Авторы: Кучер Валентина Александровна, Синявская Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель, учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ Детский сад 81
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры как средство развития физических качеств у дошкольников
Раздел: дошкольное образование
УДК 373.211.24
Кучер В.А., Синявская И.А.
г. Энгельс, МДОУ « Детский сад ? 81»
Подвижные игры как средство развития и совершенствования
физических качеств у дошкольников
Аннотация.
Статья
посвящена
вопросам
формирования
новых
психических
процессов, новых качеств личности ребенка дошкольного возраста.
Ключевые
слова:
подвижная
игра,
физические
упражнения,
нравственность
воспитания, активные движения, эмоциональное состояние.
Подвижная игра, являясь важным средством физического воспитания,
одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, Прыжках,
лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д.
Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это
влияние неизмеримо выше для растущего и развивающегося детского
организма.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении
движений предъявляет высокие требования к основным функциональным
системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние.
Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат,
регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических
процессов. При активных движениях дыхание углубляется, улучшается
легочная вентиляция.
Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,
вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность
лейкоцитов.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных
способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и
временных представлений.
При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние
детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при
овладении двигательными действиями энергии, от свободы их выполнения.
[1,c. 6]
Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении
их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости,
сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры,
которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только
мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность
движений. Игра является незаменимым средством совершенствования
движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы,
выносливости, координации движений.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети
учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать
пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся
игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры
активизируются память, представления, развиваются мышление,
воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся
действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют
имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и
действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями,
стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный
запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного
воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим
требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное
выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку,
умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется
честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит
искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически
упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать,
помогать друг другу.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые
атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,
совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей
трудовой деятельности.[2,с.121]
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения
ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития
мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых
качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже
имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и
формирование новых психических процессов, новых качеств личности
ребенка.
Литература
1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя дет. сада.
– М.: Просвещение, 1986. – 128с.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна
Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
— 368 с.
КУЧЕР
В
.
А
.,
СИНЯВСКАЯ
И
.
А
.2022