Автор: Новикова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 103
Населённый пункт: г. Минеральные Воды
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательные технологии: осознанный выбор. Сравнительные возможности традиционных и развивающих технологий.
Раздел: среднее образование
Образовательные технологии: осознанный выбор. Сравнительные
возможности традиционных и развивающих технологий.
«Формирование у ребёнка ценного отношения к языку - одна из важнейших
задач
школьного
лингвистического
образования,
поэтому
обязательным
компонентом лингвистического мировоззрения должны стать представления о
языке как о многоаспектном и многофункциональном явлении, которые основаны
на системе знаний и умений, формирующихся в школе, которые переводят язык в
мировоззренческую
плоскость,
делают
его
эстетической
и
нравственной
ценностью для любого носителя языка.» Трудно не согласиться с предложенной
цитатой из Федеральной целевой программы «Русский язык (2006 – 2010 годы).
Применение современных развивающих технологий в обучении - одна из
наиболее важных и устойчивых тенденций развития образовательного процесса.
В отечественном образовании в последние годы компьютерная техника и другие
средства
информационных
технологий
стали
практически
постоянно
использоваться при изучении большинства учебных предметов. Это далеко не
случайно: информатизация существенно повлияла на процесс приобретения
знаний. Новые развивающие технологии обучения на основе информационных и
коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс,
увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных
массивов знаний.
Исходя из всего выше сказанного в течение двух лет методическое
объединение
учителей
русского
языка
и
литературы
работает
по
теме:
««Возможности применения информационно-коммуникационных технологий на
уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Всю свою
деятельность учителя - словесники направили в основном на организацию работы
учащихся старших классов над проектами по литературе с использованием новых
технологий, а также на накопление опыта использования ИКТ на разных этапах
школьного урока: как при объяснении нового материала, так и при повторении
темы (урок обобщения изученного по теме, в старших классах – при комплексном
повторении материала при подготовке к сдаче ЕГЭ). О результатах работы в этом
направлении уже говорилось на лаборатории по соответствующей теме, однако
хочется дополнить, что выполнение творческих проектов способствует развитию
самостоятельности,
воображения,
творческого
мышления,
а
также
коммуникативных
умений.
Перед вами презентация по одной из трудных тем русского языка
«Причастие», выполненная учеником 8 Г класса Денисовым Владиславом,
которая может использоваться и во время закрепления темы на уроках в среднем
звене, и на уроках повторения в старших классах. Здесь учеником собран
основной теоретический материал по этой теме: даётся определение причастия,
чем отличаются действительные причастия от страдательных, в чём особенности
построения причастного оборота и знаков препинания при нём, как образуются
действительные и страдательные причастия, отчего зависит правописание
гласных в суффиксах этих причастий, параллельно с этим ученикам предлагается
1
выполнить и практические задания. Выполняя такие задания, школьники учатся
самостоятельности в
развитии своих познавательных навыков, в умении
ориентироваться в информационном пространстве, конструировать свои знания,
анализировать, делать выводы, представлять наглядно результаты своей работы.
В этом учебном году учитель Ясинская Л.В. продолжила работу по теме:
«Поиск
путей
и
методов
использования
информационных
технологий
в
деятельности учителя-словесника». Несколько лет работая по блочной системе,
она использует презентацию на уроке во время объяснения материала учебного
блока, который включает структурно – логическую схему (блок) по теме, вопросы
для аналитической беседы по теории, способствующей осознанному восприятию
материала учебного блока, алгоритм, примеры для анализа, тестирование. Эта
презентация используется и при повторении темы. Чтобы разнообразить виды
работ
со
словарными
словами,
развить
любознательность,
стремление
к
познанию, учитель использует кроссворды. Ребята самостоятельно составляют их
из слов раздела «Пиши правильно». Заполняя кроссворд, учащиеся закрепляют
полученные на уроках по орфографии знания в необычной форме, что,
несомненно, активизирует работу памяти. Кроме того, они узнают правильное
толкование слов, что очень важно, так как без понимания смысла слов
невозможно ясно излагать свои мысли.
Основным критерием оценки эффективности современного урока является
конечный результат - достигнута ли его цель или нет, что усвоили учащиеся и
как, какие конкретные умения отработаны на данном уроке. А это требует от
учителя подбора таких видов контроля, которые занимают немного учебного
времени, но эффективны. Они обычно рассчитаны на 5- 7 минут. Проверка в
разной форме: самопроверка по ПК (проверочной карточке на экране),
взаимопроверка. Формы проведения контрольных срезов различны: буквенный,
цифровой, графический диктанты, тестирование. Такой контроль и формирование
умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее
и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание
обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для
оценивания в современной системе обработке информации.
