Автор: Новикова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103 г. Минеральные Воды
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Повышение читательского интереса у обучающихся посредством занятий урочной и внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Повышение читательского интереса у обучающихся посредством занятий
урочной и внеурочной деятельности.
Педагогическое
сообщество
уже
в
течение
ряда
лет
бьет
тревогу:
современные дети крайне мало читают, совершенно не интересуются книгами. Как
следствие – низкий уровень эрудиции, несформированность духовно-нравственной
сферы, гражданская несостоятельность и незрелость.
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. В
связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному
обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и
применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с
информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека,
выделенных ЮНЕСКО.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мёртвой
буквы живой смысл, - говорил К. Д. Ушинский. - Читать - это ещё ничего не
значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное».
«Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская, - это один из важнейших
вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более
крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти
чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые
ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у
них определенные нормы поведения».
Компьютерные технологии, которые все больше входят в жизнь и быт,
бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения,
увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к парадоксу.
Внедряя
все
более
активно
в
нашу
жизнь
новые
информационные
и
коммуникационные технологии, мы вынуждены все чаще говорить о проблемах
детского и юношеского чтения.
Между
тем,
роль
книги
и
чтения
бесспорны
в
нравственном,
интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков: они развивают
грамотность,
общий
культурный
уровень,
расширяют
эмоциональный
мир
человека, подстегивают творческие способности, формируют духовную основу
личности. Наконец, они являются необходимым условием социализации этой
личности.
Таким
образом,
чтение
формирует
качества
духовно
зрелого,
просвещенного, культурного и социально ценного человека.
Почему
многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год
снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Почему современный школьник зачастую отвергает чтение как способ познания
действительности?
Согласно данным ряда исследований, в восприятии человеком печатного и
телевизионного каналов СМИ есть своя специфика. Печатная информация труднее
усваивается и запоминается. Информация в виде текстов - основа любого процесса
образования и самообразования. Кроме того, велика роль чтения при создании
человеком своей индивидуальной модели культуры (которая сегодня так часто
воплощена у образованных людей в коллекции книг их домашней библиотеки).
Аудиовизуальная
информация
значительно
легче
осваивается
и
легкодоступна. Но она, как правило, представляет собой «мозаику» разрозненных
и несистематизированных сведений, фрагментарна и полна стереотипов.
Кроме того, на снижение интереса влияет еще один факт. Дети много
времени проводят в социальных сетях. Их общение осуществляется посредством
односоставных, чаще состоящих из одного слова предложений и междометий,
поэтому, читая классическую литературу, а именно, предложения, написанные
красивым литературным языком, разных типов и видов, они не понимают смысла
прочитанного. К сожалению, сегодня можно констатировать печальный факт:
большинство детей не могут правильно интерпретировать смысл прочитанной
информации.
При отсутствии потребности в чтении у детей, как правило, не развивается
привычка к сосредоточенному вниманию, умению интеллектуально трудиться.
Ведь чтение - это труд, который и делает человека мыслящим. Дети, безусловно,
читают, но иначе, чем раньше, и далеко не те произведения, которые были
любимы и популярны у их родителей, особенно, у их дедушек и бабушек.
Современный учитель понимает, что ученик - личность не только растущая,
но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы ошибок на этом пути было
меньше,
ему
необходима
помощь
учителя.
Роль
учителя
литературы
в
формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека
является определяющей.
Литература как учебный предмет обладает в этом плане широкими
возможностями. Художественные произведения содержат в себе определенный
культурный компонент, а порой и целый пласт, позволяющий приобщить
учащихся к материальным и духовным реалиям отечественной и мировой
культуры. Усвоение духовных и национальных ценностей остается до сих пор
слабым звеном школьного урока литературы. В итоге наши выпускники
затрудняются дать толкование самым простым этическим понятиям.
Модернизация литературного образования предопределяет
поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания
литературы. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах
позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию
и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому
актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-
подростка.
Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе
зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее
место
занимает
культурный
диалог,
поэтому
основной
формой
урочной
деятельности становится не рассказ учителя о книге, а совместная работа над
книгой, диалог, направленный на понимание произведения.
Такой диалог обычно начинается с того, что ученики делятся своими
суждениями о прочитанном тексте, формулируют свои вопросы, говорят о том, что
показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Как правило, вся
последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие
вопросы.
В
процессе
анализа
произведения
проблемы
нередко
переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на
глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.
Организует и ведет диалог на уроке учитель. Он представляет ученикам
историческую культуру, жанр, книгу, автора, вводит их в историко-культурный и
литературный контекст изучаемых произведений, участвует в работе над книгой,
удерживая и развивая в диалоге с учениками свое прочтение произведения, свое
видение проблемы. Учитель знакомит школьников с историко-культурными
логиками
понимания,
вводит
в
работу
те
литературоведческие
и
культурологические понятия и способы исследования, которые, с его точки зрения,
способствуют более глубокому пониманию изучаемых текстов. Он включает в
диалог новых собеседников – поэтов и ученых, размышлявших над этими же
книгами и проблемами.
При этом учитель не должен вести подростков к заранее известным ему
ответам: определенному прочтению книги, определенному решению проблемы. Он
всегда должен быть готов к тому, что диалог в классе изменит намеченный им ход
урока, что работа пойдет по иному руслу и ученики откроют в книге вовсе не то,
что он предполагал, выйдут к совершенно неожиданным для него разворотам и
решениям проблем. Такая работа устремлена не к получению «общего продукта»,
не к появлению единого, общего для всех прочтения книги или решения проблемы,
а к тому, что каждый из участников диалога углубит свое прочтение.
В работе, организованной таким образом, учащиеся учатся слышать друг
друга, размышлять над высказыванием другого, углублять свою мысль в диалоге.
Они учатся сотрудничать и узнают ценность сотрудничества, необходимость и
ценность другого собеседника (ровесника и взрослого), несущего иной взгляд,
иную логику, но этим и интересного, важного. То есть, в процессе урока
происходит взаимообмен не только мнениями о прочитанном тексте, но и передача
жизненного опыта, знаний, а также осуществляется воспитание ученика как
«качественного» читателя.
Чрезмерная дидактика, неподвижность, отсутствие динамичного процесса в
уроке
-
всё
это является
постоянной причиной отсутствия
у
ученика
целеполагания, внимания к уроку, теме. Ясно, что в подобной атмосфере любой
художественный текст не сможет быть воспринят учеником, не станет импульсом к
чтению, не пробудит мысли и, следовательно, интереса к литературе.
А если попытаться «зацепить» ученика в самом начале урока, когда учитель
произносит первые фразы? Как её построить, чтобы не дать ученикам погрузиться
в обычный, заданный школьным распорядком ритм? Как удивить, привлечь
внимание, заставить проснуться мысль
-
и победить рассеянность, лень,
нежелание включаться?
Завязка урока - первый шаг. Задача учителя - начать разговор сразу, как
только ученики сели на свои места. Для этого не нужны общие фразы, якобы
открывающие урок. Вместо предположения о том, что мы сегодня будем делать,
следует переходить к делу сразу. В этом случае ставим ученика в положение
человека, к которому обращаются с неожиданным и обязательно интересным для
него вопросом или заданием.
Вопрос или задание должны быть:
посильными для возраста;
неожиданными по содержанию;
базирующимися на предшествующих литературных/общекультурных
знаниях;
настраивающими учеников на тему урока;
способствующими литературному развитию школьника.
Здесь не подойдут репродуктивные вопросы. Задача учителя, обдумывающего
завязку урока, - сочинить такое задание или вопрос, которые сразу заставят
учеников начать думать и говорить (конечно, по поводу нужной нам темы, текста).
Обратимся к типам завязки урока и возможным для различных возрастных
групп вариантам вопросов и заданий, которые определят внимание школьников в
самом начале урока:
Литературные игры на уроке в средних классах.
