Напоминание

Театр танца "Самородки"


Автор: Таджибаева Лира Римовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Тенькинский центр дополнительного образования детей"
Населённый пункт: п. Усть-Омчуг
Наименование материала: Программа
Тема: Театр танца "Самородки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МБУДО «ТЦДОД»

______________Е.В. Сутормина

«02» июня 2021 г.

Рассмотрено на

Педагогическом совете, протокол № 8

от «02» июня 2021 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ

«САМОРОДКИ»

Преподаватель:

Таджибаева Лира Римовна

Срок реализации: 7 лет

п.Усть-Омчуг

2021 год

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………3-9

Раздел I. Особенности программы кружка «Самородки»

1.1 Основные возрастные особенности обучающихся…………10-11

1.2 Структура и режим занятий……………………………………12-15

1.3 Прогнозируемые результаты…………………………………16-17

1.4. Содержание учебного плана

Раздел IV Учебный (тематический) план

1.5. Младшая возрастная группа, 1 год обучения (стартовый уровень)……18-19

1.6 Младшая возрастная группа, 2 год обучения (базовый уровень)………20-21

1.7 Младшая возрастная группа, 3 год обучения (базовый уровень)………22-23

1.8 Младшая возрастная группа, 4 год обучения ( базовый уровень)…… 24-25

1.9 Старшая возрастная группа, 5 год обучения ( продвинутый уровень)…26-27

2.1 Старшая возрастная группа, 6 год обучения (продвинутый уровень)……28-29

2.2 Старшая возрастная группа, 7 год обучения (продвинутый уровень)………30-31

Раздел V Методическое обеспечение программы…………………………32

Список литературы…………………………………….33

Пояснительная записка.

I.Пояснительная записка

1.1.

Информационные материалы и литература:

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Хореография»

(далее – программа) составлена на основе программ:

-

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика и

хореография»

-

образовательная программа хореографического коллектива «Самородки» (автор

Таджибаева Лира Римовна), утверждена на заседании методического совета МБУДО

ТЦДОД . (дополнена и исправлена в 2019г).

При составлении программы были использованы материалы Интернет-ресурсов.

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере

образования:

-

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ;

-

СанПиН 2.4.4.3172 – 14, утвержденного Постановлением Главного

государственного санитарного врача РФ №41 от 04.07.2014 г.

1.2.

Направленность программы: художественная.

1.3.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В современной системе образования и воспитания важное место занимает искусство,

являющееся неотъемлемой частью человеческой деятельности. Приобщение детей к

искусству на любом качественном уровне (восприятие, познание, творческая

деятельность) развивает эмоционально-нравственную и духовную культуру растущего

человека, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту.

Занятия искусством создаёт благоприятные условия для творческого развития ребёнка,

среди которых, хореография занимает особое место. Хореография как синтетическое

искусство представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания детей

на основе слияния музыки и пластики, а также интеграции различных видов искусств

(литература, живопись, театр, поэзия, музыка). Поэтому занятия танцем служит хорошей

основой для успешного развития не только специальных художественных способностей,

но и всеобщей универсальной способности к творчеству. Танцевальные занятия,

наполненные красотою музыки и радостью движения, стимулируют духовные силы и

творческий потенциал личности, несут положительную энергию, что в целом даёт

хорошую базу для успешного гармоничного развития личности ребёнка.

Занятия хореографией в целом повышают творческую активность и фантазию

школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность. Постепенно

ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои

действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под

музыку. С использованием элементов костюма и декорации.

Первым этапом освоения хореографии является ритмика, которая дает детям

первоначальную хореографическую подготовку, развивает музыкальность, чувство ритма

и сформировывает у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для

занятий классическим, народно-сценическим и историко-бытовым танцем. В настоящее

время дети проявляют желание к хореографическому искусству.

1.4.

Отличительные особенности программы

Настоящая программа отличается от программ предпрофессиональной подготовки в

области искусств тем, что её содержание адаптировано к условиям дополнительного

образования детей. Содержание данной программы комплексное: развитие

хореографических умений и навыков и общая физическая подготовка.

Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но и

физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она

обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и

эмоциональным выражением. Особенность заключается в том, что в минимуме

физических затрат должен отразиться по максимуму сценический образ. Поэтому важно

учитывать фактор – использование минимума танцевальных элементов при максимуме

возможности их сочетаний.

Программа, в отличие от других подобных программ, является универсальной. В ней

содержится необходимый комплекс танцевальных дисциплин, необходимых для занятий в

вокальной студии по мере его творческого роста.

1.5.

Цель и задачи программы:

Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка, его художественно-творческих

умений, нравственных качеств и творческих способностей средствами хореографического

искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

1.

Познакомить:

-

с основами хореографии;

-с положением рук, ног, головы, корпуса во время танца;

-

с классическим и современным танцами.

2.

Формировать музыкально-ритмические навыки: восприятие общего характера

музыкальных произведений, развитие музыкальной памяти, чувства музыкальной

формы, ритма, способность различать музыкальные размеры, темпы, динамику.

2. Обучить умению свободно двигаться и ориентироваться в пространстве;

Воспитательные:

Воспитывать:

-

нравственно-коммуникативные качества у учащихся: умения вести себя в группе во

время движения (танцевальный этикет); чувство такта и культурных привычек в процессе

группового общения со сверстниками и взрослыми, дружелюбности;

-

аккуратность и трудолюбие;

-

чувство ответственности и уверенности;

-

стремление к здоровому образу жизни;

-

волевые качества: работоспособность, инициативность, ответственность,

доброжелательность.

По уровню освоения и сложности программа реализуется на трех уровнях. Стартовый

уровень (1 год обучения, 306 часов в год), возраст обучающихся 5-7 лет. На стартовый

уровень принимаются все дети, без отбора, главное условие – желание ребенка танцевать.

В силу физических и психологических особенностей детей этого возраста, сменяемость в

группе может достигать до 50%. Программа содержит материал минимальной сложности,

является первой ступенью к переходу на базовый уровень общеразвивающей программы.

Базовый уровень (3 года обучения, 306 часов в год), возраст обучающихся 8- 11 лет.

Базовый уровень предполагает освоение специализированных знаний в рамках

содержания учебного тематического плана. При переходе на базовый уровень

учитывается качество освоения программы стартового уровня и желание ребенка. Состав

группы основной. Но могут добавляться новые участники. Перед принятием решения по

их зачислению в группу, каждый новый обучающийся проходит обязательный просмотр.

В этот момент выявляются его умения и навыки, после чего он может продолжить занятия

в той или иной группе. Продвинутый уровень (3 года обучения, 306 часов в год), возраст

обучающихся 12-17 лет. Продвинутый уровень программы разработан с учетом групповой

работы. В рамках учебного тематического плана дети получают материал к сложным и

специфическим знаниям и навыкам в данном виде деятельности.

