Автор: Аскарова Гульнар Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 8-Центр образования"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование математической грамотности младших школьников в процессе обучения
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ младших
школьников в процессе обучения.
На
сегодняшний день актуален вопрос развитие функциональный
грамотности. Ребёнок должен уметь пользоваться своими знаниями не только
на уроках, но и применять их в жизненных ситуациях.
Математическая грамотность – это способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
В различных источниках я находила интересные задания и у меня
получился свой банк технологий, приемов, образцов заданий, которые я
использую в рамках развития математической грамотности. Главное, чтобы
эти задания были связаны с жизненной ситуацией.
Приведу несколько примеров нестандартных и творческих видов
деятельности которые я использую.
На этапе актуализация знаний, я предлагаю ребятам решить логические
задачи, которые активизируют внимание учащихсяи
вовлекают их в
учебный процесс.
Так же провожу математические разминки в начале урока 1-2 минуты.
Кодированные задания.
Например, ПОПРОБУЙ ПРОЧИТАЙ
Попытайтесь
как
можно
быстрее
прочитать
группу
слов,
зашифрованных с использованием цифр, чисел и числовых выражений.
Выигрывает самый внимательный, сообразительный и быстрый.
АК3СА, ВИ3НА, ГАС3Т, IIIКО, IIIУМФ, IIIТОН, УСIIIЦА, Ш1+2Х, ПА5-
2ОТ, 6:2БУНАЛ, 7-4БУНА,
ОСЕ12:4НА, О6х0, 5ЦАНИЕ, ОСI+IIЁ, СМОV-IIНЫ, ДМИVI-IIIЙ,
БИССЕКIX:IIIСА, ДИРЕК9-6СА,
МАII+IЦА.
(Актриса, витрина, гастрит, трико, триумф, тритон, устрица, штрих, патриот,
трибунал, трибуна,
осетрина, отрицание, остриё, смотрины, Дмитрий, биссектриса, директриса,
матрица)
Математические ребусы. Очень увлекательным является разгадывание и
самостоятельное составление математических ребусов. После изучение
любой темы может быть предложено
составить математические ребусы и оформить их в виде презентации.
Шарады (На этапе постановки темы и целей урока работаю с шарадами.
Например,
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки.
А заменишь «У» на «О»—
Будет круглое число.
(Сурок— сорок)
Математический лабиринт. Устный счет на уроках математики в
начальной школе имеет большое значение. Уделяю 3-4 минуты урока для
достижения правильности и беглости устных вычислений. Дети закрепляют
математические навыки, учатся быстро реагировать на задания учителя и
выполнять их. В качестве примера предлагаю математическую игру
"Лабиринт
Для формирования математической грамотности с помощью не сплошного
текста (постера). Во внеурочное время используем билеты , которые у нас
остаются после наших экскурсии. Из них мы извлекаем всю информацию .
Например:
-Найдите и назавите наздвузначные числа
-Найдите четные и нечетные числа
-Найдите шестизначное число и прочитайте его.
-Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
Во время внеурочной работы использую УМК О.А.Холодовой
«Умницы и умники».
Современный учебный процесс немыслим без применения информационных
и коммуникационных технологий. В период дистанционного обучения
платформа Учи.Ру стала для учителя неотъемлемой частью . В работе
использовала: онлайн –уроки , олимпиады, домашние задания.
Всё перечисленное мною разнообразие занимательных форм обучения
на уроках создаёт положительный эмоциональный фон деятельности,
располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже
непреодолимыми.
Я могу отметить, что используемые мною на уроках формы , мнтоды и
приёмы работы способствуют развитию функциональной грамотности
учащихся. У детей повысилось качество знаний , увеличилось количество
участников в олимпиадах, конкурсах по математике. Ребята принимали
участие и стали лаурятами 1 степени Всероссийской олимпиады школьников
по математике «Вершина математических знаний»