Чем раньше учитель научит активно отзываться на развитие сюжета, тем
больше надежды на то, что воспитание читателя состоится. В том возрасте, когда
учитель литературы, и не только литературы, начинает работать с детьми (это 5-е
классы), им близка и понятна любая игра. Этим и надо воспользоваться. Игрой в
начале или в финале урока, во внеурочной деятельности учитель настраивает
детей на оптимистичный по отношению к литературному произведению лад.
Постепенно усложняя игры, он формирует устойчивое положительное отношение
к литературе, чтению как интересному и полезному занятию. Сверхзадачей игры на
уроках или внеклассных мероприятиях является последовательное формирование у
школьников
литературного
слуха,
то
есть
умения
слушать
и
слышать
художественный текст и интерпретировать его.
У многих литературные игры ассоциируются исключительно с внеклассными
мероприятиями. Но игра может стать и составной частью урока.
Например:
в 5-х классах в процессе урока или в финале изучения произведения можно
провести
небольшую
игру-разминку
«Заверши
фразу».
Например,
учитель
произносит начало фразы из пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Золушка»: «Очень вредно
не ехать на бал...» Ученики продолжают: «Когда ты этого заслуживаешь». При
этом можно задать дополнительные вопросы:
Кто произносит эту фразу?
В каком эпизоде она звучит?
Это эпизод весёлый или грустный, почему?
Какова роль этого эпизода в произведении?
Кроме
тренировки
внимания
и
памяти,
умения
ориентироваться
в
пространстве произведения, учитель даём ученикам возможность вернуться к тому,
о чём говорилось на уроках, акцентируя внимание на определённой знаковой фразе
и персонаже.
Весьма полезно провести на уроке игру «Предмет-загадка». Учитель раздаёт
записки со словом, обозначающим предмет, и по предмету просит отгадать, какое
произведение из изученных «спрятано» в нём, объяснить своё решение. Например:
очки (Ю.К. Олеша, «Три толстяка»), зеркальце (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»), солдатик (Х.К. Андерсен, «Стойкий оловянный
солдатик») и т.п.
Важно как можно чаще давать возможность ребёнку по каким-то признакам
запомнить произведение, героя, писателя, сюжет, зафиксировав его в памяти за
счёт
беспроигрышных
ассоциативных
заданий.
Приступая
к
изучению
произведения или завершая знакомство с разделом программы, можно предложить
игру по группам «Узнай героя».
Учитель раздаёт заранее приготовленные листы бумаги и просит каждую
группу нарисовать героя
или предмет, характеризующий этого героя, или
узнаваемую деталь любого из изученных в этом произведении литературных
произведений. После выполнения задания группы демонстрируют свои рисунки,
остальные отгадывают.
Естественно, что за это ставятся оценки и тем, кто изобразил, и тем, кто
быстрее других назвал героя, автора, произведение. Такие задания не дают
ученикам забыть то, что уже прочитано, обсуждено на уроках.
Развитию литературного слуха способствует игра «Алфавит». В начале или
финале урока учитель предлагает на одну из букв алфавита назвать как можно
больше предметов, героев изучаемого в данный момент или заданного на этот урок
произведения. С удовольствием ученики выполняют задание «Герой», когда
учитель просит назвать имена героев одного из изученных произведений - кто
больше вспомнит.
Игровые формы проверки закрепляют содержание произведений в памяти
учеников, повышают их читательский интерес.
Целесообразно эти и подобные им задания распределить по всему курсу 5–7-
х классов, а не фокусировать
только на внеурочном мероприятии.
Тогда
школьники позже, в старших классах, легче воспринимают большие, объёмные
тексты с большим числом действующих лиц.
Литературные игры в старших классах.
Постепенно, от класса к классу, учитель усложняет те же игровые задания.