Педагогическая целесообразность программы основывается на принципах воспитания и

обучения, это принцип взаимосвязи обучения и развития и принцип взаимосвязи

эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что

способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность участвовать в

постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает

становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

Отличительные особенности программы от уже существующих состоит в том, что помимо

изучения танцев народов мира, делается акцент и на современную культуру, в которой

молодежь проводит большее количество времени. Поэтому наряду с народным танцем

идет знакомство с основами эстрадной и современной хореографии, что позволяет

сохранять интерес и желание заниматься танцевальным искусством у большей части

обучающихся. Кроме того, вся деятельность ведется для воспитания хореографической

культуры, комплексного развития и обогащения техники каждого исполнителя, а также

высокого уровня владения эмоциональной выразительностью (за счет включения этюдной

работы — коротких танцевальных номеров, исполняющихся в характере определенного

народа). В конце обучения, начиная с 13 лет, дети пробуют себя в качестве хореографа,

воплощая свои идеи в жизнь. Мощным воспитательным элементом в программе стали

условия, способствующие расширению участия семьи в образовательной деятельности

(открытые занятия, приуроченные к календарным праздникам, родительские собрания,

поездки на конкурсы и фестивали, подготовка костюмов, подготовка аудитории к

занятиям). В результате тесного взаимодействия с семьей обучающегося устраняются

возможные конфликтные ситуации, дети более мотивированы на занятия танцами,

становятся более открытыми, ведь для них очень важно поделиться с близкими людьми

своими успехами и неудачами, новыми знаниями и умениями в этом увлекательном пути

изучения танцевальной культуры.

Срок реализации программы — 7 лет. Рассчитана на детей 5-17 лет. При реализации

программы учитываются психические, возрастные и физиологические особенности детей

младшего и среднего школьного возраста.

Форма обучения: очная

1.9. Режим занятий:

Занятия проходят 6 раза в неделю по 2-3 часа.. Перерыв между занятиями – не менее 10

минут.

1.10. Особенности организации образовательной деятельности:

Образовательная деятельность организована в форме групповых занятий (в каждой группе

занимается до 15 человек).

1.1. Основные возрастные особенности обучающихся

Младший школьный возраст.

Дети 5-7лет считают взрослого своим идеалом и стремятся во всем соответствовать ему.

Наблюдая за действиями и поведением старших, ребенок пытается выполнить

определенную общественную функцию, но сталкивается с противоречием — желание

противопоставлено его реальным возможностям. Чтобы перейти этот барьер,

разделяющий детские желания казаться взрослым, он применяет игру, тем самым

примеряя на себя тот или иной образ. Особое внимание в этом возрасте уделяется

развитию двигательного аппарата: у детей продолжает формироваться мелкая и крупная

моторика, появляется координация движений, ловкость, равновесие и умение

перешагивать через не высокие предметы. Появляется четкое осознание того, какую

форму имеет предмет, находящийся перед ними, а также с легкостью определяет

синонимичные предметы. Благодаря ориентации в пространстве ребенок может без труда

запоминать танцевальные приемы переходов из одной фигуры в другую. Кроме этого

обучающиеся умело вычленяют простые формы из сложных, что делает их более

внимательными и сообразительными.

Дети 8-11 лет. В этом возрасте начинает постепенно складывается система оценки

собственной деятельности, однако оценка взрослого играет большую роль. Дети по-

прежнему зависят от мнения окружающих, нуждаются в любви и опеке родителей, задают

множество вопросов и испытывают обиду, если не получают ответов на них. Внимание

они могут сосредоточить лишь на 15-20 минут, и если в поле зрения попадает что-то еще

более интересное, тут же переключаются на него. Очень большую значимость играет

наглядный показ, поэтому педагогу требуется преподнести танцевальные движения и

манеру исполнения в красочной форме, дабы избежать потери стимула к занятиям

хореографией. Дети 9 лет очень подвижны, физически активны, но и устают гораздо

быстрее, поэтому на занятиях необходимо менять виды деятельности и между занятиями

предусмотрен перерыв 10 минут. Если говорить о социальной среде, то ребенок этого

возрастного периода чувствует себя прекрасно, так как он еще дружелюбен, стремится

принимать участие в коллективной деятельности, нуждается в поощрении. Исходя из

этого, можно сказать, что для проведения плодотворной работы необходимо обращать

больше внимания на игровую форму занятий, использовать танцевальный реквизит, а для

теоретических занятий потребуется наличие видео и аудио-оборудования, которое

позволит более детально изучить и запомнить изучаемый материал.

Подростковый возраст.

Дети 12-17 лет.

В этом возрасте дети еще более активны, но уже чаще могут пренебрегать внешним

видом, чтобы выделиться из толпы и обратить на себя внимание. Плохое поведение может

стать способом показать себя независимым, что особенно касается мальчиков. Девочки же

все больше стремятся быть в центре внимания, тщательно и старательно выполняя

требования педагога. Возрастает конкурентоспособность среди и мальчиков, и девочек.

Каждый готов отстоять свою точку зрения. Все труднее становится заставить детей

соблюдать дисциплину, так как эмоциональная сфера чересчур «расшатана», а потому

можно наблюдать за тем, как обучающиеся вначале говорят, а только потом думают.

Именно поэтому нужно обучать их самоконтролю, прививая нравственные и моральные

качества. Стоит отметить тот факт, что достигая 10 лет, дети уже отказываются быть под

контролем, и ищут тех, кто сумел бы поддержать его шутки, идеи. Идеалом служит тот,

кто способен пойти против чужого мнения, отстояв свои принципы. Отсюда зачастую

происходят конфликтные ситуации, разобраться с которыми не всегда удается без помощи

родителей.

Несмотря на такие различия в возрастных особенностях детей, главной задачей является

— вселить любовь, уверенность и надежду на успешное обучение и познание

хореографического искусства, позволить каждому испытать гордость и счастье за свои

личные достижения. Безусловно, большую часть времени обучающиеся проводят вне

дома, а потому впитывают в себя информацию, модели поведения, способы общения с

ровесниками.

1.2 Особенности организации образовательного процесса.

Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (посещение концертов, театров,

музеев, участие в конкурсах, праздниках, фестивалях и т.д.)

Формы организации занятий: со всем объединением, с группой, в подгруппах (творческие

группы), индивидуальные (сольные номера).

Группы по составу одновозрастные. В объединении могут быть сформированы

разновозрастные творческие группы по концертным номерам. Состав группы на

стартовом уровне допускается сменяемым, на базовом и продвинутом уровне состав

постоянный.

В составе группы могут быть как мальчики, так и девочки, что позволяет проводить более

качественную работу, прививая чувство партнерских отношений, вызывая чувство

симпатии и заинтересованности противоположным полом. Работа в парах способствует

обогащению знаний учащихся, и повышению количества танцев ( массовых парных).

При наборе детей учитывается только возрастная категория, а потому все желающие

познать мир танца вне зависимости от физических данных, природных талантов, знаний и

умений, могут обучаться в группе. Этот критерий набора играет важную роль не только

для родителей, но и для самих обучающихся, которые испытывают страх перед входом в

кабинет, ожидая сложные упражнения, болезненные ощущения после занятий, а также

получение замечаний из-за отсутствия каких-либо физических данных. Это все остается за

дверью, в зале дети объединены общим стремлением научиться танцевать, и не просто

танцевать, а танцевать грамотно и со смыслом.

