Напоминание

Дидактическая игра по сказкам Андерсена


Авторы: Алексеева Майя Владимировна, Архипова Татьяна Николаевна
Должность: учитель, учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Исток"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра по сказкам Андерсена
Раздел: среднее образование





Назад




Сказки

Ханса Кристиана

Андерсена

-

Учебно познавательная игра по

6

русскому языку для

класса

:

Авторы

.

.

Алексеева М В

.

.

Архипова Т Н

.

.

Кобаневская О Е

.

.

Х К Андерсен

Жизнь сама по себе

является самой

.

прекрасной сказкой

Соотнесите отрывки из сказки

«Дюймовочка» с выразительными

средствами языка.

1. «

,

»

чудесный цветок вроде тюльпана

2. «

-

»

маленькая маленькая Дюймовочка

3. «

»

прелестный цветок

.

А эпитет

.

Б сравнение

.

В литота

1 –

Б

2 –

В

3 –

А

Какими эпитетами вы

охарактеризовали бы Дюймовочку?

Проверьте, совпадают ли ваши

эпитеты с авторскими, определив

способ образования прилагательных.

,

Миленькая

,

слабенькая

,

тоненькая

,

маленькая

.

хорошенькая

Суффиксальный

Определите часть речи

выделенных слов.

Солнце тут сияло ярче

,

а небо было выше

,

.

чем у нас

наречие

прилагательное

Соберите слова.

Азор

Никавшук

Алкафи

Соберите слова.

Паньтюл

Шыкам

Сококол

Отгадайте загадки и образуйте

от отгадок прилагательные с

суффиксами Н и НН.

1.

,

Это и название зерна и заболевание

.

глаза

2.

«

»

?

В кого превратился

гадкий утёнок

3.

Серенький комочек

,

в уголочке живёт

.

семечки грызёт

1.

Ячмень

ячменный

2.

Лебедь

лебединый

3.

Мышь

мышиный

Соотнесите местоимение с

указанным разрядом.

.

А личное

.

Б отрицательное

.

В

неопределенн

ое

.

Г указательное

.

Д

определительн

ое

1.

-

кто то постучался

2.

она настоящая принцесса

3.

эту горошину

4.

всё тело в синяках

5.

никто не украл

1 –

В

2 –

А

3 –

Г

4 –

Д

5 –

Б

Получите глагол, который

сыграл важную роль в судьбе

принцессы.

1.

,

«

»

корень как в слове чувствительный

2.

,

«

»

суффиксы как в слове беседовал

3.

,

«

»

приставка как в слове подумала

4.

,

«

»

окончание как в слове спала

почувствовала

Из каждой строчки выберите

буквы, которые не повторяются.

Получите название сказки.

евоабеавб

диеогдеои

чанлаучул

оцгвиотгцвт

двюлодюло

афпэопэфа

О

Г

Н

И

В

О

Используя шифр, как можно

быстрее найдите слова, которые

скрываются за этим шифром.

1

2

3

4

5

6

7

8

9 10 11 12

с

а

д

о

е

т

л

ь

в

б

м к

1 4 7 3 2 6

9 5 3 8 11 2

1 4 10 2 12 2

Солдат

Ведьма

Собака

Выпишите глаголы в повелительном

наклонении. Поставьте их во

множественное число.

.

;

Потом ты увидишь три двери Войди в первую комнату

,

посреди комнаты увидишь большой сундук а на нем

.

.

собаку Глаза у нее величиной с чайную чашку Но ты не

!

,

бойся Я дам тебе свой синий клетчатый передник а ты

,

расстели его на полу

быстренько подойди и схвати

,

,

собаку посади ее на передник открой сундук и бери из

,

.

него денег

сколько угодно

В этом сундуке лежат

.

только медяки Захочешь серебра

ступай в другую

.

,

комнату Там сидит собака с глазами как мельничные

,

,

колеса но ты не пугайся перенеси ее на передник и

.

,

возьми деньги А если тебе захочется золота достанешь

,

,

и его сколько сможешь унести стоит лишь пойти в

.

,

,

третью комнату

У собаки

что там сидит

глаза с

.

,

Круглую башню Собака эта очень злая

можешь мне

.

.

поверить

Но ты и ее не бойся

Посади ее на мой

,

,

,

передник и она тебя не тронет а ты бери себе золота

.

сколько хочешь

Обозначьте разряд

прилагательных. «Превратите»

притяжательное прилагательное

в качественное.

,

И вот

взяла

она

большие

золотые

ножницы

разрезала

кусок шелковой материи на несколько

маленьких

лоскутков

и

сшила

крошечный

.

хорошенький мешочек В тот мешочек она насыпала

мелкой гречневой крупы и привязала его на спину

.

,

дочке

А потом прорезала в нем дырочку

чтобы

.

крупа сыпалась на дорогу по собачьему следу

.

Большие

К

.

Золотые

О

.

Шёлковой

О

.

Маленьких

К

.

Крошечный

К

.

Собачий холод

К

.

Хорошенький

К

.

Мелкой

К

.

Гречневой

О

.