Для игры «Продолжи фразу» для учащихся 9 – 11 классов полезны, например,
такие цитаты:
«Чтобы докончить портрет, я скажу, что у него был немного
вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я
должен сказать ещё несколько слов… (Во-первых, они не смеялись,
когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у
людей?)»
(Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». Ч. 1, гл. 2. «Максим
Максимыч».)
«Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это всё
самолюбие, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы своё
поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, Бог с
ним совсем! Я нашёл довольно редкий экземпляр водяного жука,
Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.
- Я тебе обещался рассказать его историю, — начал (Аркадий).
- (Историю жука?)»
(Тургенев И.С. «Отцы и дети». Гл. 6.)
«Ну что же, - задумчиво отозвался тот, - они - люди как люди…
(Любят деньги, но ведь это всегда было)» (Булгаков М.А. «Мастер и
Маргарита». Ч. 1, гл. 12. «Чёрная магия и её разоблачение».)
Эти и другие символичные для литературных героев фразы закрепляют в
памяти старшеклассников не только сами произведения, как это было в 5–6-х
классах, но и важнейшие интонации этих произведений, позволяющие говорить об
авторском отношении, о характерах героев, об их своеобразии и неповторимости
при всём богатстве русской классики.
Интересно, что, последовательно проводя такую работу, достаточно быстро
можно получить почти точное воспроизведение «ключевых» фраз программных
текстов, а это уже немало. Немало, потому что далее, идя от игровых заданий и
развивая литературный слух, ученики будут сравнивать близкие по смыслу, темам
фрагменты произведений и распознавать авторов. Понимание авторской позиции,
отношения к происходящему, всей интонационной гаммы произведения
-
важнейшая ступень, достигнув её, ученик становится читателем.
Повысить читательский интерес у обучающихся помогают ассоциативные
ряды к произведениям, которые в старших классах усложняются за счёт
сопоставления.
Например, в 10-м классе при изучении романа И. Гончарова «Обломов»
учитель раздаёт три приведённых ниже фрагмента без указания авторов и
названий.
1. «Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и
переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это было похоже на плавание
судна по бурному морю... Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал,
убаюканный пением бури и качкою быстрой езды.
Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих
пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства
моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно
человеку
предаваться
суеверию,
несмотря
на
всевозможное
презрение
к
предрассудкам.
Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая
мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония» (Пушкин А.С.
«Капитанская дочка». Гл. 2).
2. «Maman играла второй концерт Фильда - своего учителя. Я дремал, и в
моём
воображении
возникали
какие-то
лёгкие,
светлые
и
прозрачные
воспоминания. Она заиграла Патетическую сонату Бетховена, и я вспоминал что-то
грустное, тяжёлое и мрачное. Maman часто играла эти две пьесы; поэтому я очень
хорошо помню чувство, которое они во мне возбуждали. Чувство это было похоже
на воспоминание; но воспоминание чего? Казалось, что вспоминаешь то, чего
никогда не было». (Толстой Л.Н. «Детство». Гл. 11).
3. « - Однако... любопытно бы знать... отчего я... такой? — сказал он опять
шёпотом. Веки у него закрылись совсем. — Да, отчего?.. Должно быть... это...
оттого... — силился выговорить он и не выговорил.
Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на
полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё
вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего
человека.
Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенёс
его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесёмся за ним и мы
с читателем в следующей главе» (Гончаров И.А. «Обломов». Ч. 1, гл. 8).
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Какими авторами написаны произведения, из которых приведены цитаты?
По
каким
признакам
это
можно
предположить:
словоупотребление,
авторская лексика, географическое пространство, или же просто что-то
интуитивно подсказывает, но что именно?
Обращает внимание учеников на то, что предлагается общая тема — «Сон», а к
10-му
классу
старшеклассники
должны
знать,
что
сон
в
литературном
произведении появляется не случайно.
Выполняя этот задание, полезно не только раздать ученикам распечатки с
текстами, но и прочитать их вслух, приучая к звучанию классической прозы. При
этом ученикам предлагается отметить в тексте слова, словосочетания, которые им
помогают вспомнить автора.