Набор в детское объединение по данной программе осуществляется по желанию

обучающегося и его родителей (законных представителей). Требование к

поступающим: справка от врача, о разрешение заниматься данным видом

творческой деятельности. Особого отбора нет.

Основания для отчисления: систематические пропуски занятий, без уважительной

причины, состояние здоровья и отсутствие интереса заниматься хореографией.

Занятия по программе, включают в себя танцевальные упражнения, реализуемые в разном

музыкальном темпе, ритме, отличительной амплитуде, упражнения для общего развития

учащихся, упражнения на координацию, задания на развитие музыкальности и актерского

мастерства. Занятия, построенные с использованием импровизации, позволяют детям

развивать творческое мышление и получать удовольствие от собственных достигнутых

результатов. Значительное внимание на занятиях уделяется развитию двигательным

функциям, формированию правильной осанки, ровной и подтянутой походке,

приобретению знаний о танцах народов мира и современных направлениях хореографии.

Обучающиеся совершенствуют физические умения и навыки, у них развивается

мышечное чувство, ориентирование и координация движений в пространстве, повышается

жизненный тонус.

Для успешной реализации программы необходим ряд условий:

— своевременно выявлять проблемы, возникающих в период образовательного процесса

и решать их;

— осуществлять поиск оригинальных идей для лучшего усвоения предлагаемого

материала;

— обеспечить занятия необходимым инвентарем для проведения полноценной,

интересной и слаженной работы с детьми разного возраста;

— творческий подход к организации учебного процесса;

— участие объединения в конкурсах и фестивалях разного уровня (от внутренних до

международных).

На занятиях обязательным является уважительное отношение ко всем участникам

коллектива. По необходимости проводятся беседы, выслушиваются предложения

родителей, которые с радостью готовы предложить свои способы решения возникающих

трудностей. Программа подразумевает поощрение стремлений детей задавать вопросы,

давать волю проявлениям чувств и эмоций, так как это основа артистизма, выражения

внутренних ощущений. В танцевальной сфере есть две важные задачи исполнителей:

тщательно разобрать и технически выполнить лексику постановочного номера, а вторая

задача — проявить темперамент, характер, станцевать с чувством, эмоциональной

выразительностью.

Программа основывается на двух векторах развития:

1. Обогащение опыта ребенка. Детям требуется время для того чтобы уложить в себе

необходимое количество информации, поэтому показывать исходный материал нужно не

спеша, делая акцент на том, что ребенку удается, а что нет. Если длительный период у

ребенка так и не получается выполнить танцевальный элемент, следует показать похожий

элемент, который можно понять и на его основе выполнить предыдущий. Необходимо

всегда поддерживать положительный настрой участников, помогать приобретать новые

знания, рассказывая интересные факты, предлагать загадки и даже говорить в

стихотворной форме. Дети не должны чувствовать себя ущемленными, нужно помочь им

расслабиться и внушить доверие.

2. Последовательное расширение познавательной сферы. Родителям требуется, как

можно раньше обнаружить природные способности ребенка и оказать ему поддержку в

развитии творчества, проявления себя, как активного и уверенного человека. Зная

интересы детей, взрослые используют свой опыт и помогают сделать правильный выбор:

продолжать ли ему формировать творческие умения и навыки в выбранной среде или же

стоит обратить свой взор в другую сторону. Недостаточно просто навязать свое мнение

ребенку, важно его заинтриговать. Чем сильнее интерес, тем больше желание

удовлетворить свои запросы, найти ответы на вопросы. Так произойдет постепенное

включение ребенка в совместную деятельность с взрослыми.

1.3.Прогнозируемые результаты.

После 1-3 года обучения обучающиеся должны с легкостью определять характер

музыкального сопровождения, ориентироваться в пространстве класса, знать правила

поведения и соблюдать дисциплину, различать танцевальные упражнения по характеру и

способу исполнения. Дети должны без труда выполнять требования и задания педагога,

предназначенные для повышения физической активности, здоровья, улучшения

настроения и гармоничного развития в коллективе. По окончании 2 года обучения ребята

уже привыкают к работе в парах с другими детьми, обязаны относиться с уважением к

партнеру, знать отличительные особенности в работе девочек от мальчиков. Из

теоретических занятий они должны владеть знаниями о возникновении танца, первых

древних плясках, значении движения в жизни человека, и его влиянии на здоровый образ

жизни.

Завершив 4-7 год обучения, у детей выработается свое понимание танцевальных

движений, они научатся передавать разные образы посредством хореографии, изучат

элементы народного, классического и эстрадного танца, что еще больше расширит их

кругозор. Со временем проявится легкость, выразительность и пластичность, исчезнет

зажатость и неуверенность. Танец позволит вернуть им душевное равновесие, исключит

перепады настроения и повысит иммунитет и укрепит мышечную систему. Наиболее

важным моментом станет сближение детей с их семьей, которая на протяжении всего

творческого пути должна оказывать поддержку, гордиться достижениями обучающихся.

По окончании 7 лет обучения, дети должны обладать следующими знаниями и умениями:

1. Владеть основами танцевального искусства ( грамотно исполнять элементы народного

танца, классического экзерсиса как у станка, так и на середине зала, элементы эстрадной и

современной хореографии)

2. Обладать хорошей памятью, творческим мышлением и воображением, что четко

отображается при создании собственным хореографическим номеров.

3. Работать в ансамбле, соблюдая правило синхронного исполнения движений.

4. Иметь желание исполнять сольные номера, тем самым проявляя себя, как творческую

личность (индивидуальность)

5. Обладать выносливостью, при исполнении номеров отличаться эмоциональной

выразительностью и старанием.

6. Обладать моральными, нравственными качествами во время танца, а также показывать

культуру общения с участниками коллектива и педагогом.

7. Иметь большой запас танцевальных движений, трюковых элементов, обладать

пластичностью, высокими двигательными навыками.

8. Стремиться развивать лидерские качества в коллективе, тем самым оказывая поддержку

педагогу при организации концертов, открытых занятий. Помогать осваивать наиболее

сложные танцевальные элементы другим участникам коллектива.

9. Иметь представление о культурных ценностях своего народа, а также изучаемых

народов стран мира. Стремиться к расширению своего кругозора, постоянно

самосовершенствоваться, посещая концертные мероприятия других творческих

коллективов.

