Автор: Новикова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оценочная деятельность учителя по ФГОС общего образования. Соответствие результатов внешней оценки качества образования и внутреннего мониторинга – показатель правильной организации оценочной деятельности учителя.
Раздел: среднее образование
Оценочная деятельность учителя по ФГОС общего образования. Соответствие
результатов
внешней
оценки
качества
образования
и
внутреннего
мониторинга – показатель правильной организации оценочной деятельности
учителя.
В
проекте
профессионального
стандарта
педагога
умение
объективно
оценивать учеников, используя разные формы и методы контроля, отмечается как
одна из главных компетенций современного учителя.
Федеральный образовательный стандарт нового поколения также указывает на
необходимость «обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения
основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов».
Существующая
сегодня
система
оценивания
формировалась
в
рамках
знаниевой парадигмы образования и поэтому отражает результат усвоения знаний, а
не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере задачам модернизации
образования.
В
национальной
инициативе
«Наша
новая
школа»
отмечается:
«…в
обновленных образовательных стандартах должны быть новые требования к
результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных
программ, а также системе оценки качества образования, включая оценку
образовательных достижений учащихся, поэтому оценочной деятельности учителя,
её объективности сегодня уделяется много внимания».
В основе учебной деятельности согласно новому образовательному стандарту
лежит системно-деятельностный подход. Это предполагает расширение задач и
инструментов оценивания, осуществляемого на уровне школы и класса. Сегодня
оцениваются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты
обучения. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
являются содержательной и критериальной основой для системы оценки учебных
результатов учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего
образования предусматривают комплексный подход к оценке, использование
разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку
динамики индивидуальных достижений
обучающихся в процессе освоения
основной общеобразовательной программы основного общего образования по
предметам, в частности, по русскому языку.
Результат любой деятельности, в том числе и учебной, требует осмысления,
сравнения оценки исходных и конечных состояний.
Оценка учащихся должна быть прогностической,
т.е. направленной на
выявление возможностей реализации предметных умений, и ретроспективной -
направленной на анализ предполагаемых причин неудач для внесения корректив в
последующую деятельность.
Как вы знаете, роль учителя в оценочной деятельности школы принципиально
изменилась: от централизованного контроля деятельностью школьников к передаче
оценочных «инструментов» в руки учащихся.
1
Таким
образом, формирование оценочных способностей учащихся
стало
важным условием качественного обучения.
Контрольно-оценочные умения - это особые учебные действия, позволяющие
учащемуся критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их
устранения, определять границу своих знаний.
Оценочные умения определяются показателями:
• потребностью в оценке своих действий;
• адекватностью оценки в решении задачи;
• умением применить найденный метод к решению других задач;
• умением соотнести полученный результат с запланированным;
• рефлексия.
Критериями
сформированности
оценочных
умений
являются
контрольные умения, определяющиеся:
• способностью ученика принять учебную задачу;
• умением составить и осуществить план выполнения задачи;
• способностью к самостоятельному контролю и оценке результатов своей
деятельности;
• потребностью учащегося в коррекции полученных результатов;
• адекватным отношением к успеху и неудаче.
Основной
задачей
и
критерием
оценки
выступает
уже
не
освоение
обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных
действий с изучаемым учебным материалом.
Эти особенности ФГОС требуют внесения изменений во все компоненты
учебного процесса, в том числе и в систему оценивания.
Функции системы оценивания.
Прежде всего, изменились функции системы оценивания в образовательном
процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, но и как
средство повышения эффективности преподавания и учения.
Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности
предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках- баллах, то сегодня
на первом месте
- процесс формирования личности в учебной деятельности,
который нельзя просто зафиксировать отметкой - баллом, потому оценочная
деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
Принципы оценочной деятельности учителя:
1.Оценивание является постоянным процессом;
2.Оценивание осуществляется на основе критериально-ориентированного
подхода.
3.Оцениваться могут только результаты деятельности ученика и процесс их
формирования, но не личные качества ребенка.
4. Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая
навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
2
5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип
распределения ответственности между различными участниками образовательного
процесса.
Система оценки. Основные особенности.
В соответствии со Стандартом основным объектом
системы оценки, её
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты.
Система оценки включает в себя две согласованные между собой оценки:
внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе
службами)
–
это
ЕГЭ,
ВПР,
РПР и
внутреннюю
оценку
(или
оценку,
осуществляемую самой школой - обучающимися, педагогами, администрацией).
Это
диагностические
работы,
различные
срезы,
промежуточная
аттестация
учащихся и т.д.
