Напоминание

«Влияние противоречивой политики реформ Петра I на преобразование быта, а также развития науки и искусства России первой четверти XVIII века»


Автор: Скопенко Екатерина Владимировна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУ ДО г.о.Самара "ДШИ №15"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: «Влияние противоречивой политики реформ Петра I на преобразование быта, а также развития науки и искусства России первой четверти XVIII века»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья на тему:

«Влияние противоречивой политики реформ Петра I на

преобразование быта, а также развития науки и искусства России

первой четверти XVIII века»

Преподаватель МБУ ДО г.о.Самара «ДШИ №15»:

Скопенко Е.В.

Самара 2022

О деяниях и жизни Петра I написано очень много. Человеком он был

выдающимся. Одни его обожествляли, другие считали антихристом. Кому-то

он представляется жестоким самодуром, насильно перестроившим Россию

на Западный лад. Но чаще его восхваляют все-же как великого реформатора

и государя, заложившего в отсталой России основы просвещения.

С юных лет, проявляя

интерес к наукам и

европейскому образу

жизни, Петр первым из

русских царей совершил

длительное путешествие

в страны Западной

Европы. Жажда

познаний, стремление к

самообразованию позволили одаренному природой Петру встать на уровень

самых просвещенных людей того времени. Он поражал современников не

только своим ростом (204 см) и физической силой, но и мощным

интеллектом. Будучи человеком крайностей, вспыльчивым и страстным,

Петр много времени посвятил не только изучению кораблестроения

военного дела, но и знакомству с различными сторонами жизни европейских

стран. Он посещал верфи и арсеналы, монетные дворы и крепости, театры и

музеи, школы и обсерваторию, пел в церковном хоре.

По возвращении в 1698 году царь Петр, упорно преодолевая трудности,

развернул масштабные реформы Российского государства и общественного

уклада. Одним из главных достижений Петра по праву считается

преобразование России в могущественную мировую державу с сильным

флотом и армией, навсегда закрепившей свои позиции в Северных и Южных

морях. Свои реформы он проводил, опираясь на свой уровень знаний об

обществе, руководствуясь идеями «общей пользы», «государственного

интереса». В условиях крепостнической России он реализовывал свои идеи

напористо, не считаясь с личными интересами подданных. Несомненно,

наделенный чертами харизматического лидера, Петр 1 создавал флот и

регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал

научные центры.

Преобразования охватывали самые разнообразные сферы страны:

экономику и науку, быт и внешнюю политику, церковные дела и искусство.

Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось,

чтобы его подданный внешне был похож на европейца. По возвращению из

заграничного путешествия, он самолично начал обрезать бороды. Затем в

1705 году последовал указ, вводивший налог за право носить бороду: борода

дворянина, например, оценивалась в 60 руб. в год, купца – 100 руб., прочего

посадского люда – 30 руб.

За бородой пришел черед одежды. Еще в 1700 году вышел указ о

запрещении носить длиннополое платье. Вместо него дворянам и

горожанам были предложены

венгерские и немецкие

кафтаны. У горожан, не

успевших сменить гардероб,

брали пошлину, либо

укорачивали платье прямо на

улице.

Существенным изменениям

подвергся семейный уклад.

Царь запретил заключения

браков по принуждению. При

вступлении в брак важной составляющей являлась принадлежность жениха и

невесты к одной социальной среде.

Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. Дворянин теперь

должен был отличаться не только внешностью, но и изысканными манерами,

образованностью. Издавались наставления о правилах воспитания.

Например, в 1717 году было опубликовано «Юности честное зерцало или

Показание к житейскому обхождению». Это наставление правилам

поведения не только в семье, но и в обществе. Уделялось внимание даже

мелочам: походке и осанке молодого человека, умению вести себя за

столом.

Если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями

(«смирен, приветлив и учтив»), то девице их надлежало иметь десятка два:

страх перед Богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость и т.д.