10. С легкостью отличать танцевальные направления и музыкальное сопровождение.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Азбука

танцевального

движения

30

10

20

Практическая

работа

3

Постановка корпуса

12

6

6

Практическая

работа

4

Партерная гимнастика

30

30

Практическая

работа

5

Основы

классического

танца

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Репетиционно-

постановочная

деятельность

154

77

77

Практическая

работа

306

114

192

Задачи на первый год обучения – научить участников хореографического коллектива

внимательно

слушать

и

понимать

требования

педагога,

музыкальный

материал,

познакомить детей с разнообразием привычных движений, развивать координацию

движения, чувство ритма, память, внимание, заинтересованность. В течение этого

времени обучающиеся должны научиться самостоятельно готовиться к занятиям, без

затруднений переключаться с одного вида деятельности на другой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения

1.Организационная работа ( всего 25 ч)

Теория ( 1ч.):

Знакомство учащихся с понятием «Хореография». Постановка целей и задач на текущий

год, обсуждение правил техники безопасности на занятиях. Разговор о необходимой

форме для успешной работы на занятии.

Практика ( 24 ч.):

Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки

«Познакомимся», «Вставайте в круг»

2.

Азбука танцевального движения (всего 30ч.)

Теория (10 ч):

Мелодия и движение

Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; ¾

Контрастная музыка (быстрая, медленная, веселая, грустная)

Перестроение из одних рисунков в другие

Повороты, наклоны и выпады.

Практика (20ч):

Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на

месте вокруг себя, вправо, влево; повороты на месте)

Маршевый шаг с перестроением в различные танцевальные рисунки

Танцевальные шаги ( передача образов животных)

Выделение сильной доли

3.

4.Постановка корпуса (всего 12ч.) и партерная гимнастика ( всего 30 ч.)

Теория (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика

Беседа с обучающимися о значении осанки, просмотр видеоматериала, работа с

плакатами.

Практика (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика

Выполнение комплекса упражнений, благотворно влияющих на корректировку походки,

устранение дефектов в осанке.

Партерная гимнастика и постановка корпуса изучаются совместно, что дает обучающимся

лучшее представление о значении пластики и силы мышц.

4.

Основы классического танца ( всего 30 ч.)

Теория ( 15 ч.)

Разговор с обучающимися о значении классического танца. Предоставление

видеоматериала с балетными постановками и открытыми занятиями в ведущих ВУЗах

страны. Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала

обучающимся дается информация о названии движения, его перевод ( в классическом

танце используются иностранные названия движений, поэтому детям необходимо

пояснять и помогать запоминать их)

Практика ( 15ч.)

Знакомство с позициями ног и рук (позиции ног — 1; 6; позиция рук – подготовительная,

первая)

Полуприседания (деми – плие) – по 1 позиции

Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в 1; 6 позициях

. Батман тандю ( вперед и в сторону).

. Прыжки соте ( по 6 позиции с паузами и без)

6.

Основы народного танца ( всего 25 ч.)

Теория ( 5 ч.)

Разговор с обучающимися о происхождении народного танца. Предоставление наглядного

материала. Рассказ о характерных особенностях той или иной страны. Важность

правильного исполнения и работы в ансамбле (соблюдение синхронности исполнения).

Игровые минутки ( русские народные игры)

Практика ( 20 ч.)

Русский поклон

Шаги русского народного танца ( простой, переменный, с каблука)

«Гармошка», «Елочка», «Ковырялочка», «Молоточки»

7.Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 154 ч.)

Теория ( 77ч.)

Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы. Постановка целей

и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во время массовых

мероприятий.

Практика ( 77 ч.)

. Комбинации классического и народного танца на середине зала под музыкальное

сопровождение.

К концу 1 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:

— Правильно пройти в такт музыки, сохраняя осанку;

— Уверенно исполнять простейшие танцевальные движения, а также запоминать

последовательность выполнения упражнений на середине зала и на коврике ( партерная

гимнастика);

— Чувствовать характер марша и умело его исполнять под музыку;

— Уметь изобразить в танцевальном движении животных, а также настроение;

— Обладать знаниями основ классического и народного танца;

— Исполнить танцевальные номера на Отчетном концерте в конце учебного года.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Азбука

танцевального

движения

30

10

20

Практическая

работа

3

Постановка корпуса

12

6

6

Практическая

работа

4

Партерная гимнастика

30

30

Практическая

работа

5

Основы

классического

танца

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Репетиционно-

постановочная

деятельность

154

77

77

Практическая

работа

306

114

192

Задачи на второй год обучения: дальнейшее развитие чувства ритма, музыкальности,

пластики, координации движения, знакомство с новыми элементами классического и

народного танца. Включение в программу парного танца для понимания коллективной

деятельности. Разучивание танцевальных этюдов на основе русского материала как

русская пляска ,эстрадный танец .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-го года обучения

1. Организационная работа. ( всего 25 ч.)

Теория ( 1ч.):

Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на

занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года. Если в

коллективе присутствуют новые участники, то необходимо познакомить всех друг с

другом.

Практика ( 24 ч.):

Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые минутки

( «Познакомимся», « Танцуй и улыбайся»)

2.Азбука танцевального движения ( всего 30 ч.)

Теория ( 10 ч.)

Особенности музыкального ритма «Марш».

. Особенности музыкального ритма «Вальс»

. Просмотр видеоматериала для наилучшего усвоения материала.

. Быстрые и медленные хороводы, плясовые ( отличительные особенности каждого ритма)

. Понятие «акцент»

Практика (20 ч.)

Акцентирование сильной доли такта в шага ( Марш, Вальс)

Вступление и финал в танце

Перестроение по линии танца ( хоровод и плясовая)

. Проведение первой проверочной работы ( зачета) для проверки усвоения полученных

знаний

3. 4. Постановка корпуса (всего 12ч.) и партерная гимнастика ( всего 30 ч.)

Теория (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика

В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в

очередном повторе материала «Значение осанки», а также в детальном рассмотрении

работы мышц.

Практика (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика (30 ч)

дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса изученных и новых

упражнений как на середине зала, так и на ковриках.

5.

Основы классического танца ( всего 30 ч.)

Теория ( 15 ч.)

Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или середине зала

обучающимся дается информация о названии движения, его перевод ( в классическом

танце используются иностранные названия движений, поэтому детям необходимо

пояснять и помогать запоминать их). На каждом занятии теория и практика неразрывно

связаны.

Практика ( 15 ч.)

Повторение и закрепление упражнений классического танца 1 года обучения

Полуприседание (деми-плие) – по 1 и 2 позиции

Вытягивание ноги на носок (батман тандю) – 1 позиция вперед, в сторону, с плие

. Батман тандю жете вперед и в сторону ( по 1 и 6 позиции)

Медленное поднимание ноги вперед на 90 градусов

Прыжки вверх с обеих ног (соте) – в 1 и 2 позициях

Пор де бра ( упражнения для рук, головы и корпуса)

6.

Основы народного танца (всего 25 ч.)

Теория ( 5 ч.)

Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно связаны.

Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется, приводятся примеры его

использования в танцевальных номерах ( видеоматериал, иллюстрации), а только потом

обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же

доступно объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных

этюдов той или иной народности, дети знакомятся с отличительными особенностями,

культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное представление о живущих там

людях, их характере.

Практика ( 20 ч.)

