Автор: Шафикова Ольга Хамзяевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 78 "Фарватер"
Населённый пункт: город Казань ,республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приёмы развития критического мышления на уроках чтения
Раздел: начальное образование
Методы и приёмы развития критического
мышления на уроках чтения.
Шафикова Ольга Хамзяевна, учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
Приволжского района города Казани
Информационное общество – это не далекое и призрачное будущее.
Информационное общество – это реальность, в которой предстоит жить нашим
детям и внукам. Задача учителя научить своих воспитанников жить в условиях
этого общества и плодотворно работать с тем потоком информации, который
они получают из разных источников. Решить данную проблему помогает
технология
развития
критического
мышления
(далее
–
ТРКМ).
Данная
педагогическая технология дает возможность эффективно построить учебный
процесс, повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную и
познавательную деятельность.
Развитие критического мышления - тема не новая в педагогике. Технология
развития критического мышления была предложена в 90-е годы ХХ века
американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика
обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ? В России она
основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской
педагогики и психологии (идеи Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б.
Эльконина, Л. В. Занкова).
Критическое мышление –
способность анализировать информацию с
позиции логики,
умение выносить обоснованные
суждения,
решения
и
применять полученные результаты, способность ставить новые вопросы,
вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.
Подобный тип мышления
необходимо развивать у ребенка начиная с
начальной школы, а может и раньше. Рассмотрим применение технологии
критического мышления на примере уроков начальной школы.
В основе ТРКМ лежит трехфазная структура урока: стадия «Вызов»,
стадия «Осмысление» и стадия « Рефлексия».
Предлагаю далее на примере темы «К.Д. Ушинский «Слепая лошадь»
(урок литературного чтения в 3 кл.)
рассмотреть и применить эффективные методические приемы.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная
или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться
представление, чего он не знает по теме урока и что хочет узнать.
На этой стадии эффективны такие приемы, как «Аквариум», «Верите ли
Вы, что...?», «Корзина идей», «Мозговой штурм», «Ассоциативная карта»,
«Верные и неверные утверждения». Рассмотрим применение некоторых приемов
на уроке:
Приём «Аквариум»
Из каждой группы выходит по одному человеку, они будут «золотыми
рыбками» в аквариуме. Участники рассаживаются в круг. Цель работы-ответить
на ряд вопросов, поставленных педагогом. Остальные - зрители.
На доске слово «Догони – Ветра» без сообщения имени автора и названия
урока:
- подберите эпитеты к слову «Догони – Ветра» (быстрый, смелый,
стремительный);
- подберите синонимы к слову Слепой? (незрячий, невидящий), а антоним?
(зрячий);
- составьте словосочетание со словом «слепой» (слепой котёнок, слепой
старик).
Приём «Верите ли, что…» (работа в паре)
Учащиеся должны предположить, о чём будет речь в произведении.
Учитель предлагает вам утверждения, а учащиеся, если согласны ставят «+»,
если нет, то «-». (Работа проходит в паре по карточкам)
• Верите ли, что лошадь родилась слепой?
• Верите ли, что в слепоте лошади виновен человек?
• Верите ли, что история о лошади закончится благополучно?
Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с
помощью значков "+" и "-".
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
На этой стадии ученик под руководством учителя и с помощью своих
одноклассников ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на
первой стадии (что хочу знать). Цель данного этапа — побудить учащегося к
высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес
школьников к информации и добиться ее понимания. Здесь важно, чтобы дети
обменивались различными мнениями и вырабатывали гибкость мышления.
Второй этап — «осмысление» — содержательный, в ходе которого происходит
непосредственная осмысленная работа ученика с информацией. На этом этапе
урока
хорошо используются такие приёмы, как «Чтение с остановками»,
«Чтение с пометами», «Толстые и тонкие вопросы», «Кубик Блума», «Бортовой
журнал». Рассмотрим некоторые из них.
Приём «Чтение с остановками»
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы
каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для
воображения и побуждал к мышлению: "А что же будет дальше?". Чтение
проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения.
Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.
Прием «Бортовой журнал» - это способ визуализации материала
(работа в паре).
Бортовые
журналы
-
обобщающее
название
различных
приемов
обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы
записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом
простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала,
учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной
теме?
Что нового я узнал из текста?
На рассматриваемом уроке учащимся даётся информация о лошади из
произведения К.Д.Ушинского, и они заполняют таблицу. Данную работу лучше
выполнять в паре.
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Это простой и очень эффективный прием, который формирует умение
правильно поставить вопрос. Суть приема в том, что составляется таблица из
двух колонок:
Левая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются
вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими.
(Кто автор сказки «Слепая лошадь»? Как звали хозяина лошади? За что прозвали
лошадь «Догони-Ветра»?)
Правая колонка — толстые вопросы.
В эту половину таблицы
записываются
вопросы,
ответы
на
которые
могут
быть
развернутыми,
обстоятельными и длинными. (Как по-другому можно озаглавить эту сказку?
Чему учит данная сказка? Какую пословицу можно подобрать к этой сказке?)
3 этап — «Рефлексия» (размышление)
На данном этапе происходит размышление и обобщение того, «что узнал»
ребенок на уроке по данной теме. Этап «Рефлексия» способствует целостному
осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу,
выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого
процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы,
приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.
На этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы, как
«Метод 6 шляп», «Кластер», «Перепутанные логические цепочки», «Синквейн»,
«Пятиминутное эссе», «Ромашка вопросов или ромашка Блума».
Рассмотрим, как используются некоторые приемы на уроке литературного
чтения:
Прием 6 шляп мышления
Это прием групповой познавательной активности, который помогает
рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и
выявить разные стороны восприятия и оценки.
Класс делится на шесть групп. Каждая выбирает себе одну шляпу (по
желанию) и формулирует своё высказывание.
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
1 группа Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы
оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно
так, а не иначе.
2 группа Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой
группы
ищут
выгоды
предложенного
решения,
обрисовывают
только
положительные моменты.
3 группа Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна
высказать сомнение, найти аргументы против.
4группа Красная
— эмоции, страсть. Эта группа высказывает только
эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
5 группа Зеленая
— творческая, креативная. Участники этой группы
предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми
фантастическими и неожиданными.
6 группа Синяя
— нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе
собираются эксперты, которые оценивают предложения всех групп и находят
оптимальное решение.
Данная работа проводится, когда учащиеся познакомились с произведением
К.Д.Ушинского «Слепая лошадь» и делают выводы, используя различные
подходы. Этот прием позволяет эффективно провести обобщение по теме.
Приём «Незаконченное предложение»
Учащимся предлагается карточка с незаконченными предложениями,
например «На уроке было интересно…», «Новым для меня стало...», «Мне
понравилось…», «На уроке мне было легко...», «На уроке давалось с трудом…»,
«Теперь я смогу…». Они продолжают предложения и определяют сильные и
слабые стороны урока.
Таким образом, используя технологию развития критического мышления,
можно отметить такие его преимущества, как:
ученики развивают умение мыслить не стандартно и гибко, предлагать
креативные решения проблем;
•
увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется
их словарный запас;
•
совместная работа способствует лучшему пониманию информационно
насыщенного текста;
•
учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся
слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
•
обостряется любознательность, наблюдательность;
•
развивается активное слушание, память, внимание;
•
повышается самооценка.