Автор: Тарабукина Елена Николаевна
Должность: Педагог отделения хореографии МБУ ДО "Техтюрская ДШИ"
Учебное заведение: МБУ ДО "Техтюрская ДШИ"
Населённый пункт: с.Тектюр, Мегино-Кангаласский улус, РС(Я)
Наименование материала: Авторская учебная программа
Тема: История хореографического искусства ФГТ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Техтюрская детская школа искусств»
Муниципального района «Мегино – Кангаласский улус»
Предметная область
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
ПО.02.
Программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03.
ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
(Срок реализации 2 года)
2012г.
Оглавление
I. Пояснительная записка……………………………………………………… 3
II. Содержание учебного предмета……………………………………………. 7
III. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………….11
IV. Формы и методы контроля, система оценок ……………………………….13
V. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………. 14
VI. Рекомендуемая литература ………………….. 17
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на
основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического
искусства «Хореографическое творчество», примерной программы по учебному предмету
ПО.02.УП.03. Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-
нравственного развития детей;
• приобретение детьми опыта творческой деятельности;
• овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
•подготовку
одаренных
детей
к
поступлению
в
образовательные
учреждения,
реализующие
профессиональные
образовательные
программы
в
области
хореографического искусства. Обучение истории хореографического искусства включает
в себя: знания основ музыкальной грамоты; знания основных этапов жизненного и
творческого пути отечественных и зарубежных композиторов; формирование слуховых
представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и
других жанров музыкального искусства;
- знания элементов музыкального языка;
- знания в области строения классических музыкальных форм;
- знания этапов становления и развития искусства балета;
-знания
отличительных
особенностей
хореографического
искусства
различных
исторических
эпох,
стилей
и
направлений;
формирование
навыков
восприятия
музыкальных
произведений
различных
стилей
и
жанров,
созданных
в
разные
исторические периоды; формирование навыков восприятия элементов музыкального
языка,
анализа
музыкального
произведения,
а
также
необходимых
навыков
самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства»
предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с
высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Срок реализации учебного предмета
Программа хореографическое творчества рассчитана на 8 лет. Срок освоения программы
учебного предмета «История хореографического искусства» 2 года. Возраст 13-14 лет.
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
Мелкогрупповая, групповая, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая
форма
позволяет
преподавателю
лучше
узнать
учеников,
их
возможности, трудоспособность, эмоционально - психологические особенности.
Цели и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими
знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также
выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные
заведения.
Задачи:
• формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в
процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
• осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и
художественной культуры;
• ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
• изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
• анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
• знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
• знания образцов классического наследия балетного репертуара;
• знание основных этапов становления и развития русского балета;
• овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
• знания средств создания образа в хореографии;
•
систематизация
информации
о
постановочной
и
педагогической
деятельности
балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
• знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных
средств;
• умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его
создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов
искусств, художественных средств создания хореографических образов;
• умение работать с учебным материалом;
• формирование навыков диалогического мышления;
• овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснованием
структуры
учебного
предмета
«История
хореографического
искусства»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы
преподавателя с учениками
Программа содержит следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного
предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
"Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
• словесный (объяснение, беседа, рассказ);
• интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных
областей);
• диалогический;
• инструктивно-практический (работа с материалом);
• аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
• информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории,
предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического
искусства», оснащаются пианино/роялями, звуко-техническим оборудованием, учебной
мебелью
(досками,
столами,
стульями,
стеллажами,
шкафами)
и
оформляются
наглядными пособиями. Для работы со специализированными материалами аудитория
оснащается
современным
мультимедийным
оборудованием
для
просмотра
видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени,
предусмотренного на освоение учебного
предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную
нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Содержание учебного предмета
•
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренных учебным планом на
реализацию учебного предмета.
Индекс,
наименование
учебного предмета
Трудоёмкость
в
часах
Распределение по годам обучения
7 класс
8 класс
Кол-во недель аудиторных занятий
33
33
Недельная нагрузка в часах
ПО 02. УП 03
История
хореографическог
о искусства
Аудиторные
занятия
(в часах)
66
1
1
Максимальная
учебная
нагрузка
по
предмету (без
учёта
консультации)
132
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной
программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с
учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2. Требования по годам обучения
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в
области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития
хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные
отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох,
стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся
мастеров балета прошлого и настоящего. Учебный материал распределяется по годам
обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени,
предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства»
Раскрывает следующие темы: формирование, преемственность и закономерности развития
основных этапов зарубежной и отечественной хореографии; творческая деятельность
великих балетмейстеров, композиторов,
танцовщиков; произведения классической,
народной, бытовой и современной хореографии.