. Хороводный шаг на носочках

Шаг с притопом, тройной притоп

Подскок по кругу в парах и по диагонали

«Припадание» и «упадание»

«Молоточки» на месте и в сочетании с бегом по диагонали

Перестроение из одного круга в два и обратно, движение по часовой и против часовой

стрелки, «змейка», «снежинка»

Разучивание элементов итальянского танца «Тарантелла» ( высокие подскоки, выброс

вперед вытянутых носочков, комбинации с поворотами и хлопками, характерные для

данного танца)

7.

Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 154 ч.)

Теория (77 ч.)

Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной работы. Постановка целей

и задач. Решение возникающих вопросов/ правила поведения во время массовых

мероприятий.

Практика ( 77 ч.)

— Показательное занятие на основе комбинаций классического и народного танца

— Хореографические номера

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Азбука

танцевального

движения

30

10

20

Практическая

работа

3

Постановка корпуса

12

6

6

Практическая

работа

4

Партерная гимнастика

30

30

Практическая

работа

5

Основы

классического

танца

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Репетиционно-

постановочная

154

77

77

Практическая

работа

деятельность

306

114

192

Задачи на третий год обучения: последовательное повторение упражнений 1,2 года

обучения, с усложнением и добавлением темпа исполнения. Отработка техники движения,

достигая музыкальности и ритмичности, развивая логическую и мышечную память.

Введение основ исполнения эстрадного танца и последующее представление полученных

умений и навыков на отчетном концерте. Разучивание танцевальных этюдов на основе

латышского и цыганского материала, хореографических номеров: танец народов мира ( по

выбору), русский танец , эстрадный танец .

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-го года обучения

1.Организационная работа ( всего 25 ч.)

Теория ( 1 ч.)

Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на

занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.

Практика ( 24 ч.)

Проведение игровых танцевальных минуток.

Азбука танцевального движения ( всего 30 ч.)

Теория ( 10 ч.)

Изучение динамических оттенков в музыке

Ритмический рисунок в музыке

Развитие музыкальности

Практические занятия ( 20 ч.)

Разбираются ритмические рисунки, динамические оттенки на примере поставленных

танцевальных этюдов и хореографических номеров

Создание танцевальных образов ( эмоциональная выразительность и артистизм)

3.

4. Постановка корпуса (всего 12 ч.) и партерная гимнастика ( всего 30ч.)

Теория (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика

В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает необходимость в

очередном повторе материала «Значение осанки», а также в детальном рассмотрении

работы мышц. В этом учебном году обучающиеся могут самостоятельно объяснять

значение осанки и гимнастики, подготавливая плакаты (самостоятельная работа)

Практика (постановка корпуса- 6 ч.)+ партерная гимнастика

дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса изученных и новых

упражнений как на середине зала, так и на ковриках.

5.Основы классического танца ( всего 30 ч.)

Теория ( 15 ч.)

Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической

хореографии с использованием наглядного материала.

Практика ( 15 ч.)

Повторение и закрепление упражнений 1 и 2 года обучения

Полуприседание (деми-плие) – по 1,2,5 позиции, (гран-плие) по 1,2 позиции

Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) по всем позициям.

Батман тандю, батман тандю жете назад.

. Ронд де жамб партер с паузами (en dehors -андеор)

Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра)

Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян) вперед, в сторону

Прыжки (эшаппе) из 1 позиции во 2 и обратно

6.Основы народного и эстрадного танца ( всего 25 ч.)

Теория ( 5ч.)

Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой неразрывно связаны.

Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется, приводятся примеры его

использования в танцевальных номерах ( видеоматериал, иллюстрации), а только потом

обучающиеся вместе с педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же

доступно объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных

этюдов той или иной народности, дети знакомятся с отличительными особенностями,

культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное представление о живущих там

людях, их характере. А также идет постепенное ознакомление с эстрадным танцем, его

отличительными особенностями.

Практика ( 20 ч.)

Тройной притоп

Повороты на 3 шагах вправо, влево с пяткой и притопами

Тройной шаг с притопом вперед, назад ( в повороте)

Перескок с ноги на ногу

Кружение в парах

. Одинарная дробь, двойная дробь

Разучивание танцевальных этюдов на основе латышского и цыганского материала.

. Элементы эстрадного танца ( крестовой шаг, «пружинка», и др.)

7.

Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 154ч.)

Теория ( 77 ч.)

Подведение итогов учебного года, постановка целей и задач на открытое занятие и

отчетный концерт.

Практика ( 77 ч.)

Танцевальный этюд на основе латышского материала.

. Танцевальный этюд на основе цыганского материала.

. Танцы народов мира ( один танец по выбору).

. Эстрадный танец

. Русский танец

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Азбука

танцевального

движения

30

10

20

Практическая

работа

3

Партерная гимнастика

12

6

6

Практическая

работа

4

Основы

акробатики.

Трюки и поддержки

30

30

Практическая

работа

5

Основы

классического

танца

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Основы

современного

танца

54

54

8

Репетиционно-

постановочная

деятельность

100

50

50

Практическая

работа

306

114

192

Задачи на четвертый год обучения: последовательное повторение упражнений 1, 2 и 3

года обучения, с усложнением и добавлением темпа исполнения.

Особое внимание уделяется синхронности исполнения, работе в ансамбле. Развитие

эмоциональной выразительности и ее применение в работе над хореографическими

номерами. Разучивание танцевальных этюдов хореографических номеров: танцы народов

мира ( 1 по выбору), современный танец , хореографическая сюита на военную тематику.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4-го года обучения

1.Организационная работа ( всего 25 ч.)

Теория ( 1 ч.)

Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на

занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года. При наличии

новых участников в коллективе проводится знакомство.

Практика ( 24 ч.)

Танцевальная разминка.

2. Азбука танцевального движения ( всего 30ч.)

Теория ( 10ч.)

— Знакомство с музыкальными терминами, означающими характер музыки

— Продолжение работы над развитием музыкальности.

Практика ( 20 ч.)

— Импровизация под музыкальное сопровождение ( образы в музыке)

— Работа с карточками на определение характера музыки

— Игровые минутки

3. Партерная гимнастика ( всего 12 ч.)

Теория ( 6 ч.)

Перед выполнением особо сложных упражнений детям объясняется необходимость его

изучения, область применения. Делается анализ достижений каждого обучающегося.

Практика ( 6 ч.)

Продолжение работы над растяжкой, развитием пластики и гибкости. Увеличение

времени для выполнения определенных упражнений ( «Складка», «Лягушка», «Бабочка»,

«Мостик», « Рыбка», «Самолетик», «Шпагат» продольный и поперечный).

4. Основы акробатики. Трюки и поддержки ( всего 30 ч.)

Теория

Проведение беседы с учащимися о правилах безопасности в период исполнения

акробатических элементов. Просмотр видеоматериала по изучаемым темам.

Практика ( 15 ч.)

— Разучивание трюковых элементов: «Колесо», «Кувырок вперед и назад»,

движение вперед и назад в положении «Мостик», основы исполнения трюка в народном

танце «Бедуинский» ( мальчики).

— Работа в парах по разучиванию простых поддержек.