Быт претерпел изменения, но охватывал только верхи феодального общества

(дворян, чиновников, горожан). В толщу сельского населения новшества

пробивали себе путь с большим трудом: крестьяне и крестьянки продолжали

носить ту же холщовую одежду летом и зипуны из сермяжного сукна зимой.

Для изготовления обуви пользовались сыромятной кожей и грубо

выделанной овчиной. Мужчины не расставались с бородой.

Не изменился и дневной рацион крестьянской и посадской семьи. Если за

обеденным столом столичного дворянина можно было видеть заморские

пряности и напитки, то главными продуктами питания крестьян оставались

хлеб, квас, похлебка из муки, свежая и квашенная капуста. Мясо в рационе

занимало весьма скромное место.

Всё изменилось при Петре. Лицо барина лишили растительности, обрядили в

платье иноземного покроя. В то время как крестьянина оставили с бородой и

в старомосковской одежде. Простолюдин употреблял незамысловатую пищу,

добытую в собственном хозяйстве, а на столе барина появились заморские

блюда и вины. Вместо выездной колымаги барин теперь стал пользоваться

роскошными каретами, привезенными из-за рубежа. Немудренные столы и

лавки были заменены изделиями заморской работы, богатым интерьером.

Что касаемо достижений в области науки и искусства в эпоху Петра можно

утверждать, что это было не плавное развитие, лишенное качественных

сдвигов, а скачок, сопровождающийся проявлениям многочисленных

новшеств. При Петре 1 впервые возникли: печатная газета, музей,

специальные учебные заведения, издавалась учебная литература

отечественных авторов, творили русские художники-портретисты, впервые

появился военно-духовой оркестр и т.д.

Одни исследователи полагали, что Петр нарушил естественный ход развития

страны, внеся перемены в экономику, культуру, традиции, нравы, обычаи. Он

захотел «сделать Россию Голландией». Другие считали, что реформы

помогли России в новых исторических условиях. После сильного отставания

от европейских стран во многих сферах жизни занять достойное место в

мире.

Самое крупное достижение в

развитии отечественной науки

состояло в открытии в 1725 году

Петербургской Академии наук.

При Академии был создан

университет для подготовки

научных кадров из русских

«младых людей». При личном

участии Петра составлялся проект Устава Академии. Расширялась сеть

учебных заведений. (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы).

Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии,

геодезии. Это было качественно новое явление.

Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было

учиться. Поэтому обучению дворянских детей стало для них повинностью.

Многие из них отправлялись учиться за границу.

Распространение научных

знаний способствовало

открытию новых типографий.

Книги печатались новым

шрифтом, более упрощенным,

чем «витиеватый» церковно-

славянский шрифт. Вместо

буквенных употреблялись

арабские цифры.

Светским содержанием

наполнялась не только

литература того времени, но и театральное искусство. В 1702 году в Москве

был открыт общедоступный публичный театр. Сооруженное на Красной

Площади «Комедийная хоромина» вмещала несколько сотен зрителей.

Театр, однако, не пользовался успехом, т.к. игравшие в нем немецкие актеры

ставили пьесы «далекие от русской жизни». Справедливости ради стоит

сказать, что плодами преобразований в области культуры пользовались

дворяне и купечество. Трудовое население в большинстве своем оставалось

малограмотным.

Изобразительное искусство петровским времен также претерпевает

существенные изменения. Оно тоже носит светских характер. На смену

парсуне, тесно связанной с иконой, пришел светский портрет. Ранее в

искусстве изображения человека наблюдалась некоторая условность,

декоративность, тщательная передача деталей пышных убранств и

облачений. Другое дело сейчас, в петровскую эпоху……

Одним из лучших портретистов того времени по праву считается Иван

Никитин. Художник лично знал Петра и писал его портреты с искренней

любовью и расположением без всякой лести «Овальный портрет Петра 1»,

«Портрет Петра 1 на смертном одре»…… Но все же одним из лучших полотен

мастера по праву считается «Портрет напольного гетмана». Невозможно

было найти художника более русского, чем Никитин. Он знал характер тех

людей, которых писал, тонко раскрывая внутренний мир человека. Лучшие

портреты мастера показывают людей деятельных, несколько суровых. Это

«новая порода людей», полезная отечеству.