Учебно – тематический план
7 класс
1. Хореография как вид искусства, ее специфика и выразительные средства
2. Зарубежный балет:
Танцевальная культура древней Греции
Танец в эпоху Средневековья (V-XV века)
Танцевальная культура Италии эпохи Возрождения
Жанры балетного театра в XVII века
Балетный театр XVIII века. Эпоха Просвещения
Романтизм в балете
3. Русский балет:
Народные истоки хореографии
Скоморошество на Руси
Возникновение и становление балетного театра в XVII веке
Роль танца в петровскую эпоху (XVIII век)
Начало хореографического образования в России
Балетный театр XVIII века
Пути развития балетного театра в I-й четв. XIX века
4. Советский балет:
В начале пути – балет в 1917 – 1927 годах
Пути развития хореографического образования
Педагогическая система А.Я.Вагановой
Балетный театр в 30-е годы
Малый академический театр оперы и балета
А.Н.Ермолаев – основоположник героического танца
Гений русского балета – Галина Уланова
5. Якутская хореография:
Зарождение хореографического искусства в Якутии
Первенец якутской хореографии – «Полевой цветок»
Годы становления якутского балета
Творческая деятельность М.Н. Жиркова
С.А. Зверев и его влияние на развитие танцевальной культуры Якутии
Дальнейшее развитие хореографического искусства
Балет «Чурумчукук» на якутской сцене
Евдокия Степановна – первая якутская Терпсихора
Начало профессионализации якутского балетного театра
Новые достижения якутского балета
А.А.Попов – артист, педагог, балетмейстер
8
класс
1.
Зарубежный балет:
Балетный театр Италии на рубеже XVIII – XIX веков. С.Вигано
Кризис балетного жанра во 2-й пол. XIX века
Зарубежный балет начало XX столетия
А. Дункан – великая босоножка XX века
Балет Франции – основные этапы развития
Пути развития английского балета
2.
Русский балет:
Романтизм в русском балете
Филиппо и Мария Тальони в России
Романтические танцовщицы Е. Санковская и Е. Андреянова
Балетный гений Мариус Петипа
Балетная музыка П.И.Чайковского
Педагогическая деятельность в России зарубежных мастеров
Михаил Фокин
Анна Павлова – гордость и символ русского балета
3.
Советский балет:
Ансамбли народного танца
Балетный театр в годы ВОВ
Балет в послевоенный период
Творческие открытия Ю.Н.Григоровича
Уникальность творчества Майи Плисецкой
Искусство Мариса Лиепы
Балетный театр в 60 – 70 годы
Балетная музыка советских композиторов
В.Васильев – артист и балетмейстер
4.
Якутская хореография:
Балерина Клавдия Иванова
Творческий путь Натальи Христофоровой
Творчество Анатолия Ултургашева
А.Н.Мохотчунова – первый якутский балетмейстер
Рожденные временем
Национальный театр танца РС(Я)
Вклад балетмейстеров России в развитие якутского балета
Освоение национальной темы на якутской балетной сцене
Примерные темы рефератов
1.
Эпоха возрождения во Франции (XVI в)
2.
Англия в эпоху Возрождения
3.
Ж.-Ж. Новер и его реформа балета «Письма о танце»
4.
Ж.Доберваль – создатель жанра балета – комедии
5.
Американский балет и крупнейшие его представители
6.
Джордж Баланчин
7.
Крепостной балет
8.
Иван Вальберх – первый русский балетмейстер
9.
Русский балет в эпоху Отечественной войны 1812 года
10. Ш. Дидло и его вклад в развитие русского балета
11. А. Глушковский и московский театр
12. Пушкин и балетный театр
13. А. Истомина – первая русская Терпсихора
14. Творческий путь Ф.В.Лопухова
15. Эксперименты К.Я.Голейзовского
16. Творчество В.И.Вайнонена
17. Студийное движение 20-х годов
18. Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича
Данченко
19. Творческое наследие Р.В.Захарова
20. Ж. Перро на русской сцене
21. Лев Иванов – творческий путь
22. Балеты А.К.Глазунова
23. Творческие принципы А.А. Горского
24. В.Д.Тихомиров и Е.В. Гельцер
25. В.Нижинский и Т.Карсавина
26. А.Н. Ермолаев – основоположник героического танца
27. Творческий путь Е.Максимовой
28. РХУ – мечта свершилась
29. Якутский балет на рубеже столетий
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: цели, виды, формы
Цель:
проверка и оценка достижений приобретенных обучающимися (в процессе
обучения) знаний, умений и навыков.