Собачьему

П

PRESENTATION NAME

Company Name

Определите, в какой

последовательности нужно

расположить предложения, чтобы

получился текст:

.

А

.

Молоко потекло по полу

.

Б

,

Дети задумали поиграть с ним но утёнку

,

.

показалось что они хотят обидеть его

.

В

,

.

Легко представить на что он стал похож

.

Г

,

Хозяйка вскрикнула и всплеснула руками

,

а утёнок заметался по комнате

влетел в

,

.

кадку с маслом а оттуда в бочонок с мукой

.

Д

.

Утёнка отогрели

.

Е

Он шарахнулся от страха в угол и попал

.

прямо в подойник с молоком

Д Б Е А Г В

К какому типу речи можно отнести

этот текст:

.

А между тем настала осень

Листья на

.

деревьях пожелтели и побурели Они так и

,

сыпались с ветвей а ветер подхватывал их и

.

,

кружил по воздуху

Стало очень холодно

,

.

тяжёлые тучи сеяли на землю то град то снег

,

,

Даже ворон сидя на изгороди каркал от

.

!

холода во всё горло Брр Замёрзнешь при

!

одной мысли о такой стуже

Повествование

Заполните таблицу.

,

,

Птичий

двор

испанской

породы

,

,

бедному

утёнку

индийский

петух

,

,

маленькие птички

дикие утки

нового

,

,

товарища

болотную

воду

вольные

,

,

,

птицы охотничьи собаки солнечный луч

,

,

красный

лоскуток

знатная

утка

,

.

неуклюжие крылышки колючие кусты

Разряды прилагательных

Качественные

Относительные

Притяжательны

е

Определите, в какой форме

употреблены выделенные

прилагательные. Образуйте от них

возможные формы сравнения.

Дул

такой

сильный

встречный

.

ветер

Сирень склоняет к

нему

в

воду

душистые

,

ветки

а

солнышко

ласкает

своими

тёплыми

.

лучами

Сильный

сильнее

/

более сильный

сильнейший

/

самый сильный

Душистый

более душистый

самый душистый

Тёплый

теплее

/

более тёплый

самый тёплый

Сгруппируйте прилагательные,

объясните принятое решение.

(

)

(

/

)

,

По зелё н нн ому лугу

(

/

)

,

(

/

дли н нн оногий аист си н

)

,

(

/

)

нн ие озёра круп н нн ыми

,

(

/

)

листьями собстве н нн ый

,

(

/

)

,

сын угри н нн ая головка

(

/

)

,

ути н нн ые яйца

(

/

)

,

исти н нн ые друзья

(

/

)

,

холод н нн ых лугов

(

/

)

,

деревя н нн ым башмаком

(

)

(

/

)

с уголь н нн ыми

,

(

/

)

щипцами дли н нн ые

,

(

/

)

ветви собстве н нн ое

отражение

Найдите лишнее прилагательное.

,

Синие озёра

,

угриная головка

,

утиные яйца

,

истинные друзья

.

длинные ветви

Соотнесите предложения со схемами

(знаки препинания не расставлены).

.

А

Утята зашевелились застучали

.

клювами и высунули головки

1. [

].

Ο и Ο

.

(

)

Б Сидела она

утка

уже давно и

.

ей это занятие порядком надоело

2. [ ] - [ ].

.

В Утром дикие утки проснулись в

своих гнёздах и увидели нового

.

товарища

3.[

,

]

Ο Ο и Ο

.

.

Г

Мать

не мешала им зелёный

.

цвет полезен для глаз

4. [ ],

[ ].

и

– 3,

– 4,

– 1,

- 2

А

Б

В

Г

PRESENTATION NAME

Company Name

Объясни значение существительных:

1.

Жалкая КЛЯЧА

2.

Из грубой

МЕШКОВИНЫ

3.

Последняя

КОЛЬЧУГА

4.

Крапивное ВОЛОКНО

5.

Крупные ВОЛДЫРИ

1.

Старая лошадь

2.

Материал

3.

Вид одежды

4.

Нить

5.

Пузыри

Замените словосочетание

ПРИЛАГ.+ СУЩ.

синонимичным словосочетанием

СУЩ. + СУЩ.

Бархатное одеяло

Лебединые крылья

Бессонные ночи

У дворцовых ворот

С железными

решётками

Одеяло из бархата

Крылья лебедей

Ночи без сна

У ворот дворца

С решётками

из железа

Выберите правильное написание,

объясните выбор гласной.

(

\ )

.

Солнце к о а снулось воды

,

Солнце

погасло как последняя

(

\ )

.

искра дог о а ревшей бумаги

(

\ )

.

На з о а ре буря улеглась

,

(

\ )

Лишь та крапива что р а о стёт на

,

.

кладбище может пригодиться

Определите разряд местоимений

Только неделю длилось их

.

счастье

Никто

их

.

не слышал и не видел

притяжательное

личное

.

.

Сказки Х К Андерсена в музыке

Викторина

«

»

Стойкий оловянный солдатик

«

»

Девочка со спичками

«

»

Русалочка



В раздел образования