Русский язык пока, к сожалению, является не самым привлекательным для
наших школьников, и применение новых развивающих технологий может по-
настоящему оживить его,
интенсифицировав учебно-воспитательный процесс
через повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов
познавательной
деятельности,
углубление
межпредметных
связей
за
счет
интеграции информационной и предметной подготовки.
Яркий тому пример – уроки – конкурсы знатоков русского языка, которые
прошли в 5б, 6а классах, учитель Яценко О.Ю. (Демонстрация презентации).
Учащиеся охотно идут на такие уроки, воспринимают их как праздник, у
школьников вырабатывается устойчивый интерес к подобным занятиям, меньше
рассеивается внимание.
Детей
привлекают
новые
условия,
непринуждённость
обстановки,
возможность
работать
группами
(взаимопомощь),
возможность
получить
положительную отметку. Ученик самоутверждается, у него появляется вера в
2
свои способности (это особенно важно для слабых учащихся). Такой опыт
пригодится ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой.
Уже четвёртый год МО учителей – словесников работает по программе по
литературе под редакцией Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева. Авторы программы
справедливо считают: «В среднем звене школы быстро взрослеющий
подросток…должен и может относиться к чтению как к душевной и
интеллектуальной потребности». Новый учебник интересен и привлекателен
самим подбором художественных текстов. В него вошли лучшие образцы
мировой детской и юношеской литературы. Эти книги дают простор для
изучения характера, нравственных ситуаций, человеческих взаимоотношений,
словом, помогают сложному процессу формирования личности, что является
одной из задач уроков литературы.
Так, например, раздел первый учебника 5 класса «Шаг за горизонт»
называется «Жизнь по законам
чести». На уроках обсуждаются такие
произведения, как роман А.Дюма «Три мушкетёра», «Дети капитана Гранта»
Жюля Верна, повесть В.П.Катаева «Белеет парус одинокий…», роман
В.Каверина «Два капитана». В процессе обсуждения ученикам предлагается
ответить на вопросы: что это значит – «жить по законам чести», что
такое дружба», как вы понимаете смысл словосочетания «дар дружбы»?
и т.д. Раздел второй называется «Шифры и клады». Не удивительно, что уроки,
посвящённые знакомству с произведениями Эдгара По и Роберта Стивенсона
проходят в буквальном смысле на одном дыхании. Например, урок в 5б классе,
учитель Яценко О.Ю.
В начале урока ученикам предлагается выполнить задание:
назовите
известные вам «неизведанные острова», а также названия книг и их авторов.
Ученики отвечают, что это Остров Отчаяния (Д. Дефо. «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо»),
Остров Монте-Кристо (А. Дюма. «Граф Монте-
Кристо»),
Остров
Погибших
Кораблей
(А.
Беляев
«Остров
Погибших
Кораблей»). После знакомства с личностью автора романа, анализа ключевых
сцен, после выразительного чтения стихотворения путешественника и поэта XX
века Н. Гумилёва ученикам предлагается выполнить довольно необычное задание:
составить собственную карту зарытых сокровищ. Как мы видим, пятиклассники
великолепно справляются с работой. Опыт доказывает, что с такими видами
творческих заданий может справиться каждый школьник, поставленный в
условия творческой задачи.
А первая часть этой же программы по учебнику 8 класса, «Дом без стен»,
называется «Человек толпы. Человек в толпе», тема уроков звучит так:
«Пожалейте человека!» и начинается со знакомства с повестью Н.В.Гоголя
«Шинель». Особенностью предложенной программы по литературе также
является и то, что в течение всего учебного года из произведения в произведение
учеников сопровождают определённые герои, как правило, их сверстники.
В
программе Бунеева тексты русских писателей разных эпох соседствуют с
текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской
литературы
в
общемировом
духовном
пространстве,
выявить
общие
закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного
3
отражения в содержании литературного образования требуют происходящие
сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных
клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой
подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного
читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять
иную точку зрения, готового к адаптации в современной действительности – всё
это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение -
проблемным.
В настоящее время идёт апробация и новой программы по русскому языку
под редакцией Р. Бунеева, в которой учителей – словесников привлекает
несколько моментов, как - то: тесная связь с учебником по литературе через
примеры; материал даётся концентрично, т.е., например, изучение имени
существительного по традиционной программе проходит в 6 классе и однократно,
по программе Бунеева эта же тема изучается и в 7, и в 8 классах, но уже более
глубоко. Говорить о явном преимуществе этой программы по русскому языку
пока рано: ученики, обучающиеся по ней, - сегодня в 7 классе.
Одной из форм компьютерных обучающих технологий является электронный
учебник.
Электронный учебник
- компьютерное, педагогическое программное
средство,
предназначенное,
в
первую
очередь,
для
предъявления
новой
информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и
индивидуализированного обучения. В этом учебном году учителем Сухаревой
Е.Е. была завершена большая и кропотливая работа по созданию глав
электронного учебника к разработанному элективному курсу "Наше наследие"
(Духовно-нравственные искания человека в русской литературе ХIХ – ХХ веков).