Задачи:
• формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в
процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
• осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и
художественной культуры;
• ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
Виды: аттестации по предмету «История хореографического искусства» текущее
промежуточное, итоговое
Текущая аттестация проводится с целью контроля качества усвоения какого – либо
раздела учебного материала по истории хореографического искусства.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по
окончании триместра учебного года. По решения образовательного учреждения оценка
результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется по окончании триместра.
Первое полугодие-первый триместр, второе полугодие-второй и третий триместр. Всего
16 полугодий.
Основными формами промежуточной аттестации является: зачет и контрольный урок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводиться в конце
учебных триместров в счет аудиторного времени, предусмотренного по предмету история
хореографического искусства. Промежуточная аттестация по предмету « История
хореографического
искусства»
обеспечивает
оперативное
управление
учебной
деятельностью обучающихся.
Формы: контрольный урок, зачет.
График промежуточной аттестации.
Таблица 3
Класс
Полугодия
Форма
контроля
VII
13
Контрольный
урок
14
Контрольный
урок
VIII
15
Контрольный
урок
16
Экзамен
Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
обучающихся
Система оценок в рамках промежуточной аттестации предполагает 5- бальную шкалу с
использованием плюсов и минусов.
«5»; «5-»; «4+»; «4-»; «3+»; «3»; «2»; «зачет».
Система оценок
в рамках итоговой аттестации предпологает 5- бальную шкалу
абсолютном
знании:
«5»-
отлично; «4»- хорошо;
«3»-
удовлетворительно;
«2»-
неудовлетворительно
V. Методическое обеспечение учебного процесса
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Необходимо учитывать
следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся,
количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся. При изучении
предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам,
поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более
активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность
требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате
творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования,
добиться рационального использования учебного времени. Желательно, чтобы учащиеся
знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального
направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о
балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует
регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и
газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные
постановки. Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами
музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок,
просмотр фильмов-балетов. Методика преподавания предмета должна ориентироваться на
диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации
творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на
различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного
балетного
спектакля,
выступления
хореографического
ансамбля,
фильма-балета,
прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных
программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть
учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового
материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на
основе
усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта
эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и
самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные
задачи. Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов
программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
1) тема, цель работы;
2) изложение содержания, которое раскрывает тему;
3) результаты работы;
4) выводы;
5) использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по
теоретическим предметам. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к
контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться
рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации
проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную
работу
обучающихся
и
методическую
работу
преподавателей.
Рекомендации
по
организации самостоятельной работы учащихся
Цель:
формирование
у
учащегося
способностей
к
саморазвитию,
творческому
применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и
специальную литературу. Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана
выполнять несколько функций:
• образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
• развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся - их внимания, памяти,
мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных
источников);
• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков
культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих
качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и
др.).
Систематическая самостоятельная работа:
• способствует лучшему усвоению полученных знаний;
• формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и
творческие способности личности;
• формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам
определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания,
параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.
Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся
педагогических
традиций,
методической
целесообразности
и
индивидуальных
способностей
ученика.
Самостоятельные
занятия
должны
быть
регулярными
и
систематическими. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому
учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций,
методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика. Выполнение
обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается
учебниками,
учебно-методическими
изданиями,
конспектами
лекций,
аудио-
и
видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Виды
внеаудиторной работ ы :
- выполнение домашнего задания;
- подготовка докладов, рефератов;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных
залов и др.).
VI. Рекомендуемые литературы:
1. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост.
Н. Александрова. - СПб: Лань, 2011
2. Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. - М.: Просвещение, 1973
3. Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань,
Планета Музыки, 2008
4. Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. - М.: Искусство, 1987
5. Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. - М.: Знание, 2003
6. Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета
Музыки. 2009
7. Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008
8. Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994
9. Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. - М .: Белый город,
2009
Ю.Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время. - М.: Планета
музыки, 2010 11 .Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010
12. Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957
13. Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / - Пермь, 1994
14. Красовская В.М. Балет сквозь литературу. - Спб: Академия русского балета им. А.Я.
Вагановой, 2005
15.Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008
16.Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философтанца. СПб: Лань, Планета
Музыки, 2012
17. П.Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008
18. Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008
19. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение,
1985
20.Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра.
М.-Л.: «Искусство», 1950
21. Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011
22. Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009 23.Эльяш 0. И. Образцы
танца. - М., 1970