Напоминание

Роль мотивации, мотивационного компонента в структуре учебной деятельности


Автор: Герасимчук Лариса Степановна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ 92
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Роль мотивации, мотивационного компонента в структуре учебной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Почему важна внутренняя мотивация?

Почему внутренняя мотивация имеет значение в классе?

Одной из десяти основных проблем, о которых говорят учителя, является

отсутствие вовлеченности и мотивации учащихся. В мире постоянных и

всепроникающих технологий и потребности в мгновенном внимании все

больше и больше учеников теряют интерес к занятиям. Что мы, учителя, можем

сделать? Как мы можем заинтересовать наших студентов и мотивировать их?

Начнем с определения мотивации.

мотивация

имя существительное

1. действие или процесс предоставления кому-либо причины сделать что-либо:

действие или процесс мотивации кого-либо

2. состояние желания действовать или работать: состояние мотивации

3. сила или влияние, заставляющее кого-либо что-либо делать.

Определение достаточно простое, но как выглядит мотивация в реальной

жизни? Как мы генерируем её в наших классах? Как вам помогает это

определение? А еще лучше, как выглядит внутренняя мотивация?

Во-первых, отрадно отметить, что все мы рождаемся мотивированными.

Подумайте об этом. С момента рождения мы начинаем учиться. Теперь

подумайте о маленьком ребенке, которого вы знаете. Скорее всего, им все

интересно. Они стремятся исследовать окружающий мир. Они движутся

изнутри. Они хотят учиться!

Это стремление узнать и найти ответы ради самих себя называется «внутренней

мотивацией». Когда вы слышите, как кто-то говорит: «Меня интересует наука»

или «Изучение математики помогает мне ясно мыслить». - речь идет о

внутренней мотивации. Теория выбора Уильяма Глассера предполагает,

насколько сильна внутренняя мотивация учащихся, когда он заявляет, что «мы

рождаемся с особыми потребностями, которые нам предписано удовлетворять

генетически» (цитируется по Sullo, 2007). Другими словами, естественное

любопытство буквально встроено в нашу генетическую структуру, чтобы

помочь нам наилучшим образом удовлетворять наши основные потребности,

выживать и процветать как люди. Согласно Глассеру, эти основные

психологические потребности:

• Принадлежность или связь

• Власть или компетентность

Свобода

Радость

Принадлежность или соединение.

Как учителям, нам важно развивать сообщество нашего класса, чтобы создать

место, где каждый является активным членом с целью и причиной участия в

процессе обучения. Наши школьные сообщества должны обеспечить

пространство, в котором учащиеся чувствуют себя в безопасности и

приветствуются учителем и их одноклассниками. Отношения учитель/ученик

задают тон всему классу. Неудивительно, что исследования показывают, что у

учителей, у которых сложились хорошие отношения со своими учениками,

меньше проблем с дисциплиной, чем у учителей, которые не прилагают к этому

усилий (Sullo, 2007). Меньшее количество проблем с дисциплиной указывает на

то, что больше учащихся вовлечены и мотивированы в работе, которую они

выполняют.

Власть или компетентность.

Власть и компетентность связаны со способностью делать что-то успешно.

Когда мы учим наших студентов тому, как учиться и чему не следует учиться,

мы даем им уверенность, навыки и инструменты, необходимые им для того,

чтобы быть компетентными и успешными личностями. Они готовы рисковать в

своем обучении, потому что уверены, что у них есть инструменты,

необходимые для достижения и освоения новых навыков.

Моделирование и обратная связь являются важными составляющими овладения

навыками. Впервые я установила эту связь, наблюдая, как мои дети берут уроки

катания на лыжах. В начале дня они едва могли стоять на лыжах, но благодаря

наглядной демонстрации правильной техники и конкретным отзывам

инструктора уже через пару часов они смогли успешно спуститься со склона.

Несмотря на то, что это было сложно, они овладели базовыми навыками,

необходимыми для получения удовольствия от деятельности и желанием узнать

больше. Они были компетентны и, следовательно, наделены полномочиями

благодаря тому, чему научились.

Свобода.

Мы, люди, хотим свободы выбора и участия в процессе принятия решений.

Включая учащихся в процесс принятия решений, они больше владеют этим

процессом. Но как это выглядит в классе?

Это может начаться с того, что учащиеся определят правила работы в классе на

учебный год, или может быть столь же простым, как вопрос о том, на какую

тему они будут писать свои эссе, или столь же продуманным, как определение

критериев оценки этого эссе. Учащиеся, которые имеют право голоса в классе,

больше инвестируют в работу, которую они выполняют для этого класса, и,

следовательно, более мотивированы.

Радость.

Все становится лучше, когда есть элемент веселья. Именно наша игривость и

энтузиазм ведут нас к открытиям и росту. Увлеченный учитель приносит в класс

страсть, волнение, удовольствие и радость. Они оживляют свой класс,

вовлекают своих учеников и поощряют исследования. Эмоциональная

вовлеченность и энтузиазм учителя могут увеличить участие, интерес,

любопытство и мотивацию учащихся.

Эти четыре основные психологические потребности создают основу нашей

индивидуальной интерпретации.



В раздел образования