Автор: Герасимчук Лариса Степановна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ 92
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Роль мотивации, мотивационного компонента в структуре учебной деятельности
Раздел: среднее образование
Почему важна внутренняя мотивация?
Почему внутренняя мотивация имеет значение в классе?
Одной из десяти основных проблем, о которых говорят учителя, является
отсутствие вовлеченности и мотивации учащихся. В мире постоянных и
всепроникающих технологий и потребности в мгновенном внимании все
больше и больше учеников теряют интерес к занятиям. Что мы, учителя, можем
сделать? Как мы можем заинтересовать наших студентов и мотивировать их?
Начнем с определения мотивации.
мотивация
имя существительное
1. действие или процесс предоставления кому-либо причины сделать что-либо:
действие или процесс мотивации кого-либо
2. состояние желания действовать или работать: состояние мотивации
3. сила или влияние, заставляющее кого-либо что-либо делать.
Определение достаточно простое, но как выглядит мотивация в реальной
жизни? Как мы генерируем её в наших классах? Как вам помогает это
определение? А еще лучше, как выглядит внутренняя мотивация?
Во-первых, отрадно отметить, что все мы рождаемся мотивированными.
Подумайте об этом. С момента рождения мы начинаем учиться. Теперь
подумайте о маленьком ребенке, которого вы знаете. Скорее всего, им все
интересно. Они стремятся исследовать окружающий мир. Они движутся
изнутри. Они хотят учиться!
Это стремление узнать и найти ответы ради самих себя называется «внутренней
мотивацией». Когда вы слышите, как кто-то говорит: «Меня интересует наука»
или «Изучение математики помогает мне ясно мыслить». - речь идет о
внутренней мотивации. Теория выбора Уильяма Глассера предполагает,
насколько сильна внутренняя мотивация учащихся, когда он заявляет, что «мы
рождаемся с особыми потребностями, которые нам предписано удовлетворять
генетически» (цитируется по Sullo, 2007). Другими словами, естественное
любопытство буквально встроено в нашу генетическую структуру, чтобы
помочь нам наилучшим образом удовлетворять наши основные потребности,
выживать и процветать как люди. Согласно Глассеру, эти основные
психологические потребности:
• Принадлежность или связь
• Власть или компетентность
•
Свобода
•
Радость
Принадлежность или соединение.
Как учителям, нам важно развивать сообщество нашего класса, чтобы создать
место, где каждый является активным членом с целью и причиной участия в
процессе обучения. Наши школьные сообщества должны обеспечить
пространство, в котором учащиеся чувствуют себя в безопасности и
приветствуются учителем и их одноклассниками. Отношения учитель/ученик
задают тон всему классу. Неудивительно, что исследования показывают, что у
учителей, у которых сложились хорошие отношения со своими учениками,
меньше проблем с дисциплиной, чем у учителей, которые не прилагают к этому
усилий (Sullo, 2007). Меньшее количество проблем с дисциплиной указывает на
то, что больше учащихся вовлечены и мотивированы в работе, которую они
выполняют.
Власть или компетентность.
Власть и компетентность связаны со способностью делать что-то успешно.
Когда мы учим наших студентов тому, как учиться и чему не следует учиться,
мы даем им уверенность, навыки и инструменты, необходимые им для того,
чтобы быть компетентными и успешными личностями. Они готовы рисковать в
своем обучении, потому что уверены, что у них есть инструменты,
необходимые для достижения и освоения новых навыков.
Моделирование и обратная связь являются важными составляющими овладения
навыками. Впервые я установила эту связь, наблюдая, как мои дети берут уроки
катания на лыжах. В начале дня они едва могли стоять на лыжах, но благодаря
наглядной демонстрации правильной техники и конкретным отзывам
инструктора уже через пару часов они смогли успешно спуститься со склона.
Несмотря на то, что это было сложно, они овладели базовыми навыками,
необходимыми для получения удовольствия от деятельности и желанием узнать
больше. Они были компетентны и, следовательно, наделены полномочиями
благодаря тому, чему научились.
Свобода.
Мы, люди, хотим свободы выбора и участия в процессе принятия решений.
Включая учащихся в процесс принятия решений, они больше владеют этим
процессом. Но как это выглядит в классе?
Это может начаться с того, что учащиеся определят правила работы в классе на
учебный год, или может быть столь же простым, как вопрос о том, на какую
тему они будут писать свои эссе, или столь же продуманным, как определение
критериев оценки этого эссе. Учащиеся, которые имеют право голоса в классе,
больше инвестируют в работу, которую они выполняют для этого класса, и,
следовательно, более мотивированы.
Радость.
Все становится лучше, когда есть элемент веселья. Именно наша игривость и
энтузиазм ведут нас к открытиям и росту. Увлеченный учитель приносит в класс
страсть, волнение, удовольствие и радость. Они оживляют свой класс,
вовлекают своих учеников и поощряют исследования. Эмоциональная
вовлеченность и энтузиазм учителя могут увеличить участие, интерес,
любопытство и мотивацию учащихся.
Эти четыре основные психологические потребности создают основу нашей
индивидуальной интерпретации.