Автор: Новикова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогические приемы, направленные на формирование у обучающихся УУД (универсальных учебных действий)
Раздел: среднее образование
1
Педагогические приемы, направленные на формирование у обучающихся
УУД (универсальных учебных действий)
Новые социальные запросы, отраженные ФГОС, определяют цели образования
как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. В связи с этим
современная система образования ставит задачу освоения учащимися конкретных
предметных знаний и формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают компетенцию «научить учиться». В Федеральном государственном
образовательном
стандарте
существенно
расширяются
представления
об
образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие
личности обучающихся, а под новым образовательным результатом в настоящем
документе понимаются как познавательные (учебные) результаты, так и результаты,
касающиеся других сторон личности школьников, сформированные в процессе
образования, – гражданская позиция, уровень социализации, система ценностных
отношений и ориентировок.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших
учащихся
показывают
недостаточную
подготовку
к
самостоятельному
поиску
необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход
из нестандартной ситуации. Выпускники не достаточно готовы к успешной адаптации
в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо
остаются по жизни неуспешными, либо теряются, не могут «найти себя», что может
привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и остается актуальной проблема
самостоятельного
успешного
усвоения
учащимися
новых
знаний,
умений
и
компетенций, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А
это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные
учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной
учебной деятельности и без которых ученик не сможет быть успешным ни на
следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
В широком значении «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и
самосовершенствование учащегося путем сознательного и активного приобретения
нового социального опыта. В более узком смысле – это совокупность действий
учащегося,
обеспечивающих
его
социальную
компетентность,
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Одним словом, УУД создают условия развития личности и ее самореализации.
Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Однако, несмотря на понимание необходимости формирования УУД многими
педагогами, пристальное внимание по-прежнему уделяется предметным знаниям и
умениям школьников, а общеучебные умения формируются бессистемно.
Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации
учебной
деятельности
учащихся
раскрывает
определенные
возможности
для
формирования УУД.
Какие педагогические приемы, направленные на формирование у обучающихся
УУД рекомендуется использовать на уроках? Их достаточно много. Познакомлю
вас с некоторыми из них.
2
Приём «Инсерт» (маркировка текста) - приём технологии развития критического
мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия
как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган
и Эстес.
Приём используется в три этапа: учащимся предлагается проанализировать текст.
1.
В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " -
новое; « - » - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);
2.
Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков
маркировки;
3.
Обсуждают записи, внесённые в таблицу.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым
процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
Приём «Послушать – сговориться – обсудить» - приём интерактивного
обучения,
который
способствует
активному
усвоению
знаний,
вовлекает
в
предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается
подумать и написать 3 слова, относящиеся к теме урока. Затем ребята должны
показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и
огласить их классу.
Кластер – это нелинейный способ составления карты информации, идей и
вопросов. Прием «Кластеры» применим как на этапе опроса, так и во время
рефлексии. Суть приема заключается в том, что в центре находится ключевое понятие,
а информация, касающаяся этого понятия, явления, события, описанного в тексте,
систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
Кластер – педагогический метод,
который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние
связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель этого приёма - подготовить учащихся к восприятию новой информации.
Советы преподавателю (очень важно!!!)
Записывать все идеи учащихся
Не судить о качестве идей (не комментируйте)
Не
переставать
писать,
пока
не
закончится
отведенное
время.
При
необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
Стараться построить как можно больше связей.
Целесообразно после группового составления кластера предложить учащимся
индивидуальное составление с последующей работой в парах (тройках, малых
группах).
Кластер по теме «Повторение изученного по теме «Имя существительное».
5 класс.
3
Кластер по теме «Наречие как часть речи».
Кластер по обществознанию
Кластер по истории
4
«Синквейн» - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации
эмоциональных
оценок,
описания
своих
текущих
впечатлений,
ощущений,
ассоциаций, состоит из пяти строк:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к
понятию;
5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор
выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно
составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда
при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного
материала.
Например, синквейны по теме: «Русский язык – язык русского народа»:
Русский язык
национальный, основной
является, практикуется, забывается
государственный язык Российской
Федерации
славяне
Русский язык
древнерусский, современный
говорят, пишут, излагают
один из крупнейших языков мира
русистика
Синквейны по повести Владимира Богомолова «Иван».
Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
Титков.
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.
5
Обломов
Ленивый, душевный.
Лежит, скучает, бездельничает.
Его погубила обломовщина.
Лишний человек.
Приём «Индуктор» - приём интерактивного обучения, основан на ассоциациях.
