Автор: Мартынова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46" г. Калуги
Населённый пункт: Калужская область. г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме "Буква Ч ч её звук"
Раздел: начальное образование
Урок
обучения грамоте
в 1 классе "Звук [ч'], буква Ч,
ч"
Мартынова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №46» г. Калуги
Тип урока: открытие новых знаний
Педагогические цели урока: формирование умения выделять в словах
звук [ч`], правильно произносить его; знакомство с буквой Чч, формирование
умения читать слова с этой буквой; повышение самостоятельности учащихся
в чтении.
Задачи: учить распознавать звук [ч`] и соответствующую букву,
познакомить с особенностями данного звука, как всегда мягкого согласного
звука, с правилом написания буквосочетаний ча-чу, упражнять в осознанном
и выразительном чтении, развивать умение рассказывать о прочитанном,
отвечать на вопросы учителя, совершенствовать технику чтения.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать
своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого
уровня читательской компетентности; логические – совершенствование
мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение
рассуждений в форме простых суждений, установление причинно-
следственных связей
Коммуникативные УУД: уметь координировать действия по выполнению
задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника, формирование нравственных качеств личности.
Методы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная,
работа в парах
Оборудование: предметные картинки с буквой Ч, слоги, презентация, экран,
проектор.
Ход урока
I.Организационный момент
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
II. Актуализация знаний
Работа с лентой букв.
- Чтение букв по ленте.
- На какие две группы делят буквы?
- Какие звуки мы называем гласными; согласными?
- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?
- Какие буквы обозначают твердость согласного звука?
- Какая буква при произношении обозначает два звука? [я, е]
- В каких случаях это происходит?
III. Самоопределение к деятельности
- Подберите к каждому слову, которое я скажу, противоположное по
смыслу:
белый - …(черный), грязный - …(чистый), редко - …(часто), целое - …
(часть)
- Что общего в подобранных вами словах?
(Они все начинаются на один звук)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
IV. Знакомство с новым звуком и его буквой.
1) У нас сегодня в гостях сказочный герой, имя его в этой схеме (схема на
доске)
- Кто это? (Чебурашка)
- Почему вы так считаете? (слово начинается на [ч
,
], в нем 4 слога,
ударение падает на гласный звук в 4 слоге)
- Выделите 1 звук. Произнесите его.
- Дайте характеристику звука
- Послушайте другие слова и определите, какой вы слышите звук [ч
,
]
мягкий или твердый
Грач, чтение, чудо, часы.
- Вывод: звук [ч
,
] согласный, глухой и всегда мягкий.
2) Дидактическая игра «Построим дом и позовем гостей для
Чебурашки» (Дом должен быть красивым и по возможности использовать
слова со звуком [ч
,
].)
- Крыша из … (черепицы), труба …(черного) цвета, стены из … (кирпича),
в окнах (чистое) стекло, около дома растут (чудесные) цветы.
- Гости: Чиполлино, обезьянка Чи-Чи, лев Чандр.
- Угощение: гости пили (чай) из (чашек), они ели: чипсы, чернослив,
чебуреки.
- Гости подарили подарок. Угадайте.
На руке, и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до заката. (часы)
V.Физминутка
Тик – так, тик – так-
Все часы идут вот так: тик – так.
(наклоняем голову то к одному, то к другому плечу)
Смотри скорей, который час:
Тик – так, Тик – так, тик – так.
(раскачиваемся в такт маятника)
Налево – раз, направо –два.
Мы тоже можем так.
Ноги вместе, руки на поясе.
(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как
часики.)
Тик – так, тик – так.
VI. Продолжение работы по теме
1) Знакомство с буквами Ч,ч.
- Посмотрите, какой буквой обозначается звук [ч
,
].
- На что похожа буква Ч?
На четверку Ч похожа
Но она не цифра все же.
Если стул перевернем
Сразу букву Ч найдем.
- Вопрос от Мудрой Черепахи.
- Для чего нужна заглавная буква Ч?
2) Составьте схему слова часы. (1уч-ся у доски)
Теперь составьте слово из букв кассы
- Где возникло затруднение?
- Скажите какую букву вы поставили рядом с буквой ч? Почему? Докажите.
Правило ча – пиши с буквой а.
3)Чтение слогов и слов с новой буквой
а) Чтение слогов (см приложение к учебнику)
б) Работа по учебнику
- Рассматривание картинки с.4
- Какие бывают часы?
- Знаете ли вы, что такое солнечные часы? Как они устроены? Нужны ли в
наше время такие часы? Как вы думаете удобно ли ими пользоваться?
- А как можно узнать? Кто или что может помочь?
- Прочитайте текст с.5
VII. Рефлексия.
- Давайте повторим, что узнали о звуке [ч
,
]
- Звук [ч
,
] он какой?
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?
- С какими буквами и звуком мы познакомились?
- Вывод: [ч
,
] –согласный, глухой, всегда мягкий.
- Какие задания понравились?
-Что было трудным?
-Что было самым интересным?
- Кто доволен, что отвечал на уроке?
-Кто считает, что мог постараться лучше?
VIII. Итог урока