Авторы: Алексеева Майя Владимировна, Архипова Татьяна Николаевна
Должность: учитель, учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Исток"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дидактическая игра по сказкам Андерсена
Раздел: среднее образование
Сказки
Ханса Кристиана
Андерсена
-
Учебно познавательная игра по
6
русскому языку для
класса
:
Авторы
.
.
Алексеева М В
.
.
Архипова Т Н
.
.
Кобаневская О Е
.
.
Х К Андерсен
Жизнь сама по себе
является самой
.
прекрасной сказкой
Соотнесите отрывки из сказки
«Дюймовочка» с выразительными
средствами языка.
1. «
,
»
чудесный цветок вроде тюльпана
2. «
-
»
маленькая маленькая Дюймовочка
3. «
»
прелестный цветок
.
А эпитет
.
Б сравнение
.
В литота
1 –
Б
2 –
В
3 –
А
Какими эпитетами вы
охарактеризовали бы Дюймовочку?
Проверьте, совпадают ли ваши
эпитеты с авторскими, определив
способ образования прилагательных.
,
Миленькая
,
слабенькая
,
тоненькая
,
маленькая
.
хорошенькая
Суффиксальный
Определите часть речи
выделенных слов.
Солнце тут сияло ярче
,
а небо было выше
,
.
чем у нас
наречие
прилагательное
Соберите слова.
Азор
Никавшук
Алкафи
Соберите слова.
Паньтюл
Шыкам
Сококол
Отгадайте загадки и образуйте
от отгадок прилагательные с
суффиксами Н и НН.
1.
,
Это и название зерна и заболевание
.
глаза
2.
«
»
?
В кого превратился
гадкий утёнок
3.
Серенький комочек
,
в уголочке живёт
.
семечки грызёт
1.
–
Ячмень
ячменный
2.
–
Лебедь
лебединый
3.
–
Мышь
мышиный
Соотнесите местоимение с
указанным разрядом.
.
А личное
.
Б отрицательное
.
В
неопределенн
ое
.
Г указательное
.
Д
определительн
ое
1.
-
кто то постучался
2.
она настоящая принцесса
3.
эту горошину
4.
всё тело в синяках
5.
никто не украл
1 –
В
2 –
А
3 –
Г
4 –
Д
5 –
Б
Получите глагол, который
сыграл важную роль в судьбе
принцессы.
1.
,
«
»
корень как в слове чувствительный
2.
,
«
»
суффиксы как в слове беседовал
3.
,
«
»
приставка как в слове подумала
4.
,
«
»
окончание как в слове спала
почувствовала
Из каждой строчки выберите
буквы, которые не повторяются.
Получите название сказки.
евоабеавб
диеогдеои
чанлаучул
оцгвиотгцвт
двюлодюло
афпэопэфа
О
Г
Н
И
В
О
Используя шифр, как можно
быстрее найдите слова, которые
скрываются за этим шифром.
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10 11 12
с
а
д
о
е
т
л
ь
в
б
м к
1 4 7 3 2 6
9 5 3 8 11 2
1 4 10 2 12 2
Солдат
Ведьма
Собака
Выпишите глаголы в повелительном
наклонении. Поставьте их во
множественное число.
.
;
Потом ты увидишь три двери Войди в первую комнату
,
посреди комнаты увидишь большой сундук а на нем
.
.
собаку Глаза у нее величиной с чайную чашку Но ты не
!
,
бойся Я дам тебе свой синий клетчатый передник а ты
,
расстели его на полу
быстренько подойди и схвати
,
,
собаку посади ее на передник открой сундук и бери из
,
.
него денег
сколько угодно
В этом сундуке лежат
.
–
только медяки Захочешь серебра
ступай в другую
.
,
комнату Там сидит собака с глазами как мельничные
,
,
колеса но ты не пугайся перенеси ее на передник и
.
,
возьми деньги А если тебе захочется золота достанешь
,
,
и его сколько сможешь унести стоит лишь пойти в
.
,
,
третью комнату
У собаки
что там сидит
глаза с
.
,
Круглую башню Собака эта очень злая
можешь мне
.
.
поверить
Но ты и ее не бойся
Посади ее на мой
,
,
,
передник и она тебя не тронет а ты бери себе золота
.
сколько хочешь
Обозначьте разряд
прилагательных. «Превратите»
притяжательное прилагательное
в качественное.
,
И вот
взяла
она
большие
золотые
ножницы
разрезала
кусок шелковой материи на несколько
маленьких
лоскутков
и
сшила
крошечный
.
хорошенький мешочек В тот мешочек она насыпала
мелкой гречневой крупы и привязала его на спину
.
,
дочке
А потом прорезала в нем дырочку
чтобы
.
крупа сыпалась на дорогу по собачьему следу
–
.
Большие
К
–
.
Золотые
О
–
.
Шёлковой
О
–
.
Маленьких
К
–
.
Крошечный
К
–
.
Собачий холод
К
–
.
Хорошенький
К
–
.
Мелкой
К
–
.
Гречневой
О
–
.