На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы -
смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Например, на уроках литературы при изучении творчества Марины Цветаевой
ученики должны записать имя и фамилию поэтессы и подобрать слова, схожие с ними
по звучанию (Марина – море – марево – ария – малина…). Затем они пишут слова,
словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при
произнесении этого имени. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно,
затем прочитывает их вслух. Индивидуальный подбор дополняется понравившимися
образами из подборок других учеников.
Прием «Фишбоун».
Дословно он переводится с английского как «рыбная
кость» или «скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся
в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема заключается в
установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и
влияющими на него факторами, в совершении обоснованного выбора. Дополнительно
метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать
проблемы.
Описание: голова - вопрос темы (проблема),
верхние косточки - основные понятия темы,
нижние косточки — суть понятии,
хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы,
отражающие суть.
Формы работы:
индивидуальная работа - всем учащимся учитель предлагает поработать с
теоретическим материалом учебника,
перед каждым ставится цель -
заполнить схему «Рыбий скелет» в течение 10 минут. Затем проходит
6
обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на
доске;
работа в группах: каждая из групп получает свой теоретический материал,
чтение которого происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах.
Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Например,
фишбоун
по
теме
«Двоеточие
в
бессоюзном
сложном
предложении», 9 класс:
Приёмов, которые формируют у учащихся УУД. Много. Среди них – «Задание
массивом», «Отсроченная реакция», «Лист защиты», «Лови ошибку!», о
которых более подробно расскажут коллеги, применяющая эти приёмы на
практике.
Прием «Отсроченная реакция» - учитель после заданного вопроса
выдерживает паузу, что позволяет осмыслить вопрос тем сообразительным
ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на
изменившуюся учебную ситуацию. Пятиклассники довольно часто торопятся
выразить собственное Я: поднимают руку, чтобы ответить, не имея готового
ответа на поставленный вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне –
тугодум), поразмышляв, может дать блестящий ответ
.
Прием «Лови ошибку!»
1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже
подсказывать "опасные места" интонацией. Важно научить детей быстро реагировать
на ошибки.
2.
Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть
«поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками,
в том числе старшими.
Учителя - словесники, организуя работу учащихся на уроке, подбирают
такие упражнения и задания, выполняя которые ученик не только «тренируется»
выполнять операции (приемы), т.е. учится предметно-практическим действиям, но и
постигает способы и приемы учебной деятельности, деятельности познавательной,
учится
самостоятельно
выбирать
наиболее
подходящий
прием
решения
7
орфографических задач, искать свои собственные, не встречавшиеся в его опыте
приемы решения, выходящие за пределы стандартного набора знаний, навыков и
умений, т.е. процесс обучения на уроке становится обучением деятельности.
Например,
при
изучении
темы
«Местоимения»
учитель
предлагает
шестиклассникам (в группе) выполнить следующее задание, причем пошагово:
«Понаблюдай
,
как
образованы
неопределённые
местоимения
–
существительные, местоимения – прилагательные, местоимения – числительные.
Какой вывод ты можешь сделать? Вспомни, как изменяются вопросительные
местоимения
который
и
сколько
. Проверь, так же или по-другому изменяются
местоимения
некоторый
и
несколько
. Сделай вывод. Расскажи об образовании и
изменении местоимений
некоторый и несколько»
.
Подбирая тексты, составляя подобные задания, учителя помогают ученикам
открывать новые знания, осознавать их актуальность, учат применять знания не только
на уроке, но и в жизни:
5 класс, русский язык. После работы с текстом упражнения предлагается
ответить на вопросы: Что ты узнал об особенностях ударения в разных языках?
Выпиши выделенные слова. Запомни, как правильно произносятся эти слова. Какой
иностранный язык ты изучаешь? Есть ли в нем правило постановки ударения?»;
6 класс. После выполнения фонетического разбора слова ученикам предлагается
ответить на вопрос: «Почему, если хочешь научиться писать и правильно говорить по-
английски, без транскрипции не обойтись? Как ты думаешь, а иностранцу, который
начинает изучать русский язык, нужна транскрипция?».
Приведу пример, как формируются некоторые личностные результаты
средствами такого учебного предмета, как русский язык.
Среди универсальных учебных действий МО учителей - словесников особое
внимание уделяет коммуникативным (вести диалог, понимать точку зрения другого,
извлекать информацию, данную в неявном виде, уметь формулировать высказывание),
т.к.
в
основе
понимания
лежит
адекватное
восприятие
и
переработка
информации, т.е. работа с текстом.
Кроме того, коммуникативные действия
обеспечивают
социальную
компетентность
ученика,
позволяют
ему
строить
продуктивные взаимоотношения с окружающими.
