,
лосины и юбка, выше колен, для мальчиков- белая майка, лосины. Разрешается
спортивная форма. Одним из не менее важных условий проведения занятий является
наличие прически у девочек ( волосы, собранные в пучок). Чтобы работа проходила с
максимальной самоотдачей и достижением целей педагога и самих воспитанников,
имеется просторный зал с деревянным покрытием, оснащенный зеркалами, и аудио-
оборудованием. Большое значение имеет соблюдение температурного режима, что
гарантирует заботу о здоровье учащихся.
Устраиваемые в конце каждого школьного периода отчетные и открытые занятия ясно
показывают путь развития детей, повышение уровня воспитанности, дисциплины, знаний
о танцевальном искусстве. Усвоение теоретической части путем наглядного показа
( использование иллюстраций, видео-материала, аудио-дисков). Большую роль в оценке
работы педагога и воспитанников играют отзывы самих детей, их родителей, и, конечно
же, преподавательского состава школы, которые помогают корректировать содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самородки»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология (учебное пособие для студентов ВУЗа) / Г.С.
Абрамова — М., 1999.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./ А. Адлер — Ростов-на-Дону, 1998.
3. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным
коллективом. / Г.Ф. Богданов — М., 2011.
4. Бузина Т.В. Программа хореографического коллектива «Надежда» / Т.В. Бузина —
М.,2013 г.
5. Бухвостова Л.В. Балетмейстер и коллектив./ Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А.
Щекотихина — Орел, 2007.
6. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 –
7 лет творчества в танце./ Е. Горшкова — М., 2002.
7. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. / И.Г. Есаулов — Ижевск,
1992.
8. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего школьного возраста. Пособие для
практических работников ДОУ./ Н.В. Зарецкая — М., 2008.
9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. / Е.В. Конорова -М., 1972.
10. Пасютинская В. Волшебный мир танца. / В. Пасютинская — М., 1985.
11. Полятков С.С. Основы современного танца. / С.С. Полятков — Ростов-на-Дону, 2005.
12. Программа Ритмика и танец 1-8 классы, утвержденная Министерством образования
06.03.2001.
13. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова — г. Сыктывкар, 2004.
14. Череховская Р. Танцевать могут все. / Р. Череховская — Минск, 1973.
15. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика его преподавания:
эстрадный танец. / А.М. Яковенко — Тюмень, 2010.
Для детей:
1. Акулова О. Театрализованные игры. / О. Акулова — М., 2005.
2. Кветная О.В. Учите детей танцевать. / О.В. Кветная, Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова —
М., 2003.
3. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. /
Г.А. Колодницкий — М., 1997.
4. Коротков И. М. Подвижные игры детей./ И.М. Коротков.- М., 1987.
5. Луговская А. Ритмические упражнения игры и пляски./ А. Луговская — М., 1991.
6. Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения./ М.А. Михайлова,
Н.В. Воронина- Ярославль, 2000.
7. Пинаева Е.А. Детские образные танцы./ Е.А. Пинаева — Пермь, 2006.
8. Попова А. Танцевальный клондайк ( №1. Февраль 2001 г)./ А. Попова- М., 2001.
9. Федорова Г. Танцы для мальчиков/ Г. Федорова — СП-б, 2011.