5

.Основы классического танца ( всего 30 ч.)

Теория ( 25ч.)

Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической

хореографии с использованием наглядного материала.

Практика ( 25 ч.)

Создание комбинаций деми-плие и гранд-плие с использованием движения рук. ( На

момент 4 года обучения участники коллектива могут постепенно пробовать держать руку

в стороне)

Батман тандю с плие и дегаже по всем позициям.

Батман тандю жете с пике по всем направлениям.

. Ронд де жамб партер без пауз (en dehors -андеор и en dedans)

Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра)

. Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян) вперед, в сторону и назад

Прыжки соте и (эшаппе) из 5 во 2 и обратно

. Основы вращения (тур шене) tour chaines

6. Основы народного танца ( всего 25 ч.)

Теория (5ч.)

Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными особенностями

народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.

Практика (20 ч.)

— Простой и двойной ключ

— «Вертушка» ( у девочек), простая присядка, «мячик», хлопушка ( у мальчиков)

— Вращение «Бегунок» ( у девочек), выброска и «турчики» ( у мальчиков)

— Повторение материала за 3 год обучения для создания комбинаций

— «Веревочка» простая.

— Разучивание танцевальных этюдов на основе украинского, белорусского и осетинского

материала.

7. Основы современного танца ( всего 54 ч.)

Теория (

Знакомство с современным танцевальным направлением. Просмотр видеоматериала.

Изучение терминов, использующихся для обозначения тех или иных движений.

Практика ( 54ч.)

— Прослушивание и обсуждение характерной музыки для современного танца «Хип-хоп»

— «Пружинка» в современном танце ( основы «Хип-хоп»)

— Элементы танца «Хип-хоп» и соединение их в комбинации

— Разучивание «Дорожки» и «Подсечки»

8. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)

Теория ( 50ч.)

Беседа с обучающимися о предстоящих выступлениях, решение организационных

вопросов. Обсуждение правил поведения на массовых мероприятиях. Подготовка к

отчетному концерту или открытому занятию.

Практика ( 50 ч.)

. Танцы народов мира ( один танец по выбору)

. Современный танец

. Хореографическая сюита на военную тематику

К концу 4 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:

. Владеть знаниями о музыкальных терминах ( музыкальный темп)

Уверенно исполнять упражнения и комбинации классического танца у станка, прыжки на

середине зала и вращение (шене) по диагонали.

Исполнять элементы народного танца с эмоциональной выразительностью

Знать особенности исполнения современного танца

Уверенно выполнять упражнения в партерной гимнастике 4 года обучения

Владеть основами акробатики. Стремиться без страховки исполнять элементарные

упражнения

Исполнять танцевальные этюды и хореографические номера, предусмотренные для

обучающихся 4 ступени.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Партерная гимнастика

30

10

20

Практическая

работа

3

Основы грима

12

6

6

Практическая

работа

4

Костюмное

оформление

танца

30

30

Практическая

работа

5

Основы акробатики

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Основы

современного

танца

54

54

8

Репетиционно-

постановочная

деятельность

100

50

50

Практическая

работа

306

114

192

Задачи на пятый год обучения: усложнение ранее изученных танцевальных движений и

комбинаций. Выход на середину зала для исполнения элементов классического экзерсиса,

освоенного у станка. По-прежнему, особое внимание уделяется синхронности исполнения,

работе в ансамбле. Развитие эмоциональной выразительности и ее применение в работе

над хореографическими номерами. Включение в программу основ грима и костюмного

оформления танца ( получение навыков шитья и создания элементов костюма

«Украшение ткани пайетками», «Создание кокошника»).

Разучивание танцевальных этюдов на основе молдавского танца «Бэтута», создание

хореографических номеров: танцы народов мира ( 2 по выбору), современный танец.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5-го года обучения

1.Организационная работа ( всего 25 ч.)

Теория ( 5ч.)

Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на

занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.

Практика ( 20 ч.)

Танцевальная разминка.

2. Партерная гимнастика ( всего 30 ч.)

Теория (1 5 ч.)

На каждом занятии, начиная с 5-го года обучения детям необходимо напоминать о

правилах предосторожности при выполнении партерной гимнастики. Особенно, если

обучающиеся работают в парах.

Практика ( 15 ч.)

Продолжение работы над растяжкой, развитием пластики и гибкости ( усложнение

выполнения данных упражнений за счет увеличения временного интервала)

3. Основы грима ( всего 12 ч.)

Теория ( 6 ч.)

Изучение техники нанесения макияжа перед выступлением для мальчиков и девочек, а

также правильное создание прически для тренировочного процесса и показательного

выступления.

Практика ( 6 ч.)

Проведение практической работы в парах. Выполнение проектов по созданию грима

( коллектив делится на 3-4 группы, каждая из которых выбирает тематику танца и

особенности грима, после чего выполняет эскиз макияжа на листе формата А4, а уже

затем по желанию, исполняет задумку на практике)

4. Костюмное оформление танца ( всего 30 ч.)

Занятия, направленные на развитие творчества у детей, чувства уважения к труду других

участников коллектива.

Теория ( 15ч.)

Беседа о технике безопасности при работе со швейным оборудованием, правилах

соблюдения чистоты на рабочем месте. Рассказ о характерных особенностях костюма того

или иного народа ( над которым проводится работа). Акцент делается на умении владеть

швейным мастерством для изготовления элементов костюмов, используемых для танца.

Практика ( 15 ч.)

Обучение детей аккуратности, внимательности, терпению и бережливости. В период

занятий обучающиеся знакомятся с особенностями работы с пайетками и изготавливают

какой-либо элемент костюма (кокошник в русском народном стиле, украинский венок и

т. д.) Данная работа предусмотрена для девочек. Мальчики, в свою очередь, получают

навыки правильного использования костюмов, реквизита и узнают секреты

профессиональных танцоров.

5. Основы акробатики ( всего 30 ч.)

Теория ( 10 ч.)/ Практика (20ч.)

Теория и практика неразрывно связаны, а потому перед выполнением новых трюковых

элементов проводится разговор с обучающимися, после чего они приступают к практике.

Дети продолжают работу над освоением акробатических трюковых элементов и

поддержек. Применяют изученный материал при постановке танцевальных номеров.

6. Основы классического танца ( всего 35 ч.)

Теория ( 10 ч.)

Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической

хореографии с использованием наглядного материала.

Практика ( 25 ч.)

-Создание более сложных комбинаций

- деми плие и гранд плие

- Батман тандю

- Батман тандю жете

- Ронд де жамб партер

- Изучение батман фондю ( 3 направления движения)

- Изучение батман фропе

- Адажио ( деволюпе, релевелянт)

- Гранд батман с паузами

- Шине (увеличение темпа)

- Прыжки: соте с руками, эшаппе ( в повороте), шажман депье ( 5 поз.)

7. Основы народного танца (всего 23 ч.)

Теория (5 ч.)

Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными особенностями

народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.

Практика ( 18 ч.)

