Напоминание

Метод проектов как инновационная составляющая современного образования


Автор: Степанкова Нина Степановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Батайск, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов как инновационная составляющая современного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Метод проектов как инновационная составляющая современного

образования.

Современный мир сегодня меняется удивительно быстро:

совершенствуются и внедряются новые технологии, уходят в прошлое

престижные и востребованные сегодня профессии, им на смену приходят

новые. По прогнозам экспертов, дети, которые пошли в 1 класс в 2020-м

году, будут работать осваивать те профессии, которых еще не существует.

Система образования, в том числе школьного, должна подстраивать

под новые современные реалии. В последние десятилетия в сфере

образования происходит своеобразная эволюция обучения, поиск новых,

эффективных форм обучения и профориентации. Одна из этих форм -

проектная деятельность.

Его использование предполагает множество активных форм, в том

числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет рационально сочетать

теоретические знания и их применение на практике. В основе метода лежит

его практическая направленность на конечный результат, который

обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и

использовать на практике.

Проектная деятельность в школе - это совместная учебно-

познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся.Ее цель:

согласованные методы, способы деятельности направленные на достижение

общего результата. Различаются пять типов проектов: ‒ исследовательские

(подчинены логике исследования и имеют структуру научного

исследования); ‒ творческие (нацелены на результат в жанрах

художественного творчества), ‒ приключенческие(игровые) (имитируют

социальные или деловые отношения), ‒ информационные (направлены на

изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение

информации), ‒ практико-ориентированные (предполагают подготовку

общественно значимых результатов проекта: закона, письма к

администрации города, района, словаря, анкеты)

В чем же преимущества проектной деятельности:

Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков

взаимоконтроля.

1

Эксперты утверждают, что обучающиеся из классов, в которых

использовался метод проектной деятельности, стали более

ответственными и организованными. Они самостоятельно распределяли

свое время и составляли планы на день, а т. ж. самостоятельно

определяли, какие источники информации они будет использовать

для подготовиться к занятию. Отсюда вывод, что такие

обучающиеся смогут самостоятельно принимать достаточно сложные

решения, они могут управлять своим вниманием и правильно

распределять время.

Развитие навыков работы в группе.

Метод проектной деятельности подразумевает не только

индивидуальную работу, но и групповую работу. В этом случае

обучающиеся должны будут принимать решения о необходимости

выбора лидера группы и распределении обязанностей, что

подготавливает учеников к работе в коллективах.

Преимущества

проектной групповой формы работы особенно ярко выступают при

активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей для

продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем.

Метод проектной деятельности формирует и активизирует интерес

к познавательной деятельности.

Одна из главных целей метода проектов - развитие познавательных навыков

учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и

ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие

критического мышления.

Метод проектной деятельности позволяет развить

креативность, нестандартное мышление. Креативное мышление

сегодня становится остро востребованным навыком выпускников

школы.

Наконец, метод проектной деятельности позволяет решить одну из

самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С

помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только

отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках.

Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая

интересна и значима для каждого.

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного,

является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти

результаты, зависит от типа проекта. Результаты проектов могут быть

2

фактическими, продуктовыми: новые знания, оформленные в статью;

устройство или прототип; художественный объект; технология или

инновации. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно

выбрать востребованную профессию по интересам и способностям. Умение

организовать проектную деятельность для школьников — важная

компетенция современного педагога.

При использовании метода проектов на уроках истории и

обществознания, учащимся предлагается ряд ситуаций, явлений, в которых

так или иначе просматривается противоречие, они должны обозначить это

противоречие и возникающую из него проблему. В классе идет оживленная

дискуссия, а затем ученикам предлагается наметить гипотезы решения

выделенной проблемы («мозговая атака»). Ничего не комментируя,

предлагается учащимся доказать справедливость тех нескольких гипотез, на

которых они сами остановились. В своей педагогической практике на уроках

истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как

практико-ориентированные, информационные, игровые, исследовательские,

творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы. В ходе

проектно-исследовательской работы у учащихся появилась возможность по-

новому рассмотреть процессы исторического развития нашей страны,

вопросы общественно-политической и социальной жизни. Проектная

деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися

прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок,

развитию критического мышления учащихся, помогает преодолеть

догматизм, который препятствует совершенствованию учебной

деятельности.

Главный результат – компетентность учащихся в области истории и

обществознания, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе

проектной деятельности. Проектная деятельность способствует более

глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к

формированию собственных оценок, развитию критического мышления

учащихся.

Для учителя проектный метод- возможность творческого поиска,

качественно новый этап сотрудничества и взаимодействия с учениками.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности,

делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому

более эффективным и соответствует вызовам современного мира.

3

4



В раздел образования