Предложенный элективный курс ориентирован прежде всего на учащихся,
заинтересованных в углублении знаний литературы, интересующихся историей и
культурой
своей
страны,
планирующих
продолжить
свое
образование
в
гуманитарной
сфере.
Освоение
этого
курса,
возможно,
решит
задачу
предпрофильной
подготовки
учащихся
в
данной
области,
что
является
актуальным
и
педагогически
целесообразным
в
современных
условиях
школьного профильного обучения.
Новизна элективного курса "Наше наследие" заключается в том, что
прочтение классического художественного текста предполагает восприятие –
переживание его как культурно-исторического феномена, иначе говоря, феномена
определенной культуры или культурно-исторического типа.
Предложенные главы адаптированы к конкретному плану элективного
курса.
Как вы видите, предложенный материал, как того требует технология
создания электронного учебника для школьных общеобразовательных дисциплин,
содержит гиперссылки, имеется содержание с быстрым переходом на нужную
страницу,
умело
и
грамотно
подобран
иллюстративный
материал,
что
способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала.
Важным качеством новых обучающих технологий является органическая
связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения.
4
Обучающие технологии, наряду с традиционными методическими средствами,
могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными
целями и задачами.
Компоновка технологий, о которой говорилось выше, обеспечивает
вариативность доступа к любому модулю по мере необходимости и для учителя, и
для учащихся. Для ученика с самого начала предусмотрена возможность выбора:
вспомнить теоретический материал или сразу выполнить упражнение.
Рациональное применение подобных технологий в условиях реального
учебного
процесса
позволяет
разумно
менять
арсенал
традиционных
методических средств.
Учитель Голуб И.И. в своей работе опирается в основном на творческие
способности и возможности учеников, поэтому большинство уроков русского
языка и литературы строятся так, чтобы развивать в них творческое начало. Так,
чтобы заучивание орфографических правил не становилось скучным и надоевшим
времяпрепровождением, с 5 –го класса заводятся тетради «Орфография в
рисунках», в которых именно через художественное видение правила возникает
потребность это правило выучить. Рядом с рисунком – правило, чаще необычное,
потому что рифмуется оно здесь же, на уроке, вместе с учителем:
Перед «Г» пишу, друзья,
Я, конечно, букву «А»,
«О» пишу я перед «Ж» -
Знаю правило уже.
С 5-го класса ученики заводят тетради «Русский язык в схемах и таблицах»,
«Живой как жизнь», которые представляют собой справочники для подготовки к
сдаче ЕГЭ. Оправдали себя творческие лаборатории, проводимые этим учителем с
учениками из разных параллелей по темам: «Кот в мировой литературе»,
«Телевидение: монстр или чудо XXI века?» Стали традиционными и ожидаемыми
встречи с поэтом Николаем Киреевым. Последняя, которая состоялась в ноябре
месяце, была посвящена притчам. В следующую встречу Н. Киреев обещал
провести «Мастер – класс» с учащимися 5 – 9-х классов.
Как мы видим, далеко не весь учебный материал нуждается в опоре на
средства компьютерной техники. Не нужно превращать использование программ
в самоцель, неуёмное увлечение. (Всё хорошо в меру!). Крайне не целесообразно
полностью компьютеризовать процесс изучения тем русского языка, а тем более
литературы, так как практически не реализуется коммуникативно-прагматическая
(КОММУНИКАЦИЯ - от лат. communicatio, от communico — делаю общим,
связываю, общаюсь, ПРАГМАТИЗМ - от греч. pragma, род. п. pragmatos — дело,
действие) направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая
учащихся новыми знаниями, умениями и навыками, новые технологии тем не
менее не развивают монологическую и диалогическую речь школьников, сужают
область коммуникации. Следовательно, новые технологии на уроке необходимы
как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное, они не
подменят ставшие уже привычными дидактические средства, а лишь дополнят их
в процессе традиционно проводимого урока. Особо хочется остановиться на
уроках литературы, поскольку это предмет, который способствует формированию
5
духовных
интересов
и
помыслов
будущей
личности.
Именно
здесь
осуществляется приобщение учащихся к культуре, идеям, мировоззренческим,
моральным и эстетическим ценностям своего народа, всего человечества. Новые
технологии не заменят на таких уроках живое слово учителя, которое
воздействует на ученика, которое является примером речевой культуры учителя.
Разумное
комбинирование
новых
и
традиционных
образовательных
технологий в преподавании русского языка и литературы позволяет ученикам
нашей гимназии демонстрировать свои знания по предметам и показывать
хорошие результаты в сдаче ЕГЭ. (89% качества при 100% обученности)
6