. Изучение дробных выстукиваний ( у девочек), усложненные присядки и хлопушки ( у

мальчиков)

. Танцевальные комбинации с использованием реквизита (деревянные ложки, платочки)

. Разучивание танцевальных этюдов на основе молдавского танца «Бэтута», ирландского,

татарского и башкирского танца «7 девушек».

8. Основы современного танца ( всего 20 ч.)

Теория (1 ч.)

Беседа с обучающимися о танцевальном направлении, над которым будет проводиться

работа. Показ видеоматериала.

Практика ( 19 ч.)

Продолжение работы над развитием техники исполнения современного танца.

Усложнение и увеличение изучаемого материала. Включение в программу основ брейк-

данса ( в большей части для мальчиков).

9. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)

Теория ( 50 ч.)

Беседа с обучающимися о предстоящих выступлениях, решение организационных

вопросов. Обсуждение правил поведения на массовых мероприятиях. Подготовка к

отчетному концерту или открытому занятию.

Практика ( 50 ч.)

. Танцевальный этюд на основе молдавского танца «Бэтута»

. Постановка современного танца

К концу 5 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:

. Наибольшие успехи в освоении партерной гимнастики

. Обучающиеся имеют представление о гриме и уверенно могут изобразить результат

обучения на практике

. Обучающиеся ( девочки) обладают навыками шитья ( работа с пайетками), а также с

аккуратностью, интересом и желанием выполняют работу по изготовлению русского

народного головного убора- кокошника, привыкая к коллективной деятельности и

сотрудничеству

. Мальчики исполняют трюковые элементы, присядки и хлопушки, предусмотренные на 5

году обучения. Девочки владеют техникой исполнения дробных выстукиваний. Все

вместе справляются с темпом занятия и внимательно следят за своей техникой

исполнения комбинаций в классическом, народном и современном танце.

. Исполнение танцевальных этюдов и хореографических номеров, предусмотренных для

обучающихся 5 ступени

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Азбука

танцевального

движения

30

10

20

Практическая

работа

3

Партерная гимнастика

12

6

6

Практическая

работа

4

Основы

акробатики.

Трюки и поддержки

30

30

Практическая

работа

5

Основы

классического

танца

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Основы

современного

танца

54

54

8

Репетиционно-

постановочная

деятельность

100

50

50

Практическая

работа

306

114

192

Задачи на шестой год обучения: совершенствование танцевальной техники в

классическом, народном и современном танце. Дальнейшее развитие тела при помощи

партерной гимнастики. Разучивание танцевальных этюдов танцы народов мира ( 2 по

выбору), современный танец ( 1-2).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6-го года обучения

1.Организационная работа (всего 25 ч.)

Теория ( 1ч.)

Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на

занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.

Практика ( 24 ч.)

Танцевальная разминка.

2. Партерная гимнастика (всего 12 ч.)

Теория ( 6 ч.)

Беседа с обучающимися о правилах исполнения упражнений на гимнастическом коврике (

для новых участников коллектива). Перед каждым занятием проходит ознакомление детей

с правилами безопасности, важностью использования тех или иных упражнений. Каждый

новый изучаемый элемент партерной гимнастики сперва закрепляется на теории, только

затем участники приступают к практике.

Практика ( 6 ч.)

Усложнение ранее изученных элементов партерной гимнастики.

Создание отдельных коротких номеров с использованием упражнений на развитие

пластики, гибкости и равновесия.

3. Трюковые элементы ( всего 30 ч.)

Практика ( 10 ч.)

Мальчики продолжают совершенствовать свои умения и навыки в ранее изученных

трюковых элементах, добавляя темп и расширяя амплитуду.

Новые трюковые элементы: сложные присядки, хлопушки в русском народном характере,

исполнение «Чертика», основы исполнения трюка «коза», «Арбуз»,

«подсечка» темповая. Вращение «Турчики»

Девочки: абертас, прыжки «поджатые», вращения в различных комбинациях.

4. Основы классического танца ( всего 30 ч.)

Теория ( 15 ч.)

Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в классической

хореографии с использованием наглядного материала.

Практика ( 15ч.)

. Повторение комбинаций у станка

. Экзерсис на центре зала ( комбинации из изученных движений)

. Гранд батман с паузами на середине зала

. Изучение «глиссад»

. Прыжки ( ассамбле) вперед

5.Основы народного танца ( всего 25ч)

Теория ( 5 ч.)

Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными особенностями

народов мира, которые предложены на данном этапе обучения.

Практика ( 20 ч.)

.Дробные выстукивания ( девочки), присядки и хлопушки ( у мальчиков)

6. Современный танец ( всего 54 ч.)

Практика ( 54ч.)

. Повторение изученного материала и его последующее усложнение

. Изучение танцевальных комбинаций в современном характере

. Совмещение двух стилей современного танца

. Проектная деятельность ( деление участников на группы и последующая работа по

созданию танцевальных этюдов под самостоятельно выбранную музыку на основе

изученного материала)

7. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)

Теория ( 50 ч.)

Беседа с обучающимися о предстоящих выступлениях, решение организационных

вопросов. Обсуждение правил поведения на массовых мероприятиях. Подготовка к

отчетному концерту или открытому занятию.

Практика ( 50 ч.)

. Создание хореографического номера на основе материала танцев народа мира ( 1-2 )

Создание хореографического номера ( 1-2) на основе материала по современному танцу

К концу 6 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:

. Умение синхронно и более профессионально исполнять танцевальные этюды и номера

. Освоение новых элементов классического и народного танца

. Освоение новых трюковых элементов и совершенствование уже изученных

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

1

Организационная работа

25

1

24

Практическая

работа

2

Азбука

танцевального

движения

30

10

20

Практическая

работа

3

Партерная гимнастика

12

6

6

Практическая

работа

4

Основы

акробатики.

Трюки и поддержки

30

30

Практическая

работа

5

Основы

классического

танца

30

15

15

Практическая

работа

6

Основы народного танца

25

5

20

Практическая

работа

7

Основы

современного

танца

54

54

8

Репетиционно-

постановочная

деятельность

100

50

50

Практическая

работа

306

114

192

Задачи на седьмой год обучения: совершенствование танцевальной техники в

классическом, народном и современном танце, а также усвоение выполнения трюковых

элементов. Подготовка программы для заключительного отчетного концерта.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 7-го года обучения

1.Организационная работа ( всего 25ч.)

Теория ( 1 ч.)

Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах техники безопасности на

занятиях хореографии. Ознакомление с репертуаром нового учебного года.

Практика ( 24 ч.)

Проведение танцевальной разминки, подвижных игр для детей 12-14 лет.

2.

3 Партерная гимнастика ( всего 12 ч.) и трюковые элементы ( всего 30 ч.)

Теория ( партерная гимнастика — 1 ч, трюковые элементы — 5 ч.)

Разговор с обучающимися на тему здорового образа жизни и важности правильного

исполнения трюковых элементов для предупреждения детского травматизма. Возможно

выполнение творческих работ с целью повышения результативности обучения по данной

программе.

