Автор: Бредихина Людмила Константиновна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Киреевский центр образования №2"
Населённый пункт: Город Киреевск Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Применение компьютерных технологий на уроках физики.
Раздел: полное образование
«Применение компьютерных технологий на уроках физики».
Важнейшей задачей школы является формирование личности, способной
ориентироваться
в
потоке
информации
в
условиях
непрерывного
образования. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета,
представляет собой благоприятную сферу для применения современных
информационных технологий. Информационные технологии применяются
мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной
деятельности учеников.
Одним из направлений применения информационных технологий
является создание мультимедийных сценариев уроков:
а) создание презентаций учителем: «Строение атома», «Колебания».
б) создание презентаций учениками: «Звуковые колебания», «Механические
колебания», «Автомобиль вчера, сегодня, завтра».
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей
учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких
сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно
употребить
для
дополнительного
объяснения
материала.
Презентации
используются
при
объяснении
нового
материала,
при
повторении
пройденного материала, и при организации текущего контроля знаний.
Еще одним из наиболее перспективных направлений использования
информационных
технологий
в
физическом
образовании
является
компьютерное
моделирование
физических
явлений
и
процессов.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя
учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические
эффекты.
При
использовании
моделей
компьютер
предоставляет
уникальную,
не
реализуемую
в
реальном
физическом
эксперименте,
возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной
теоретической
модели
с
поэтапным
включением
в
рассмотрение
дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту
модель
к
реальному
явлению.
Прежде
всего
чрезвычайно
удобно
использовать
компьютерные
модели
в
качестве
демонстраций
при
объяснении нового материала или при решении задач:
а) видеозапись: «Демонстрация относительности движения»,
б) видеозапись: «Превращение механической энергии»,
в) видеозапись: «Навесная и настильная траектории»,
г) видеозадача: «Определите массу шара».
В тоже время использование компьютерного моделирования не должно
рассматриваться в качестве попытки подменить реальные физические
эксперименты
их
симуляциями,
так
как число изучаемых в школе
физических явлений, не охваченных реальными демонстрациями, даже при
блестящем оснащении кабинета физики, очень велико.
Несколько условный характер отображения результатов компьютерного
моделирования
можно
компенсировать
демонстрацией
видеозаписей
натурных
экспериментов,
которые
дают
адекватное
представление
о
реальном протекании физических явлений:
«Фотоэффект», «Диффузия», «Электромагнитные волны», «Физика атома»,
«Давление в жидкости» и другие.
Оснащение кабинета лабораторией «L-микро» легко вписывается в
традиционный
урок
и
позволяет
учителю
организовывать
новые,
нетрадиционные
виды
учебной
деятельности
учащихся.
Например,
интерактивная лабораторная работа «Определение ускорения свободного
падения». Учитель выполняет фронтальный эксперимент, дети записывают
данные и обрабатывают их, сравнивая свой результат с результатом,
полученным на компьютере.
Одно из основных направлений деятельности учителя физики – научить
детей решать задачи. Эффективным помощником в этой работе могут
оказаться компьютерные тренажеры, предлагающие ученикам большое
количество
разнообразных
задач,
отвечающих
требованиям
школьной
программы.
К
сожалению,
современные
разработчики
программных
обучающих
продуктов
не
уделяют
достаточного
внимания
данному
направлению. Приходится самой создавать презентации ориентированные на
выработку навыка решения типовых задач школьного курса физики:
«Алгоритм решения задач на уравнение Менделеева-Клапейрона»,
«Алгоритм решения графических задач на газовые законы».
Для самостоятельной работы используются диски «Репетитор по физике»,
«Ваш репетитор». В них рассматриваются задачи и решение к ним, даются
интерактивные лекции и контрольные вопросы к ним.
При объяснении нового материала использую мультимедийное пособие
«Электронная библиотека «Просвещение». С помощью этой программы
можно
демонстрировать
процессы
недоступные
непосредственному
наблюдению. Весь показ сопровождается многочисленными анимациями,
красочными картинками, таблицами:
Видеозаписи:
«Возникновение
электрического
тока»,
«Давление
в
жидкости», «Скорость при движении по окружности» и другие.
Видеозаписи из интернета широко применяю и во внеурочной
деятельности. Например, при проведении мероприятия «108 минут, которые
потрясли мир», использую запись «Полет Ю. А. Гагарина».
Накопленный мною опыт показывает, что применение информационных
технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет
возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес
учеников к физике.
Итак, подведем итоги. Можно ли преподавать физику с использованием
информационных компьютерных технологий? Разумеется, да. Более того,
роль ИКТ в учебном процессе будет повышаться по мере появления новых
компьютерных программ. Однако качественный скачок в этой области будет
возможен только тогда, когда разработчики программ осознают, что для
получения действительно эффективных программ им необходим тесный
контакт
с
учителями,
которые
хорошо
знакомы
с
компьютерными
технологиями
и
активно
используют
эти
технологии
при
работе
с
учащимися.
Использование ИКТ значительно повышает интерес ребят к обучению.
Через компьютерные модели каждый может попробовать свои возможности,
регулируя условия эксперимента. С помощью ИКТ можно еще раз
прослушать
курс
лекций,
порешать
задачи,
закрепив
свои
знания.
Систематическое применение ИКТ повышает качество образования.