Чтобы
понять,
насколько
правильно
педагог
организует
оценочную
деятельность, необходимо сопоставить результаты внешней оценки качества
образования и внутреннего мониторинга.
Результаты по итогам 2016 – 2017
учебного года и ОГЭ по русскому языку:
класс
всего
годовые оценки
качество
экзамен
качество
5
4
3
5
4
3
9А
24
5
14
5
79 %
17
7
-
100 %
9Б
23
10
12
1
95 %
21
2
-
100 %
9В
24
7
13
4
83 %
20
4
-
100 %
9Г
21
3
14
4
81 %
18
3
-
100 %
итог
92
25
53
14
85 %
76
16
-
100 %
Результаты по итогам 2016 – 2017 учебного года и ОГЭ по литературе:
класс
ФИ сдававших экзамен
годовые оценки
экзамен
9 Б
Чеботарёва Дарья
4
4
9В
Литвин Галина
3
3
Миланова Виктория
3
3
9 Г
Братченко Валерия
5
4
Кривец Стефания
5
5
Результаты ОГЭ и ЕГЭ наглядно демонстрируют, как оценочная деятельность
учителя соответствует внешней оценке образовательных результатов.
В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование
персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой
оценки обучающихся (ЕГЭ и ОГЭ по учебным предметам). Во всех иных
процедурах допустимо предоставление и использование исключительно анонимной
информации
о
достигаемых
обучающимися
образовательных
результатах.
Например, проведение ВПР: каждая работа имеет код, за выполнение выставляются
определённые
баллы,
которые в итоге суммируются.
Оценки
за
ВПР
не
выставляются и не влияют на четвертную и итоговую.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценки - уровневый подход,
согласно которому за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а
необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством
обучающихся опорный уровень образовательных достижений.
Методы и формы оценки.
3
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга метапредметные и предметные стандартизированные
письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы,
самоанализ
и
самооценка,
наблюдения,
развернутая
оценка,
диагностика
самоконтроля.
Особое место среди них занимают комплексные проверочные работы.
Результативность ее выполнения устанавливается
по уровневой системе.
Описание уровней раскрывает знания и умения, необходимые для выполнения
работы. Тем самым у каждого ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения, что
позволит грамотно построить его дальнейшее обучение.
В новой системе оценивания предлагаются следующие уровни достижения
планируемых результатов:
базовый уровень достижений (средний) – решение простой типовой задачи,
подобной
тем,
что
решали
уже
много
раз,
где
требовалось
применить
сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что
необходимо
всем.
Овладение
базовым
уровнем
является
достаточным
для
продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному
направлению.
Достижению
базового
уровня
соответствует
оценка
«удовлетворительно» (или отметка «3»).
Следующие два уровня, превышающие базовый: повышенный и высокий.
Повышенный уровень достижений
– это превышение базового уровня.
Выполнение нестандартного упражнения, где потребовалось либо применить знания
по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в
новой, непривычной ситуации. Повышенный уровень достижения планируемых
результатов - оценка «хорошо» (отметка «4»).
Высокий уровень достижений планируемых результатов - оценка «отлично»
(отметка
«5»).
Решение
«сверхзадачи»
по
неизученному
материалу,
когда
потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые
самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные
успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований.
Ученик умеет добывать знания, умеет преподносить материал.
Рассмотрим уровни ниже базового – пониженный и низкий.
Пониженный
уровень
достижений
-
оценка
«неудовлетворительно»
(отметка «2»). Нет достижения базового уровня. Пониженный уровень достижений
свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что
учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые
осваивает большинство обучающихся; о том, что имеются значительные пробелы в
знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Ученик пробует выполнять задания, но
допускает ошибки.
Низкий уровень достижений
- оценка «плохо» (отметка «1»). Низкий
уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только
отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение
практически невозможно. Нет мотивации к обучению. Ученик выполняет задание,
но неправильно.
4
Для учителя инструментом фиксации результатов оценивания является
классный журнал, однако у многих есть еще один, собственный, или рабочий
журнал учителя. У каждого преподавателя своя система работы с личным
журналом: кто-то выставляет неудовлетворительные оценки только в него, а по
накоплении определенного количества оценок, выставляет одну «2» в классный
журнал, кто-то выставляет в него баллы, накопленные учениками, а потом
преобразовывает эти баллы в отметки в классном журнале. В рабочем журнале,
например учителя русского языка и литературы, фиксируют все баллы и оценки.
При этом неудовлетворительные оценки ученик может исправить в течение недели.
В классный журнал вносятся результаты основных видов работ (самостоятельные,
тестовые задания, творческие работы и т.д.), в том числе отработанных и
исправленных. Результаты итоговых контрольных работ не исправляются.