Собачьему
П
PRESENTATION NAME
Company Name
Определите, в какой
последовательности нужно
расположить предложения, чтобы
получился текст:
.
А
.
Молоко потекло по полу
.
Б
,
Дети задумали поиграть с ним но утёнку
,
.
показалось что они хотят обидеть его
.
В
,
.
Легко представить на что он стал похож
.
Г
,
Хозяйка вскрикнула и всплеснула руками
,
а утёнок заметался по комнате
влетел в
,
.
кадку с маслом а оттуда в бочонок с мукой
.
Д
.
Утёнка отогрели
.
Е
Он шарахнулся от страха в угол и попал
.
прямо в подойник с молоком
Д Б Е А Г В
К какому типу речи можно отнести
этот текст:
.
А между тем настала осень
Листья на
.
деревьях пожелтели и побурели Они так и
,
сыпались с ветвей а ветер подхватывал их и
.
,
кружил по воздуху
Стало очень холодно
,
.
тяжёлые тучи сеяли на землю то град то снег
,
,
Даже ворон сидя на изгороди каркал от
.
!
холода во всё горло Брр Замёрзнешь при
!
одной мысли о такой стуже
Повествование
Заполните таблицу.
,
,
Птичий
двор
испанской
породы
,
,
бедному
утёнку
индийский
петух
,
,
маленькие птички
дикие утки
нового
,
,
товарища
болотную
воду
вольные
,
,
,
птицы охотничьи собаки солнечный луч
,
,
красный
лоскуток
знатная
утка
,
.
неуклюжие крылышки колючие кусты
Разряды прилагательных
Качественные
Относительные
Притяжательны
е
Определите, в какой форме
употреблены выделенные
прилагательные. Образуйте от них
возможные формы сравнения.
Дул
такой
сильный
встречный
.
ветер
Сирень склоняет к
нему
в
воду
душистые
,
ветки
а
солнышко
ласкает
своими
тёплыми
.
лучами
–
Сильный
сильнее
/
–
более сильный
сильнейший
/
самый сильный
–
–
Душистый
более душистый
самый душистый
–
Тёплый
теплее
/
–
более тёплый
самый тёплый
Сгруппируйте прилагательные,
объясните принятое решение.
(
)
(
/
)
,
По зелё н нн ому лугу
(
/
)
,
(
/
дли н нн оногий аист си н
)
,
(
/
)
нн ие озёра круп н нн ыми
,
(
/
)
листьями собстве н нн ый
,
(
/
)
,
сын угри н нн ая головка
(
/
)
,
ути н нн ые яйца
(
/
)
,
исти н нн ые друзья
(
/
)
,
холод н нн ых лугов
(
/
)
,
деревя н нн ым башмаком
(
)
(
/
)
с уголь н нн ыми
,
(
/
)
щипцами дли н нн ые
,
(
/
)
ветви собстве н нн ое
отражение
Найдите лишнее прилагательное.
,
Синие озёра
,
угриная головка
,
утиные яйца
,
истинные друзья
.
длинные ветви
Соотнесите предложения со схемами
(знаки препинания не расставлены).
.
А
Утята зашевелились застучали
.
клювами и высунули головки
1. [
].
Ο и Ο
.
(
)
Б Сидела она
утка
уже давно и
.
ей это занятие порядком надоело
2. [ ] - [ ].
.
В Утром дикие утки проснулись в
своих гнёздах и увидели нового
.
товарища
3.[
,
]
Ο Ο и Ο
.
.
Г
Мать
не мешала им зелёный
.
цвет полезен для глаз
4. [ ],
[ ].
и
– 3,
– 4,
– 1,
- 2
А
Б
В
Г
PRESENTATION NAME
Company Name
Объясни значение существительных:
1.
Жалкая КЛЯЧА
2.
Из грубой
МЕШКОВИНЫ
3.
Последняя
КОЛЬЧУГА
4.
Крапивное ВОЛОКНО
5.
Крупные ВОЛДЫРИ
1.
Старая лошадь
2.
Материал
3.
Вид одежды
4.
Нить
5.
Пузыри
Замените словосочетание
ПРИЛАГ.+ СУЩ.
синонимичным словосочетанием
СУЩ. + СУЩ.
Бархатное одеяло
Лебединые крылья
Бессонные ночи
У дворцовых ворот
С железными
решётками
Одеяло из бархата
Крылья лебедей
Ночи без сна
У ворот дворца
С решётками
из железа
Выберите правильное написание,
объясните выбор гласной.
(
\ )
.
Солнце к о а снулось воды
,
Солнце
погасло как последняя
(
\ )
.
искра дог о а ревшей бумаги
(
\ )
.
На з о а ре буря улеглась
,
(
\ )
Лишь та крапива что р а о стёт на
,
.
кладбище может пригодиться
Определите разряд местоимений
Только неделю длилось их
.
счастье
Никто
их
.
не слышал и не видел
притяжательное
личное
.
.
Сказки Х К Андерсена в музыке
Викторина
«
»
Стойкий оловянный солдатик
«
»
Девочка со спичками
«
»
Русалочка