Напоминание

Урок по теме "Буква Ч ч её звук"


Автор: Мартынова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №46" г. Калуги
Населённый пункт: Калужская область. г. Калуга
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме "Буква Ч ч её звук"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок

обучения грамоте

в 1 классе "Звук [ч'], буква Ч,

ч"

Мартынова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №46» г. Калуги

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические цели урока: формирование умения выделять в словах

звук [ч`], правильно произносить его; знакомство с буквой Чч, формирование

умения читать слова с этой буквой; повышение самостоятельности учащихся

в чтении.

Задачи: учить распознавать звук [ч`] и соответствующую букву,

познакомить с особенностями данного звука, как всегда мягкого согласного

звука, с правилом написания буквосочетаний ча-чу, упражнять в осознанном

и выразительном чтении, развивать умение рассказывать о прочитанном,

отвечать на вопросы учителя, совершенствовать технику чтения.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать

своё действие, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать

правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в устной форме, овладение техникой

чтения, приёмами понимания прочитанного, формирование необходимого

уровня читательской компетентности; логические – совершенствование

мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, построение

рассуждений в форме простых суждений, установление причинно-

следственных связей

Коммуникативные УУД: уметь координировать действия по выполнению

задания, договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности.

Личностные УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение

собеседника, формирование нравственных качеств личности.

Методы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная,

работа в парах

Оборудование: предметные картинки с буквой Ч, слоги, презентация, экран,

проектор.

Ход урока

I.Организационный момент

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

II. Актуализация знаний

Работа с лентой букв.

- Чтение букв по ленте.

- На какие две группы делят буквы?

- Какие звуки мы называем гласными; согласными?

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков?

- Какие буквы обозначают твердость согласного звука?

- Какая буква при произношении обозначает два звука? [я, е]

- В каких случаях это происходит?

III. Самоопределение к деятельности

- Подберите к каждому слову, которое я скажу, противоположное по

смыслу:

белый - …(черный), грязный - …(чистый), редко - …(часто), целое - …

(часть)

- Что общего в подобранных вами словах?

(Они все начинаются на один звук)

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

IV. Знакомство с новым звуком и его буквой.

1) У нас сегодня в гостях сказочный герой, имя его в этой схеме (схема на

доске)

- Кто это? (Чебурашка)

- Почему вы так считаете? (слово начинается на [ч

,

], в нем 4 слога,

ударение падает на гласный звук в 4 слоге)

- Выделите 1 звук. Произнесите его.

- Дайте характеристику звука

- Послушайте другие слова и определите, какой вы слышите звук [ч

,

]

мягкий или твердый

Грач, чтение, чудо, часы.

- Вывод: звук [ч

,

] согласный, глухой и всегда мягкий.

2) Дидактическая игра «Построим дом и позовем гостей для

Чебурашки» (Дом должен быть красивым и по возможности использовать

слова со звуком [ч

,

].)

- Крыша из … (черепицы), труба …(черного) цвета, стены из … (кирпича),

в окнах (чистое) стекло, около дома растут (чудесные) цветы.

- Гости: Чиполлино, обезьянка Чи-Чи, лев Чандр.

- Угощение: гости пили (чай) из (чашек), они ели: чипсы, чернослив,

чебуреки.

- Гости подарили подарок. Угадайте.

На руке, и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до заката. (часы)

V.Физминутка

Тик – так, тик – так-

Все часы идут вот так: тик – так.

(наклоняем голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час:

Тик – так, Тик – так, тик – так.

(раскачиваемся в такт маятника)

Налево – раз, направо –два.

Мы тоже можем так.

Ноги вместе, руки на поясе.

(На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом – к левому, как

часики.)

Тик – так, тик – так.

VI. Продолжение работы по теме

1) Знакомство с буквами Ч,ч.

- Посмотрите, какой буквой обозначается звук [ч

,

].

- На что похожа буква Ч?

На четверку Ч похожа

Но она не цифра все же.

Если стул перевернем

Сразу букву Ч найдем.

- Вопрос от Мудрой Черепахи.

- Для чего нужна заглавная буква Ч?

2) Составьте схему слова часы. (1уч-ся у доски)

Теперь составьте слово из букв кассы

- Где возникло затруднение?

- Скажите какую букву вы поставили рядом с буквой ч? Почему? Докажите.

Правило ча – пиши с буквой а.

3)Чтение слогов и слов с новой буквой

а) Чтение слогов (см приложение к учебнику)

б) Работа по учебнику

- Рассматривание картинки с.4

- Какие бывают часы?

- Знаете ли вы, что такое солнечные часы? Как они устроены? Нужны ли в

наше время такие часы? Как вы думаете удобно ли ими пользоваться?

- А как можно узнать? Кто или что может помочь?

- Прочитайте текст с.5

VII. Рефлексия.

- Давайте повторим, что узнали о звуке [ч

,

]

- Звук [ч

,

] он какой?

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- С какими буквами и звуком мы познакомились?

- Вывод: [ч

,

] –согласный, глухой, всегда мягкий.

- Какие задания понравились?

-Что было трудным?

-Что было самым интересным?

- Кто доволен, что отвечал на уроке?

-Кто считает, что мог постараться лучше?

VIII. Итог урока



В раздел образования