Рабочий журнал, таким образом, позволяет проследить динамику развития
планируемых результатов обучения школьников по русскому языку и литературе.
Часто на уроках (в зависимости от изучаемого материала) учителя – словесники
применяют систему накопительных баллов, т.е. оценка накапливается в течение
всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание - 1 балл, за
три правильных ответа с места - еще 1 балл, за правильный ответ у доски - еще 2
балла, за замеченную и объясненную ошибку – 2 балла и т.д. Это повышает
работоспособность класса.
Самооценка.
Важную роль в оценочной деятельности на уроке играет самооценка и
взаимооценка, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке активным,
анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Еще К.Ушинский говорил, что школьники овладевают знаниями благодаря
самостоятельности.
Самооценка и взаимооценка предполагают включение каждого учащегося в
действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются:
оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и
других;
краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения,
пожелания;
развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу; ученик по желанию
вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать
рецензию на ответ по плану.
Для рецензирования ответа учащегося необходимо изучить с учениками
следующий алгоритм:
1.
Внимательно прослушайте ответ на заданный вопрос.
2.
Определите:
-
излагается ли материал последовательно;
-
достаточно ли полным был ответ;
-
доказательными ли были объяснения, сделан ли обобщающий вывод;
-
какие были допущены ошибки при ответе;
-
была ли грамотной и выразительной речь отвечающего.
5
3.
Оцените умение использовать при ответе дополнительный материал.
4.
Дайте общую оценку ответу.
Учитель корректирует отметку и доказывает, что ученик завысил, занизил её или
оценка объективна.
Хочется отметить важность рецензии:
Ученик находится в процессе обучения, и ему важны комментарии,
направляющие
на
верный
путь.
При
таком
подходе
меняется
отношение ребенка к ошибке: ученик понимает, что в любой
познавательной деятельности
ошибки неизбежны,
осознание и
исправление своих ошибок есть основа глубокого усвоения изучаемого
материала.
Для развития у учеников адекватной самооценки сразу после выполнения
упражнения им предлагается поставить соответствующий знак рядом с каждым
заданием:
задание выполнил(а) легко, без затруднений;
> задание выполнил(а) с некоторыми затруднениями;
< задание было для меня очень трудным, но я с ним справился(лась);
- с заданием не справился(лась).
После проверки контрольного диктанта и выставления оценки проводится
работа над ошибками, в ходе которой учащимся предлагается провести анализ
своей работы и ответить на следующие вопросы:
1) Какие именно недостатки в моих знаниях не позволили мне правильно
выполнить все задания и привели к снижению оценки?
2) Какие знания помогли мне выполнить работу полностью и получить
высшую оценку?
Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о
целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
«Алгоритм самооценки»:
1.Какова была цель упражнения?
2.Удалось выполнить его?
3.Правильно или с ошибками?
4.Самостоятельно или с чей-то помощью?
5.Какую себе поставишь отметку?
6.Почему?
Таким образом, система контроля и оценки является регулятором отношений
школьника и учебной среды. Ученик становится
равноправным
участником
процесса обучения. Он стремится к проверке своих знаний, к установлению того,
чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
Задача учителя на протяжении всего этапа обучения -
контролировать
достижение
учащимися
планируемых
ими
результатов.
Каждый
элемент
планируемого результата должен подкрепляться заданиями, с помощью которых
можно оценить, достиг ли обучающийся заданного результата или нет. При этом
важно оценить, может ли обучающийся применить освоенное знание или умение в
простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, или он
6
способен применить это знание и умение в новой ситуации. Данная информация
является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего
интересы и способности учащихся.
Своё выступление мне хотелось бы закончить притчей.
Притча Джорджа Х. Риверса «Школа для животных».
Однажды животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое,
чтобы достойно решать проблемы «нового мира». И они организовали школу.
Они составили программу занятий, которая состояла из беганья, лазанья,
плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она
была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее
были посредственные оценки за полет и еще хуже – за бег. Поскольку она так
медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от
плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она
и плавать стала неважно. Но посредственные оценки в этой школе засчитывались,
так что это никого не беспокоило, кроме самой утки.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв
из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании.
Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на
занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с
верхушки дерева. У нее также произошел срыв из-за переутомления, и она получила
тройку за лазанье и двойку за бег.
Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали.
На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал
это по-своему.
В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал,
лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на
выпускном вечере от имени своего класса.
Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не
включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее,
объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную
школу.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его
обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция
на оценку его деятельности.
7