Подобные задания далеко не просты, но их нельзя избегать: они приучают
школьников к обобщению. Начало этой работы - в игре, и реакция на предлагаемые
задания сохраняется у старшеклассников. Вместе с тем, развивая литературный
слух, мы не только усложняем, но и разнообразим задания. Усложняется игровой
компонент в старших классах и в связи с большим числом изученных в курсе
литературы произведений.
Однако, чтобы не растерять все «воспоминания», в конце 9-го класса, а затем
вновь в 11-м классе целесообразно проводить игру «Набор слов» (по группам). По
набору слов учитель просит определить художественное направление, в рамках
которого могло быть написано литературное произведение, где часто встречались
бы эти слова, и объяснить свой выбор, приведя в качестве примера одно
произведение.
1. Идеал, любовь, забвенье, тоска, одиночество, свобода, мученье, поэма,
воспоминанье, мечта, очарованье.
2. Разум, порядок, долг, честь, служенье, убеждение, античность, гармония,
пропорциональность, ода, герой.
3. Чувственность, душевность, слёзы, ах, природа, мечтанья, пастушок, трепет,
свирель, надежда, потрясенье, страдания.
4. Область неведомого, мистика, тайна, непознаваемое, зыбкий слог, свободный
стих, метафора, таинственная мудрость, вознесённость превыше всего, вечная
женственность.
(Ответы. 1. Романтизм. 2. Классицизм. 3. Сентиментализм. 4. Символизм.)
Школьникам 6 - 8-х классов, а затем и старшеклассникам полезно давать
блиц - задания для быстрого выполнения. Например: учитель раздаёт листы, где
слева на странице названы произведения, справа беспорядочно - авторы. Надо
стрелочками свести автора с названием (можно сделать с героями и авторами).
Работу непременно надо делать за определённое, равное для всех время и на
оценку.
Неотъемлемой и важной частью работы любого учителя является
внеурочная работа по предмету. Именно внеурочная работа и ее интеграция с
урочной создают реальные условия для успешной реализации учителем развития
личности.
В гимназии сложилась система внеурочной работы, способствующая
повышению читательского интереса у обучающихся, включающая следующие
формы:
предметные недели, в рамках которых проводятся литературные конкурсы,
турниры, викторины, защита проектов, конкурсы чтецов и др.;
работа кружков «Журналист» (9 – ые классы), «Риторика» (5 – 6 классы), «В
гостях у сказки» (4 кл.);
выпуск школьной газеты «Моя гимназия», где печатаются статьи, репортажи
участников кружка «Журналист», лучшие сочинения и стихотворения
учащихся.
Новое
содержание
образования
связано
с
поисками
новых
методов
преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира
продолжает быть самой актуальной научной проблемой, в методической науке
предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия
художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя.
Не случайно основой базового компонента литературного образования названы
чтение и изучение художественного произведения, его толкование.
В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у
детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Учителя полны тревоги по
поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов,
которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык
классического
наследия,
но
хорошо
осваивают
разнообразные
клише
и
формальный подход к классической литературе. Утрачивается не только культура
чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть
репертуара
любимой
ранее
литературной
классики,
которая
составляла
значительную часть репертуара чтения детей и подростков.
Выйдя из школы, ученики должны уметь самостоятельно разбираться в
любой прочитанной ими книге, оценивать произведение, а главное - передавать
опыт чтения своим детям. Поэтому задачей современного учителя является
воспитание грамотного, вдумчивого читателя.
Педагогическая практика сегодня, впрочем, как и много лет назад, одним из
плодотворных путей воспитания культурного человека считает работу по
формированию
творческого
читателя,
владеющего
умениями
и
навыками
грамотного
восприятия,
анализа,
оценки
прочитанного,
использования
в
интеллектуальной, духовной деятельности освоенных социальных, нравственных
знаний,
идеалов,
раскрываемых
в
произведениях
литературы.
«Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему
сделать», - утверждала Сесиль Лупан.