Отличительной

особенностью музыкальной

культуры петровского

времени являлось

высвобождение ее из-под

влияния Церкви.

(«Обмирщение» культовых

песнопений). Связано это с

политикой Петра в

отношении Церкви.

Реформистская деятельность

самодержца проникла и в эту область. В церковную музыку теперь

вкладывается новое содержание. Постепенно она приобретает черты

торжественной дворцовой музыки и становится славой новому государству.

Музыка при Петре 1 вышла на улицы и площади. Теперь ей придают новое

государственное и общественное значение. Успехи русского оружия, победы

в сражениях пышно, с размахом праздновались на улицах Москвы и

Петербурга: Панегирические спектакли с музыкой, исполнение

торжественных кантов и виватов во время триумфального шествия,

посвященного военным победам; участие музыки в сатирических маскарадах

и т.д.

Изменилась роль музыки и в быту. Например, появились новые модные

танцы на ассамблеях при дворе -- менуэт, полонез, англез. Устраивались

первые концерты. Получила свое развитие светская музыка в театре,

застольная музыка при дворе. Формы её на тот момент были простейшие –

гимны, фанфары, марши, танцы, бытовая песня, - но они и не могли быть

«иными при стуке топора и при громе пушек в великой страде петровского

времени».

При Петре 1 создаются первые духовые и военные оркестры, появляется

военно-оркестровая служба. В Указе об её образовании, составленной самим

Петром, был определен состав инструментов такого оркестра и численность

музыкантов в нем.

Палитра музыкальных инструментов, на тот момент, была весьма

разнообразной. На открытом воздухе городских улиц звучали трубы, гобои,

литавры, а также сводные ансамбли духовых инструментов. Во время танцев

на ассамблеях играли виолы, во время торжественных обедов – ансамбли

валторн и труб. В театре – орган и духовые. В домах знатных вельмож

петровского времени использовались выписанные из-за границы клавесины

и клавикорды. Это положило начало светскому домашнему музицированию.

Признание общественного, чисто светского значения музыки во времена

Петра 1 теснейшим образом связано с изменениями, которые происходили

не только в бытовом укладе, но и в других областях жизни России, связанных

так или иначе с реформистской деятельностью самодержца. Император Петр

стремился использовать лучшие стороны мировой культуры для укрепления

империи.

В заключении хочется подчеркнуть,

что не все историки однозначно

отзываются о реформистской

деятельности Петра Великого. Одни

утверждают, что преобразования

Петра привели к нарушению прав и

свободы личности, вызвавших

потрясение в жизни страны. Другие

считают, что это крупный шаг вперед

по пути прогресса, пусть и в рамках

феодальной системы. Великий поэт

А.С.Пушкин угадал и прочувствовал

суть того времени и роль Петра 1 в

истории. Для него, с одной стороны,

Петр – гениальный полководец и

политик, с другой – «нетерпеливый

помещик», чьи указы «писаны кнутом». Справедливости ради надо отметить,

что царь Петр создал дворянскую империю, которая просуществовала до

1917 года.

Список использованной литературы

1.

Анисимов Г.А. «От рук художества своего. – М.: Сов. Писатель,

1987

2.

Баландин Р.К. «Сто великих гениев» М.: Вече, 2002

3.

Ливанова Т.Н. «Русская музыкальная культура XVIII века в её

связях с литературой, театром и бытом. Исследования и

материалы. М., 1953

4.

Павленко Н.И. «История России с древнейших времен до 1861

года» М.: Высшая школа, 2004



В раздел образования