Практика ( партерная гимнастика — 19 ч, трюковые элементы- 10 ч.)

Подготовка к открытому занятию/ отчетному концерту ( объединение разученных

трюковых элементов в комбинации)

4. Основы классического танца ( всего 30 ч.)

Теория ( 15 ч.)

Повторение изученного материала за весь период обучения. Если в период проведения

последнего зачета возникли трудности, дети вновь возвращаются к теории.

Практика ( 15 ч.)

Подготовка к открытому занятию/ отчетному концерту ( усложнение комбинаций у станка

и на середине зала). Отработка прыжков и вращения.

Деление участников на группы ( по усмотрению педагога), в случае, если будут

присутствовать отстающие обучающиеся. В таком случае это станет решением возникшей

проблемы и обучающиеся смогут успешно выступить на открытом занятии или отчетном

концерте, показав себя с лучшей стороны. Одна группа продемонстрирует освоенный

материал ( более простой), а вторая группа в- усложненный вариант.

5, 6 Основы народного (всего 25 ч.) и современного танца ( всего 54 ч .)

Теория по народному танцу ( 5 ч.) предусмотрена для тех обучающихся, которые

испытывают большее затруднение при подготовке к отчетному концерту или открытому

занятию.

Для них проводятся занятия с включением теоретической части, чтобы еще раз

восполнить пробелы в памяти и получить ответы на вопросыю

Практика (народный танец- 20 ч., современный танец — 54 ч.)

. Воспроизведение изученных танцевальных этюдов за все годы обучения

. Создание концертной программы

7. Репетиционно-постановочная деятельность ( всего 100 ч.)

Теория ( 50 ч.)

Проведение беседы с обучающимися с целью решения возникающих вопросов по

Отчетному концерту, который завершает год и демонстрирует результаты 7-летнего

обучения.

Практика ( 50 ч.)

. Работа над хореографическими постановками ( лучшими номерами, созданными за весь

период обучения, а также над постановками самих обучающихся)

. Подготовка к показательному занятию /отчетному концерту

К концу 7 года обучения дети овладевают знаниями и навыками:

. Профессиональное овладение техникой исполнения классического, народного,

эстрадного и современного танца

. Успешное освоение индивидуальной работы, в парах и в коллективе

. Обучающиеся понимают значение хореографии в своей жизни и чувствуют уверенность

в себе

. Умеют понимать педагога с полуслова, следовать его советам, предлагать свои варианты

решения возникающих проблем.

. Обладают основами создания танцевального номера ( без стеснения и страха пробуют

самостоятельно создать хореографическую постановку).

Методическое обеспечение программы.

На каждом периоде обучения дети познают новую специфику и сложности

хореографического искусства. Если в первый год обучения большую роль играет

выразительность в танце, умение слушать музыку и двигаться согласно ее ритму, то в

дальнейшем знания суммируются и используются для исполнения более трудных

движений. Все внимание уже отводится манере исполнения, работе в паре и ансамбле,

осознании своей творческой деятельности, как фактора разностороннего развития.

Значительно повышается интеллектуальный уровень, художественная выразительность и

музыкальность.

Все ступени образовательного процесса содержат в себе различные методы обучения

детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-словесные методы ( беседа с учащимися, рассказ интересных историй).

-наглядные методы ( использование иллюстраций, видео-материала на занятиях). Главный

метод проведения занятий- практическая работа, главной целью которой является не

только обучить грамотности исполнения определенных движений и комбинаций, но и

усвоить, а также по возможности углубить знания.

Для успешных занятий используется соответствующая форма: дети занимаются в

балетках или чешках (туфлях/ сапогах), при изучении современных танцевальных

направлений используются кроссовки и джазовая обувь. Одежда для девочек- купальник,

лосины и юбка, выше колен, для мальчиков- белая майка, лосины. Разрешается

спортивная форма. Одним из не менее важных условий проведения занятий является

наличие прически у девочек ( волосы, собранные в пучок). Чтобы работа проходила с

максимальной самоотдачей и достижением целей педагога и самих воспитанников,

имеется просторный зал с деревянным покрытием, оснащенный зеркалами, и аудио-

оборудованием. Большое значение имеет соблюдение температурного режима, что

гарантирует заботу о здоровье учащихся.

Устраиваемые в конце каждого школьного периода отчетные и открытые занятия ясно

показывают путь развития детей, повышение уровня воспитанности, дисциплины, знаний

о танцевальном искусстве. Усвоение теоретической части путем наглядного показа

( использование иллюстраций, видео-материала, аудио-дисков). Большую роль в оценке

работы педагога и воспитанников играют отзывы самих детей, их родителей, и, конечно

же, преподавательского состава школы, которые помогают корректировать содержание

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самородки»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология (учебное пособие для студентов ВУЗа) / Г.С.

Абрамова — М., 1999.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов./ А. Адлер — Ростов-на-Дону, 1998.

3. Богданов Г.Ф. Педагогическое руководство любительским танцевальным

коллективом. / Г.Ф. Богданов — М., 2011.

4. Бузина Т.В. Программа хореографического коллектива «Надежда» / Т.В. Бузина —

М.,2013 г.

5. Бухвостова Л.В. Балетмейстер и коллектив./ Л.В. Бухвостова, Н.И. Заикин, С.А.

Щекотихина — Орел, 2007.

6. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5 –

7 лет творчества в танце./ Е. Горшкова — М., 2002.

7. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. / И.Г. Есаулов — Ижевск,

1992.

8. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего школьного возраста. Пособие для

практических работников ДОУ./ Н.В. Зарецкая — М., 2008.

9. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. / Е.В. Конорова -М., 1972.

10. Пасютинская В. Волшебный мир танца. / В. Пасютинская — М., 1985.

11. Полятков С.С. Основы современного танца. / С.С. Полятков — Ростов-на-Дону, 2005.

12. Программа Ритмика и танец 1-8 классы, утвержденная Министерством образования

06.03.2001.

13. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова — г. Сыктывкар, 2004.

14. Череховская Р. Танцевать могут все. / Р. Череховская — Минск, 1973.

15. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика его преподавания:

эстрадный танец. / А.М. Яковенко — Тюмень, 2010.

Для детей:

1. Акулова О. Театрализованные игры. / О. Акулова — М., 2005.

2. Кветная О.В. Учите детей танцевать. / О.В. Кветная, Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова —

М., 2003.

3. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. /

Г.А. Колодницкий — М., 1997.

4. Коротков И. М. Подвижные игры детей./ И.М. Коротков.- М., 1987.

5. Луговская А. Ритмические упражнения игры и пляски./ А. Луговская — М., 1991.

6. Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения./ М.А. Михайлова,

Н.В. Воронина- Ярославль, 2000.

7. Пинаева Е.А. Детские образные танцы./ Е.А. Пинаева — Пермь, 2006.

8. Попова А. Танцевальный клондайк ( №1. Февраль 2001 г)./ А. Попова- М., 2001.

9. Федорова Г. Танцы для мальчиков/ Г. Федорова — СП-б, 2011.



В раздел образования