На уроке учитель часто отправляет ученика к тексту учебника, статьи,
художественного произведения и т.д. и ожидает от ребенка адекватного понимания
текста. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что наши учащиеся не
воспринимают информацию, которую несет текст, испытывают затруднения при
выполнении заданий.
В течение ряда лет сложным заданием ЕГЭ по русскому языку считается задание
№.1, представляющее собой работу с текстом.
Например, задание №1 ЕГЭ по русскому языку.
Прочитайте внимательно текст.
Мобильный, или сотовый, телефон - это миниатюрная комбинация
телефона, радиоприемника и радиопередатчика, ставшая возможной только
благодаря достижениям современной физики. Главное преимущество такого телефона
состоит в том, что он поддерживает постоянную радиотелефонную связь при
перемещении абонента в пределах так называемой «зоны покрытия». Вся зона
покрытия разделена на ячейки, называемые также «сотами» (отсюда и название
8
телефона). В каждой ячейке имеется свой приемник – передатчик. Включенный
сотовый телефон автоматически через определенный промежуток времени посылает
сигналы, поддерживая радиосвязь с ближайшим приемником-передатчиком, который
предоставляет ему один из свободных каналов.
Задание: из предложенных 5 предложений выбрать 2, в которых верно передана
ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.
задание
результат выполнения задания
озаглавьте текст
Сотовый телефон
охарактеризуйте
материал текста
Данный текст раскрывает принцип работы
мобильного (сотового) телефона
основная мысль текста
Главное преимущество такого телефона
состоит в том, что он поддерживает
постоянную радиотелефонную связь при
перемещении абонента в пределах так
называемой «зоны покрытия».
Развивать регулятивные учебные действия учителям помогают следующие
задания: (выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с
целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат):
5 класс, упр. 4. Даны высказывания о русском языке И. Тургенева, А.
Ахматовой, И. Бунина. Задание: прочитай тексты. Обрати внимание на время
написания каждого из них. (И. Тургенев – 1882, И. Бунин – 1915, А. Ахматова – 1942).
Заметил ли ты, что все три произведения в чём-то созвучны друг другу? В чём
именно? Попытайся объяснить. Прочитай определения, которые находят И. Тургенев,
И. Бунин, А. Ахматова к словам русский язык, русская речь, русское слово. Сравни их.
Что ты заметил?
5 класс, упр.5. Задание: прочитай отрывок из книги Н. Гоголя «Мёртвые
души». Какие яркие определения, образы нашёл Н. Гоголь, говоря о своеобразии
английского, французского, немецкого, русского языка?
Система упражнений, помогающая открывать новые знания:
Упр. 139 (5 класс). Как ты понимаешь смысл этих устойчивых выражений?
Голова горит.
У него в руках всё горит.
На воре шапка горит.
В каком значении употреблено слово горит? Написание какой буквы надо
проверить в этом слове? Попробуй подобрать проверочное слово? Получилось? Что
тебя удивило? Можно ли использовать такую проверку для выбора данного
написания? Как называются такие корни? Сформулируй цель урока? Сравни свою
формулировку с авторской.
Развивать познавательные учебные действия учителям -
словесникам
помогают задания: – извлекать информацию, использовать различные виды чтения и
фиксации информации, делать логические выводы и т.п.
6 класс. Ученикам предлагается выполнить следующее:
I.
Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм)
9
II.
Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном
предложении?
1. Найти и подчеркнуть …
2. Посчитать …
3. Если …
4. Найти границы …
5. Выделить …
6. Поставить …
10
III.
Сравни свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с.140-
141.
IV.
Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений.
На уроках русского языка учителя используют приемы работы с правилами и
определениями как учебно-научными текстами.
Например,
6 класс.
Итог открытия знаний по теме «Простые и сложные
предложения». После определений простого и сложного предложения дается задание:
«1. Ты прочитал учебно-научный текст. Из ск
о
льких частей он состоит?
2. На какой вопрос отвечает каждая часть?
3. Запиши эти вопросы под цифрами. У тебя получился план текста.
4. Перескажи этот текст по плану».
Планируя уроки русского языка, учителя подбирают для учащихся задания на
необходимом, программном и максимальном уровнях, что даёт возможность учителю
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив
требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и
новых творческих находок.
Но если учитель знает, что прежние методы работы
помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем.
Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в
новой образовательной среде.
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный
учитель
излагает.
Хороший
учитель
объясняет.
Выдающийся
учитель
показывает. Великий учитель вдохновляет».
Если ты дашь кому-нибудь рыбу, он поест один раз.
Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда.
Восточная мудрость
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40
человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там
находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без
ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство,
добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил
некоторое представление о работе школьного учителя»
(Дональд Д. Куинн).